«Петербург в романе «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского
план-конспект урока по литературе (10 класс)

natalia_nemesh@mail.ru

Цель урока: воссоздать образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и

наказание», показать роль этого образа   Петербурга и жизненных тупиков героев    романа в раскрытии теории Раскольникова.

Задачи:

  1. расширить представления учащихся о неразрешимости противоречивых и тупиковых ситуаций, в которые попадают герои романа, когда эта неразрешимость зависит от такого устройства общества, где жизнь героев возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью и не зависит от воли человека;
  2. актуализация   знаний об образе города в творчестве русских писателей 19 века;
  3. знакомство с творческим методом и особенностями поэтики Ф.М. Достоевского;
  4. совершенствование   навыка внимательного, вдумчивого чтения   художественного текста Ф.М.Достоевского;
  5. формирование навыка информационной обработки и анализа текста: выявление явно и неявно   выраженной информации художественного текста, выявление авторской позиции, анализ средств речевой выразительности, приёмов создания текста.

Тип урока: изучение нового материала (комбинированный урок).

 Виды работ: фронтальная, групповая, индивидуальная; элементы лекции, беседы, наводящие вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx263.78 КБ

Предварительный просмотр:

Немеш Наталья Александровна МБОУ лицей № 1 г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

Конспект урока литературы

Составитель: Немеш Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ лицея № 1 г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

10 класс

Тема: «Петербург в романе «Преступление и наказание»

 Фёдора Михайловича Достоевского

Цель: воссоздать образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и

наказание», показать роль этого образа   Петербурга и жизненных тупиков героев    романа в раскрытии теории Раскольникова.

Задачи:

  1. расширить представления учащихся о неразрешимости противоречивых и тупиковых ситуаций, в которые попадают герои романа, когда эта неразрешимость зависит от такого устройства общества, где жизнь героев возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью и не зависит от воли человека;
  2. актуализация   знаний об образе города в творчестве русских писателей 19 века;
  3. знакомство с творческим методом и особенностями поэтики Ф.М. Достоевского;
  4. совершенствование   навыка внимательного, вдумчивого чтения   художественного текста Ф.М.Достоевского;
  5. формирование навыка информационной обработки и анализа текста: выявление явно и неявно   выраженной информации художественного текста, выявление авторской позиции, анализ средств речевой выразительности, приёмов создания текста.

Тип урока: изучение нового материала (комбинированный урок).

 Виды работ: фронтальная, групповая, индивидуальная; элементы лекции, беседы, наводящие вопросы.

Оборудование: планшеты, текст романа Ф.М. Достоевского.

 ЦОР:

            https://ppt4web.ru/literatura/v-peterburge-dostoevskogo.html

https://www.md.spb.ru/posetitelyam/ekskursii/

https://te-st.ru/2015/05/13/make-word-cloud-online/ (способы визуализации)

Глоссарий   урока

Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.

Конфликт — специфически художественная форма отражения противоречий в жизни людей, воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей.

Композиция — следующие части романа: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.

Натуральная школа — условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х годов, возникшего под влиянием творчества Николая Васильевича Гоголя.

Образ автора — способ авторского существования в пределах произведения. Создаётся из прямых высказываний автора-повествователя, пафоса и совокупности всех художественных средств, использованных в произведении.

Психологизм — это передача автором читателю внутреннего мира своих персонажей.

Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.

  1. Организационный этап до начала урока.

Перед уроком по данной теме учащиеся   выборочно получают   индивидуальное домашнее задание:

-  выразительное чтение   фрагментов произведений   о городе Петербурге А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Н. В. Гоголя, отрывок из «Петербургской летописи»;

- создание   продукта - видеоряда, соотносимого по содержанию и настроению с вышеназванными текстами.

Групповые задания - исследовательское чтение указанных глав и ответы на вопросы.

Группа 1 «Пейзажи Петербурга»

  1. Каков Петербург летом (ч.1, г.1)?
  2. Чем особенна набережная (ч.2, г.2)?
  3. Каков воздух Петербурга (ч.2, г.6; ч. 5, г.5; ч.6, г.6)?

