Урок литературы в 6 классе "Вот они - нашей дороги строители! Композиция стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Сценарий урока литературы в 6 классе "Вот они - нашей дороги строители! Композиция стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога" + презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturya_v_6_klasse.rar | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературы в 6 классе по теме
«Вот они – нашей дороги строители!
Композиция стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»»
Цели:
Образовательные:
- усвоение учащимися понятия композиция произведения;
- усвоение понятия эпиграф.
Развивающие:
- развивать умение логически излагать мысли при составлении плана произведения;
- развивать приемы анализа;
- развивать эмоции;
- развивать культуру речи;
Воспитывающие:
- обеспечивать воспитание патриотизма;
- содействовать воспитанию коллективизма;
- воспитание творчества.
Оборудование
- ИКТ, мультимедийный проектор, презентация;
- маршрутные листы, карточки «Рефлексия «До и после», медали;
- музыкальное сопровождение.
Ход урока
- Организационный момент.
Ребята, здравствуйте! Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.
Вы любите путешествовать?
- Постановка задач.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но оно непростое. Мы поедем по Николаевской железной дороге. (СЛАЙД ). Представьте, что вы дамы и господа XIX века. 1851 год. Только что запущена новая железнодорожная ветка Москва-Санкт-Петербург. Перед поездкой вам необходимо приобрести билеты. А для этого нужно разгадать кроссворд и определить тему нашего урока. На предыдущем занятии вы познакомились с биографией Н.А.Некрасова и прочитали его стихотворение «Железная дорога». Я уверена, что вы легко ответите на вопросы кроссворда.
Кроссворд
1) Автор стихотворения «Железная дорога». (НеКрасов)
2) Название великой русской реки, которую прославил Некрасов. (Волга)
3) В каком заведении учился Некрасов до 5-го класса? (В Ярославской гимназии)
4) Кем был А.Н.Некрасов? (Поэт)
5) Где прошло детство Н.А. Некрасова? (В деревне Грешнево)
6) Произведение Н.А.Некрасова «…. , Красный нос» (Мороз )
7) Во сколько лет Некрасов поступил в Ярославскую гимназию? (Одиннадцать)
8) Кого спас дед Мазай? (ЗайЦев)
9) Имя Некрасова (Николай)
10) Однажды в студеную зимнюю пору …. из лесу вышел, был сильный мороз.. (Я)
3. Формулировка темы и цели.
- Какая тема нашего урока? (Композиция)
- Какого произведения? («Железная дорога»)
- Сформулируйте тему. (Композиция стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»)
- Что такое композиция? (построение произведения, расположение и соотношение его частей)
– Какова же цель урока? (Цель: Выяснить, из каких частей состоит произведение и в чем значение каждой части)
Ну вот, билеты куплены. Садитесь поудобнее! Свои наблюдения вы будете записывать в маршрутные листы, которые лежат перед вами на парте. В конце урока я соберу ваши работы, и каждому будет выставлена оценка.
Подпишите свой лист. (Ф.И.) Запишите в него тему урока. И в дорогу! (Включить музыку)
- Новый материал.
Вы сидите в купе, наслаждаетесь отдыхом. Но вдруг слышите следующий разговор.(разыграть) Мальчик Ваня в кучерском армячке спрашивает (1 ученик): «Папаша! Кто строил эту дорогу?». Папаша, в пальто на красной подкладке, отвечает (2 ученик): «Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!».
-Кто же такой граф Клейнмихель, который, по мнению генерала, строил эту железную дорогу? (Петр Андреевич Клейнмихель – царский министр, начальник строительства железной дороги между Петербургом и Москвой.)
- Как называется цитата, помещаемая перед произведением с целью указать смысл произведения или отношение автора к произведению? (эпиграф)
– Как бы вы озаглавили эпиграф? (Разговор отца и сына в вагоне.)
– Запишите название эпиграфа в маршрутный лист. (Разговор отца и сына о строителях железной дороги)
Работа в парах.
– Поработайте в парах, обсудите, какие чувства вызвал у вас эпиграф, какие цвета вы в нем заметили. Выводы запишите в листах.
Но этот разговор между отцом и сыном вам почему-то не дает покоя. Вы едете и смотрите в окно вагона. Что же вы видите? (Подготовленный ученик читает наизусть первую главу. Слайды синхронно листаются, необходимо остановиться на слайде с водоемом).
– Что вы увидели в первой части? (Картины осенней природы, мелькающие за окнами вагона.)
