Урок внеклассного чтения в 9 классе по произведению А.С.Пушкина "Каменный гость"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Каменный гость» А.С.Пушкина
Цель и задачи:
Формирование представления о многогранности таланта А. С.Пушкина.
Углубление знаний о драме как роде литературы.
Знакомство с легендой о Дон Жуане и выяснение особенностей
переосмысления образа севильского озорника в трагедии Пушкина
Знакомство с музыкальной трактовкой образа Дон Жуана (В.А.
Моцарт. Опера «Дон Жуан») и со сценическим воплощением пушкинской трагедии.
Эпиграфы:
«И была у Дон Жуана - шпага,
И была у Дон Жyaнa - Донна Анна...»
(М. Цветаева)
«Твой Дон Гуан безбожник и мерзавец»
(А.С.Пушкин)
Оборудованuе:
портреты А.С.Пушкина, Н.Н. Гончаровой-Пушкиной; ксерокопия рисунка
А.С.Пушкина к «Каменному гостю»; иллюстрации к трагедии П.Бунина и
Ф.Константинова; рисунки учащихся; аудиозапись увертюры к опере
В.А.Моцарта «Дон Жуан»; фрагмент кинофильма «Болдинская осень»;
видеофрагмент кинофильма «Маленькие трагедии»; видеомагнитофон,
магнитофон.
Ход урока
Слово учителя. Taлaнт А.С.Пушкина был многогранным:
современников и потомков одинаково восхищали его эпические
произведения, лирика и драматургия. Творения Пушкина невелики по
объему, он умел в малой форме сконцентрировать глубокое содержание.
стихи, поэмы, повести, романы, драмы этого замечательного художника
слова отличаются особым своеобразием.
Сегодня мы поговорим о произведении, созданном в наиболее
плодотворный период жизни Пушкина - Болдинскую осень. Об одной из
«мaленьких трагедий» - «Каменный гость».
Тема урока. Тема любвu а образ севильского озорнuка в
mрагедии А. С. Пуuлкuна»Каменный гость».
Сообщение первого ученика. Болдинская осень как этап творческой
деятельности Пушкина.
В 1830 году 11ушкин сделал повторное предложение пленившей его
московской красавице Наталье Николаевне Гончаровой, которое было
принято. В наброске чернового письма от 6-11 апреля 1830 года поэт пишет
родителям в Петербург: «Мои горячо любимые родители, обращаюсь к вам в
минуту, которая определит мою судьбу на всю остальную жизнь. Я намерен жениться на молодой девушке, которую люблю уже год, м-ль Натали
Гончаровой. Я получил ее согласие а также и согласие ее матери. Прошу
вашего благословения - и да будет вторая половина моего существования
более для вас утешительна, чем, моя печальная молодость».
«Да благословит небо тебя и твою милую подруry жизни, которая
составит твое счастье...) - писал ему отец, который благословил сына и
частью имения.
Отправившийся по имущественным делам в Нижегородскую губернию
Пушкин из-за холерного карантина задержался там на целых три месяца. В
сложнейшую пору своего развития, в решающий момент жизни он оказался
отделенным от всего мира, а своеобразной изоляции. В болдинском
уединении он размышляет о прошлом и будущем. Все сошлось здесь:
деревня, осень, одиночество... Само время словно остановилось...
Вынужденная задержка в Болдино стала для Пушкина порой высочайшего
творческого взлета. В Болдино созданы такие шедевры пушкинской прозы,
как «Повести Белкина», «История села Горюхина», написаны «Маленькие
трагедии», несравненные по психологизму и драматургическому мастерству.
здесь же он работал над завершающими главами романа «Евгений Онегин».
Пушкин долго колебался В выборе названия цикла драматических
произведений («драматические сцены... опыты... изучения... «). Закрепилось
- «маленькие трагедии», которым суждено было стать великими. Малая
форма обеспечила большую сосредоточенность мысли. Герои трагедий
исключительны, сами произведения - это размышления о человеке, его
возможностях, О проблемах Добра и Зла. Все они созданы на основе сюжетов западноевропейской литературы и фольклора, но проблемы, затронутые в них, универсальны. В цикл входят следующие произведения: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери»; «Каменный гость», «Пир во время чумы».
Сообщение второго ученика. Легенда о Дон-Жане и ее интерпретация
предшественниками Пушкина.
Сюжет о Дон Жуане восходит к средневековой испанской народной
легенде. Севильские летописи сохранили рассказ о некоем Доне Хуане, графе
де Тенорио, гуляке, распутнике, первом дуэлянте в Севилье. Однажды он
Похитил дочь командора Гонсало де Ульоа, его самого сразил насмерть.
