Урок внеклассного чтения по литературе 9 класс по произведению Е. Рудашевского Здравствуй, брат мой БЗОУ!
план-конспект занятия по литературе (9 класс)

Крышталев Максим Юрьевич

В материале представлена разработка внеклассного мероприятия на уроке про произведению современного писателя Евгения Рудашевского "Здравствуй, брат мой БЗОУ!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель

Крышталев Максим Юрьевич

Класс

9

Предмет

литература

Тема

"Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил" (по произведению Евгения Рудашевского "Здравствуй, брат мой БЗОУ!"

Планируемые общие результаты урока

Предметные: - воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,

- создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера,

- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное,

- участвовать в обсуждении прочитанного

Метапредметные:

Коммуникативные:строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные :выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Выполнять учебные действия, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи.

Личностные: - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

-  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Деятельностные приёмы и формы работы, используемые на занятии

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная.

Деятельностные приёмы: кластер, экспресс-тест, филологическая задача и доклад.

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся (кратко)

  1. Ориентировочно-мотивационный этап

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами разберем то произведение, которое вы прочитали дома. Постараемся выявить его тему, проблему. Это произведение Евгения Рудашевского "Здравствуй, брат мой БЗОУ!" ( слайд 1). Но прежде мы должны сказать несколько слов об этом писателе. Ваш одноклассник подготовил небольшой доклад ( слайд 2) (Примерный доклад. Евгений Рудашевский родился в 1987 году. Детство провел в Иркутске и прибайкальских селах. Окончил журфак МГУП им. Ивана Федорова. Работал дрессировщиком в иркутском «Нерпинарии» и корреспондентом журнала «Русская мысль». Сотрудничал с такими изданиями, как журнал «Итоги», газета «Книжное обозрение», газета «Новые Известия», газета «Литературная газета», журнал «Литературная учеба», журнал «Смена». Лауреат премий «Книгуру», «Золотой Дельвиг», литературной премии им. В. П. Крапивина и др. В 2017 году экспертами Международной мюнхенской юношеской библиотеки включен в список «Белые вороны» Р. Киплинг " Маугли".)

2. Актуализация знаний учащихся

- Ребята, я всегда говорил, что для того чтобы лучше понять произведение, нам нужно познакомиться с биографией автора. Прослушав доклад, какую интересную особенность в жизни автора вы услышали, которая, возможно, как-то связана с нашим уроком и рассказом сегодня? (Учащиеся: Евгений Всеволодович некоторое время работал дрессировщиком в иркутском нерпинарии, то есть близко был знаком с водными животными, как и герой сегодняшнего рассказа.)

- Хорошо! И раз мы заговорили уже о самом произведении, то давайте скажем, о ком оно? (Учащиеся: Рассказ написан о дельфине и юноше)

- Скажите, знакомились ли вы еще с подобными произведениями, где героями выступали люди и животные? (Учащиеся: И.С. Тургенев "Муму", Л.Н. Андреев "Кусака", А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" др.)

- Что мы можем сказать об этих отношениях? (Учащиеся: отношения складывались в каждом произведении по-разному, но во всех случаях эта связь между человеком и животным вызывала у читателей массу разных впечатлений и эмоций).

3. Выявление места и причины затруднения Целеполагание, постановка проблемы

- А теперь давайте определим, что нам нужно сделать на уроке, каких целей нам нужно достичь? (Учащиеся: Нам нужно определить тему, идею произведения, выявить проблему текста).

- Давайте еще раз определим, кто является главными героями рассказа? (Учащиеся: семнадцатилетний юноша Амза и дельфин)

_ Какова тема текста? (Учащиеся: Тема - отношения между человеком и животным).

- Идея текста? (Учащиеся: Автор хотел показать, какие могут быть отношения между человеком и животным).

- Проблема? (Учащиеся: отношения между человеком и животным).

- Хорошо! Но мне кажется, что выявленная вами проблема недостаточно полная. После анализа всего рассказа мы дополним ваш ответ.

