«Вот они – нашей дороги строители! Композиция стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Мубаракшина Алсу Фаиезовна

урок в 6 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по Николаевской железной дороге

Слайд 2

Кроссворд

Слайд 3

Кроссворд Н Е К Р А С О В

Слайд 4

Кроссворд Н Е К Р А С О В В О Л Г А

Слайд 5

Кроссворд Н Е К Р А С О В В О Л Г А Г И М Н А З И Я

Слайд 6

Кроссворд Н Е К Р А С О В В О Л Г А Г И М Н А З И Я П О Э Т

Слайд 7

Кроссворд Н Е К Р А С О В В О Л Г А Г И М Н А З И Я П О Э Т Г Р Е Ш Н Е В О

Слайд 8

Кроссворд Н Е К Р А С О В В О Л Г А Г И М Н А З И Я П О Э Т Г Р Е Ш Н Е В О М О Р О З

Слайд 9

Кроссворд Н Е К Р А С О В В О Л Г А Г И М Н А З И Я П О Э Т Г Р Е Ш Н Е В О М О Р О З О Д И Н Н А Д Ц А Т Ь

Слайд 10

Кроссворд Н Е К Р А С О В В О Л Г А Г И М Н А З И Я П О Э Т Г Р Е Ш Н Е В О М О Р О З О Д И Н Н А Д Ц А Т Ь З А Й Ц Е В

Слайд 11

Кроссворд Н Е К Р А С О В В О Л Г А Г И М Н А З И Я П О Э Т Г Р Е Ш Н Е В О М О Р О З О Д И Н Н А Д Ц А Т Ь З А Й Ц Е В Н И К О Л А Й

Слайд 12

Кроссворд Н Е К Р А С О В В О Л Г А Г И М Н А З И Я П О Э Т Г Р Е Ш Н Е В О М О Р О З О Д И Н Н А Д Ц А Т Ь З А Й Ц Е В Н И К О Л А Й Я

Слайд 13

Тема урока «Композиция стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Слайд 14

Занимайте свои места!

Слайд 15

В дорогу…

Слайд 16

Под стук колес приятно думается…

Слайд 17

Граф Петр Андреевич Клейнмихель

Слайд 18

Разговор отца и сына о строителях железной дороги

Слайд 19

«Славная осень…»

Слайд 24

Эпитеты Славная, здоровый, ядреный, усталые, студеной, мягкой, желты, свежи, морозные, ясные, тихие, лунным и др.

Слайд 25

Сравнения Как тающий сахар, как в мягкой постели, как ковер

Слайд 26

Картины природы за окном вагона

Слайд 27

«НЕТ безобразья в природе!»

Слайд 28

«В мире есть царь: этот царь беспощаден, Голод названье ему»

Слайд 29

«Он-то согнал сюда массы народные…»

Слайд 30

«…Многие – в страшной борьбе, К жизни воззвав эти дебри бесплодные, Гроб обрели здесь себе» К.А. Савицкий «Ремонтные работы на железной дороге» 1874 г.

Слайд 31

Сон заставляет забыться…

Слайд 32

«…Тень набежала на стекла морозные… Что там? Толпа мертвецов!»

Слайд 33

«…Видишь, стоит, изможден лихорадкою, Высокорослый больной белорус…»

Слайд 34

«Благослови же работу народную И научись мужика уважать»

Слайд 35

«Вынесет все – и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Жаль только жить в эту пору прекрасную Уж не придется – ни мне, ни тебе»

Слайд 36

Правда о строительстве железной дороги

Слайд 37

В эту минуту свисток оглушительный Взвизгнул – исчезла толпа мертвецов!

Слайд 38

«Русских племен и пород представители Вдруг появились – и он мне сказал: «Вот они – нашей дороги строители!..»

Слайд 39

ЗаХоХоТаЛ генерал!

Слайд 40

Правда генерала: народ - это Варвары! Дикое скопище пьяниц!..