– Как можно озаглавить эту часть? Запишите название 1 части в маршрутный лист. (Картины природы за окном вагона.)
– Природа предстает перед нами во всем великолепии. А какие художественные приемы помогают создать всю прелесть осеннего пейзажа? (Эпитеты: славная осень, здоровый, ядреный воздух, лед неокрепший, речка студеная, морозные ночи. Сравнения: лед словно тающий сахар, листья лежат, как ковер, выспаться можно около леса, как в мягкой постели. Олицетворение - воздух бодрит. Повтор - славная осень! Инверсия – на речке студеной; Лечу я; по рельсам чугунным)
– Поработайте в парах. Запишите, какие чувства вызвала у вас эта часть и какие краски вы в ней увидели. (Радость, восторг, покой. Серебристый, синий, янтарно-желтый.)
Хорошо. Мы видим, что в природе все хорошо, царит гармония.
- Какое слово выбивается из этого ряда? («Безобразие»).
«Нет безобразья в природе», значит, где-то оно есть? (В жизни, в мире людей). Это слово-сигнал. Что-то должно произойти на фоне этого славного осеннего пейзажа. Выяснить это поможет 2 глава.
– Движемся дальше. (Свисток.)
Мы закроем учебники и попробуем выполнить прием «До и после». Ваша задача: заполнить первый столбец «До» чтения и анализа 2 части. Ставим «+», если согласны с утверждением, и «-« если не согласны.
«До и после»
До - или + | Утверждения | После +или - |
Рабочие пришли на строительство, чтобы заработать | ||
Рабочие пришли на строительство от безысходности (от голода) | ||
Многие рабочие умерли и похоронены здесь | ||
Никто не погиб при строительстве железной дороги | ||
Портрет строителя: больной, изможденный трудом мужик | ||
Портрет строителя: статный, красивый крестьянин | ||
Поэт учить Ваню уважать чтить и уважать труд рабочих. | ||
Поэт выражает надежду на лучшее будущее народа |
– Читаем вторую часть. (Читает заранее подготовленный ученик до слов «Чу, восклицанья послышались грозные!»)
- Кто является истинным строителем железной дороги? (Крестьяне, народ)
-– Какой царь встретился нам во второй части? (Голод.)
Действительно, бедняки искали условий, которые помогут им выжить. А в итоге, что они обрели? («К жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе»)
Многие искали лучшей жизни, но нашли лишь смерть. Столько людей погибло здесь, столько могил находится под этими рельсами, по которым мы едем, что становится невообразимо страшно! Чудовищная картина стоит перед глазами!
Посмотрите на слайд. Это репродукция картины К.А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге», написанная в 1874 году. Обратите внимание на рабочих.
-Как они выглядят? Как одеты?
-Каким трудом они занимаются? Какая у них работа? (Трудная, тяжелая, изнурительная, сложная, нелегкая, мучительная)
-Какие чувства у вас вызывает эта картина?
Тяжелые мысли не дают покоя, но все-таки постепенно мы засыпаем под стук колес. Мы спим. Колеса стучат, поезд мчится. Но... что это?
(Чтение эпизода появления мертвецов - читает учитель. Хор мертвецов)
-Вам было страшно?
-Каких людей вы нарисовали в своем воображении?
-Для чего они явились? (Открыть правду, искоренить несправедливость).
Рабочий люд явился не для того, чтобы отомстить, проклясть обидчиков. Они явились для того, чтобы напомнить о себе.
-В каких словах звучит просьба о памяти? («Братья! Вы наши плоды пожинаете...»)
-Что подчеркивается словом «братья»? (Равенство бедных и богатых).
Верно. Все равны. Все мы – люди, поэтому у нас одинаковые права. А самое главное – право на жизнь. Гибель народа выглядит здесь как убийство. Это ужасно.
Посмотрите, как испугался Ваня. Стоит ли ему бояться? Взгляните вместе с ним на одного из строителей – это белорус. Как он выглядит? (Чтение описания белоруса)
Вот он – один из тех, кто погиб на строительстве. Для чего подробно описан рабочий? (Чтобы на конкретном человеке показать общее состояние всех рабочих).
А сейчас заполните столбец «После». Посмотрите, какие утверждения у Вас были правильные.
– Озаглавьте эту часть. (Правда о строительстве железной дороги.)
- Ваши впечатления зарисуйте красками.
НО... ваши раздумья прерывает резкий звук свистка.