Монахи заманили Дона Хуана в храм францисканского монастыря к
усыпальнице рода Ульоа. Поздней ночью, в условленный час, он
прибыл на место свидания, но обратно уже не вернулся. Он исчез бесследно,
тело его нигде не нашли. Наутро монахи распустили слух, будто Дон Хуан
пришел ночью в храм, оскорбил статую убитого командора, и тогда она
ожила, притянула к себе нечестивца и столкнула его в разверзшуюся бездну.
В те времена ни один благоверный католик не усомнился в истинности
этой истории. Убив Дона Хуана, монахи, сами того не ведая, дали ему
бессмертие в легенде о «севильском озорнике». Она долго бытовала в народе
и впервые была обработана в ХVII веке испанским драматургом Тирсо де
Молина. Легенда привлекала внимание и за пределами Испании: своего Дона
Жуана создавали драматурги и поэты Франции, Италии. России, Германии и
других стран.
Тирсо де Молина историю Дона Хуана Тенорио изложил в комедии
«Севильский озорник, или Каменный гость», созданной между 1618 и 1621
годами. История была обработана в духе католической религии: Дон Хуан
Представлен как великий грешник, бросивший вызов законам человеческим и божеским. Сам автор относился к нему резко отрицательно, финал пьесы
воспринимался как справедливое возмездие. В изображении испанского
драматурга Дон Хуан - жестокий циник, его жажда обладания женщинами не
знает предела, каждая соблазненная девушка - это лишь «боевой трофей»,
ему не важны переживания жертвы, герой попирает саму любовь, так как им
движет животное начало, жажда завоевания. Ему чуждо раскаяние, жизнь
для Дона Хуана - череда наслаждений, обманов, предательств. Это типичный
антигерой; Тирсо де Молина не придал ему ни одной положительной чёрты.
l
1
Одной из самых замечательных обработок легенды о Дон Жуане
является комедия французского драматурга Мольера «Дон Жуан, или
Каменный гость». Именно его трактовка образа известна большинству
людей, именно французский вариант произношения имени героя остался в
словоупотреблении. Известный сюжет Мольер обработал в соответствии с
собственными взглядами, создав образ комедии классицизма. Отношение
автора к герою двойственно. В отличие от Тирсо де Молины он (позволяет)
герою иметь положительные качества: несмотря на цинизм, герой Мольера
смел, благороден, честен. Просто он исповедует иные принципы, чем
принято в обществе. Он безбожник, но, оправдывая свои поступки, ссылается
на небо. Дон Жуан Мольера воплощает в своем поведении древнее
феодальное право владетельного сеньора - право первой брачной ночи, он
предъявляет права на всех женщин. Он так же быстро остывает к
соблазненным, как и его предшественник из пьесы Тирсо де Молины. Цель
Мольера - обличить произвол дворянства, осудить пороки класса феодалов,
но его Дон Жуан исповедует принцип свободы.
Пушкину были хорошо знакомы произведения Мольера и Байрона о Дон
Жуане, а также опера В.А.Моцарта «Дон Жуан» 1887 года (эпиграф к
трагедии - слова из либретто оперы Моцарта, автор их Да Понте).
Беседа:
- Почему Пушкин обратился к сюжету о Дон Жуане? Как это могло быть
связано с его личной жизнью?
- Что такое трагедия?
- Что является способом ерактеристики героя драмы?
(монологи героя, диалоги, высказывания о нем других персонажей драматического произведения, ремарки, поступки героя).
- Что говорят о герое другие персонажи?
(Монах счumаеm его «развратным, бессовестным, безбожным Дон Гуаном».
Лаура называеm его «верным другом», « ветреным любовником». Дон Карлос
«безбожником и мерзавцем». Донна Анна высказывает сложившееся о нем мнение: «О, Дон Гуан красноречив - я знаю, Слыхала я: он хumрый uскусumель. Bы, говоряm, безбожный развраmumель, Вы сущuй демон. Сколько бедных женщин Bы погубuлu?»).
- Для чего автор вводит сцену ужина у Лауры? О чем и о ком идет речь?
(В этой сцене показано отношение к Дон Гуану мадридцев, мы узнаем о его нраве, о mом, чmо он является автором замечательных, трогающих души стихов, что он пленил сердце Лауры).
- Что читатель узнает из монологов самого Дон Гуана?
(Герой любит жизнь и живых людей, ценит красоту, способен сочувствовать другим, но быстро забывает о бывших возлюбленных).
- Что говорит о своем господине Лепорелло?