Подсказки:  какой ассоциативный ряд можно подобрать  к слову «жара»;  каково состояние  Раскольникова  в городе; какое чувство  появляется у него на улице; как описывает городское небо  и воду Невы; какие эпитеты  использует автор при описании   городских картин;  о каких «известных заведениях» говорит автор;  кто   населяет доходные  «преогромнейшие» дома, чем дышат их обитатели ; что намеренно сгущает автор;  на какие контрасты  вы  обратили внимание...

Группа 2. «Обитатели Петербурга». Сцены уличной жизни. Отношения между людьми (комментарии эпизодов).

  1. Пьяный в телеге (ч.1, г.1)?
  2. Что сделали с девочкой-подростком (ч.2, г. 6)?
  3. Каковы посетители распивочной (ч.2, г.6)? (шарманщик и толпа женщин)
  4. Катерина Ивановна и дети на улице (ч.5, г.5)?
  5. Ссора чиновников в городском саду (ч.6, г.6)?
  6. Женщина – самоубийца (ч.2, г.6)?

Подсказки:  кто встречается Раскольникову на улице; почему Раскольников не хотел оставлять  девушку на скамейке, почему сначала недоумевал, а потом негодовал;  почему автор так подробно, до мелочей описывает  сцену  встречи с пьяной девушкой на бульваре; сколько распивочных было «на  одном пятачке», к какой  категории  людей относятся  посетители распивочных, чем они занимаются;  обратите внимание на описание состояния  Раскольникова и женщины на мосту,  какой цвет преобладает в описании;  как  относились  прохожие  к Катерине Ивановне и детям  на канаве в  момент «странного зрелища»;  кого автор называет «писаришками», кто такие «пьяненькие», почему не  « пьяные»;    как   автор сгущает ПОРОКИ  общества;  в чём проявляется психологизм прозы Ф.М. Достоевского…

Группа 3   «Жилища в Петербурге» (интерьеры).

  1. Комната-гроб Раскольникова (ч.1, г.3)?
  2. Кабак (ч. 1, г. 2)?
  3. Комната – проходная   Мармеладовых (ч.1, г. 2; ч. 2, г.7)?
  4. Комната - сарай Сони (ч. 4, г.4)?
  5. Лестница (ч. 2, г.2)?

Подсказки: что говорят детали интерьера об обитателях  этих каморок;  как работают контекстные синонимы  (гроб,  шкаф, сарай, клетушка, проходной угол»);  почему именно  такие лестницы  описывает автор, зачем они нужны;  найдите описание воздуха в этих жилищах; каким вы представляете пространство  жилищ; как  работает цветопись в этих  интерьерах; в каком состоянии вещи; как связывает автор состояние жилищи и настроение или состояние  их обитателей…

Весь класс:

- знание содержания романа;

-  знакомится с учебно-научным текстом учебника   литературы по материалам предыдущего урока «История создания   романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Особенности жанра, композиции, конфликта».   Предыдущий урок закончился рассказом о том, что   размышления    Ф.М. Достоевского о загадке человеческой души нашли продолжение в   следующих романах.  Был поставлен центральный   перспективный вопрос, действительно ли люди делятся на две категории («тварей, дрожащих» и «владык»).

Дополнительно перспективно по ссылке экскурсия в музей Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге.

https://www.md.spb.ru/posetitelyam/ekskursii/

  1. Целеполагание и мотивация.  

2.1. Обмен мнениями о содержании   романа, о судьбе автора произведения, главных событиях, повлиявших на творчество.   Называются герои произведения, обсуждаются   поступки, поразившие учеников, вспоминаются ключевые реплики.  Обращается внимание на эстетическую сторону художественного произведения, на художественный вымысел и жанровые особенности именно этого романа.  Делается вывод о невозможности понять литературное произведение   вне историко - литературного контекста.  

