Научно-исследовательская работа "Говоры Прибайкалья в Русских сказках Восточной сибири"
творческая работа учащихся по краеведению по теме
Данная работа посвящена исследованию говоров Прибайкалья в Русских сказках Восточной Сибири, выявлены фонетические, синтаксические и морфологические особенности говоров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
govory.docx | 16.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Районная краеведческая конференция
«Земли моей лицо живое»
Научно-исследовательская работа
«Говоры жителей Прибайкалья в Русских сказках Восточной Сибири»
Выполнили: ученицы 8 А класса МБОУ СОШ №2
Васьковская Ксения
Твердунова Таня
Руков-ль: учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №2
Г.Слюдянки
Гедрович Татьяна Викторовна
Цель работы: 1. Изучение языка народа Прибайкалья
2.Пробуждение интереса к живому слова сибиряка, бережному
отношению к нему
Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём
И.И.Срезневский «Мысли об истории русского языка»
В последнее время серьёзное внимание обращается на поиски эффективных путей обучения русскому языку. Мы считаем, что одним из таких эффективных путей является изучение культурно-исторического аспекта, а именно изучение языка народа того края, в котором ты живёшь. К сожалению ,не все ученики и учителя знают особенности своего края, данная работа способствует пониманию истории русского народа ( а именно Прибайкалья), старого быта и культуры.
Структура русского языка имеет несколько составных частей , или разновидностей. К их числу относятся прежде всего русский литературный язык и местные русские говоры. Говоры- это одна из форм народно-разговорной речи ,местный вариант, местная разновидность русского языка. В.И.Даль так отозвался о них: « Наши местные говоры- законные дети русского языка и образованы правильнее, вернее и краше, чем наш письменный жаргон».Местные языковые особенности могут проявляться не только в лексике(словаре), но и на других уровнях языка: произносительном( фонетика), употреблении тех или иных форм частей речи(морфология), построении словосочетаний и предложений( синтаксис).
В сёлах , посёлках и даже городах Прибайкалья и Забайкалья живёт много детей, обладающих удивительным даром. Они рассказывают сказки. И не только своим внукам и правнукам, но и учёным-фольклористам, записывающим сказки на свои диктофоны. Поэтому читатели сказок как будто слышат речь сказителей.
Мы прочитали и проанализировали Русские сказки Восточной Сибири-«Митя»,»Про охотника» ,»Кто ты?» и другие; выявили говоры и и и х особенности. Любые особенности выявляются путём сопоставления их с русским литературным языком.
Говоры жителей Прибайкалья | Фонетические особенности | Литературный вариант |
Сяла красавица назавтре | После мягких согласных в суффиксах и корнях слов | села назавтра |
А оне, эти братья,занимались делом | Гласный и реализуется в звуке е | они |
поись | Утрата в конце слова согласного в сочетании СТ | поесть |
Говоры жителей Прибайкалья | Морфологические особенности | Литературный вариант |
Глуху тайгу | Употребление стяжённых форм прилагательных | Глухую тайгу |
Чо, тятьку видел? | Вопросительно-относительное местоимение что имеет в говорах форму чо | что |
И Митя с имям | Местоимения 3 лица имеют одну форму для дательного, творительного и предложного падежа | С ними |
Говоры жителей Прибайкалья | Синтаксические особенности | Литературный вариант |
Дескать, не сможешь | Широкое использование частиц в роли средства связи главных членов | |
Дак вот не хочет | Употребление частиц в роли скреп |
К сожалению, одна из форм русской народно-разговорной речи-говоры утрачивается. Но мы считаем, что фиксировать народную речь в её современном состоянии крайне необходимо. Если не делать этого , то мы потеряем то, что скоро станет частью истории нашего рода ,его духовной и материальной культуры.
Выводы
1.Эффективный путь обучения русскому языку- изучение языка народа того края, в котором ты живёшь.
2. «Наши местные говоры- законные дети русского языка…(В.И.Даль)
3. Фиксировать народную речь крайне необходимо.
Предложения
1.Продолжить изучение говоров Иркутской области
2.Провести классные часы в школе с целью привлечения школьников к живому слову сибиряка, бережному отношению к нему.
Литература
1.Иркутский областной словарь(отв.ред.Сергеева Т.В., Иркутск ,2001 ( в 2 томах)
2.Соболевский А.И. Лекции по истории русского языка. Москва, 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация на тему :"Край неисчерпаемых возможностей.Природные комплексы Восточной и Северо- Восточной Сибири."
Разработка урока "Край неисчерпаемых возможностей. Природные комплексы Восточной и Северо - Восточной Сибири (плато Путорана,река Лена, Хреббты Ческого и Верхоянский." Форма урока ролевая играна...
Кроссворды «Север Восточной Сибири» и «Южная Сибирь»
Кроссворды созданы по материалам учебника и могут быть использованы при проверки знаний по данным темам....
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА «Север Восточной Сибири и Южная Сибирь»
Работа в виде теста для проверки пройденного материала...
Научно-исследовательская работа "Иркутск-сердце Восточной Сибири".
Данная исследовательская работа расскажет об истории создания города Иркутска...
урок по курсу "Литература Восточной Сибири" тема "Тофаларские сказки"
Данный урок проводится в разделе « Устное народное творчество». Учащиеся познакомились с русскими и бурятскими сказками Восточной Сибири. Теперь им предстоит познакомиться с т...
Художественные особенности песенных вставок в русских и алтайских народных сказках (научно-исследовательская работа)
В чем секрет популярности сказок? Сказки бесконечно увлекательны, загадочны и занимательны. Это рассказы о заведомо невозможном, чудесном, необыкновенном. В них содержится нечто фантастическое, неправ...
Учимся работать с информацией.Тофаларская сказка "Три мальчика" (материал к уроку литературы Восточной Сибири).
В 5 классе столкнулась с проблемой: ребята не умеют работать с текстом, не умеют выбирать необходимую информацию из него. Данный рабочий материал привлекает внимание учащихся к слову....