Сон развеялся, вы устали сидеть и хотите отдохнуть. Встаем.
Физкультминутка.
Потянитесь вверх повыше —
Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.)
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)
Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)
И на место снова сядем. (Дети садятся.)
Едем дальше. И тут Ваня говорит отцу. («Видел, папаша, Чтение 3 части учеником).
-Почему генерал посмеялся над словами Вани? (Он не верит в то, что народ – истинный строитель железной дороги).
Генерал не признает этой правды.
Сколько дивных красот повидал генерал в Италии, в Вене, но в душе его нет поэзии. Автор – рассказчик видит прекрасные черты народа-творца, а генерал видит только внешнее. (Прием контраста) Для него народ «Варвары, дикое скопище пьяниц».
– Озаглавьте эту часть. Запишите название. (Название: спор поэта и генерала.)
Работа в парах.
– Проанализируйте эту часть в своих маршрутных листах. На чьей стороне вы в этом споре?
- Давайте лучше обратимся к так называемой «светлой стороне» происходящего. Разберем 4 часть.
В чем же проявляется эта «светлая сторона»? (Каждый из строителей не получил денег за свою работу, вместо этого рабочим бочку вина и простили долги).
И должно бы быть все в ярких красках. Однако, только один герой здесь изображен в красках. Кто? (Лобазник.)
Верно ли то, что картина «отрадная»? (НЕТ).
Какое из этих слов более всего подходит для определения интонации? (ИРОНИЯ).
Ирония – тонкая, затаенная насмешка, употребление слова в обратном, противоположном его значении.
Как вы думаете, почему рабочие так обрадовались вознаграждению, да еще и впряглись вместо лошадей? (Народ еще малограмотный, он ничего не понимает, еще верит в то, что с ним честны).
– Почему генерал и лобазник противопоставлены мужикам-строителям? (1 группа – богатые, обеспеченные; 2 – нищие, бесправные.)
Работа в парах.
– Озаглавьте эту часть, какие чувства у вас она вызвала, какие краски вы можете в ней отметить? (название 4 части. «Бедные и богатые»)
На слайде:
Генерал Мужики-строители
Лобазник
– А вот железная дорога. С кем вы соотнесете железную дорогу. Без кого железная дорога не была бы построена?
– Так кто настоящий создатель железной дороги? (Мужики-строители, народ.)
- Посмотрите на свои маршрутные листы. Какие краски вы использовали и какие впечатления у вас возникли? Кто расскажет?
– Характеризуя природу, вы отмечали ее многоцветье. Ни один цвет в описании природы не противопоставлен другому. Почему? (В природе все гармонично.)
– А так ли гармонично все в мире людей?
– В описании людей какие цвета, по вашему мнению, противопоставлены? (Красный – мрачный, серый.)
ВЫВОД. Так что же хотел сказать Некрасов своим стихотворением?
Авторская мысль: народу надо помочь, если он не в силах сделать это сам.
Некрасов везде видел людские страдания и слезы, несправедливость и жестокость по отношению к народу.
- Как вы думаете, кому посвящает поэт своё стихотворение? Почему?
Посвящено детям. Дети должны знать, что такое труд, как создаются материальные ценности. Новое поколение обязательно должно научиться уважать человека труда.
Ну а мы с вами прибыли на Николаевский железнодорожный вокзал. (включить музыку) Посмотрите, каким он был в XIX веке, и какой он сейчас.
- А сейчас посмотрим, насколько наше путешествие было полезное. Решаем тест. Поднимаем карточку с правильным ответом.
Тест «Железная дорога»
1. Тема стихотворения:
А) любовь к Родине
Б) быт и нравы крестьян при крепостном праве
В) тяжелый труд крепостных
2. Изображение осени в начале стихотворения представляет собой:
А) повествование
Б) рассуждение
В) описание
3. Пейзаж увиден глазами:
А)Вани
Б)генерала
В)пассажира
4. Стихотворение посвящается детям, потому что:
А) они не были свидетелями описанных событий и должны знать правду
Б) они должны знать, как жили простые люди при крепостном праве
В) в стихотворении упоминается мальчик Ваня
5. Укор, с которым обращаются к мальчику во сне строители дороги:
А) «Нам не ездить по этой дороге!»
Б) «Вы наши плоды пожинаете!»
В) «Мы не знали счастья!»