  1. Операционно-исполнительный этап

Поиск путей решения проблемы. Построение проекта выхода из затруднений

- Скажите, с чего начинается рассказ? ( Учащиеся: Рассказ начинается с того, что Амза вместе с братом спасает от смерти дельфина, корой оказался на берегу)

- Чем заканчивается рассказ? ( Учащиеся: Рассказа заканчивается тем, что оба героя погибают).

- Исходя из этого, скажите, какова композиция рассказа? (Учащиеся: Композиция кольцевая: все начинается и заканчивается смертью).

- Что может означать такое построение рассказа? ( Учащиеся: Всё возвращается на круги своя. Возможно, дельфин изначально должен был умереть, но Амза подарил ему новую жизнь, наполненную счастьем, дружбой. И когда Амза сам погибает, то и жизнь Бзоу в дальнейшем не имеет смысла.)

- Опишите жизнь Амзы до встречи с дельфином. Учащиеся: Жизнь главного героя ничем не отличалась от жизни его родных и знакомых: он жил, помогал отцу, матери, встречался с друзьями).

- Что изменилось после встречи? (Учащиеся: У героя появился настоящий и верный друг. Возможно, до этого у Амзы не было именно ТАКОГО НАСТОЯЩЕГО друга. Ни к кому до этого Амза не тянулся так сильно, ни с кем до этого он не стремился провдить столько времени. Он полюбил Бзоу искренне, всей душой.)

- Амза дает имя дельфину. Что значит этот поступок? (Учащиеся: Это значит, что теперь дельфин стал не просто так дельфином, а он стал другом Амзы, он стал его частью. Хотя многие жители села не верили этому и смеялись над этим.)

- Почему Амза очень сильно переживает, когда наступает осень? ( Учащиеся: Амза так переживает, потому что осенью ему исполнится 18 лет и он должен пойти в армию и оставить дом на 3 года).

- Что его тревожит больше всего при мысли, что он должен уехать? ( Учащиеся: Больше всего его тревожит, что он не сможет долгое время видеть свою семью, горы и своего друга Бзоу. ).

- Как прощается? О чем жалеет Амза? (Учащиеся: Амза прощается с Бзоу очень быстро и сухо, по мнению самого героя. Здесь будет уместно вспомнить высказывани "Что имеем, не храним - потерявши плачем". Амза корит себя за то, что не так часто приходил к Бзоу, что оставался дома, хотя мог это время провести с дельфином. И это высказывание относится не только к другу, но и к дому и семье).

- Прочитаем письмо Амзы домой? (Учащиеся зачитывают отрывок письма для Бзоу).

- Почему Амза пишет еще дельфину? Мы ведь понимаем, что дельфин не способен понять смысл этого письма. (Учащиеся: Амза пишет письмо и просит своего брата зачитать другу письмо, потому что уверен в том, дельфин поймет его. Бзоу поймет не слова, а те чувства, которые Амза стремился передать серез письмо).

- Когда и как погибает Бзоу? (Учащиеся: Он выбросился на скалы).

- Когда и как погибает Амза? (Учащиеся: Амза погибает на войне.)

  1. Рефлексивно-оценочный этап

1. Первичное закрепление

- А сейчас давайте мы с вами вместе сделаем выводы и дополним ту проблему, которую вы озвучили в начале урока. Для этого мы смастерим кластер. На одной половине мы укажем Бзоу, на другой - Амза. По внешним краям мы укажем, что различало двух этих героев, место в середине, между героями, мы заполним тем, что их сближало. (Учащиеся создают кластер. Предлагают свои ответы. Примерный полученный кластер: явления, которыми они различались (Бзоу - был из мира дельфинов, обитал в море; Амза - жил в мире людей в деревне; Общее - ИГРА, СЧАСТЬЕ, ДРУЖБА, СМЕРТЬ). (слайд 4)

- Какой вывод мы можем сделать, если посмотрим на законченный кластер? (Учащиеся: Мы можем сказать, что Амзы было больше общего с животным, чем с людьми. Что именно с дельфином человек узнал настоящую дружбу, счастье. То, чего не смог найти в своем мире, мире людей.)