Слайд 41

Спор поэта и генерала

Слайд 42

«Светлая сторона» «Каждый подрядчику должен остался…» «...Бочку рабочим вина выставляю И – недоимку дарю!..» «Выпряг народ лошадей – и купчину С криком «ура!» по дороге помчал…»

Слайд 43

Какое из этих слов более всего подходит для определения интонации? Презрение Негодование Ирония Гнев

Слайд 44

Ирония автора Ирония – тонкая, затаенная насмешка, употребление слова в обратном, противоположном его значении

Слайд 45

Бедные и богатые

Слайд 46

Генерал Мужики-строители Лобазник

Слайд 47

Авторская мысль: народу надо помочь, если он не в силах сделать это сам

Слайд 48

Н.А. Некрасов везде видел людские страдания и слезы, несправедливость и жестокость по отношению к народу

Слайд 49

Николаевский железнодорожный вокзал вчера и сегодня

Слайд 50

Д/ з : На выбор: 1. Выучить 1 часть стихотворения; 2. Составить тест по стихотворению «Железная дорога». Всем: Прочитать поэму Н.А.Некрасова «Дедушка» СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Слайд 51

1. Тема стихотворения: А) любовь к Родине Б) быт и нравы крестьян при крепостном праве В) тяжелый труд крепостных

Слайд 52

2. Изображение осени в начале стихотворения представляет собой: А) повествование Б) рассуждение В) описание

Слайд 53

3. Пейзаж увиден глазами : А)Вани Б)генерала В)пассажира

Слайд 54

4. Стихотворение посвящается детям, потому что: А) они не были свидетелями описанных событий и должны знать правду Б) они должны знать, как жили простые люди при крепостном праве В) в стихотворении упоминается мальчик Ваня

Слайд 55

4.Качество русского народа, которым восхищается автор: А) терпение Б)выносливость В) немногословность

Слайд 56

5. Дорога в стихотворении является символом: А) прошлого Б) настоящего В) будущего



Предварительный просмотр:

Предмет:

Литература

Учитель: Мубаракшина А.Ф.

Класс 6

Дата:  

Тема урока:

«Вот они – нашей дороги строители!

Композиция стихотворения Н.А.Некрасова  «Железная дорога»»

Тип урока:

Комбинированный

Цели деятельности учителя:

способствовать формированию представления о Н. А. Некрасове как великом русском поэте; создать условия для ознакомления с фактами из биографии поэта, организации и проведения повторения ранее изученных стихотворений Некрасова; обозначить главную тему его творчества; показать богатство и своеобразие художественного мира поэта.

Задачи:

Предметная: развитие мыслительной деятельности обучающихся через умение анализировать, синтезировать, обобщать;

Метапредметная:  совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произведения, развивать умения и навыки анализа художественного произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать навыки критического мышления, сопоставлять произведения разных видов искусства;

Личностная:  воспитывать любовь и уважение к наследию великих классиков русской литературы, прививать интерес к чтению, ценить человека по поступкам, им совершаемым, активизация познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Предметные умения:

знать особенности повествования; уметь воспринимать и анализировать текст

Планируемые результаты

Личностные: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Формы работы на уроке:

Групповая, индивидуальная

Оборудование:

Учебник, презентация, раздаточный материал, маршрутные листы, карточки «Рефлексия «До и после», музыкальное сопровождение.

Структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые умения

1.Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне\

2. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

3. Актуализация

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Вот и прозвенел звонок. Все готовы на урок? Посмотрите, все ли в порядке: учебники, тетрадки? Хорошо! Садитесь. Начинаем наш урок.

        

-Вы любите путешествовать?  Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но оно непростое. Мы поедем по Николаевской железной дороге. (СЛАЙД ). Представьте, что вы дамы и господа XIX века. 1851 год. Только что запущена новая железнодорожная ветка Москва-Санкт-Петербург. Перед поездкой вам необходимо приобрести билеты. А для этого нужно разгадать кроссворд и определить тему нашего урока.  На предыдущем занятии вы познакомились с биографией Н.А.Некрасова и прочитали его стихотворение  «Железная дорога».  Я уверена, что вы легко ответите на вопросы кроссворда.

