Исследовательская работа «Послание «В Сибирь» и послание И. Пущину «Мой первый друг» А. С. Пушкина»
проект по литературе (9 класс)
Цели: 1.Провести анализ текстов стихотворений
«Послание «В Сибирь» и послание И.Пущину «Мой первый друг» А.С.Пушкина
2.Выявить воплощённый в этих текстах авторский замысел.
Задачи работы:
- Изучить имеющуюся литературу по теме «Пушкин и декабристы»,
«История декабристов»;
- Рассмотреть язык произведения;
- Выявить взаимосвязь лингвистических особенностей стихотворения с его идейным и художественным замыслом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_literature.docx | 39.81 КБ |
poslanie_v_sibir_i.pptx | 2.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа по литературе «Послание «В Сибирь» и послание И.Пущину «Мой первый друг» А.С. Пушкина. История их написания и отправки в Сибирь.
Цели: 1.Провести анализ текстов стихотворений
«Послание «В Сибирь» и послание И.Пущину «Мой первый друг» А.С.Пушкина
2.Выявить воплощённый в этих текстах авторский замысел.
Задачи работы:
- Изучить имеющуюся литературу по теме «Пушкин и декабристы»,
«История декабристов»;
- Рассмотреть язык произведения;
- Выявить взаимосвязь лингвистических особенностей стихотворения с его идейным и художественным замыслом.
Объектом исследования стали тексты стихотворения А.С.Пушкина «Послание в Сибирь» и послание И.Пущину «Мой первый друг», предметом исследования – история создания, грамматические и стилистические особенности текстов.
Актуальность выбора темы: забайкальцы мало знают историю своего края, имена великих людей.
Наличие противоречивых точек зрения на проблему и желание в них разобраться, личные мотивы, обстоятельства возникновения интереса к данной теме: в исторических справках о декабристком движении в современном обществе возникают новые версии, доказательства, опровергающие идеи, двигающие декабристов к своей цели во имя свободы и против тирании. Чтобы подробнее разобраться в этой актуальной проблеме я обратилась к стихотворениям великого поэта, словам которого не поверить трудно.
Методы исследования: чтение произведений, наблюдение, сопоставление, анализ, изучение литературы по теме.
1.Введение
В истории всякой страны есть незабываемые памятные даты. Проходят годы, меняются поколения, новые люди выходят на историческую арену, меняется быт, уклад, общественное мировоззрение, но остается память о тех событиях, без которых нет подлинной истории.
Декабрь 1825 года - явление такого порядка. «Сенатская площадь», «Черниговский полк», «Декабристы». Первое сознательное выступление за свободу, первое трагическое поражение.
2. Историческая справка о восстании 1825 года.
14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошло восстание, инициаторами которого стали представители русского дворянства. Тогда ими была предпринята попытка изменить существующий государственный строй в надежде установить свободные, справедливые отношения в российском обществе. На Сенатскую площадь первым пришел полк Московской лейб-гвардии. Этот полк возглавляли члены Северного Общества: Бестужев и Щепин – Ростовский. Время шло, а остальных частей не было. Руководитель восстания князь Сергей Трубецкой на Сенатскую площадь не явился. Восстание оказалось не подготовлено, Сенат и большая часть Петербургского гарнизона уже присягнули Николаю I. Находящиеся на площади солдаты и офицеры были разогнаны артиллерийским огнем. Восстание было подавлено.
13 июля 1826 года были казнены Кондратий Рылеев, Павел Пестель, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин, Павел Каховский, руководители восстания. Остальным участникам восстания предстоял тяжелый путь каторги и ссылки. 120 декабристов были сосланы в Сибирь. У них отняли все: звание, имущество, Отечество, свободу, но не могли отнять у них народную любовь.
3. Пушкин и декабристы.
Среди участников декабристского восстания было много друзей А.С.Пушкина: К.Рылеев, И.Пущин, В.Кюхельбекер, Н. Муравьев, С.Волконский, А.Бакунин, В.Вольховский и др.
