исследовательская работа " Первая пионерка села Сибирь - Мясникова А.И."
творческая работа учащихся по краеведению (10 класс)

Болонева Надежда Филипповна

История судьбы первой пионерки      Мясниковой Антонины Семёновны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon myasnikova_antonina_semenovna.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

МО «ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ТАРБАГАТАЙСКОГО РАЙОНА»

МБОУ «СЕЛЕНГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

История судьбы первой пионерки

 села Сибирь  Тарбагатайского района

Мясниковой Антонины Семёновны

                                     

                                                        секция: краеведение                                                    

   

                                       

                                                                                                                           

Выполнил:        Власова Ирина                                                                           ученица 10 класса

                                             Руководитель:  Болонева Надежда Филипповна

                                                                          учитель истории и обществознания

                                                                                         

с. Солонцы

2019год


                                                 Оглавление

 I.  Введение ………………………………………………….. 3

 II. Основная часть………………………………………….. 4 -12

1. Кто такие пионеры? ........................................................... 4 -5

2. Пионерская атрибутика и ритуалы…………………… …6-7

  3. История пионерского движения в Бурятии……………...8-9

      4. Моя прабабушка – первая пионерка села Сибирь…….....10-11

     III. Заключение …………………………………………………12

     IV. Литература ………………………………………………….13

 

 

     

Введение:

         В нашей семье храниться поблеклая, не очень четкая фотография,  с которой смотрит  на нас совсем  юная девушка. Я попросила свою бабушку  Власову Галину  Семеновну рассказать,  кто снят на старинной фотокарточке и услышала ответ, что  это моя прабабушка Антонина Семёновна  Мясникова, и что она была первой пионеркой села Сибирь.

Пионерка – что это значит? Кто такие пионеры? Чем занимались  пионеры? А есть ли они сейчас? Я засыпала бабушку вопросами, а она, сославшись на занятость, предложила мне самой найти ответы на мои вопросы.

Я задалась целью узнать кто такие пионеры, чем занимались пионеры в селе, как можно было стать пионером, а также проследить  историю судьбы моей прабабушки.

Цели были определены, для их решения я поставила задачи:

  •  изучить историю пионерского движения в Бурятии;
  • дать определение понятиям: пионер, пионерская атрибутика, пионерские символы и ритуалы;
  • познакомиться с фондами школьного музея (раздел советский период);
  • провести опрос односельчан и родственников, знавших мою прабабушку;
  • узнать историю судьбы первой пионерки села Сибирь

Для меня было  важно соприкоснуться с этой темой, потому что это исследование и оно связано с историей не только моей семьи, но и нашей страны. Я не могу оценить научность  и новизну своей работы, но прежде всего мне это было просто интересно.

Кто такие пионеры?

Pioneer – переводится с английского на русский как "впереди идущий" или первопроходец, зачинатель, инициатор.

В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Владимира Ильича Ленина получила его имя.

Пионерами называли детей  от 9 до 13 лет (3-4 классы) принятых по их просьбе в детскую пионерскую организацию Союза Советских Социалистических Республик, существовавшую обычно при школе, имевшую цель приучать детей к общественно-организаторской коллективной деятельности.

 В начале,  когда, ребенок поступал в школу,  его  принимали в октябрята. После чего школьник гордо носил на груди звездочку с курчавым мальчиком. По достижении 9 лет, после утверждения на сборе отряда, следовала следующая ступень – посвящение в пионеры. В старших классах пионеры готовились стать комсомольцами, изучали Устав и Программу Коммунистического Союза Молодежи.

 Состояли в пионерах до 13-14 летнего возраста.  В первую очередь пионерами становились отличники и активисты, затем остальные дети. Вначале приём осуществлялся на добровольной основе, однако в 1950-80-х годах  фактически все школьники по достижению соответствующего возраста принимались в пионеры. Не брали в пионеры редко, обычно только отпетых хулиганов. Случались отказы по религиозным соображениям.

Не все знают, что до пионеров, еще с 1909 года, в нашей стране была детская организация - скауты. Это группы взрослых и подростков, помогавшие детям учиться, решать семейные проблемы, предотвращающие влияние улицы. Также отряды скаутов помогали бездомным детям находить родителей, адаптироваться в жизни.
Потом скаутское движение запретили, всех агитировали вступать в пионеры, которые заимствовали многие атрибуты скаутской организации.

         Пионерская организация имела свои ритуалы: клятва, красный галстук, пионерский значок,  пионерское знамя, пионерский горн, пионерский барабан. Пионерская дружина школы делилась на пионерские отряды классов, а отряды на звенья. Пионеры выбирали Совет Дружины и Председателя Совета Дружины, Советы отрядов и Председателя совета отряда, и звеньевых.