Смысл обсуждения   сводится   к художественному пространству романа - Петербургу.  Петербург, северная столица России, город белых ночей… Им пропитана

отечественная литература. В Санкт-Петербурге жили и творили многие выдающиеся писатели, о Петербурге нельзя не писать, сюжеты многих произведений разворачиваются в городе на Неве. И у каждого писателя Петербург свой. Перед тем, как мы увидим, какой Петербург изображает Ф. М. Достоевский, мы вспомним Петербург А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.

2.2. Выразительное чтение фрагментов произведения А.С.Пушкина «Медный всадник»; описание Невского проспекта из рассказов «Шинель» и «Невский проспект» Н.В.  Гоголя (выбор может пасть и на другие тексты других авторов). Чтение сопровождает видеоряд, тематически совпадающий   с текстом: блестящее великолепие, грозный всадник, жалкий человек на фоне чёрного неба… Вывод делает автор   видеоряда: как влиял город на героев произведений.

Подсказки:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелёно-бледный,

Скука, холод и гранит!

( А. С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»)

С Петербургом связана большая часть жизни великого поэта. Здесь созданы поэмы «Полтава», «Домик в Коломне», «Руслан и Людмила», последние главы «Евгения Онегина», повести «Дубровский» и «Капитанская дочка». Петербург был и его домом, и его тюрьмой. Вдали от северной столицы поэту легче дышалось, чем в светском чиновничьем Петербурге. Об этом свидетельствуют письма Пушкина: «Жизнь моя в Петербурге ни то, ни сё. Кружусь в свете, жена моя в большой моде – всё это требует денег, деньги достаются мне через труды, а труды требуют уединенья».

В творчестве Пушкина есть два Петербурга – город, созданный титанической волей Петра, «полнощных стран краса и диво», и город маленьких людей, которым величественный Петербург был чужд, таких, как Евгений.

- Что случилось с героем поэмы Евгением? (7 (19) ноября 1824 года – самое страшное наводнение в Петербурге)

- Почему он восстал против Медного всадника? (Защищал своё право на частную жизнь простого человека с простым человеческим счастьем).

Пётр I, в своих великих государственных заботах, не думал о беззащитных и маленьких людях. Великий город подавляет простого человека, подавляет его личность. Отсюда контраст «города пышного» и «города бедного».

Более семи лет жизни Гоголя связаны с Петербургом. Сначала этот город ошеломил его. На каждом углу здесь поражали контрасты. Пышные парадные подъезды особняков на Английской набережной и заплёванные, мрачные дворы домов на Гороховой и Екатерининском канале. Несчастлив, унижен жизнью в этом городе Акакий Акакиевич Башмачкин («Шинель»). 

- Почему жаль становится Акакия Акакиевича?

- Почему мы Акакия Акакиевича можем назвать маленьким человеком? (Он несчастен, унижен жизнью в этом городе).

2.3.  Записывается тема урока, формулируются задачи   и   проблемный вопрос урока.  В процессе обмена впечатлениями о романе учителем вычленяется фраза Мармеладова: «Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти?»

3.  Актуализация знаний (по материалам прошлого урока и   учебника).

Вопросы для фронтального опроса.

  1. Где    задуман роман «Преступление и наказание»?
  2. Что имел в виду автор, говоря о «саморазложении на каторге»?
  3. В каком году закончен роман?
  4. Назовите три основные сюжетные линии романа.
  5. Задайте три вопроса, по которым можно определить конфликт романа (Почему убил? Какие идеи привели к убийству?  Виноват ли преступник?)
  6. Как авторы учебника определяют   особенности жанра романа (трагедия, психологический, полифонический, публицистический, прозрение, социально-психологический, философский)?
  7. Каковы особенности композиции романа (контраст между униженными и унижающими)?
  8.  О каких «новых героях» Достоевского говорят авторы   учебно-научной статьи? (студент, ожесточённый бедностью, старуха- процентщица, девушка-проститутка, делец-шулер, следователь, нищий чиновник…).

Вывод: оценить активных учеников за правильные ответы, прокомментировать ошибки, связав теоретический материал с содержанием романа.  (терминологический словарь представлении выше).