Сам поэт не был декабристом, хотя глубоко разделял и «проповедовал» их идеи. Вступить в тайное общество будущих декабристов было горячим желанием поэта. Поначалу его боялись принимать, «зная подвижность пылкого нрава поэта…», но позже, видя его понимание декабристских идей и жгучее стремление вступить в организацию, поручили принять поэта Сергею Волконскому, который не решился на это, зная, что Пушкину могла угрожать опасность. В декабристских кругах много говорилось об излишней и доверчивой общительности великого поэта. Не решился и лицейский друг Пущин, но все-таки 12 декабря 1825 года Пушкин получил письмо своего друга Пущина, который призывал его в Петербург, потому что Пущин, по-видимому, не захотел, чтобы поэт остался чужд революционным событиям. Пушкин спешно по этому письму выехал из села Михайловского, где находился в ссылке, но, как рассказывают друзья Пушкина, на дороге ему попался поп (по другим сведениям, дорогу ему перебежал заяц), и Пушкин, будучи суеверен, возвратился обратно, решив, что «не будет добра». Если бы он приехал в Петербург, он попал бы прямо к восстанию 14 декабря и наверняка принял бы в нём участие. Не вернись Пушкин с дороги, говорил впоследствии Вяземский, «он бухнулся бы в кипяток мятежа у Рылеева в ночь с 13 на 14 декабря». Именно об этом Пушкин смело сказал царю, Николаю 1: «Все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не быть с ними. Одно лишь отсутствие спасло меня».
4. Пушкин после разгрома восстания декабристов.
Разгром восстания 14 декабря — переломная дата в жизни Пушкина. Он оказался оторванным от тех людей, с которыми был близок по духу, идеи которых он выразил в ряде своих произведений. На некоторое время он оказался социально одинок. Он с тяжелым чувством не раз пишет в своих письмах о разгроме восстания. «Повешенные повешены, но каторга 120 братьев, товарищей, друзей, — ужасна», — пишет он в письме Вяземскому.
О самом восстании 14 декабря Пушкин узнал с запозданием и то случайно. Вновь хотел поехать в Петербург, но там в это время уже готовились новые аресты. Новость об этом окончательно отбила охоту у Пушкина ехать. После первого краткого сообщения о событиях 14 декабря, опубликованного в газетах, последовало подробное описание происшествия со списком главных преступников. В их числе были Пущин и Кюхельбекер, лицейские друзья. Пушкин был знаком и со всеми, осужденными к казни. Свыше 7 месяцев продолжалась для Пушкина пытка неведеньем о судьбе друзей. Переписка об этом была исключена.
Видения виселицы преследовали Пушкина, и на полях рукописи он набросал рисунки виселицы с фигурками казненных. Сделал надпись «И я бы мог как тут ви…(сеть)»- не дописано.
4.1. История создания стихотворения «Послание в Сибирь»
Что же делал Пушкин после поражения восстания?
Восстание декабристов было подавлено, но Пушкин оставался верным памяти друзей– декабристов. Он бережно хранил их письма. После восстания многое предстало для него в новом свете. На его долю выпала роль хранителя и продолжателя декабристских традиций в этот период. Пушкин не переставал ощущать идейную связь с декабристами. Своим друзьям-декабристам он посвятил послание «Во глубине сибирских руд...» и передал его А. Г. Муравьевой, уезжавшей к мужу в ссылку в начале января 1827 года.
Это стихотворение Александра Сергеевича Пушкина не могло быть опубликовано, да и писалось не для широкого читателя: он адресовал эти строки непосредственно своим ссыльным друзьям-декабристам, чтобы поддержать их морально, чтобы они знали, что их дело затеяно было не напрасно. Такая поддержка была очень нужна, потому что в своих документах царское правительство утверждало, что идеи декабристов низменны и безумны, что заговор был составлен “горсткой извергов
На фоне этих фактов общественной жизни послание Пушкина декабристам имело для них огромное значение: нужно было обладать верностью, преданностью друзьям и редкой смелостью, чтобы в этих условия написать такое стихотворение.