Под руководством, обычно классного руководителя и пионерских вожаков, проводились внешкольные сборы и совместные полезные мероприятия. Летом пионерам давали путевки в пригородные Пионерские лагеря отдыха, где организовывались пионерские дружины лагеря, тоже делившиеся на отряды, и осуществлявшие коллективно-организационные  мероприятия: сборы, походы, военные и спортивные игры. Пионерский отряд объединял ребят больше чем просто совместная учеба или отдых. Парадная форма пионера была - белая рубашка и красный галстук. Знаменосец нёс красное знамя в сопровождении горниста и барабанщика, который выстукивал палочками дробь. Было очень красиво и торжественно.

Пионерская атрибутика и ритуалы

Пионер обязан был носить красный галстук. Он мог быть сделан из любого материала, но обязательно быть красным, любого оттенка. Сначала красная косынка на шее скреплялась специальным зажимом, но потом от этого устройства отказались. Интересна  была символика зажима. Пять поленьев костра означали  пять континентов. Три язычка пламени - Коминтерн (3-й Интернационал). Во-первых, он был непрактичен при производстве, а во-вторых, особо глазастые люди  разглядели в нем сходство с фашистской символикой.

Каждый школьник должен был уметь завязывать его особым узлом. Три конца галстука обозначали: короткий угол – пионер, длинный угол – комсомолец, а большой широкий угол, что был на спине – коммунист. Узел  символизировал  нерушимое единство трех поколений.  Позором считалось придти в школу без галстука, с помятым галстуком или наспех повязанным. Пионер должен быть опрятным, аккуратным и с гордостью носить пионерскую символику.

Значок пионеров был описан в Положении о детских коммунистических группах имени Спартака (старое название пионеров) от 28 августа 1923 года: на красном развевающемся флаге изображались  серп и молот, горящий костер, девиз "Будь готов!".
14 декабря 1925 года появился второй вариант значка (на нём добавился мавзолей Ленина). В 1927 году на значке появилось изображение Ленина. В 1934 году значок вновь был изменён - девиз изменился на "Всегда готов!". В сентябре 1942 года значок принял форму пятиконечной звезды, в центре костёр и девиз "Всегда готов!". В 1944 году вместо костра в центре звезды появились серп и молот, а над звездой стали изображаться три языка пламени. В 1962 году был принят последний образец значка: в центре пятиконечной звезды - профиль Ленина, под ним девиз "Всегда готов!", над звездой три языка пламени. Существовали отрядные значки пионерии - красные с изображением пионерского значка.

Салют - приветствие пионеров. Поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше интересов личных.
 Пионер отдавал салют, находясь в строю и вне строя: при исполнении «Интернационала», Гимна Советского Союза и гимнов союзных республик, при ответе на пионерский девиз, по команде «Равнение на знамя!», «Равнение на флаг!», у Мавзолея, у памятников В. И. Ленину и памятников и обелисков павшим героям. При сдаче рапорта, при смене караула у знамени, при объявлении благодарности перед строем, награждении, при получении Красного знамени, отрядного флага или пионерских атрибутов, приветствуя воинский и пионерский строй. На параде, линейке, проходя мимо трибун, пионеры выполняли команду «Смирно!» с равнением направо или налево. Во время приветствия руководителей пионерской организации, почетных пионеров салют отдавали только ведущие колонну старший вожатый, председатель совета дружины, отрядные вожатые, председатели советов отрядов, ассистенты у знамени.
         
Пионерское знамя - красное полотнище, на котором  были изображены пионерский значок и девиз «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!». К главному знамени Всесоюзной пионерской организации были приколоты два Ордена Ленина. Знамёна были даже у пионерских отрядов (на бытовом уровне это школьный класс) - красные с пионерским значком, номером отряда и почётным именем отряда.

Отрядный флаг был символом чести и сплоченности пионеров, знак их принадлежности к конкретному пионерскому коллективу. С отрядным флагом пионеры выходили на сборы, линейки, парады, праздники, походы, экскурсий, трудовые дела. На марше флаговый шел непосредственно за вожатым и председателем совета отряда, впереди горниста и барабанщика. На субботниках, в туристическом походе на  привале флаг устанавливался или закреплялся на видном месте.

Знаменосец, (флаговый) должен был уметь выполнять следующие команды: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!» Место хранения флага  находилось в пионерской комнате рядом со знаменем дружины. Здесь же, как правило, хранились горны и барабаны.