  1.  Первичное усвоение новых знаний.  Комментированное чтение. Обучение анализу эпизодов.

Переходим   к   работе по теме урока.

Новые герои Ф.М.Достоевского тоже живут в Петербурге, городе контрастов.  События романа относят нас к середине 19 века.

Строили в то время много, но часто в погоне за прибылью заказчики требовали от архитекторов только лишь дешевизны в работе. Так возникли унылые корпуса заводов, фабрик, тесно стоящие доходные дома с дворами-колодцами, с темными комнатами для прислуги, с мрачными черными лестницами. В подобных домах, которые сплошь состояли из мелких квартир, жили герои Ф. М. Достоевского.  Петербург постепенно становится городом контрастов. Пышность и серость, богатство и бедность, бездушие и бездуховность, отчаяние и безысходность все глубже проникают в жизнь человека.  Перенесемся на страницы романа, пройдем по улицам Петербурга, заглянем в лестничные пролёты и квартиры, послушаем звуки города, где живут герои Достоевского.

Вспомним средства создания образа города – это и пейзаж, и сцены уличной жизни, и интерьеры.

Чтобы полностью восстановить образ города, мы разделились на три группы, и каждая из групп получила возможность увидеть Петербург Достоевского со своей стороны. Внимательное чтение с карандашом, вопросы подсказки помогут вам   прокомментировать    текст произведения, увидеть позицию автора   и сформулировать вывод, соотнеся   его с проблемой урока   и ключевыми   слова НЕКУДА БОЛЬШЕ ИДТИ.

Групповая работа сопровождается презентацией  по  содержанию выступления.

https://ppt4web.ru/literatura/v-peterburge-dostoevskogo.html

  1.      Выступление группы 1

Вспоминаем определение   пейзажа. Рассказываем об удушающей атмосфере на улицах города, подтверждаем цитатами.

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу... Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека».

«Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников».

«На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы - разносчики и полуразвалившиеся извозчики».

     «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха...»

  «Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат».

«…небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора, в котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение».

Вывод выборочно записывается в тетрадь.

Формулируем общую закономерность   в описаниях – пейзажах: все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа.

Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Прекрасный простор Невы так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц. Герой задыхается в этом городе, мире. Ему «некуда   больше идти».

Подсказки:  во время  выступления  учеников  учитель оценивает   глубину знания текста,  ответы на предварительные вопросы,  выразительное чтение, точность интерпретации текста, термин логичность речи и связь с проблемой урока.

Работа класса.

В тетрадях учащихся появляется запись   ключевых слов:  пейзаж, трущобы, доходные дома,  грязные улицы,   вонь, пыль, жара,  тупик, теснота, отвратительный и гнусный колорит, грозовой вечер,  вонючие дворы (подчёркнутое повторение  картин описаний ).

  1.   Выступление группы 2

       Кто живёт в этом городе?  Обратимся к чтению и анализу уличных сцен, познакомимся с другими героями. Как они могут там жить? Какие сцены вас особенно   потрясли?

Вывод выборочно записывается в тетрадь.

Ужасную картину духоты и тесноты усугубляют отношения между людьми в Петербурге. Именно для того, чтобы их показать, Достоевский вводит уличные сцены. Вся уличная жизнь отражает состояние людей, живущих в Петербурге. Сцены уличной жизни показывают Петербург униженных и оскорблённых, где царит насилие   над слабыми… Но от встреч с людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного. На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.  Так, Раскольников встречает пьяную девочку. Что чувствует сами герой? Она, ещё ребёнок, жить дальше с таким позором не сможет. Возможно, будущее этой девочки мы видим позже, в сцене самоубийства на мосту.  Сам Раскольников исхлёстан плёткой, чуть не попал под повозку…Всё это говорит о злости, раздражительности, враждебности, равнодушии, одиночестве.

В тетрадях   слушающих появляется ряд слов: уличные сцены,  шарманка, пьяные выкрики,  ругань, свист кнута,  пьяные, пьяненькие, нищие, падшие женщины,  самоубийцы,  униженные, всеми отринутые , парии общества, смерть …

  1.    Выступление группы 3

 Описание интерьеров в романе. Что мы видим внутри домов?  

