Урок внеклассного чтения в 5 классе по произведению М.Пришвина «Времена года»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Разработка урока по литературе в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_v_5_klasse_po_proizvedeniyu_m.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 5 классе по произведению М.Пришвина «Времена года».
I Подготовительный этап.
- Прочитать очерки: «Рожденье звука», «Березовый сок», «Молодые листики», «Осинкам холодно», «Иван-да-Марья», «Деревья в снегу».
- Детям повторить из теории литературы определения«Олицетворение», «Сравнение».
- Учитель оформляет запись эпиграфа на доске: «Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он принёс в её тайную жизнь, воспел её красоту, прежде всего благодарность выпала бы на долю Пришвина» Паустовский.
Цель урока.
-образовательная: в процессе работы над произведением осмыслить отношение человека к природе.
-развивающая: умение выразительно пересказать эпизоды, высказывать свои ощущения и соотносить их с мнением автора.
-воспитательная: формирование бережного отношения к окружающей природе.
Методы, приемы: «погружение» в текст, ответы на проблемные вопросы, анализ эпизодов, выразительное чтение.
II Ход урока.
1.Вступительное слово учителя:
-Ребята, вы познакомились с необычным произведением, в котором нет главных и второстепенных героев, нет привычного развития сюжета, нет описания приключений. Писатель, создавая миниатюры, будто находится под впечатлением от встречи с чудом. Он взял в руку карандаш и, подобно художнику, поспешил нанести на холст штрихи тех мгновений из жизни природы, которые он заворожено наблюдал.
Так, постепенно отдельные зарисовки превращаются в прекрасную яркую картину жизни окружающего мира.
Читая миниатюрные зарисовки из «Времена года» М.Пришвина, вы , несомненно, открыли для себя много интересного. Разве знали многие из вас, что осинкам бывает холодно, что из двойного цветка Ивана-да-Марьи до зимы доживает лишь один Иван. Ведь далеко не каждому человеку природа раскрывает тайны. Она доверяет их только редким людям – таким, каким был М.М.Пришвин.
2. Работа с эпиграфом.
3.Учитель: И сегодня на уроке мы поучимся у этого удивительного человека видеть, слышать, любить природу, проникать в её тайны.
Посмотрим , насколько внимательно вы читали Пришвина.
Вопросы: (Общие о впечатлении)
- Описание какого времени года вам больше всего понравилось?
- Названия каких картинок вам запомнились?
-Как рождается первый весенний звук? (В прогалинах на опушках от первых капель)
-Почему в теплые весенние дни березка не давала сока? (Она знала, что будут сильные морозы)
-В какой главе описывается «лесная музыка»? ( «Молодые листики» )
-Беседа по содержанию текста: «погружение» в текст .
-Скажите , как вы поняли из вступительной главки , что такое микро-география?
(Микро-малый , «гео» – земля , «графо»-пишу . Это малая , «физическая» родина
-Как состоялось открытие Пришвиным своей микрогеографии ? (Оно началось с того дня , когда он понял, что за «неведомым» вовсе не надо мчаться за тысячи верст от родного дома).
-Ребята, сколько раз во вступительной главке встречаются нам слова «природа» и «родина»? (Природа-3 , родина -4)
-Как вы думаете ,случайно ли в размышлениях писателя об открытии своей родины эти два понятия употребляются так часто?
Чем является для Пришвина природа?
-« Пишу о природе , сам же только о людях думаю», - признавался Пришвин.
Может потому, в его рассказах и деревья, и растения похожи на людей
Приведите примеры .Ответы учащихся.
В названиях мы чувствуем эту особенность его творчества ( «Деревья в снегу», “Осинкам холодно”) Вспомните, как называется “ приём оживления природы» и покажите, как им пользуется М.Пришвин. Работа с текстом произведения:
“Каждый кустик глядит в зеркало”
“Из-под снега выпрыгивают лапки елей.”
- «Муравьи и берёзы предчувствуют сильный мороз».
- «Дятел устал, присел отдохнуть».
-Писатель уверен, что человек должен судить природу по себе. Только тот сможет больше увидеть в природе ,кто умеет чувствовать её.
В своих произведениях Пришвин описывает будни природы: выпал снег,
опали листья, пролетели гуси. Но в её жизни бывают такие особые мгновения, когда она величественна.
И тогда её описание становится гимном природы .
О каких таких величественных мгновениях мы прочитали у Пришвина?
(Рождение звука , рождение утра ,трепет молодых листиков)
Обращение М. Пришвина к другу-читателю. Чтение вслух главы «Неведомому другу».
-Почему Пришвину это кажется интересным? Ответ поищите в прочитанной главе. ( Это приносит радость: «то утро единственное, ни один человек еще не видел его на всем земном шаре» ). К
чему призывает Пришвин своего неведомого друга? ( Смелее открывать эту красоту и радоваться ей: « И десятки тысяч лет жили на земле…»). Как понимаем слова: «Начинай борьбу, помогай солнцу». Рефлексия . В заключительных строках миниатюры «Неведомому другу» выражена главная мысль: природа дарит нам радость от общения с ней, помогает солнцу делать добрые дела.
Природа привлекает Пришвина не только внешней красотой, но и внутренним содержанием. Она заставила задуматься его о смысле жизни, о её вечности. Он описывает то, что происходит в его душе: он грустит, радуется, восторгается, удивляется.
-Ребята! Писатель называет людей, просто любующихся природой, «дачниками». Что значит любование и любовь?
Только любя, а не любуясь можно уберечь и защитить этот удивительный мир – природу.
Вывод: «Время года» Пришвина – это гимн природе, проникнутый чувством восторга писателя перед каждым трепетным ее движением.
Домашнее задание: прочитать миниатюру из цикла «Лето».
Список литературы:1.ПаустовскийК.Г.: Золотая роза .Михаил Пришвин.2.ПРИШВИН М. «Времена года». 3.Словарь литературоведческих терминов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс
Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...
Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс
Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...
разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида
разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...
презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс
презентация о творчестве К.Паустовского...
презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс
презентация по книге К.Паустовского "Кот-ворюга"...
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...
Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)
Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....