«Петербург в романе «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Цель урока: воссоздать образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание», показать роль этого образа Петербурга и жизненных тупиков героев романа в раскрытии теории Раскольникова.
Задачи:
- расширить представления учащихся о неразрешимости противоречивых и тупиковых ситуаций, в которые попадают герои романа, когда эта неразрешимость зависит от такого устройства общества, где жизнь героев возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью и не зависит от воли человека;
- актуализация знаний об образе города в творчестве русских писателей 19 века;
- знакомство с творческим методом и особенностями поэтики Ф.М. Достоевского;
- совершенствование навыка внимательного, вдумчивого чтения художественного текста Ф.М.Достоевского;
- формирование навыка информационной обработки и анализа текста: выявление явно и неявно выраженной информации художественного текста, выявление авторской позиции, анализ средств речевой выразительности, приёмов создания текста.
Тип урока: изучение нового материала (комбинированный урок).
Виды работ: фронтальная, групповая, индивидуальная; элементы лекции, беседы, наводящие вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 263.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Немеш Наталья Александровна МБОУ лицей № 1 г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
Конспект урока литературы
Составитель: Немеш Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 1 г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
10 класс
Тема: «Петербург в романе «Преступление и наказание»
Фёдора Михайловича Достоевского
Цель: воссоздать образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание», показать роль этого образа Петербурга и жизненных тупиков героев романа в раскрытии теории Раскольникова.
Задачи:
- расширить представления учащихся о неразрешимости противоречивых и тупиковых ситуаций, в которые попадают герои романа, когда эта неразрешимость зависит от такого устройства общества, где жизнь героев возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью и не зависит от воли человека;
- актуализация знаний об образе города в творчестве русских писателей 19 века;
- знакомство с творческим методом и особенностями поэтики Ф.М. Достоевского;
- совершенствование навыка внимательного, вдумчивого чтения художественного текста Ф.М.Достоевского;
- формирование навыка информационной обработки и анализа текста: выявление явно и неявно выраженной информации художественного текста, выявление авторской позиции, анализ средств речевой выразительности, приёмов создания текста.
Тип урока: изучение нового материала (комбинированный урок).
Виды работ: фронтальная, групповая, индивидуальная; элементы лекции, беседы, наводящие вопросы.
Оборудование: планшеты, текст романа Ф.М. Достоевского.
ЦОР:
https://ppt4web.ru/literatura/v-peterburge-dostoevskogo.html
https://www.md.spb.ru/posetitelyam/ekskursii/
https://te-st.ru/2015/05/13/make-word-cloud-online/ (способы визуализации)
Глоссарий урока
Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.
Конфликт — специфически художественная форма отражения противоречий в жизни людей, воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей.
Композиция — следующие части романа: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.
Натуральная школа — условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х годов, возникшего под влиянием творчества Николая Васильевича Гоголя.
Образ автора — способ авторского существования в пределах произведения. Создаётся из прямых высказываний автора-повествователя, пафоса и совокупности всех художественных средств, использованных в произведении.
Психологизм — это передача автором читателю внутреннего мира своих персонажей.
Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.
- Организационный этап до начала урока.
Перед уроком по данной теме учащиеся выборочно получают индивидуальное домашнее задание:
- выразительное чтение фрагментов произведений о городе Петербурге А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Н. В. Гоголя, отрывок из «Петербургской летописи»;
- создание продукта - видеоряда, соотносимого по содержанию и настроению с вышеназванными текстами.
Групповые задания - исследовательское чтение указанных глав и ответы на вопросы.
Группа 1 «Пейзажи Петербурга»
- Каков Петербург летом (ч.1, г.1)?
- Чем особенна набережная (ч.2, г.2)?
- Каков воздух Петербурга (ч.2, г.6; ч. 5, г.5; ч.6, г.6)?