Названия  пионерские горн и барабан появились почти одновременно со словом «пионер». История этих музыкальных инструментов так же велика, как и история человечества. Но это нечто большее, чем просто музыкальные инструменты. Звуки горна и барабана - это призыв к пионерам, к их единению, к их деятельности, направленной на защиту Родины, служению добру, к поиску и утверждению справедливости.

Горн созывал пионеров сигналами: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. Горнист отряда - это было ответственное пионерское поручение, он должен был уметь выполнять строевые приемы с горном и подавать сигналы: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. На пионерской линейке место горниста было на правом фланге строя рядом с барабанщиком, в колонне отряда - за знаменосцем.
         
Барабан сопровождал строй во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда (его, как и горниста, избирал сбор или совет отряда) должен был уметь выполнять строевые приемы, исполнять «Марш», «Дробь».  

Клятва произносилась каждым  школьником, вступающим в ряды пионерской  организации.  Звучала она так:

 «Я, (Фамилия  Имя), вступая в ряды Всесоюзной Пионерской организации, перед лицом своих товарищей, торжественно клянусь: горячо любить свою Родину; жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия; всегда выполнять законы пионеров Советского Союза».

«Будь готов!» «Всегда готов!»

Законы пионеров Советского Союза должны были знать наизусть все пионеры.
Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
Пионер готовится стать комсомольцем.
Пионер равняется на героев борьбы и труда.
Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества.
Пионер лучший в учебе, труде и спорте.
Пионер  - честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду.
Пионер  - товарищ и вожатый октябрят.
Пионер  - друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

3. История пионерского движения в Бурятии

Пионерская организация  Советского союза задумывалась как целая структура по воспитанию молодежи. Школьникам  прививались правильные моральные принципы и нормы. Пусть это преподносилось слишком торжественно, но детям нравится ощущать свою значимость. А сколько полезных дел было организовано людьми в красных галстуках: сбор макулатуры и металлолома, игра «Зарница», пионербол, сколько бабушек переведено через дорогу тимуровцами, сколько снято котят с деревьев,…а в целом получалось, что дети и подростки заняты делом.

В Бурятии пионерское движение возникло в 1923 году. До этого времени в Верхнеудинске (нынешний город Улан-Удэ)существовала скаутская организация в которую преимущественно входили дети купцов, торговцев и лишь незначительная часть была – дети рабочих. Организатором первого пионерского отряда была инструктор губернского комитета комсомола Мила Славнинова, а первыми пионерскими вожатыми –Газис Урманчеев и Феня Ершова.

Первых пионеров принимали (просто записывали в пионеры) прямо на улице. Как вспоминает первый пионер П.И.Соколов- «Собралось нас человек 60 на улице города, нам рассказали о пионерской организации, чем мы будем заниматься. Многие дети в основном дети купцов и верующих родителей отказались записываться в пионеры. Нас осталось 22 человека, из которых и создали первый пионерский отряд в Бурятии. Нас разделили на два звена, звено мальчиков - «Сокол» и звено девочек -«Лисица».

 Вскоре   в городе появились новые  отряды, а потом такие отряды стали создаваться в районах.

В нашем Тарбагатайском районе  первый пионерский отряд был сформирован в 1924 году.  В книге  «Пионерское движение в Бурятии» я прочитал:

«Учитель Тарбагатайской школы первой ступени Г.И.Игнатьев, работая в школе  с октября 1924 года, заслужил большую симпатию среди учащихся и сельского населения. Им был организован отряд юных пионеров…».

Значит и до  нашего района дошли новые веяния.

Пионеры вели большую работу: проводили сборы, посвященные торжественным датам – 7 ноября (Октябрьская революция), 23 февраля (День рождения Красной Армии),  22 апреля ко Дню рождения Ленина и т. д.

Пионерами проводились громкие читки, вечера художественной самодеятельности, массовые детские игры. Разучивали революционные песни, проводили экскурсии на природу, вели беседы на политические темы. С пионерами в СССР были связаны пионерские лагеря - места массового летнего отдыха детей, дома и дворцы пионеров - дома творчества детей. Работала своя газета - «Пионерская правда». Работали технические кружки: авиамодельные, радио и фото, физические и химические. Стали регулярно проводиться вечера технической смекалки, конкурсы, технические слёты и конференции, организовывались музеи детского технического творчества. Большую роль в воспитании творческой самодеятельности играли детские технические и сельскохозяйственные станции. Городская детская техническая станция была преобразована в Республиканские Детские Техническую и Сельскохозяйственную Станции. Летом 1936 г. по инициативе Бурятского Обкома ВЛКСМ впервые в республике была проведена Детская Олимпиада Художественной Самодеятельности, в которой участвовало более 300 детей, победивших на школьных и районных олимпиадах. С августа 1938 года в республике начала выходить пионерская газета «Костёр», и уже в начале 1939 года в ней сотрудничало 776 деткоров (детский корреспондент).