(У вас воображенье в минуту дорисует остальное; Оно у вас проворней живописца,
Baм все равно, с чего бы ни начать, С бровей ли, с ног ли. Вот ещё! Куда как нужно! Мужа повалил Да хочет поглядеть на вдовьи слёзы. Бессовестный! Испанский гранд как вор Ждёт ночи и луны боится - Боже! Прокляmое жumье. Да долго ль будет Мне с ним возиться?
- Что говорит Дон Гуан о любви? Можно ли верить его словам? Почему?
(Е,сть ли в тексте трагедии хоть одна ремарка («говорит в сторону») к словам
Дон Гуана? На что таким образом указывают авторы драматических
произведений?).
«Давно или недавно, сам не знаю, Но с той поры лишь только знаю цену Мгновенной жизни, только с той поры И понял я, что значит слово счастье»; «Не правда ли, он был описан Вам злодеем, извергом. – О Донна анна, - Молва, быть может, тяготеет. Так разврата Я долго был покорный ученик. Но с той поры, как вас увидел я, Мне кажется, я весь переродился»; «Вас полюбя, люблю я добродетель И в первый раз смиренно перед ней Дрожащие колени преклоняю».
Герой признается Донне Анне в том, что он убил ее мужа, объясняя это
искренним, глубоким чувством к ней: «Когда б я вас обманывать хотел,
Признался ль я, сказал ли я то имя, Которого не можете вы слышать? Где ж
. видно тут обдуманность, коварство?».
- Выделите элементы сюжета.
(Завязка: «Я с нею познакомлюсь». (Здесь уместно показаmь видеофрагмент 3-й сцены у памятника Командора.) Кульмuнацuя: «Донна Анна, Где твой кинжал?Вот грудь моя». Развязка: «...о, тяжело Пожатье каменной его десницы!»)
- Прочитаем сцену объяснения с Донной Анной (сцена IV). Любит ли
она Дон Гуана? Что об этом свидетелъствует?
(Она беспокоuтся о нем, о чем свидетельствует фраза: «Но как же отсюда выйти, вам, неосторожный! Ах, если б я могла вас ненавидеть!» Здесь можно показать видеофрагмент развязки.)
- У предшественников Пушкина сюжет о Дон Жуане воплощался в комедии. Почему русский драматург избирает форму трагедии? Что это меняет в трактовке образа?
(Для Пушкuна Дон Гуан сmановumся героем трагическим: в mоm моменm, когда он находumся на пороге счастья, гоmов переменumо прежний образ жизни, судьба в образе сmаmуи командора разруuшеm eгo надежды u планы, насmuгаеm героя, наказывая даже не за прежние прегрешения, а за желанuе обресmu счасmье).
- Докажите, что Дон Гуан для Пушкина трагический герой.
- Какие чувства его герой вызвал у вас?
- Какой из предложенных эпиграфов соответствует Пушкинскому
пониманию образа?
- Определите тему произведения
- Какие нравственные ценности утверждает автор в своем произведении?
- Прослушайте фрагмент оперы Моцарта «Дон Жуан». Каким предстает
перед вами герой оперы?
- Рассмотрите иллюстрации художников П.Бунина и Ф.Константинова к
трагедии Пушкина. Чья трактовка образа Дон Гуана вам кажется адекватной пушкинскому образу?
Слово учителя. Образ Дон Жуана чаще становится предметом
изображения в литературе: драма А.К.Толстого «Дон Жуан», новелла
Э,Т.А.Гофмана «Дон Жуан», поэма Дж.Г.Байрона «Дон Жуан», комедии
Тирсо де Молини и Мольера, пьеса Леси Украинки «Каменный властелин», цикл стихов М.Цетаевой «Дон Жуан», стихотворения Н.Гумилева,
В.Брюсова, И.Северянина, апокриф К.Чапека, пьеса Макса Фриша «Дон жуан, или Любовь к геометрии», пьеса нашего современника Эдварда Радзинского Окончание Дон Жуана». Возможно, список не полон. Но
именно с Пушкина началось в литературе переосмысление образа
севильского озорника.
Почему, по вашему мнению, именно в литературе, искусстве слова этот образ так популярен?
Рефлексия.
Домашнее задание.
Прочитайте одно из перечисленных произведений о Дон Жуане.
Напишите сочинение-эссе на тему: «Дон Гуан Пушкина и
А.К.Толстого (или герой другого автора, по выбору)».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс
Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...
Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс
Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...
разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида
разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...
презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс
презентация о творчестве К.Паустовского...
презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс
презентация по книге К.Паустовского "Кот-ворюга"...
Урок внеклассного чтения ( 9 класс) на тему «Образ Алеко в поэме А. С. Пушкина «Цыганы».
Урок Пушкина в татарской школе....
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...