Конспект урока «Вот они – нашей дороги строители!» (по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорогая")
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Тема: «Вот они – нашей дороги строители!»
(Композиция стихотворения Н. А Некрасова «Железная дорога»).
Класс: 6
Цель: создание условий для усвоения учащимися содержания произведения через анализ композиции и построение эмоциональной кривой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_kopilku_metodicheskih_razrabotok_goroo_zheleznaya_doroga_2.docx | 50.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Вот они – нашей дороги строители!»
(Композиция стихотворения Н. А Некрасова «Железная дорога»).
Класс: 6
Цель: создание условий для усвоения учащимися содержания произведения через анализ композиции и построение эмоциональной кривой.
Задачи: через планируемые результаты
Планируемые результаты:
Личностные: формировать любовь и уважение к Родине, истории, людям труда;
Предметные: развивать умение анализировать текст (выявлять выразительные средства, особенности построения, «говорящий» синтаксис.
Метапредметные:
Познавательные: учиться структурировать знания (схема, маршрутный лист), выявлять авторскую позицию; перерабатывать и преобразовывать информацию; устанавливать причинно-следственные связи;
Регулятивные: уметь управлять своей деятельностью, контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности, работать по плану;
Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать в группе, извлекать информацию, излагать свою точку зрения, аргументировать, владеть различными видами речевой деятельности (устной и письменной), участвовать в диалоге.
Тип урока: урок-проект
Технология: критического мышления
Форма: групповая
Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, маршрутные листы, цветные мелки.
Ход урока:
- Вызов
Ребята, здравствуйте! Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением отправимся в путешествие вместе с поэтом ,к изучению творчества которого мы приступили на предыдущем уроке.
Вы любите путешествовать? На каком транспорте вы путешествовали?
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но оно непростое. Представьте, что вы дамы и господа 19 века. 1851 год. Только что запущена Николаевской железной дороге (слайд).
Перед поездкой вам необходимо приобрести билеты. А для этого нужно определить тему нашего урока (определяют сами дети).
Ключевые слова:
Дорога, композиция, построение, стихотворение, железная |
- Какое слово будет первым в определении темы?
- Это слово связано с авторским замыслом (учитель помогает учащимся наводящими вопросами) (слово «композиция»)
- Какого произведения? («Железная дорога»)
- Творчество какого поэта мы начали изучать? (Н.А. Некрасов)
- Сформулируйте первое предложение темы (Композиция стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»)
- Что такое композиция? (построение произведения)
-А кто строил железную дорогу? (люди, строители)
- Давайте попробуем объединить значение слова «композиция» и «строительство дороги» и определить цель урока. (Цель: выяснить с помощью композиции, кто и как строил железную дорогу) (учитель направляет и помогает ребятам определить цель урока).
- Итак, билеты куплены. Садитесь поудобнее ! Свои наблюдения вы будете записывать в маршрутные листы, которые лежат перед вами на парте. Каждая группа будет работать над своей частью произведения и каждый член группы будет выполнять отдельное задание (самостоятельно определите какое), также вы будете оценивать выступление товарищей из других групп в листе взаимооценки. В конце урока я соберу ваши работы, которые будут оценены, суммируя вашу и мою оценки.
Подпишите свой лист (Ф. И.). Запишите в него тему урока.
- Осмысление
Проверьте наличие всех документов, а то могут высадить в пути.
А) Наличие заполненного маршрутного листа (каждая группа работает над своей частью произведения. Посмотрите, что должны заполнить.
(см. маршрутный лист)
Б) Лист с фамилией учащихся, которые будут отвечать (взаимооценка).
В) Текст стихотворения,
приводить примеры только нескольких строк.
Г) Время в пути небольшое- 8-10 минут
Д) На выступление группы отводится 2-2,5 минуты.
Е) Давайте вспомним правила работы в группе:
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
Итак, в путь!
- Самостоятельная работа в группах (10 минут)
- Работа с маршрутными листами
- Выступление групп:
- Ответы по заданиям маршрутного листа
- Вычерчивание на доске общей эмоциональной кривой стихотворения в цвете (мелками на доске)
- Взаимооценка выступлений учащихся
- Построение эмоциональной кривой стихотворения:
- Давайте посмотрим, какой получилась эмоциональная кривая.
- Все ли идет ровно или идут «взлеты и падения», противопоставления цвета, эмоций, чувств? (ответы детей)
- Как называется выразительное средство языка, которое строится на противопоставлении? (ответ детей – антитеза)
- Кто, что – чему противопоставлено? Докажите.