В годы войны в Бурятии образовывается тимуровское движение. В 1945 году в Бурятии действовало 25000 тимуровцев, команды были созданы во всех дружинах республики. Несмотря на все тяготы войны, пионерия Бурятии внесла огромный вклад в достижение победы над врагом. Тысячи выработанных детьми трудодней, сотни тысяч рублей, собранных и перечисленных пионерами республики в Фонд Обороны, активная деятельность тимуровских команд – яркое тому подтверждение.

После распада СССР, отменили обязательное вступление детей в пионерские организации и они  в большинстве школ Республики Бурятия и новой России самораспустились. В 1990-х годах в России сторонниками партии КПРФ были воссозданы новые немногочисленные пионерские организации.

Моя прабабушка – первая пионерка села Сибирь

Мясникова Антонина Семеновна родилась 25 июня 1917 года в селе Куйтун, Тарбагатайского района.

В 1922 году, родители Семен Григорьевич и его жена  Мавра  переехали на заимку в село Селенга (Сибирь), маленькой Тоне было шел шестой год. В 1924 году в селе Сибирь открывали первую школу. В этом же году, в  новую школу,  пошла учиться  первоклассница Мясникова Антонина.  Школа  была маленькая, это просто большой деревенский дом с одним сборным классом. Первым директором школы был приезжий учитель Камынин. В третьем классе, в 1928 году   Тоню приняли в пионеры. Она стала  первой пионеркой Селенгинской начальной школы.  Вместе с ней в пионерском отряде были её  одноклассники: Сапунова Елизавета Михайловна (она и сейчас проживает в селе Сибирь), Торгашина Улита, Мясников Василий Петрович.

Пионеры Селенгинской начальной школы проводили сборы, боролись с    неграмотностью (обучали на дому безграмотных), участвовали в художественной самодеятельности, выступали перед населением.

Еще в  1925 году XV съезд ВКП(б) постановил взять курс на создание крупных кооперативных хозяйств. В конце 1927 года в стране сложилась критическая ситуация: не выполнен план хлебозаготовок, потому что крестьяне отказывались сдавать хлеб государству по низким ценам.  Для крестьян повысили налоги, а в декабре 1929 года Пленум Бурят-Монгольского обкома партии принял решение в течение 1930 года объединить в коллективные хозяйства 20% крестьянских дворов.

          Всего четыре года проучилась Антонина в школе. Окончив 4 класс, она пошла работать в только что созданный колхоз. Помогала родителям в домашнем хозяйстве.  Имея начальное образование Антонина Семеновна окончила курсы воспитателей детского сада. Она стала работать воспитателем в  селе Саратовка,  где в бывшей сельской церкви был организован детский сад, и маленьких детишек из окрестных деревень  на лошадях привозили туда на целый день. В этом детском саду воспитывалась Мясникова Галя, дочь Антонины Семеновны.

Несколько предвоенных лет, вплоть до 1939 года, прабабушка работала заведующей складом.

         В 1939 году моя прабабушка окончила курсы трактористов и с апреля 1939 года по август 1942 года она работала трактористкой. С августа  1942года, когда практически все мужчины ушли воевать,  ее назначили бригадиром тракторной бригады. И  она проработала на этой должности 4 года до апреля 1946 года.

После войны мужчин трактористов не хватало,  и бабушка снова села за руль трактора. Трактористкой Тоня работала до 1950года. Все колхозные трактора были прикреплены  к  Иволгинской МТС.  Когда они  ломались  и  нужны были запасные части, они пешком ходили в Иволгу. С 1954 года прабабушка работала от Тарбагатайской МТС – учетчицей-заправщицей в колхозе имени Калинина,  в этой должности она проработала до ухода на пенсию.

Я помню ее совсем немного. Бабушка Тоня  учила меня играть в шашки и читала мне книги. Когда мне было 3,5 года ее не стало. Односельчане до сих пор добрыми словами вспоминают о моей прабабушке.

Заключение

    19 мая 2022 года исполниться 100 лет Всесоюзной пионерской организации. Начиная своё исследование, я не знала о пионерах ничего. Изучив историю пионерского движения, я узнала, как интересно  и весело жили тогда мои сверстники, как много они сделали для своей Родины.

К  сожалению, сейчас развитие детского движения приостановилось, заметной альтернативы пионерской организации так и не возникло. А как хотелось бы сейчас пройти по селу с красным флагом под барабанный марш, и зов горна.