Каморка Раскольникова.  «Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу... Перед софой стоял маленький столик».

Кабак, где Раскольников встретился с Мармеладовым «за стойкой находился мальчишка лет четырнадцати, и был другой мальчишка моложе, который подавал, если что спрашивали. Стояли крошенные огурцы, черные сухари и резанная кусочками рыба; все это очень дурно пахло. Было душно, так что даже было нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным…»

“Проходной угол” Мармеладовых «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье...»

Комната-сарай” Сони «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок»
 Лестница "В комнате было душно, но окна она не отворила; с лестницы несло вонью, но дверь на лестницу была не затворена; из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного дыма, она кашляла, но дверь не притворяла".

"Лестница была тёмная и узкая, чёрная, но он всё уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был не опасен"

Вывод выборочно записывается в тетрадь.

Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жильё. Между обликом комнат и людьми, в них живущими, много общего: неправильные формы, бедность, убогость обстановки, нищета, неизменно жёлтый цвет.  Повторением   деталей и смыслов автор сгущает краски, создаёт атмосферу безвыходности невозможности быть. В этих комнатах (подвалах и чердаках) страшно жить – в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова….

По итогам работы третьей группы в тетрадях появляется ряд слов: низкие потолки, углы, душу и ум теснят, жёлтые обои, жёлтое дерево, жёлтые рамы,  горела лампада, беднейший, дырявый,  ободранный,  каморка, клетушка, гроб, шкаф, лестница помои, узкая, чёрная, крутая…

  1.  Закрепление изученного.  Работа по усвоению содержания романа.

5.1. 

Изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

- Какой цвет преобладает в романе «Преступление и наказание» при описании города, интерьера, помещения?

- Какими звуками наполнен Петербург? Что слышим на улицах города?

- Какие запахи сопровождают повсюду героев, живущих в «серединных» улицах Петербурга?

 5.2.

- Как вы понимаете главные слова урока «НЕКУДА БОЛЬШЕ ИДТИ»?  

-  Одинаково понимали их Мармеладов и Раскольников или другие герои эпизодов?  Обоснуйте своё мнение.

(В рамках этой темы участники урока, возможно, не смогут прийти к одному мнению.  Эта работа достойна   обобщения при дальнейшем чтении романа).

Методический комментарий.

Главное, на мой взгляд, в процессе представленной работы   раскрыть идейную нагрузку образа Петербурга – давящая, тесная, душная и грязная обстановка города передаёт тяжёлое душевное    состояние Раскольникова, отражает его ужасную теорию.  На фоне несчастий «униженных и оскорблённых» и холодного, безразличного к человеку города зарождается и получает своё развитие   страшная теория Раскольникова. Этот фон - зеркало теории: известный процент должен уходить, очищать дорогу сильным, выжившим   в городе- монстре.  Поэтому так по-разному герои понимают НЕКУДА ИДТИ …Мармеладов и все вокруг него – как трагедию, Раскольников – как руководство к действию.

         Время основного действия в романе две недели. Создаётся впечатление, что Раскольников мечется по городу. Он избегает, сторонится людей, но в то же время стремится на улицы, в людные места. Почему? (Возможно, Раскольников ищет подтверждения своей теории. Добро в нём борется со злом, он стремится в город, чтобы принять решение. И город помогает это решение принять. Но, увы, не в пользу добра… Получается, что город подтолкнул Раскольникова к преступлению, стал его соучастником).

5.3. Выразительное чтение учителем стихотворения Н. Рубцова.

Трущобный двор. Фигура на углу.

Мерещится, что это Достоевский.

И желтый свет в окне без занавески

Горит, но не рассеивает мглу.

Гранитным громом грянуло с небес!

В трущобный двор ворвался ветер резкий,

И видел я, как вздрогнул Достоевский,

Как тяжело ссутулился, исчез…

Не может быть, чтоб это был не он!