Подсказки: какой ассоциативный ряд можно подобрать к слову «жара»; каково состояние Раскольникова в городе; какое чувство появляется у него на улице; как описывает городское небо и воду Невы; какие эпитеты использует автор при описании городских картин; о каких «известных заведениях» говорит автор; кто населяет доходные «преогромнейшие» дома, чем дышат их обитатели ; что намеренно сгущает автор; на какие контрасты вы обратили внимание...
Группа 2. «Обитатели Петербурга». Сцены уличной жизни. Отношения между людьми (комментарии эпизодов).
- Пьяный в телеге (ч.1, г.1)?
- Что сделали с девочкой-подростком (ч.2, г. 6)?
- Каковы посетители распивочной (ч.2, г.6)? (шарманщик и толпа женщин)
- Катерина Ивановна и дети на улице (ч.5, г.5)?
- Ссора чиновников в городском саду (ч.6, г.6)?
- Женщина – самоубийца (ч.2, г.6)?
Подсказки: кто встречается Раскольникову на улице; почему Раскольников не хотел оставлять девушку на скамейке, почему сначала недоумевал, а потом негодовал; почему автор так подробно, до мелочей описывает сцену встречи с пьяной девушкой на бульваре; сколько распивочных было «на одном пятачке», к какой категории людей относятся посетители распивочных, чем они занимаются; обратите внимание на описание состояния Раскольникова и женщины на мосту, какой цвет преобладает в описании; как относились прохожие к Катерине Ивановне и детям на канаве в момент «странного зрелища»; кого автор называет «писаришками», кто такие «пьяненькие», почему не « пьяные»; как автор сгущает ПОРОКИ общества; в чём проявляется психологизм прозы Ф.М. Достоевского…
Группа 3 «Жилища в Петербурге» (интерьеры).
- Комната-гроб Раскольникова (ч.1, г.3)?
- Кабак (ч. 1, г. 2)?
- Комната – проходная Мармеладовых (ч.1, г. 2; ч. 2, г.7)?
- Комната - сарай Сони (ч. 4, г.4)?
- Лестница (ч. 2, г.2)?
Подсказки: что говорят детали интерьера об обитателях этих каморок; как работают контекстные синонимы (гроб, шкаф, сарай, клетушка, проходной угол»); почему именно такие лестницы описывает автор, зачем они нужны; найдите описание воздуха в этих жилищах; каким вы представляете пространство жилищ; как работает цветопись в этих интерьерах; в каком состоянии вещи; как связывает автор состояние жилищи и настроение или состояние их обитателей…
Весь класс:
- знание содержания романа;
- знакомится с учебно-научным текстом учебника литературы по материалам предыдущего урока «История создания романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Особенности жанра, композиции, конфликта». Предыдущий урок закончился рассказом о том, что размышления Ф.М. Достоевского о загадке человеческой души нашли продолжение в следующих романах. Был поставлен центральный перспективный вопрос, действительно ли люди делятся на две категории («тварей, дрожащих» и «владык»).
Дополнительно перспективно по ссылке экскурсия в музей Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге.
https://www.md.spb.ru/posetitelyam/ekskursii/
- Целеполагание и мотивация.
2.1. Обмен мнениями о содержании романа, о судьбе автора произведения, главных событиях, повлиявших на творчество. Называются герои произведения, обсуждаются поступки, поразившие учеников, вспоминаются ключевые реплики. Обращается внимание на эстетическую сторону художественного произведения, на художественный вымысел и жанровые особенности именно этого романа. Делается вывод о невозможности понять литературное произведение вне историко - литературного контекста.
Смысл обсуждения сводится к художественному пространству романа - Петербургу. Петербург, северная столица России, город белых ночей… Им пропитана
отечественная литература. В Санкт-Петербурге жили и творили многие выдающиеся писатели, о Петербурге нельзя не писать, сюжеты многих произведений разворачиваются в городе на Неве. И у каждого писателя Петербург свой. Перед тем, как мы увидим, какой Петербург изображает Ф. М. Достоевский, мы вспомним Петербург А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.