И хотя послание явилось отражением чувств всего передового общества России, Пушкин больше всего выразил свои чувства по отношению к друзьям. Для своего стихотворения Пушкин избрал жанр послания, это было, действительно, письмо, адресованное друзьям, письмо-поддержка, в котором поэт обращается к тем, кто томился в ссылке и на каторге, со словами веры:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
5. Анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд...»
Стихотворение «Во глубине сибирских руд...» построено как прямое обращение к осужденным, призывающее их оставаться верными своей мечте, не отчаиваться. Поэт уверяет сосланных, что «любовь и дружество» лучших людей России — с ними, что «оковы тяжкие падут, темницы рухнут», что свобода восторжествует и их подвиг не будет забыт. Это и есть основная мысль стихотворения. Он верил, что «придет желанная пора», когда «любовь и дружество» «дойдут сквозь мрачные затворы». Пушкин знал, что его «свободный глас» прозвучит голосом поддержки тем, кто своей свободой заплатил за провозглашенные идеалы.
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Послание написано в высоком стиле, в нем много абстрактных образов: Несчастье, Надежда, Свобода, Любовь, Дружество.
Автор рисует мрачное пространство, в котором оказались герои: «мрачное подземелье» , «каторжные норы» , «оковы тяжкие» , «темницы» , и хотя эти образы создают трагическую атмосферу несчастья, постигшего друзей поэта, стихотворение проникнуто светом веры и надежды, оно не печальное, не грустное : из 16 строк только в 6 строках созданы трагические образы, поэтому стихотворение звучит оптимистично , в стихотворении нет безысходности , в нем чувствуется уверенность в победе дела декабристов и величии их подвига. Поэт широко использует эпитеты и метафоры: гордое терпенье, скорбный труд, дум высокое стремленье, в мрачном подземелье; желанная пора.
Воздавая должное подвигу декабристов, поэт в целом считал их миссию завершенной. Он верил, что придут новые люди, новое поколение, и они довершат начатое дело: «Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут...» Тогда свобода примет декабристов радостно у входа, а вернее, у выхода из темницы. Мечи будут им возвращены, но уже не для сражения, а как символ офицерской чести.
«Во глубине сибирских руд» выражало веру в подъем новых волн русского освободительного движения.
6. «И.И.Пущину». История дружбы.
Молодой Пушкин написал: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» Эти строки он посвящает своим ближайшим для него на всю жизнь товарищам: Ивану Пущину, Вильгельму Кюхельбекеру и Антону Дельвигу.
Но самым близким лицейским другом стал Пущин. После окончания Царскосельского лицея Пущин не раз встречался с Пушкиным в Петербурге. Открытый и бескомпромиссный характер Ивана Ивановича, его взгляды на действительность царской России привели его в тайное общество будущих декабристов. Он думал привлечь туда и Пушкина, но опасался за него. Когда молодой поэт оказался в опале у государя и был сослан сначала на юг, а после в Михайловское, Пущин единственный навестил его в псковской глуши. Это их единственное свидание стало неожиданностью для ссыльного поэта, и позже он посвятил этому событию небольшое, но очень проникновенное стихотворение, начинавшееся таким обращением:
Мой первый друг, мой друг бесценный…
Но появилось оно не сразу: лишь узнав в 1826 году о судьбе декабристов и их ссылке, он пишет свое послание и в январе 1827 года переправляет его в Сибирь. Позже Пущин будет вспоминать о том, как после долгих мытарств он наконец соединился с товарищами его изгнания и заточения, раньше его прибывшими в острог. И он почувствовал, как его лицейский товарищ Пушкин «первым встретил его в Сибири задушевным словом». В день приезда в Читу Пущина позвали к частоколу, где Александра Муравьева (жена декабриста Никиты Муравьева) отдала ему лист бумаги: на нем неизвестною рукою было написано стихотворение.