       А еще  я узнала о судьбе очень близкого нашей семье человека, о своей прабабушке, которая смотрит на нас с выцветшей  от времени фотографии.

        Я  планирую продолжать свою работу и в дальнейшем более подробно описать судьбу удивительного человека – моей прабабушки Мясниковой Антонины Семеновны.

                               Использованная литература

1.  А.Н. Балакирев  «Возникновение детского движения в республике: к 80-летию создания пионерской организации в Бурятии», Вестник БГУ, серия 4, выпуск 6 – Улан-Удэ, 2003. – с. 127-132;

2. Г.А. Дуринова « Пионерское движение в Бурятии», Бурятское книжное издательство, г. Улан-Удэ, 1962г.

3. Большой энциклопедический словарь под редакцией А.М.Прохорова. Москва, Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1998г.

4. «Книга вожатого»,  Москва, 1954 год, издательство "Молодая гвардия".

РЕЦЕНЗИЯ

на  исследовательскую работу ученика  МОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа» Власова Ильи

«История судьбы первой пионерки села Сибирь,  Тарбагатайского района

Мясниковой Антонины Семёновны»

Исследовательская работа Власова Ильи является,  на мой взгляд, актуальной и интересной. Автор рассматривает проблему отсутствия  детских и подростковых организаций по воспитанию молодежи на примере пионерской организации Советского Союза. Основной целью исследования является знакомство с работой пионерской организации страны и Бурятии. А так же на истории судьбы своей прабабушки – первой пионерки села Сибирь.

Актуальность темы строится на проблеме отсутствия в государстве официальной детской и подростковой организации с символами, ритуалами и традициями. Работа состоит из введения, основной части и заключения, дан список использованной литературы.

В ведении автор обосновывает выбор темы и объект исследования, отмечаются моменты новизны исследования, излагаются цель и задачи исследования.

В основной части излагаются теоретические вопросы, связанные с историей пионерского движения в советский период.

Автор считает, что изучив литературу по теме и исследовав жизненный путь своей прабабушки, он выяснил что школьники, входившие в пионерскую организацию, вели активный образ жизни и реально помогали стране в выполнении экономических и политических задач.  Эту точку зрения автор обоснует при помощи примеров. В заключении автор подводит итоги своего исследования.

В работе представлены собственные данные опроса и выводы автора, что соответствует его возрастным особенностям, так как Илья ученик 5 класса. В работе имеются незначительные замечания и уточнения: не проведены опросы взрослого населения, недостаточно изучен материал по жизненному пути его прабабушки, а  в основном прописана только трудовая  деятельность прабабушки.

В целом работа выполнена на хорошем уровне,  написана грамотным языком, научна.

Работа может быть рекомендована к участию в научной конференции.

Учитель  истории и обществознания:                    Болонева Н.Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Первые шаги в науку-2014" Влияние сотового телефона на организм человека.

Исследовательская работа "Первые шаги в науку-2014 "Влияние сотового телефона на организм человека....

Проектно-исследовательская работа «Первая мировая война в русской литературе».

Результаты работы над данным проектом оформлены в виде презентации. Был написан сценарий литературно-музыкальной композиции для школьного мероприятия, посвящённого 100-летию со дня начала Первой миров...

«Влияние повышенной концентрации углекислого газа в помещении на здоровье и работоспособность учащихся» победитель муниципальной НПК, призер Всероссийского конкурса исследовательских работ "Первые шаги в науке"

После реализации проекта «Цветочный остров» в 2013-2014 учебном году, в котором я принимала участие, в школьных кабинетах появилось больше комнатных растений. Мы решили выяснить, принесло ...

Конференция школьных исследовательских работ «Первые шаги в науку»

Тема: История жизни моих предков Выполнил: Базаров АрданУченик 5 класса МОУ  Верхне-Иволгинской СОШс. Верхняя-Иволга, Иволгинского районаРуководитель: Батомункуева С.Н....

Исследовательская работа «Первая женщина математик»

Исследование различных литературных источников подтверждает гипотезу о существовании прогрессивной женщины, выдающегося гения, первого в мире - женщины профессора Ковалевской. В истории нашей науки не...

Исследовательская работа «Послание «В Сибирь» и послание И. Пущину «Мой первый друг» А. С. Пушкина»

Цели: 1.Провести  анализ текстов стихотворений «Послание «В Сибирь» и послание И.Пущину «Мой первый друг» А.С.Пушкина2.Выявить воплощённый в этих текстах авторс...

Исследовательская работа "Первый прокурор ТНР"

Исследовательская работа "Первый прокурор ТНР"...