2.2. Выразительное чтение фрагментов произведения А.С.Пушкина «Медный всадник»; описание Невского проспекта из рассказов «Шинель» и «Невский проспект» Н.В. Гоголя (выбор может пасть и на другие тексты других авторов). Чтение сопровождает видеоряд, тематически совпадающий с текстом: блестящее великолепие, грозный всадник, жалкий человек на фоне чёрного неба… Вывод делает автор видеоряда: как влиял город на героев произведений.
Подсказки:
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелёно-бледный,
Скука, холод и гранит!
( А. С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»)
С Петербургом связана большая часть жизни великого поэта. Здесь созданы поэмы «Полтава», «Домик в Коломне», «Руслан и Людмила», последние главы «Евгения Онегина», повести «Дубровский» и «Капитанская дочка». Петербург был и его домом, и его тюрьмой. Вдали от северной столицы поэту легче дышалось, чем в светском чиновничьем Петербурге. Об этом свидетельствуют письма Пушкина: «Жизнь моя в Петербурге ни то, ни сё. Кружусь в свете, жена моя в большой моде – всё это требует денег, деньги достаются мне через труды, а труды требуют уединенья».
В творчестве Пушкина есть два Петербурга – город, созданный титанической волей Петра, «полнощных стран краса и диво», и город маленьких людей, которым величественный Петербург был чужд, таких, как Евгений.
- Что случилось с героем поэмы Евгением? (7 (19) ноября 1824 года – самое страшное наводнение в Петербурге)
- Почему он восстал против Медного всадника? (Защищал своё право на частную жизнь простого человека с простым человеческим счастьем).
Пётр I, в своих великих государственных заботах, не думал о беззащитных и маленьких людях. Великий город подавляет простого человека, подавляет его личность. Отсюда контраст «города пышного» и «города бедного».
Более семи лет жизни Гоголя связаны с Петербургом. Сначала этот город ошеломил его. На каждом углу здесь поражали контрасты. Пышные парадные подъезды особняков на Английской набережной и заплёванные, мрачные дворы домов на Гороховой и Екатерининском канале. Несчастлив, унижен жизнью в этом городе Акакий Акакиевич Башмачкин («Шинель»).
- Почему жаль становится Акакия Акакиевича?
- Почему мы Акакия Акакиевича можем назвать маленьким человеком? (Он несчастен, унижен жизнью в этом городе).
2.3. Записывается тема урока, формулируются задачи и проблемный вопрос урока. В процессе обмена впечатлениями о романе учителем вычленяется фраза Мармеладова: «Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти?»
3. Актуализация знаний (по материалам прошлого урока и учебника).
Вопросы для фронтального опроса.
- Где задуман роман «Преступление и наказание»?
- Что имел в виду автор, говоря о «саморазложении на каторге»?
- В каком году закончен роман?
- Назовите три основные сюжетные линии романа.
- Задайте три вопроса, по которым можно определить конфликт романа (Почему убил? Какие идеи привели к убийству? Виноват ли преступник?)
- Как авторы учебника определяют особенности жанра романа (трагедия, психологический, полифонический, публицистический, прозрение, социально-психологический, философский)?
- Каковы особенности композиции романа (контраст между униженными и унижающими)?
- О каких «новых героях» Достоевского говорят авторы учебно-научной статьи? (студент, ожесточённый бедностью, старуха- процентщица, девушка-проститутка, делец-шулер, следователь, нищий чиновник…).
Вывод: оценить активных учеников за правильные ответы, прокомментировать ошибки, связав теоретический материал с содержанием романа. (терминологический словарь представлении выше).
- Первичное усвоение новых знаний. Комментированное чтение. Обучение анализу эпизодов.
Переходим к работе по теме урока.