6. Генерал считает русских крестьян:
А) Лентяями
Б) варварами
В) глупцами
7.Качество русского народа, которым восхищается автор:
А) терпение
Б)выносливость
В) немногословность
8. Дорога в стихотворении является символом:
А) прошлого
Б) настоящего
В) будущего
Ключ к тесту:
1-В
2-В
3-В
4-А
5-Б
6- Б
7- Б
8– В
Наше путешествие закончено. Спасибо, что выбрали именно этот маршрут.
– Закончите свои маршрутные листы, запишите выводы.
(Дорога. Кто ее построил. Подбираем прилагательные к этому слову. Д-добрые, о –опытные, р – работящие, о- отличные, г-громкие, а-активные.)
Рефлексия
Как вы думаете, строители дороги заслужили медали?
А вы за работу на уроке тоже заслужили их. А вы на них нарисуйте, пожалуйста, свое настроение.
За активное участие на уроке получают оценки……..Сдайте ваши работы и получите дополнительные оценки.
Д/з: Выучить 1 часть стихотворения. Спасибо за активное участие на уроке!
Рефлексия «До и после»
До - или + | Утверждения | После +или - |
Рабочие пришли на строительство, чтобы заработать | ||
Рабочие пришли на строительство от безысходности (от голода) | ||
Многие рабочие умерли и похоронены здесь | ||
Никто не погиб при строительстве железной дороги | ||
Портрет строителя: больной, изможденный трудом мужик | ||
Портрет строителя: статный, красивый крестьянин | ||
Поэт учить Ваню уважать чтить и уважать труд рабочих. | ||
Поэт выражает надежду на лучшее будущее народа |
Рефлексия «До и после»
До - или + | Утверждения | После +или - |
Рабочие пришли на строительство, чтобы заработать | ||
Рабочие пришли на строительство от безысходности (от голода) | ||
Многие рабочие умерли и похоронены здесь | ||
Никто не погиб при строительстве железной дороги | ||
Портрет строителя: больной, изможденный трудом мужик | ||
Портрет строителя: статный, красивый крестьянин | ||
Поэт учить Ваню уважать чтить и уважать труд рабочих. | ||
Поэт выражает надежду на лучшее будущее народа |
Маршрутный лист
Ф.И._____________________________________________________________
Тема____________________________________________________________
Части произведения, их название | Впечатления, ощущения, чувства. | Краски, цвета |
Эпиграф | ||
1 часть | ||
2 часть | ||
3 часть | ||
4 часть |
По моему мнению, истинным создателем железной дороги был __________________________________________________________________
________________________________________________________________
Чувство гордости я испытываю за__________________________________,
потому что ______________________________________________________
Маршрутный лист
Ф.И.______________________________________________________________
Тема: Композиция стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»
Части произведения | Впечатления, ощущения, чувства. | Краски, цвета |
Эпиграф Разговор отца и сына о строителях железной дороги | ||
1 часть Картины природы за окном вагона | ||
2 часть Правда о строительстве железной дороги | ||
3 часть Спор поэта и генерала | ||
4 часть Бедные и богатые |
По моему мнению, истинным создателем железной дороги был __________________________________________________________________
________________________________________________________________
Чувство гордости я испытываю за__________________________________,
потому что ______________________________________________________
________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы на тему «Вот они – нашей дороги строители!..». (По стихотворению Н.А.Некрасова «Железная дорога».)
Данный урок построен по структуре ФГОС....
Урок литературы по теме "Н.А.Некрасов. Особенности композиции и основная тема стихотворения «Крестьянские дети».
Проект урока литературы, соответствующего требованиям ФГОС...
«Вот они – нашей дороги строители! Композиция стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»»
урок в 6 классе...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе « Великая Отечественная война в стихотворении К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»
Тема урока: « Великая Отечественная война в стихотворении К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»Тип урока: урок открытия новых знанийЦель урока: Познакомить учащихся с...
Презентация к Уроку литературы в 6 классе « Великая Отечественная война в стихотворении К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»
Данная презентация предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. Данный материал можно использовать на уроке литературы при изучении творчества К. Симонова. Презентация сос...
Конспект урока «Вот они – нашей дороги строители!» (по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорогая")
Тема: «Вот они – нашей дороги строители!»(Композиция стихотворения Н. А Некрасова «Железная дорога»).Класс: 6Цель: создание условий для усвоения учащимися содержания прои...
Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме : «Особенности композиции романа «Герой нашего времени».
laquo;Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – это первый прозаический социально-психологический и глубоко философский роман в русской литературе. Более полутора веков живёт он, обогащая ...