«Образ Петербурга в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Цель урока: познакомиться с романом Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; научиться внимательно читать произведение; научиться замечать художественные детали; проанализировать человека как результат воздействия внешней среды; раскрыть характер главного героя через описание его внешности и интерьера; научить понимать симпатии автора к героям; развить умение самостоятельно анализировать художественное произведение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_10kl.peterburg_dostoevskog.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе

ФИО учителя: Пашкова Нина Владимировна

ОУ: МАОУ СОШ №76 г. Лесного Свердловской обл.

Тема: «Образ Петербурга в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»

Предметные результаты:

познакомиться с романом Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; научиться внимательно читать произведение; научиться замечать художественные детали; проанализировать человека как результат воздействия внешней среды; раскрыть характер главного героя через описание его внешности и интерьера; научить понимать симпатии автора к героям; развить умение самостоятельно анализировать художественное произведение.

Метапредметные результаты:

коммуникативные: формирование действий по ведению учебного диалога, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы; уметь учитывать позицию другого человека; устанавливать и сравнивать разные мнения на один вопрос, а после – формулировать вывод и принимать решения; отстаивать свою точку зрения с помощью аргументов, не враждебным для оппонентов образом;

регулятивные: развитие логического мышления и умения отстаивать свою точку зрения; формирование умения ставить новые учебные цели и задачи, составлять план по их реализации, что будет способствовать совершенствованию создания жизненных целей; выбирать эффективные методы достижения целей, оценивать свои решения по результату и по способу действия; развивать навыки групповой работы; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и редактировать способы действия на пути к реализации целей.

познавательные: устанавливать в ходе анализа художественного текста причинно-следственные связи; учить основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; уметь определить тему и идею текста; выделять главное и второстепенное в художественном произведении; выбрать наиболее эффективные методы решения задач.

Личностные результаты: умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей; умение выбрать правильный жизненный путь, ставить цели, добиваться их осуществления, нести ответственность за свой выбор; занимать активную жизненную позицию; заниматься социально-значимой деятельностью, быть общественно полезным.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемно-обобщающие, частично-поисковые, исследовательские методы.

Формы работы: индивидуальная, групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, самоконтроль, контроль учителем.

Средства обучения: проектор, портрет Достоевского, текст художественного произведения, иллюстрации, фрагмент фильма.

Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемно-обобщающие, частично-поисковые, исследовательские методы.

Формы работы: индивидуальная, групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, самоконтроль, контроль учителем.

Средства обучения: проектор, портрет Достоевского, текст художественного произведения, презентация, иллюстрации, фрагмент фильма.

Ход урока.

В атмосфере туманов этого призрачного города зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений, в которых преступаются границы человеческой природы.

Н.Бердяев

Учитель:

- Тема Петербурга традиционна для русской литературы. Прекрасный и величественный «град Петров» встает со страниц лирики А.С. Пушкина. Хочется вспомнить строки из поэмы «Медный всадник»:

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит».

- А каким вы его помните по лирике А.С. Пушкина, по его поэме?

Петербург для Пушкина – воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России, талантливости ее народа.

Чтение стихотворения

«Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

- Что он хочет сказать этими строками?

Совершенно другой образ Петербурга у Гончарова в романе «Обыкновенная история».

- Каким же он предстает перед нами?

- Цитата из романа Гончарова «Обыкновенная история»: «Александр Адуев «посмотрел на домы – и ему стало еще скучнее: на него наводили тоску эти однообразные каменные громады, которые, как колоссальные гробницы, сплошною массою тянутся одна за другою».

(Петербург – город одиночества (мир дельцов).

- Близок к Гончарову и Петербург Некрасова. Один из моментов жизни своей он назовет «Петербургские мытарства».

- Что вы помните об этом периоде в жизни поэта?

- Какие помните стихотворения, где дан образ Петербурга?

«Размышления у парадного подъезда».

- Каким же предстает перед нами город?

Разворачиваются картины страданий «униженных и оскорбленных» на фоне чванливых парадных подъездов.

- Значит, Петербург Некрасова – город униженных и оскорбленных.

Собрав все рассыпанные мелкими долями в разных произведениях образ Петербурга, мы посмотрим, какой образ Петербурга дает Ф.М.Достоевский.

Петербург Достоевского – это прежде всего город, связанный с трагическими судьбами его героев. Обратите внимание на эпиграф урока.

- Как вы его понимаете?