- А почему оба героя умирают? (Учащиеся: Убивая своего героя автор хотел показать, что человек, что очень странно не может быть счастлив в мире людей, для Амзы "жизнь" заканчивается, когда он расстался с Бзоу. Также автор хотел показать насколько жесток и опасен мир людей: человек находит свое счастье, общаясь с животным, а в мире людей, находясь на войне, он видит только боль, страдания и смерть. Бзоу умирает, наверное, потому что также чувствует этот разрыв со своим другом и без Амзы жизнь для дельфина не имеет смысла).( слайд 5,6)

- И давайте вернемся к проблеме, которую ставит автор в своем рассказе. Дополним вашу мысль. (Учащиеся: Проблема не только в отношениях человека и животного, но и в том, что для самого человека животное может стать ближе, чем родной человек ( а мы помним, что, по словам брата, Амза в письме уделил больше слов Бзоу, чем матери), что мир животных для Амзы стал ближе и роднее, чем его собственный мир, где он не испытывал таких сильных чувств счастья и радости, мир, который убивает его. И эпиграф эту мысль чётко и выражает, что бог Дионис уберег дельфинов от "душевного гниения" в мире людей и отправил их в море).

2. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

- И еще в качестве закрепления я предлагаю вам быстро ответить на вопросы теста по содержанию рассказа. ( Тест:

1. В какой районе происходят события?

А. Грузия. Б. Абхазия. В. Дагестан. Г. Осетия.

2. В какие годы разворачиваются события?

А. 50-е  Б. 60-е  В. 70-е  Г. 80-е

3. Где работали родные Амзы?

А. совхоз  Б. колхоз  В. ферма  Г. рыбный колхоз

4. В каких событиях участвовал отец Амзы?

А. Война  Б. Революция  В. Забастовка  Г. Стачка

5. Как родные героя восприняли дружбу сына с дельфином?

А. Одобряли  Б. Не одобряли  В. Не обращали внимания  Г. Настороженно

6. Любимая забава Амзы и Бзоу это?

А. Брызгаться  Б. Догонять друг друга  В. Рыбачить  Г. Издавать громкие звуки

7. Куда направляют Амзу в армии?

А. В учебную роту Б. В запас В. В госпиталь  Г. На войну

8. Как родные узнают о смерит сына?

А Из письма  Б. Из телеграммы  В. От соседей  Г. Из газет

9. Кто является автор эпиграфа?

А. Гомер  Б. Архимед  В. Платон  Г. Сократ

10. Жанр произведения?

А. Повесть  Б. Рассказ  В. Баллада  Г. Эпос

3. Оценивание

Оценивание теста происходит путем взаимопроверки.

4. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Ребята, на столе у вас лежат 3 карточки. Я прошу оценить сейчас себя, свою работу на уроке.

Темно-синий - не доволен работой;

Красный - доволен, но не в полном объёме;

Зелёный - доволен работой

(Выставление оценок)

5. Объяснение домашнего задания

- Дома предлагаю написать вам небольшое сочинение на тему сегодняшнего нашего урока: "Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил". Я думаю, что у каждого из вас есть наиболее близкий и родной ему человек, питомец. Напишите о ваших отношениях и том, почему вы ими дорожите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В V КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ОСКАРА УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА».

Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира...

Урок внеклассного чтения в 6 классе по произведениям Михаила Пришвина.

Урок литературы в 6 классе с творческими отчетами групп по заданным произведениям....

"Минувшее проходит предо мною" урок внеклассного чтения в 9 классе по произведениям А.С.Пушкина

Урок внеклассного чтения по историческим произведениям А..С.Пушкина   "Борис Годунов", "Капитанская дочка, ""Полтава" построен в форме игры "Город"...

Урок литературы внеклассного чтения в 5 классе по произведению А.Дюнана "Воспоминание о битве при Сольферино"

Урок  внеклассного чтения по  литературе  в 5 классе по УМК "Вокруг тебя - мир..." знакомит с дейстаием Международного Красного Креста, воспитывает чувство гуманизма,  уч...

План-конспект урока внеклассного чтения по литературе в 11 классе «Мир, в котором я живу…» по произведению С.Василенко «Суслик».

План-конспект урока внеклассного чтения по литературе  в 11 классе «Мир, в котором я живу…» по произведению С.Василенко «Суслик»....