Новые герои Ф.М.Достоевского тоже живут в Петербурге, городе контрастов. События романа относят нас к середине 19 века.
Строили в то время много, но часто в погоне за прибылью заказчики требовали от архитекторов только лишь дешевизны в работе. Так возникли унылые корпуса заводов, фабрик, тесно стоящие доходные дома с дворами-колодцами, с темными комнатами для прислуги, с мрачными черными лестницами. В подобных домах, которые сплошь состояли из мелких квартир, жили герои Ф. М. Достоевского. Петербург постепенно становится городом контрастов. Пышность и серость, богатство и бедность, бездушие и бездуховность, отчаяние и безысходность все глубже проникают в жизнь человека. Перенесемся на страницы романа, пройдем по улицам Петербурга, заглянем в лестничные пролёты и квартиры, послушаем звуки города, где живут герои Достоевского.
Вспомним средства создания образа города – это и пейзаж, и сцены уличной жизни, и интерьеры.
Чтобы полностью восстановить образ города, мы разделились на три группы, и каждая из групп получила возможность увидеть Петербург Достоевского со своей стороны. Внимательное чтение с карандашом, вопросы подсказки помогут вам прокомментировать текст произведения, увидеть позицию автора и сформулировать вывод, соотнеся его с проблемой урока и ключевыми слова НЕКУДА БОЛЬШЕ ИДТИ.
Групповая работа сопровождается презентацией по содержанию выступления.
https://ppt4web.ru/literatura/v-peterburge-dostoevskogo.html
- Выступление группы 1
Вспоминаем определение пейзажа. Рассказываем об удушающей атмосфере на улицах города, подтверждаем цитатами.
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу... Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека».
«Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников».
«На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы - разносчики и полуразвалившиеся извозчики».
«Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха...»
«Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат».
«…небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора, в котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение».
Вывод выборочно записывается в тетрадь.
Формулируем общую закономерность в описаниях – пейзажах: все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа.
Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Прекрасный простор Невы так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц. Герой задыхается в этом городе, мире. Ему «некуда больше идти».
Подсказки: во время выступления учеников учитель оценивает глубину знания текста, ответы на предварительные вопросы, выразительное чтение, точность интерпретации текста, термин логичность речи и связь с проблемой урока.
Работа класса.
В тетрадях учащихся появляется запись ключевых слов: пейзаж, трущобы, доходные дома, грязные улицы, вонь, пыль, жара, тупик, теснота, отвратительный и гнусный колорит, грозовой вечер, вонючие дворы (подчёркнутое повторение картин описаний ).
- Выступление группы 2
Кто живёт в этом городе? Обратимся к чтению и анализу уличных сцен, познакомимся с другими героями. Как они могут там жить? Какие сцены вас особенно потрясли?
Вывод выборочно записывается в тетрадь.
Ужасную картину духоты и тесноты усугубляют отношения между людьми в Петербурге. Именно для того, чтобы их показать, Достоевский вводит уличные сцены. Вся уличная жизнь отражает состояние людей, живущих в Петербурге. Сцены уличной жизни показывают Петербург униженных и оскорблённых, где царит насилие над слабыми… Но от встреч с людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного. На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу. Так, Раскольников встречает пьяную девочку. Что чувствует сами герой? Она, ещё ребёнок, жить дальше с таким позором не сможет. Возможно, будущее этой девочки мы видим позже, в сцене самоубийства на мосту. Сам Раскольников исхлёстан плёткой, чуть не попал под повозку…Всё это говорит о злости, раздражительности, враждебности, равнодушии, одиночестве.
В тетрадях слушающих появляется ряд слов: уличные сцены, шарманка, пьяные выкрики, ругань, свист кнута, пьяные, пьяненькие, нищие, падшие женщины, самоубийцы, униженные, всеми отринутые , парии общества, смерть …
- Выступление группы 3
Описание интерьеров в романе. Что мы видим внутри домов?
