«Образ Петербурга в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Цель урока: познакомиться с романом Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; научиться внимательно читать произведение; научиться замечать художественные детали; проанализировать человека как результат воздействия внешней среды; раскрыть характер главного героя через описание его внешности и интерьера; научить понимать симпатии автора к героям; развить умение самостоятельно анализировать художественное произведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_10kl.peterburg_dostoevskog.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе
ФИО учителя: Пашкова Нина Владимировна
ОУ: МАОУ СОШ №76 г. Лесного Свердловской обл.
Тема: «Образ Петербурга в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»
Предметные результаты:
познакомиться с романом Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; научиться внимательно читать произведение; научиться замечать художественные детали; проанализировать человека как результат воздействия внешней среды; раскрыть характер главного героя через описание его внешности и интерьера; научить понимать симпатии автора к героям; развить умение самостоятельно анализировать художественное произведение.
Метапредметные результаты:
коммуникативные: формирование действий по ведению учебного диалога, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы; уметь учитывать позицию другого человека; устанавливать и сравнивать разные мнения на один вопрос, а после – формулировать вывод и принимать решения; отстаивать свою точку зрения с помощью аргументов, не враждебным для оппонентов образом;
регулятивные: развитие логического мышления и умения отстаивать свою точку зрения; формирование умения ставить новые учебные цели и задачи, составлять план по их реализации, что будет способствовать совершенствованию создания жизненных целей; выбирать эффективные методы достижения целей, оценивать свои решения по результату и по способу действия; развивать навыки групповой работы; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и редактировать способы действия на пути к реализации целей.
познавательные: устанавливать в ходе анализа художественного текста причинно-следственные связи; учить основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; уметь определить тему и идею текста; выделять главное и второстепенное в художественном произведении; выбрать наиболее эффективные методы решения задач.
Личностные результаты: умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей; умение выбрать правильный жизненный путь, ставить цели, добиваться их осуществления, нести ответственность за свой выбор; занимать активную жизненную позицию; заниматься социально-значимой деятельностью, быть общественно полезным.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемно-обобщающие, частично-поисковые, исследовательские методы.
Формы работы: индивидуальная, групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, самоконтроль, контроль учителем.
Средства обучения: проектор, портрет Достоевского, текст художественного произведения, иллюстрации, фрагмент фильма.
Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемно-обобщающие, частично-поисковые, исследовательские методы.
Формы работы: индивидуальная, групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, самоконтроль, контроль учителем.
Средства обучения: проектор, портрет Достоевского, текст художественного произведения, презентация, иллюстрации, фрагмент фильма.
Ход урока.
В атмосфере туманов этого призрачного города зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений, в которых преступаются границы человеческой природы.
Н.Бердяев
Учитель:
- Тема Петербурга традиционна для русской литературы. Прекрасный и величественный «град Петров» встает со страниц лирики А.С. Пушкина. Хочется вспомнить строки из поэмы «Медный всадник»:
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит».
- А каким вы его помните по лирике А.С. Пушкина, по его поэме?
Петербург для Пушкина – воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России, талантливости ее народа.
Чтение стихотворения
«Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
- Что он хочет сказать этими строками?
Совершенно другой образ Петербурга у Гончарова в романе «Обыкновенная история».
- Каким же он предстает перед нами?
- Цитата из романа Гончарова «Обыкновенная история»: «Александр Адуев «посмотрел на домы – и ему стало еще скучнее: на него наводили тоску эти однообразные каменные громады, которые, как колоссальные гробницы, сплошною массою тянутся одна за другою».
(Петербург – город одиночества (мир дельцов).
- Близок к Гончарову и Петербург Некрасова. Один из моментов жизни своей он назовет «Петербургские мытарства».
- Что вы помните об этом периоде в жизни поэта?
- Какие помните стихотворения, где дан образ Петербурга?
«Размышления у парадного подъезда».
- Каким же предстает перед нами город?
Разворачиваются картины страданий «униженных и оскорбленных» на фоне чванливых парадных подъездов.
- Значит, Петербург Некрасова – город униженных и оскорбленных.
Собрав все рассыпанные мелкими долями в разных произведениях образ Петербурга, мы посмотрим, какой образ Петербурга дает Ф.М.Достоевский.
Петербург Достоевского – это прежде всего город, связанный с трагическими судьбами его героев. Обратите внимание на эпиграф урока.
- Как вы его понимаете?