Ответы: - Цвета, изображающие природу и человеческую жизнь;
- Богатые и бедные;
- Простой народ и генералы;
- Красота природы и «безобразия» людей.
- А что сделать, чтобы не было этого безобразия? (ответы детей)
Обобщение учителя: Как говорил сам Некрасов, «надо помочь народу находить выход из того положения, в котором он находился».
- Почему стихотворение посвящено детям? (ответы детей: Ваня - это представитель молодого поколения, которое должно знать, какими усилиями была построена эта дорога, сколько людей здесь погибло. Ваня должен знать правду о строительстве дороги.
Обобщение учителя:
Несмотря на все страдания, ужасные условия труда и быта, дорога была построена.
- Ребята, мы узнали, кто истинные строители дороги? Что и как нам в этом помогло? (ответы детей - чтение и анализ произведения, его композиция ,которая стала понятна через построение эмоциональной кривой стихотворения)
Обобщение учителя:
- В композиции стихотворения и цвет, и чувства, и выразительные средства – все подчинено главному: показать, кто является истинным героем строительства железной дороги.
III. Рефлексия
- Ребята, составьте синквейн о людях, которые строили первую в России железную дорогу
1. Строители
2. Работящие, безропотные
3. Строили, старались, умирали
4. Построили первую в России железную дорогу
5. Слава!
- Заполните до конца маршрутные листы.
Ребята, оцените свою работу на уроке, как вы трудились:
- С огоньком
- С душой
- Засучив рукава
- Через пень колоду
Самооценка и сдача маршрутных листов.
IV. Домашнее задание каждому учащемуся на карточке:
- Составление кластера к слову «Композиция» с использованием материала урока.
- Нарисовать рисунок-коллаж по стихотворению Н. А. Некрасова »Железная дорога».
Всем спасибо за урок!
Учитель выставляет оценки, анализируя и суммируя свою и оценку детей (взаимооценки)/на следующий день/
Список литературы:
- Еремина О. А. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя,2016.
- Лотман Ю. М. Некрасов // История всемирной литературы в 9 томах. Т. 7. – М.: Наука, 1991.
- Некрасов Н. А. Стихотворения: Н. Некрасов – М. ЭКСМО, 2003.
- Полухина В.П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. Литература 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч., М.: Просвещение, 2016.
- Челышева И. Л. Литература. 6 класс. Планы-конспекты уроков, Феникс., 2016.
- Чуковский К. И. Мастерство Некрасова. М.: Художественная литература, 1977.
Приложение 1
Маршрутный лист
Ф. И. __________________________________________________________
Тема __________________________________________________________
Части произведения, их названия | Впечатления, ощущения, чувства | Краски, цвета | Эмоциональная кривая | Самое главное, существенное для этой части | Приобретаем опыт (индивидуально) |
Эпиграф /1группа/ | |||||
1 часть /2 группа/ | |||||
2 часть 5 строф/3 группа/ | |||||
2 часть «Чу…»/4 группа/ | |||||
3 часть /5 группа/ | |||||
4 часть /6 группа/ |
По моему мнению, истинным создателем железной дороги был ________________________________________________________________________________________________________________________________
Чувство гордости я испытываю за ___________________________________
______________________________________________________________,
потому что _____________________________________________________
Самооценка работы на уроке _______________________________________
Приложение 2
Список групп для взаимооценки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Авторская идея и её воплощение в стихотворении АС Пушкина"Анчар"
Урок построен с использованием технологии "Литературное моделирование"...
Конспект урока литературы в 7 классе. И.Тургенев. Стихотворения в прозе
Анализ стихотворения в прозе "Русский язык" И.Тургенева поможет учителю донести до учащихся всю глубину чувств автора. На уроке идет анализ на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, ...
Конспект урока по теме""Нищий". Тематика, художественное своеобразие стихотворения в прозе"
конспект урока, который может быть проведен как в рамках программы, так и в качестве урока внеклассного чтения....
Разработка конспекта урока литературы по теме "Особенности пейзажа в стихотворении Б.Л.Пастернака "Золотая осень"
урок разработан с целью научить детей видеть в стихотворении изобразительно-выразительные средства, анализировать лирическое произведение,развивать творческие их способности ....
Урок литературы на тему «Вот они – нашей дороги строители!..». (По стихотворению Н.А.Некрасова «Железная дорога».)
Данный урок построен по структуре ФГОС....
Урок литературы в 6 классе "Вот они - нашей дороги строители! Композиция стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога"
Сценарий урока литературы в 6 классе "Вот они - нашей дороги строители! Композиция стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога" + презентация...