Каморка Раскольникова. «Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу... Перед софой стоял маленький столик».
Кабак, где Раскольников встретился с Мармеладовым «за стойкой находился мальчишка лет четырнадцати, и был другой мальчишка моложе, который подавал, если что спрашивали. Стояли крошенные огурцы, черные сухари и резанная кусочками рыба; все это очень дурно пахло. Было душно, так что даже было нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным…»
“Проходной угол” Мармеладовых «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье...»
Комната-сарай” Сони «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок»
Лестница "В комнате было душно, но окна она не отворила; с лестницы несло вонью, но дверь на лестницу была не затворена; из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного дыма, она кашляла, но дверь не притворяла".
"Лестница была тёмная и узкая, чёрная, но он всё уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был не опасен"
Вывод выборочно записывается в тетрадь.
Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жильё. Между обликом комнат и людьми, в них живущими, много общего: неправильные формы, бедность, убогость обстановки, нищета, неизменно жёлтый цвет. Повторением деталей и смыслов автор сгущает краски, создаёт атмосферу безвыходности невозможности быть. В этих комнатах (подвалах и чердаках) страшно жить – в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова….
По итогам работы третьей группы в тетрадях появляется ряд слов: низкие потолки, углы, душу и ум теснят, жёлтые обои, жёлтое дерево, жёлтые рамы, горела лампада, беднейший, дырявый, ободранный, каморка, клетушка, гроб, шкаф, лестница помои, узкая, чёрная, крутая…
- Закрепление изученного. Работа по усвоению содержания романа.
5.1.
Изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.
- Какой цвет преобладает в романе «Преступление и наказание» при описании города, интерьера, помещения?
- Какими звуками наполнен Петербург? Что слышим на улицах города?
- Какие запахи сопровождают повсюду героев, живущих в «серединных» улицах Петербурга?
5.2.
- Как вы понимаете главные слова урока «НЕКУДА БОЛЬШЕ ИДТИ»?
- Одинаково понимали их Мармеладов и Раскольников или другие герои эпизодов? Обоснуйте своё мнение.
(В рамках этой темы участники урока, возможно, не смогут прийти к одному мнению. Эта работа достойна обобщения при дальнейшем чтении романа).
Методический комментарий.
Главное, на мой взгляд, в процессе представленной работы раскрыть идейную нагрузку образа Петербурга – давящая, тесная, душная и грязная обстановка города передаёт тяжёлое душевное состояние Раскольникова, отражает его ужасную теорию. На фоне несчастий «униженных и оскорблённых» и холодного, безразличного к человеку города зарождается и получает своё развитие страшная теория Раскольникова. Этот фон - зеркало теории: известный процент должен уходить, очищать дорогу сильным, выжившим в городе- монстре. Поэтому так по-разному герои понимают НЕКУДА ИДТИ …Мармеладов и все вокруг него – как трагедию, Раскольников – как руководство к действию.
Время основного действия в романе две недели. Создаётся впечатление, что Раскольников мечется по городу. Он избегает, сторонится людей, но в то же время стремится на улицы, в людные места. Почему? (Возможно, Раскольников ищет подтверждения своей теории. Добро в нём борется со злом, он стремится в город, чтобы принять решение. И город помогает это решение принять. Но, увы, не в пользу добра… Получается, что город подтолкнул Раскольникова к преступлению, стал его соучастником).
5.3. Выразительное чтение учителем стихотворения Н. Рубцова.
Трущобный двор. Фигура на углу.
Мерещится, что это Достоевский.
И желтый свет в окне без занавески
Горит, но не рассеивает мглу.
Гранитным громом грянуло с небес!
В трущобный двор ворвался ветер резкий,
И видел я, как вздрогнул Достоевский,
Как тяжело ссутулился, исчез…
Не может быть, чтоб это был не он!