Попадая в Петербург Достоевского, мы оказываемся в очень необычном духовном пространстве, которое напоминает некрасовский и гоголевский Петербург, но еще более жестокий, фантастический и реальный одновременно.
Распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, дома терпимости, закоулки, дворы – колодцы, Сенная, убогие темные комнаты, квартиры ростовщиков, черные лестницы, облитые помоями – вот фон, на котором завязываются конфликты и трагедии «самого петербургского романа Достоевского «Преступление и наказание».
Сейчас мы с вами посмотрим на Петербург глазами героев. Обратим внимание на городской пейзаж, который дан в первой части в первой главе. Вспомните функции пейзажа.
Анализ произведения учитель организует по командам. Обучающиеся получают карточки с вопросами для анализа. В течение 10 минут готовят презентацию своего ответа с цитированием текста.
- Мы продолжаем путешествие по улицам города.
1 команда. Часть 2. Глава 2.
- Какая панорама открывается перед Раскольниковым?
- Какое впечатление произвела панорама Невы на героя?
- С какой целью автор дает этот пейзаж.
- Внутренняя драма героев своеобразным приемом вынесена на улицы города и площади.
2 команда. Часть 1. Глава 4.
- Что же мы видим на улицах Петербурга?
- Какое впечатление оставил этот случай в душе Раскольникова?
- Многих людей жизнь в Петербурге приводит к предельному отчаянию.
3 команда. Часть 2. Глава 6.
- Что же видит герой на улицах Петербурга?
- Какое впечатление оставляет эта картина у Раскольникова, какие мысли вызывает у него?
- Что же видит герой на Н-ском мосту?
- О чем говорит этот случай, единственный ли он?
- При помощи каких изобразительно-выразительных средств языка описывает Достоевский женщину? (символика цвета)
- Как реагирует Раскольников на поступок женщины?
- Действие в романе постоянно перебрасывается с шумных, многолюдных улиц в дома, убогие комнаты столичных кварталов.
4 команда. Часть 2. Глава 7.
- С чего начинается седьмая глава?
- Случайно ли с описания коляски?
- Как автор описывает мир нищих, какие художественные средства использует? С какой целью?
- Итак, городской пейзаж в «Преступление и наказание» – это пейзаж психологический, он связан с внутренним миром героев, с их душевным состоянием. Из текста: «Нет природы, зелени, а только коробки домов. Узкие улицы...» (часть#1075;л.1)
Пейзаж порождает преступный замысел Раскольникова. Он наблюдает, фиксирует, анализирует, ищет подтверждение своей теории. Описание жары, духоты приобретает символический смысл. Человек задыхается в этом городе.
- Достоевский изображает Петербург не только при помощи пейзажа, но и через описание интерьера. Детали интерьера связаны с судьбой героев и в то же время дают целостный образ героя.
Домашнее задание (по командам): подготовить мини-проект по плану
1 команда. Комната Раскольникова (часть 1, глава 1, 3; часть 3, глава 4).
2 команда. Жилище Мармеладовых (часть 1, глава 2, часть 2, глава 7).
3 команда. Квартира старухи-процентщицы (часть 1, глава 2).
4 команда. Комната Сони Мармеладовой (часть 4. глава 4).
План анализа:
- Какие выразительные средства языка использует автор, чтобы описать интерьер?
- С какой целью используются данные тропы?
- Функция художественной детали в интерьере.
- Докажите, что интерьер комнаты помогает раскрыть образ героя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронные материалы к уроку "Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".
Презентация может быть использована на нескольких уроках.Она позволяет рассмотреть разные аспекты образа города ....
Конспект урока литературы в 10 классе на тему "Образ Петербурга в романе Фёдора Михайловича Достоевского " ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"
Содержание урока расширит представления учащихся о неразрешимости противоречивых и тупиковых ситуаций , в которые попадают герои романа , когда эта неразрешимость зависит от ...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"...
Конспект урока литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Конспект урока литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"...
Изображение Петербурга в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Разработка урока по теме "Петербург Достоевского...
Образ Петербурга в русской литературе и в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»
Урок повторения, обобщения ранее изученного (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь) и урок - путешествие по Петербургу Ф.М. Достоевского....
Конспект урока литературы в 10 классе "Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Урок проводится после образовательного путешествия, учащиеся делятся своими впечатлениями, демонстрируются две презентации , созданные самостоятельно.Учащиеся составляют план работы по данной те...