Научно-исследовательская работа "Говоры Прибайкалья в Русских сказках Восточной сибири"
творческая работа учащихся по краеведению по теме

ГЕДРОВИЧ ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА

Данная работа посвящена исследованию говоров Прибайкалья в Русских сказках Восточной Сибири, выявлены фонетические, синтаксические и морфологические особенности говоров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govory.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Районная краеведческая конференция

«Земли моей лицо живое»

Научно-исследовательская работа

«Говоры жителей Прибайкалья в Русских сказках Восточной Сибири»

        Выполнили: ученицы 8 А класса МБОУ СОШ №2

        Васьковская Ксения

        Твердунова Таня

        Руков-ль: учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №2

Г.Слюдянки

Гедрович Татьяна Викторовна

        

Цель работы: 1. Изучение языка народа Прибайкалья

                         2.Пробуждение интереса к живому слова сибиряка, бережному

                            отношению к нему

Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём

        И.И.Срезневский «Мысли об истории русского языка»

  В последнее время серьёзное внимание обращается на поиски эффективных путей обучения русскому языку. Мы считаем, что одним из таких эффективных путей является изучение культурно-исторического аспекта, а именно изучение языка народа того края, в котором ты живёшь. К сожалению ,не все ученики и учителя знают особенности своего края, данная работа способствует  пониманию истории русского народа ( а именно Прибайкалья), старого быта и культуры.

  Структура русского языка имеет несколько составных частей , или разновидностей. К их числу относятся прежде всего русский литературный язык и местные русские говоры. Говоры- это одна из форм народно-разговорной речи ,местный вариант, местная разновидность русского языка. В.И.Даль так отозвался о них: « Наши местные говоры- законные дети русского языка и образованы правильнее, вернее и краше, чем наш письменный жаргон».Местные языковые особенности могут проявляться не только в лексике(словаре), но и на других уровнях языка: произносительном( фонетика), употреблении тех или иных форм частей речи(морфология), построении словосочетаний и предложений( синтаксис).

  В сёлах , посёлках и даже городах Прибайкалья и Забайкалья живёт много детей, обладающих удивительным даром. Они рассказывают сказки. И не только своим внукам и правнукам, но и учёным-фольклористам, записывающим сказки на свои диктофоны. Поэтому читатели сказок как будто слышат речь сказителей.

  Мы прочитали и проанализировали Русские сказки Восточной Сибири-«Митя»,»Про охотника» ,»Кто ты?» и другие; выявили говоры и и и х особенности. Любые особенности выявляются путём сопоставления  их с русским литературным языком.

Говоры жителей Прибайкалья

Фонетические особенности

Литературный вариант

Сяла красавица

назавтре

После мягких согласных в суффиксах и корнях слов

села

назавтра

 А оне, эти братья,занимались делом

Гласный и реализуется в звуке е

они

поись

Утрата в конце слова согласного в сочетании СТ

поесть

Говоры жителей Прибайкалья

Морфологические

особенности

Литературный вариант

Глуху тайгу

Употребление стяжённых форм прилагательных

Глухую тайгу

Чо, тятьку видел?

Вопросительно-относительное местоимение что имеет в говорах форму чо

что

  И Митя с имям

Местоимения 3 лица имеют одну форму для дательного, творительного и предложного падежа

С ними

Говоры жителей Прибайкалья

Синтаксические

особенности

Литературный вариант

Дескать, не сможешь

Широкое использование частиц в роли средства связи главных членов

Дак вот не хочет

Употребление частиц в роли скреп

К сожалению, одна из форм русской народно-разговорной речи-говоры утрачивается. Но мы считаем, что фиксировать народную речь в её современном состоянии крайне необходимо. Если не делать этого , то мы потеряем то, что скоро станет частью истории нашего рода ,его духовной и материальной культуры.

        Выводы

1.Эффективный путь обучения русскому языку- изучение языка народа того края, в котором ты живёшь.

2.  «Наши местные говоры-  законные дети русского языка…(В.И.Даль)

3. Фиксировать народную речь крайне необходимо.

Предложения

1.Продолжить изучение говоров Иркутской области

2.Провести классные часы в школе с целью привлечения школьников к живому слову сибиряка, бережному отношению к нему.

        Литература

1.Иркутский областной словарь(отв.ред.Сергеева Т.В., Иркутск ,2001 ( в 2 томах)

2.Соболевский А.И. Лекции по истории русского языка. Москва, 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация на тему :"Край неисчерпаемых возможностей.Природные комплексы Восточной и Северо- Восточной Сибири."

Разработка урока "Край неисчерпаемых возможностей. Природные комплексы Восточной и Северо  - Восточной Сибири (плато Путорана,река Лена, Хреббты Ческого и Верхоянский." Форма урока ролевая играна...

Кроссворды «Север Восточной Сибири» и «Южная Сибирь»

Кроссворды созданы по материалам учебника и могут быть использованы при проверки знаний по данным темам....

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА «Север Восточной Сибири и Южная Сибирь»

Работа в виде теста для проверки пройденного материала...

Научно-исследовательская работа "Иркутск-сердце Восточной Сибири".

Данная исследовательская работа расскажет об истории создания города Иркутска...

урок по курсу "Литература Восточной Сибири" тема "Тофаларские сказки"

  Данный урок проводится в разделе « Устное народное творчество». Учащиеся познакомились с русскими и бурятскими сказками Восточной Сибири. Теперь им предстоит познакомиться с т...

Художественные особенности песенных вставок в русских и алтайских народных сказках (научно-исследовательская работа)

В чем секрет популярности сказок? Сказки бесконечно увлекательны, загадочны и занимательны. Это рассказы о заведомо невозможном, чудесном, необыкновенном. В них содержится нечто фантастическое, неправ...

Учимся работать с информацией.Тофаларская сказка "Три мальчика" (материал к уроку литературы Восточной Сибири).

В 5 классе столкнулась с проблемой: ребята не умеют работать с текстом,  не умеют выбирать необходимую информацию из него. Данный рабочий материал привлекает внимание учащихся  к слову....