7. «И. И. Пущину», анализ стихотворения Пушкина.
Жанр этого произведения — дружеское послание. Об этом говорит и название — «И. И. Пущину». В то же время это воспоминание о той последней встрече, когда Пущин, вопреки запретам со стороны царской власти, навестил поэта в его имении Михайловском, «когда «двор уединенный … колокольчик огласил». Чем это грозило самому Пущину, можно только догадываться, поэтому Пушкин и называет его «мой друг бесценный». Две части стихотворения, пятистишия, представляют собой своеобразную перекличку событий. В первом пятистишии — воспоминание о встрече в Михайловском, а вторая часть произведения адресована уже сосланному в Сибирь Пущину, который после провала Декабрьского отказался бежать за границу и дожидался ареста в своем доме в Петербурге.
Строфа, состоящая из пяти строк, позволила объединить поэту общей рифмой такие высокопарные слова: «провиденье», «утешенье», «заточенье». Это не только придавало стихотворению особенное звучание, но и у самого адресата вызвало необычное состояние. Вот как написал об этом впоследствии Иван Иванович Пущин: «Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог обнять своего лицейского друга, как он меня обнимал, когда я первый посетил его в изгнанье».
Но мольба Пушкина, обращенная к «святому провиденью», о том, чтобы все декабристы получили утешенье, действительно озарила их сибирское заточенье «лучом лицейских ясных дней». В нескольких строках этого стихотворения соединились и торжественность, и скорбь, и чувство единения.
8.Вывод
«Свободный глас поэта» дошел до декабристов и позволил им не потерять веры в «любовь и дружество». Пушкин, которого они уважали, когда были свободными, не изменил убеждений, остался верен их общим идеалам.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Эйдельман Н. «Пушкин. Из биографии и творчества 1826-1837».-М., Художественная литература, 1987.
1. Библиотека великих писателей. Под ред. С.А.Венгерова. Пушкин. СПб., 1910. - Т.IV. - С.XXIII.
2. Лотман Ю.М. Пушкин.- Спб.,1995.
3. Маранцман В.Г. Методы и приемы изучения литературы в школе // Методика преподавания литературы. - М.,1995. - ч.1.4. Маркович В.М. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы. - СПб., 1997.
5. Терц Абрам /Андрей Синявский/ Собр. соч. в 2-х т. - М.,1992. - т.1.
6. Эйдельман Н.Я. Пушкин. История и современность в художественном сознании поэта. - М.,1984.
7. Интернет –ресурсы.
Пущин и Пушкин
Пущин Иван Иванович (1798-1859). Один из ближайших лицейских друзей Пушкина, его «первый» и «бесценный» друг. В табели об успехах аттестуется: «В российском и латинском языках — превосходные успехи и более тверды, нежели блистательны; редкого приле-жания, счастливых дарований». В отзыве весьма скупого на оценки М. А. Корфа: «Со светлым умом, с чистой душой, с самыми благородными намерениями, он был в Лицее любимцем всех товарищей». Подружился Пушкин с Пущиным еще до вступительных экзаменов, и эта дружба была неизменной до кончины великого поэта. В Лицее их комнаты были рядом, и это также способствовало сближению серьезного и рассудительного Пущина с пылким и увлекающимся Пушкиным. Свою любовь и преданность другу поэт высказал в ряде стихотворений, написанных еще в Лицее: «К Пущину» (1815), «Воспоминание» (1815), «Вот здесь лежит больной студент...» (1817) и «В альбом Пущину» — накануне окончания Лицея:
Ты вспомни быстрые минуты первых дней, Неволю мирную, шесть лет соединенья, Печали, радости, мечты души твоей, Размолвки дружества и сладость примиренья...