Кроссворд

1) Автор стихотворения «Железная дорога». (НеКрасов)

2) Название великой русской реки, которую прославил Некрасов. (Волга)

3) В каком заведении учился Некрасов до 5-го класса? (В Ярославской гимназии)

 4) Кем был Н.А.Некрасов? (Поэт)

5) Где прошло детство Н.А. Некрасова? (В деревне Грешнево)

6) Произведение Н.А.Некрасова «…. , Красный нос» (Мороз )

7) Во сколько лет Некрасов поступил в Ярославскую гимназию? (Одиннадцать)

8) Кого спас дед Мазай?  (ЗайЦев)

9) Имя Некрасова (Николай)

                 10) Однажды в студеную зимнюю пору …. из          

лесу вышел, был сильный мороз.. (Я)

- Какая тема нашего урока? (Композиция)

- Какого произведения? («Железная дорога»)

- Сформулируйте тему. (Композиция  стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»)

- Что такое композиция? (построение произведения, расположение и соотношение его частей)

– Какова же цель урока? (Цель: Выяснить, из каких частей состоит произведение и в чем значение каждой части)

Ну вот, билеты куплены. Садитесь поудобнее! Свои наблюдения вы будете записывать в маршрутные листы, которые лежат перед вами на парте. В конце урока я соберу ваши работы, и каждому будет выставлена оценка.

Подпишите свой лист. (Ф.И.)  Запишите в него тему урока. И в дорогу!  (Включить музыку)

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Быстро заполняют карту

Внимательно слушают учителя и готовятся формулировать тему урока.

Отвечают на вопросы кроссворда.

Формулируют тему и цели урока

Записывают в маршрутные листы тему урока.

Р: умение организовываться

К: эмоциональное восприятие

П: слушание

Р:Умение ставить новых целей

К:Построение аргументированных высказываний

П:ориентироваться в учебном материале

П:Формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения,  Р:целеполагание, умение ставить  учебную цель и задачу.

К: участвовать в коллективном обсуждении

4. Работа по теме урока.

5.Физкультминутка.

6. Работа по теме урока.

7. Итоги.

8. Рефлексия.

-Вы сидите в купе, наслаждаетесь отдыхом. Но вдруг слышите следующий  разговор.(разыграть) Мальчик Ваня в кучерском армячке спрашивает (1 ученик): «Папаша! Кто строил эту дорогу?». Папаша, в пальто на красной подкладке, отвечает (2 ученик): «Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!».

-Кто же такой граф Клейнмихель, который, по мнению генерала, строил эту железную дорогу? (Петр Андреевич Клейнмихель – царский министр, начальник строительства железной дороги между Петербургом и Москвой.)

- Как называется цитата, помещаемая перед произведением с целью указать смысл произведения или отношение автора к произведению? (эпиграф)

– Как бы вы озаглавили эпиграф? (Разговор отца и сына в вагоне.)

– Запишите название эпиграфа в маршрутный лист. (Разговор отца и сына о строителях железной дороги)

Работа в парах.

– Поработайте в парах, обсудите, какие чувства вызвал у вас эпиграф, какие цвета вы в нем заметили. Выводы запишите в листах.

Но этот разговор между отцом и сыном вам почему-то не дает покоя. Вы едете и смотрите в окно вагона. Что же вы видите? (Подготовленный ученик читает наизусть первую главу. Слайды синхронно листаются, необходимо остановиться на слайде с водоемом).

– Что вы увидели в первой части? (Картины осенней природы, мелькающие за окнами вагона.)

– Как можно озаглавить эту часть? Запишите название 1 части в маршрутный лист. (Картины природы за окном вагона.)

– Природа предстает перед нами во всем великолепии. А какие художественные приемы помогают создать всю прелесть осеннего пейзажа? (Эпитеты: славная осень, здоровый, ядреный воздух, лед неокрепший, речка студеная, морозные ночи. Сравнения: лед словно тающий сахар, листья лежат, как ковер, выспаться можно около леса, как в мягкой постели. Олицетворение - воздух бодрит. Повтор - славная осень! Инверсия – на речке студеной;  Лечу я; по рельсам чугунным)

Поработайте в парах. Запишите, какие чувства вызвала у вас эта часть и какие краски вы в ней увидели. (Радость, восторг, покой. Серебристый, синий, янтарно-желтый.)

Хорошо. Мы видим, что в природе все хорошо, царит гармония.

- Какое слово выбивается из этого ряда?  («Безобразие»).

«Нет безобразья в природе», значит, где-то оно есть? (В жизни, в мире людей). Это слово-сигнал. Что-то должно произойти на фоне этого славного осеннего пейзажа. Выяснить это поможет 2 глава.

– Движемся дальше. (Свисток.)

Мы закроем учебники и попробуем выполнить прием «До и после». Ваша задача: заполнить первый столбец «До» чтения и анализа 2 части. Ставим  «+», если согласны с утверждением, и «-« если не согласны.