Как без него представить эти тени,

И желтый свет, и грязные ступени,

И гром, и стены с четырех сторон…

Современное стихотворение Николая Рубцова. А сколько завораживающей тайны прошлого века, что до сих пор хранят «петербургские трущобы»! И вряд ли кто смог донести бы до нас жизнь этих трущоб так, как Ф.М.Достоевский.

 5.4.  Рефлексия.

 Построение облака тегов с целью выявления скрытых смыслов тех слов и словосочетаний, которые записаны в тетрадях.  Играйте цветом, формой, смысловыми оттеками. Покажите своё понимание темы, изобразите Петербург Раскольникова.

Работа выполняется на планшетах и отправляется на компьютер учителя.  Может быть представлена на обсуждение всем участникам урока.

https://te-st.ru/2015/05/13/make-word-cloud-online/ (способы визуализации)

Возможные  варианты выполнения работы.

Эпизоды романа и иллюстрации к ним раскрывают мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев, потрясающие своей грозной правдой картины нищеты и страданий городских низов 60-х годов XIX в. Страшная жизнь людей пробуждает у читателей сочувствие, возмущение, мысль о том, что так жить человек не должен. Герои романа бессильны разрешить противоречия и тупики, в которые ставит их жизнь. За судьбами людей стоит образ преступного мира.

Петербург Достоевского – это город, который толкает человека на преступление, и таким человеком является студент юридического факультета Родион Раскольников

  1. Обобщение по уроку.  Вывод.

6.1.  Петербург Достоевского — это город контрастов: «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего»; это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности; это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик; это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.  Петербург Достоевского – это город, “в котором невозможно быть”. Но мне не хотелось бы заканчивать урок на такой трагической ноте. Ф.М. Достоевский считал, что Петербург – душа романа. Душа же любого города - люди, живущие в нём. И город преступен настолько, насколько преступны души людей.

        Да, преступных (преступивших) героев в романе большинство. Но если есть в городе люди, способные сохранить среди грязи, духоты и равнодушия чистоту и богатство своих душ, мало того, поделиться ими с другими, то и город становится добрее. А именно это и происходит в романе. Соня, Дуня, Разумихин. Их доброта, доброта их душ растворилась в городе. А значит, не так уж преступен Город, всё-таки соединивший Соню и Раскольникова.

6.2. Формирующее оценивание. На уроке оценены следующие виды работ: выразительное чтение, видеоряд, пять правильных ответов во время фронтального опроса, выступление - монологический ответ лидеров групп, ученик в роли «подводящего итог» (ответ на проблемный вопрос урока).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок МХК и литературы на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Цели урока: расширить познания  в области архитектуры русского барокко и классицизма; познакомить с архитектурой Петербурга;  помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского; показать, ...

Презентация к уроку: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Использование ИКТ в образовательном процессе нацеливает на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосферу делового сотрудничества уч...

Конспект урока литературы в 10 классе на тему "Образ Петербурга в романе Фёдора Михайловича Достоевского " ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"

Содержание урока     расширит представления учащихся о неразрешимости  противоречивых и тупиковых ситуаций , в которые попадают герои романа , когда эта неразрешимость зависит  от ...

Cтатья. Роман «Преступление и наказание» как ответ Достоевского на вопрос «В чем есть православие».

Мы не будем рассматривать  роман  с позиции выяснения вопроса, этично или неэтично убивать старушек. Возьмём за аксиому, что старушек все-таки, наверное, убивать не следует. Давайте по...

Роман "Преступление и наказание" Федора Михайловича Достоевского

Презентация может быть использована на уроках литературы при изучении романа "Преступление и наказание" в 10 классе. В ней представлены основные данные....

Образ Петербурга в русской литературе и в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»

Урок повторения, обобщения ранее изученного (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь) и урок - путешествие по Петербургу Ф.М. Достоевского....

«Образ Петербурга в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»

Цель урока: познакомиться с романом Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; научиться внимательно читать произведение; научиться замечать художественные детали; проанализировать челов...