Попадая в Петербург Достоевского, мы оказываемся в очень необычном духовном пространстве, которое напоминает некрасовский и гоголевский Петербург, но еще более жестокий, фантастический и реальный одновременно.

Распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, дома терпимости, закоулки, дворы – колодцы, Сенная, убогие темные комнаты, квартиры ростовщиков, черные лестницы, облитые помоями – вот фон, на котором завязываются конфликты и трагедии «самого петербургского романа Достоевского «Преступление и наказание».

Сейчас мы с вами посмотрим на Петербург глазами героев. Обратим внимание на городской пейзаж, который дан в первой части в первой главе. Вспомните функции пейзажа.

Анализ произведения учитель организует по командам. Обучающиеся получают карточки с вопросами для анализа. В течение 10 минут готовят презентацию своего ответа с цитированием текста.

- Мы продолжаем путешествие по улицам города.

1 команда. Часть 2. Глава 2.

  1. Какая панорама открывается перед Раскольниковым?
  2. Какое впечатление произвела панорама Невы на героя?
  3. С какой целью автор дает этот пейзаж.

- Внутренняя драма героев своеобразным приемом вынесена на улицы города и площади.

2 команда. Часть 1. Глава 4.

  1. Что же мы видим на улицах Петербурга?
  2. Какое впечатление оставил этот случай в душе Раскольникова?

- Многих людей жизнь в Петербурге приводит к предельному отчаянию.

3 команда. Часть 2. Глава 6.

  1. Что же видит герой на улицах Петербурга?
  2. Какое впечатление оставляет эта картина у Раскольникова, какие мысли вызывает у него?
  3. Что же видит герой на Н-ском мосту?
  4. О чем говорит этот случай, единственный ли он?
  5. При помощи каких изобразительно-выразительных средств языка описывает Достоевский женщину? (символика цвета)
  6. Как реагирует Раскольников на поступок женщины?

- Действие в романе постоянно перебрасывается с шумных, многолюдных улиц в дома, убогие комнаты столичных кварталов.

4 команда. Часть 2. Глава 7.

  1. С чего начинается седьмая глава?
  2. Случайно ли с описания коляски?
  3. Как автор описывает мир нищих, какие художественные средства использует? С какой целью?

- Итак, городской пейзаж в «Преступление и наказание» – это пейзаж психологический, он связан с внутренним миром героев, с их душевным состоянием. Из текста: «Нет природы, зелени, а только коробки домов. Узкие улицы...» (часть#1075;л.1)

Пейзаж порождает преступный замысел Раскольникова. Он наблюдает, фиксирует, анализирует, ищет подтверждение своей теории. Описание жары, духоты приобретает символический смысл. Человек задыхается в этом городе.

- Достоевский изображает Петербург не только при помощи пейзажа, но и через описание интерьера. Детали интерьера связаны с судьбой героев и в то же время дают целостный образ героя.

Домашнее задание (по командам): подготовить мини-проект по плану

1 команда. Комната Раскольникова (часть 1, глава 1, 3; часть 3, глава 4).

2 команда. Жилище Мармеладовых (часть 1, глава 2, часть 2, глава 7).

3 команда. Квартира старухи-процентщицы (часть 1, глава 2).

4 команда. Комната Сони Мармеладовой (часть 4. глава 4).

План анализа:

- Какие выразительные средства языка использует автор, чтобы описать интерьер?

- С какой целью используются данные тропы?

- Функция художественной детали в интерьере.

- Докажите, что интерьер комнаты помогает раскрыть образ героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронные материалы к уроку "Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Презентация может быть использована на нескольких уроках.Она позволяет рассмотреть  разные аспекты образа города ....

Конспект урока литературы в 10 классе на тему "Образ Петербурга в романе Фёдора Михайловича Достоевского " ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"

Содержание урока     расширит представления учащихся о неразрешимости  противоречивых и тупиковых ситуаций , в которые попадают герои романа , когда эта неразрешимость зависит  от ...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"...

Конспект урока литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Конспект урока литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского  "Преступление и наказание"...

Изображение Петербурга в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Разработка урока по теме "Петербург Достоевского...

Образ Петербурга в русской литературе и в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»

Урок повторения, обобщения ранее изученного (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь) и урок - путешествие по Петербургу Ф.М. Достоевского....

Конспект урока литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Урок проводится после образовательного путешествия, учащиеся делятся своими впечатлениями, демонстрируются  две презентации , созданные самостоятельно.Учащиеся составляют план работы по данной те...