        «До и после»

      До

-  или +

Утверждения

После

+или  -

Рабочие пришли на строительство, чтобы заработать

Рабочие пришли на строительство от безысходности (от голода)

Многие рабочие умерли и похоронены здесь

Никто не погиб при строительстве железной дороги

Портрет строителя: больной, изможденный трудом мужик

Портрет строителя: статный, красивый крестьянин

Поэт учит Ваню чтить и уважать труд рабочих.

Поэт выражает надежду на лучшее будущее народа

– Читаем вторую часть. (Читает заранее подготовленный ученик до слов «Чу, восклицанья послышались грозные!»)

- Кто является истинным строителем железной дороги? (Крестьяне, народ)

-– Какой царь встретился нам во второй части? (Голод.)

Действительно, бедняки искали условий, которые помогут им выжить. А в итоге, что они обрели? («К жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе»)

Многие искали лучшей жизни, но нашли лишь смерть. Столько людей погибло здесь, столько могил находится под этими рельсами, по которым мы едем, что становится невообразимо страшно! Чудовищная картина стоит перед глазами!

Посмотрите на слайд. Это репродукция картины Константина Аполлоновича Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге», написанная в 1874 году. Обратите внимание на рабочих.

-Как они выглядят? Как одеты?

-Каким трудом они занимаются? Какая у них работа? (Трудная, тяжелая, изнурительная, сложная, нелегкая, мучительная)

-Какие чувства у вас вызывает эта картина?

Тяжелые мысли не дают покоя, но все-таки постепенно мы засыпаем под стук колес. Мы спим. Колеса стучат, поезд мчится. Но... что это?

(Чтение  эпизода появления мертвецов -  читает учитель. Хор мертвецов)

-Вам было страшно?

-Каких людей вы нарисовали в своем воображении?

-Для чего они явились? (Открыть правду, искоренить несправедливость).

Рабочий люд явился не для того, чтобы отомстить, проклясть обидчиков. Они явились для того, чтобы напомнить о себе.

-В каких словах звучит просьба о памяти? («Братья! Вы наши плоды пожинаете...»)

-Что подчеркивается словом «братья»? (Равенство бедных и богатых).

Верно. Все равны. Все мы – люди, поэтому у нас одинаковые права. А самое главное – право на жизнь. Гибель народа выглядит здесь как убийство. Это ужасно.

Давайте посмотрим, как испугался Ваня и ответим на вопрос «Стоит ли ему бояться?» Взгляните вместе с ним на одного из строителей – это белорус. Как он выглядит? (Чтение описания белоруса)

Вот он – один из тех, кто погиб на строительстве. Для чего подробно описан рабочий? (Чтобы на конкретном человеке показать общее состояние всех рабочих).

А сейчас заполните столбец «После». Посмотрите, какие утверждения у Вас были правильные.

– Озаглавьте эту часть. (Правда о строительстве железной дороги.) 

- Ваши впечатления зарисуйте красками.

НО... ваши раздумья прерывает резкий звук свистка.

Сон развеялся, вы устали сидеть и хотите отдохнуть. Встаем.

Потянитесь вверх повыше —
Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.)
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)
Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)
И на место снова сядем. (Дети садятся.)

Едем дальше. И тут Ваня говорит отцу. («Видел, папаша,   Чтение 3 части учеником).

-Почему генерал посмеялся над словами Вани? (Он не верит в то, что народ – истинный строитель железной дороги).

Генерал не признает этой правды.

Сколько дивных красот повидал генерал в Италии, в Вене, но в душе его нет поэзии. Автор – рассказчик видит прекрасные черты народа-творца, а генерал видит только внешнее. (Прием контраста) Для него народ «Варвары, дикое скопище пьяниц».

– Озаглавьте эту часть. Запишите название. (Название: спор поэта и генерала.)

Работа в парах.

– Проанализируйте эту часть в своих маршрутных листах. На чьей стороне вы в этом споре?

- Давайте лучше обратимся к так называемой «светлой стороне» происходящего. Разберем 4 часть.

В чем же проявляется эта «светлая сторона»? (Каждый из строителей не получил денег за свою работу, вместо этого рабочим бочку вина и простили долги).

 И должно бы быть все в ярких красках. Однако, только один герой здесь изображен в красках. Кто? (Лобазник.)

Верно ли то, что картина «отрадная»? (НЕТ).