По окончании Лицея Пущин определился в гвардейскую Конную артиллерию, а в 1823 году перешел на гражданскую службу в Московский надворный суд, где занял скромное место судьи. Он энергично боролся со взяточничеством и несправедливостью и, по словам современника, был «первым честным человеком, который сидел когда- либо в русской казенной палате». Еще в Лицее Пущин участвовал в преддекабристской организации «Священная артель» и несколько позднее стал членом Союза благоденствия и Северного общества. В январе 1825 года Пущин посетил опального поэта в Михайловском. «Он, как дитя, был рад нашему свиданию»,— вспоминал Пущин позднее. Они говорили о политическом положении в стране, читали в рукописи привезенную Пущиным комедию «Горе от ума».
И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
...Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.
Друзьям больше не суждено было встретиться. Декабрьское восстание 1825 года навеки разлучило их. За участие в нем декабрист Пущин был сослан на каторгу в Сибирь. Через год до Пущина дошло проникновенное стихотворение Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный...», адресованное изгнаннику:
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Через несколько лет Пушкин встретился на Кавказе с декабристом М. И. Пущиным, который вскоре написал брату: «Он любит тебя по-старому и надеется, что и ты сохраняешь к нему то же чувство». Смерть великого поэта Пущин воспринял как личную и общественную потерю. «Последняя могила Пушкина! Кажется, если бы при мне должна была случиться несчастная его история... то роковая пуля встретила бы мою грудь: я бы нашел средство сохранить поэта-товарища, достояние России...»
Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 26-27.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: провести анализ текстов стихотворений «Послание «В Сибирь» и послание И.Пущину « Мой первый друг» А . С. Пушкина; в ыявить воплощённый в этих текстах авторский замысел.
Задачи работы: изучить имеющуюся литературу по теме «Пушкин и декабристы», «История декабристов»; рассмотреть язык произведения; выявить взаимосвязь лингвистических особенностей стихотворения с его идейным и художественным замыслом.
Сенатская площадь
Иван Иванович Пущин
Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок , Исписанный когда-то мною , На время улети в лицейский уголок Всесильной, сладостной мечтою.
Первая встреча
Пущин у Пушкина
Послание от друга Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!
Обелиск на месте казни декабристов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы» А.С. Пушкин (Судьба героя Отечественной войны 1812 года Сергея Григорьевича Волконского).
Исследовательская работа «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы» А.С. Пушкин (Судьба героя Отечественной войны 1812 года Сергея Григорьевича Волконского).У князя Сергея Григорьевича Волко...
Научно-исследовательская работа "Говоры Прибайкалья в Русских сказках Восточной сибири"
Данная работа посвящена исследованию говоров Прибайкалья в Русских сказках Восточной Сибири, выявлены фонетические, синтаксические и морфологические особенности говоров....
ОТКРЫТЫЙ УРОК В 6 КЛАССЕ «Стихотворение А.С. Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный». Формирование компетентности анализа поэтического текста.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина " И.И.Пущину"(6 класс)....
Исследовательская работа "Мы хотим понимать друг друга"
Проект «Мы хотим понимать друг друга» направлен на исследование разговорной речи разных поколений. Целью проекта было изучение и сравнение речи двух разных поколений, выявление причин различия. В зада...
Исследовательская работа . Научное направление: Женские образы в творчестве А.С.Пушкина .«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет! …»(Ф.И. Тютчев) .
Актуальность. На уроке литературы мы знакомились с разными произведениями А.С.Пушкина: стихотворениями, поэмами, повестями. Творчество Пушкина бессмертно и интересно. Нам были очень интересны им...
исследовательская работа " Первая пионерка села Сибирь - Мясникова А.И."
История судьбы первой пионерки Мясниковой Антонины Семёновны...
«Мой первый друг, мой друг бесценный…» Лицейские друзья А.С. Пушкина (внеклассное мероприятие)
Внеклассное мероприятие, рассказывающее о Лицее, о близких друзьях А.С. Пушкина...