Литературная игра для обучающихся 6-х классов
методическая разработка по литературе (6 класс)

Материал литературной игры можно использовать как на уроках литературы, так и во внеурочной деятельности по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_igra_6_klass.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра для обучающихся 6 классов

в рамках внеурочной деятельности

«По станицам романа А.С. Пушкина «Дубровский»

Цели:

  • познавательный аспект: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре; проверить знание художественного произведения, степень овладения литературоведческим аппаратом;
  • развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
  • воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств: музыки, живописи; совершенствование навыков этичного межличностного общения

Правила игры:

  1. Все учащиеся делятся на 5 команд.
  2. Количество учащихся в команде – 6 человек.
  3. Организация пространства: количество игровых столов – 5 + стол для жюри.
  4. Команды заранее готовят название, девиз (можно эмблемы и др.) и выбирают капитана.
  5. Вопросы задаются поочередно командам (по часовой стрелке). Одна команда отвечает устно, остальные пишут ответ на листочке и по истечении времени передают ответ в жюри. Каждый правильный ответ – 1 балл.
  6. В состав жюри могут входить как педагоги, так и учащиеся.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, листочки для записи ответов, грамоты, протокол игры

Вопросы для команд:

  1. Каким образом Маша пыталась уговорить князя Верейского отказаться от женитьбы? (Написала ему слёзное письмо).
  2. Любимое занятие   Андрея Дубровского? (Охота).
  3. Сколько гончих и борзых собак жило у Троекурова? ( 50.)
  4. С какого возраста Владимир Дубровский жил вдали от отца? (С 8 лет).
  5. Назовите настоящую профессию француза Дефоржа. (Кондитер)
  6. Почему правительственные войска так и не поймали Владимира Дубровского? (Он скрылся за границей.)
  7. Почему Владимир решил сжечь свой родной дом? (Не хотел, чтобы в нём находились чужие люди)
  8. Кого спас кузнец Архип во время пожара? (Кошку)
  9. Что такое купчая? (документ на приобретённое, купленное имущество)
  10. Узнай героя: «Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста» (Владимир Дубровский)
  11. Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно»? (Троекуров)
  12. Ему «было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье, и положил на нём свою неизгладимую печать» (князь Верейский)
  13. В каком звании вышел из кадетского корпуса Владимир Дубровский? (корнет)
  14. Назовите титул героя по фамилии Верейский (князь)
  15. Сколько душ крестьян было у Дубровского? (70)
  16. Какую песню постоянно насвистывает Троекуров? («Гром победы раздавайся…»)
  17. На каком музыкальном инструменте играла Марья Кирилловна? (фортепиано)
  18. Сколько лет было Владимиру Дубровскому по полицейскому описанию? (23)
  19. Сколько денег предложил Дубровский Дефоржу за его документы? (10 тыс.)
  20. Имя этого героя в переводе с греческого обозначает «господин, владыка, повелитель», а отчество – скала, утёс, камень (Кирилла Петрович)
  21. Маленький человечек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги. О каком герое идёт речь? (заседатель Шабашкин)
  22. Кто такой стряпчий? Где он работает? (стряпчий – ходатай по служебным делам)
  23. «Кирилла Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа». Кто такой холоп? (крепостной слуга)
  24. «Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. Кто такой стремянный? (конюх-слуга, ухаживающий за лошадью барина)
  25. Чем была занята у окна Марья Кирилловна, когда получила вторую записку от Дубровского? (вышивала на пяльцах)
  26. Что сделал Дубровский с покровскими мужиками, воровавшими у него лес? (проучил прутьями)
  27. Какая река протекала рядом с имением князя Верейского? (Волга.)
  28. Какое поручение дала Маша своему брату Саше? (Положить кольцо в дупло дуба.)
  29. Что в первую очередь любил показывать своим гостям Троекуров в своём  имении? (Псарню)
  30. Каким наукам должен был учить француз Дефорж Сашу Троекурова? (Грамматике и географии.)
  31. Чей портрет висел в доме Дубровских? ( Матери.)
  32. О чём думала Маша до самой последней минуты во время венчания с князем Верейским?  (Дубровский её освободит)
  33. Какое дерево было «связным» между Машей и Владимиром? (Дуб)
  34. Что любила читать Маша Троекурова? (Французские романы)
  35. Кого спас кузнец Архип во время пожара? (Кошку).

Подведение итогов игры, определение команды-победителя и самого эрудированного игрока.

Литература:

1. Данилина Т.М. Роман А.С.Пушкина «Дубровский» // Литература в школе. – 1998. - №7. – С. 91-99
2. Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/ авт.-сост. В.Я. Коровиной. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2021

Приложение

Протокол

Литературная игра для обучающихся 6-х классов

«По страницам романа «Дубровский» А.С. Пушкина»

(в рамках внеурочной деятельности)

Название команды

1балл

Девиз

1балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Итого баллов

Призовое место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Гайдар шагает впереди» литературная встреча для обучающихся 5-6 классов

Цель: Познакомить учащихся  с писателем А.П. Гайдаром. Узнать историю тимуровского движенияЗадачи: - Рассказать о жизни и творчестве  времени А.П. Гайдара.- Пробудить интерес к чтению г...

Конспект правовой игры с обучающимися 6-7 классов "Я защищаю свои права". Презентация правовой игры.

Данное мероприятие на правлено приобщение подростков к правовой культуре через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних....

"Экологическая мельница" Интеллектуальная игра игра для обучающихся 7-9 классов

Цель игры: способствовать углублению знаний учащихся по биологии и экологии; развивать системное мышление, наблюдательность, умение находить конструктивные решения при нарушении экологического состоян...

Технологическая карта урока "Чтение» (Литературное чтение) для обучающихся 5 «В» класса И. Суриков "Ярко светит солнце"

Технологическая картаурока "Чтение» (Литературное чтение)для обучающихся 5 «В» классаТема: И. Суриков "Ярко светит солнце"...

Литературный кроссворд для обучающихся 6-7 классов " Удивительный мир Гоголя"

Литературный кроссворд для обучающихся 6-7 классов  является конкурсным заданием Викторины, посвященной 215-летию со дня рождения Н.В. ГоголяЦель: способствовать воспитанию бережного отношения к ...