Как без него представить эти тени,
И желтый свет, и грязные ступени,
И гром, и стены с четырех сторон…
Современное стихотворение Николая Рубцова. А сколько завораживающей тайны прошлого века, что до сих пор хранят «петербургские трущобы»! И вряд ли кто смог донести бы до нас жизнь этих трущоб так, как Ф.М.Достоевский.
5.4. Рефлексия.
Построение облака тегов с целью выявления скрытых смыслов тех слов и словосочетаний, которые записаны в тетрадях. Играйте цветом, формой, смысловыми оттеками. Покажите своё понимание темы, изобразите Петербург Раскольникова.
Работа выполняется на планшетах и отправляется на компьютер учителя. Может быть представлена на обсуждение всем участникам урока.
https://te-st.ru/2015/05/13/make-word-cloud-online/ (способы визуализации)
Возможные варианты выполнения работы.
Эпизоды романа и иллюстрации к ним раскрывают мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев, потрясающие своей грозной правдой картины нищеты и страданий городских низов 60-х годов XIX в. Страшная жизнь людей пробуждает у читателей сочувствие, возмущение, мысль о том, что так жить человек не должен. Герои романа бессильны разрешить противоречия и тупики, в которые ставит их жизнь. За судьбами людей стоит образ преступного мира.
Петербург Достоевского – это город, который толкает человека на преступление, и таким человеком является студент юридического факультета Родион Раскольников
- Обобщение по уроку. Вывод.
6.1. Петербург Достоевского — это город контрастов: «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего»; это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности; это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик; это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц. Петербург Достоевского – это город, “в котором невозможно быть”. Но мне не хотелось бы заканчивать урок на такой трагической ноте. Ф.М. Достоевский считал, что Петербург – душа романа. Душа же любого города - люди, живущие в нём. И город преступен настолько, насколько преступны души людей.
Да, преступных (преступивших) героев в романе большинство. Но если есть в городе люди, способные сохранить среди грязи, духоты и равнодушия чистоту и богатство своих душ, мало того, поделиться ими с другими, то и город становится добрее. А именно это и происходит в романе. Соня, Дуня, Разумихин. Их доброта, доброта их душ растворилась в городе. А значит, не так уж преступен Город, всё-таки соединивший Соню и Раскольникова.
6.2. Формирующее оценивание. На уроке оценены следующие виды работ: выразительное чтение, видеоряд, пять правильных ответов во время фронтального опроса, выступление - монологический ответ лидеров групп, ученик в роли «подводящего итог» (ответ на проблемный вопрос урока).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок МХК и литературы на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)
Цели урока: расширить познания в области архитектуры русского барокко и классицизма; познакомить с архитектурой Петербурга; помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского; показать, ...
Презентация к уроку: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)
Использование ИКТ в образовательном процессе нацеливает на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосферу делового сотрудничества уч...
Конспект урока литературы в 10 классе на тему "Образ Петербурга в романе Фёдора Михайловича Достоевского " ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"
Содержание урока расширит представления учащихся о неразрешимости противоречивых и тупиковых ситуаций , в которые попадают герои романа , когда эта неразрешимость зависит от ...
Cтатья. Роман «Преступление и наказание» как ответ Достоевского на вопрос «В чем есть православие».
Мы не будем рассматривать роман с позиции выяснения вопроса, этично или неэтично убивать старушек. Возьмём за аксиому, что старушек все-таки, наверное, убивать не следует. Давайте по...
Роман "Преступление и наказание" Федора Михайловича Достоевского
Презентация может быть использована на уроках литературы при изучении романа "Преступление и наказание" в 10 классе. В ней представлены основные данные....
Образ Петербурга в русской литературе и в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»
Урок повторения, обобщения ранее изученного (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь) и урок - путешествие по Петербургу Ф.М. Достоевского....
«Образ Петербурга в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»
Цель урока: познакомиться с романом Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; научиться внимательно читать произведение; научиться замечать художественные детали; проанализировать челов...