Какое из этих слов более всего подходит для определения интонации? (ИРОНИЯ).

Ирония – тонкая, затаенная насмешка, употребление слова в обратном, противоположном его значении.

Как вы думаете, почему рабочие так обрадовались вознаграждению, да еще и впряглись вместо лошадей? (Народ еще малограмотный, он ничего не понимает, еще верит в то, что с ним честны).

Почему генерал и лобазник противопоставлены мужикам-строителям? (1 группа – богатые, обеспеченные; 2 – нищие, бесправные.)

Работа в парах.

– Озаглавьте эту часть, какие чувства у вас она вызвала, какие краски вы можете в ней отметить? (название 4 части. «Бедные и богатые»)

На слайде:

Генерал                Мужики-строители

Лобазник

– А вот железная дорога. С кем вы соотнесете железную дорогу. Без кого железная дорога не была бы построена?

– Так кто настоящий создатель железной дороги? (Мужики-строители, народ.)

- Посмотрите на свои маршрутные листы. Какие краски вы использовали и какие впечатления у вас возникли? Кто расскажет?

– Характеризуя природу, вы отмечали ее многоцветье. Ни один цвет в описании природы не противопоставлен другому. Почему? (В природе все гармонично.)

– А так ли гармонично все в мире людей?

– В описании людей какие цвета, по вашему мнению, противопоставлены? (Красный – мрачный, серый.)

-Так что же хотел сказать Некрасов своим стихотворением?

Авторская мысль: народу надо помочь, если он не в силах сделать это сам.

Некрасов везде видел людские страдания и слезы, несправедливость и жестокость по отношению к народу.

- Как вы думаете, кому посвящает поэт своё стихотворение? Почему?

Посвящено детям. Дети должны знать, что такое труд, как создаются материальные ценности. Новое поколение обязательно должно научиться уважать человека труда.

Ну а мы с вами прибыли на Николаевский железнодорожный вокзал. (включить музыку) Посмотрите, каким он был в XIX веке, и какой он сейчас.

-Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? Нарисуйте на маршрутных листах смайлик, соответствующий вашему настроению.

-Спасибо за активное участие на уроке!

 

Ученики разыгрывают эпиграф.

Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы.

Записывают название эпиграфа в маршрутный лист.

Работают в парах. Записывают выводы в листах.

Подготовленный ученик читает наизусть первую главу.

Записывают название 1 части в маршрутный лист. (Картины природы за окном вагона.)

Работают в парах.

Выполняют прием «До и после».

Читают вторую часть.

Работают с картиной К.А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге»

Записывают название 1 части в маршрутный лист (Правда о строительстве железной дороги.) 

Повторяют за учителем.

Читают третью часть. Отвечают на вопросы.

Записывают название третьей части (Название: спор поэта и генерала.)

Записывают название четвертой части (Название: «Бедные и богатые»).

Отвечают на вопрос. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

К: участие в групповом обсуждении

Р: планирование своих действий

П: умение выделить нужную информацию

Личностные УУД:

 установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

9. Домашнее задание

На выбор:

1.Выучить 1 часть стихотворения.  

2.Составить тест по стихотворению «Железная дорога».

Всем: Прочитать поэму «Дедушка».

Записывают задание, задают уточняющие вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картины подневольного труда в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»

«Картины подневольного труда в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»(Урок внеклассного чтения. 6 класс.)Цель урока:Познакомить учащихся со страницами жизни и творчества Н.А.Некрасова,Помочь уч...

Тест по стихотворению Н.А.Некрасова "Железная дорога"

Тест направлен на выявление имеющихся знаний  у обучающихся...

Технологическая карта интегрированного урока (литература и краеведение) по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорога".

Если  изучение художественного произведения  всколыхнёт  "эмоциональную память народа", то  тогда произойдёт единение времён (прошлого, настоящего и будущего): современный школьник...

Урок литературы в 6 классе "Вот они - нашей дороги строители! Композиция стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога"

Сценарий урока литературы в 6 классе "Вот они - нашей дороги строители! Композиция стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога" + презентация...

Конспект урока «Вот они – нашей дороги строители!» (по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорогая")

Тема: «Вот они – нашей дороги строители!»(Композиция стихотворения Н. А Некрасова «Железная дорога»).Класс: 6Цель: создание условий для усвоения учащимися содержания прои...