Конспект урока литературы в 10 классе на тему "Образ Петербурга в романе Фёдора Михайловича Достоевского " ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Содержание урока расширит представления учащихся о неразрешимости противоречивых и тупиковых ситуаций , в которые попадают герои романа , когда эта неразрешимость зависит от такого устройства общества, где жизнь героев возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью и не зависит от воли человека, поможет учащимся не просто увидеть Петербург Достоевского, хаотическую пестроту, скученность, удушающую тесноту человеческого существования, но и проникнуться сочувствием к страдающим людям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема : Образ Петербурга в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»
Цель : воссоздать образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание».
Задачи :
- расширить представления учащихся о неразрешимости противоречивых и тупиковых ситуаций , в которые попадают герои романа , когда эта неразрешимость зависит от такого устройства общества, где жизнь героев возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью и не зависит от воли человека;
2) развивать познавательную активность учащихся на основе их поисковой деятельности, формировать навыки создания целостного видения проблемы;
3) помочь учащимся не просто увидеть Петербург Достоевского, хаотическую пестроту, скученность, удушающую тесноту человеческого существования, но и проникнуться сочувствием к страдающим людям.
Оборудование: выставка о Ф. М. Достоевском, презентации по теме « Петербург Достоевского», компьютер, фотовыставка «Санкт-Петербург - сегодня»
На доске:
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено- белый,
Сказка, холод и гранит...
А.С. Пушкин
Все обман, все мечты, все не то, чем кажется...
Н.В. Гоголь
Петербург- самый отвлеченный и умышленный
город на всем земном шаре.
Ф.М. Достоевский
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
(Чтение отрывка из стихотворения С.Я. Маршака)
- Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний сад - "Онегина" глава,
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский... Слайд №2
- О каком городе идет речь в этом стихотворении?
Наш урок об уникальном город, построенном в начале XVIII века по замыслу Петра I.
-Какие названия этого города вам известны?
II. Актуализация опорных знаний
- Кто из вас бывал в Санкт Петербурге? Какое впечатление сложилось у вас после встречи с этим городом?
- Санкт Петербург – один из красивейших городов мира. (Обращение к фотовыставке)
-Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград, вновь Санкт-Петербург … В этих названиях одного города - его история.
Северная Венеция, Северная столица - эти названия, безусловно, говорят о его значимости и красоте.
В 1703 году Пётр I заложил в устье Невы город Санкт-Петербург. Это один из красивейших городов мира. Его улицы, проспекты, площади, набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих. Это город рек и каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире. В городе много театров. Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость, Храм Воскресения Христова, Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города.
Конечно, красотой города нельзя не восхищаться.
Петербург не раз становился действующим лицом произведений русских авторов.
Тема Петербурга традиционна для русской литературы. Давайте вспомним, каким представлен этот город в творчестве Пушкина, Гоголя, Некрасова.
III. Создание учебно-проблемной ситуации и формулирование основной учебной задачи Слайд №6
2. – А каким же был этот город в 19 веке?
Чтение учителем отрывка из «Петербургской летописи»
...он встал злой и сердитый, как раздраженная светская дева, пожелтевшая со злости на вчерашний бал. Он был сердит с ног до головы. Дурно ль он выспался, разлилась ли в нем в ночь желчь в несоразмерном количестве, простудился ль он и захватил себе насморк, проигрался ль он с вечера как мальчишка в картишки до того, что пришлось на утро вставать с совершенно пустыми карманами, с досадой на дурных, балованных жен, на ленивцев- грубиянов детей, на небритую суровую ораву прислужников, на жидов- кредиторов, на негодяев советников, наветников и разных других наушников- трудно сказать;
Учитель:
- О каком герое написал эти строки Ф.М. Достоевский? (о Петербурге)
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Кто будет главным героем нашего урока?
- На прошлом уроке мы начали изучение романа Ф.М Достоевского «Преступление и наказание» и познакомились с историей создания романа. А сегодня будем говорить о Петербурге. Этот город играет важную роль в развитии литературы, искусства, науки, языка. Ведь не случайно в имени города соединились 3 языка:
Тема нашего урока - Петербург Достоевского.
Сообщения учеников:
а) Петербург в творчестве А. С. Пушкина; Слайд №3
б) Петербург в творчестве Гоголя; Слайд №4
в) Петербург в творчестве Некрасова. Слайд №5
(Чтение выводов на доске)
-Но таким ли мы видим Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?
-Строили много, но часто в погоне за прибылью заказчики требовали от архитекторов только лишь дешевизны в работе. Так возникли унылые корпуса заводов, фабрик, тесно стоящие доходные дома с дворами-колодцами, с темными комнатами для прислуги, с мрачными черными лестницами. В подобных домах, которые сплошь состояли из мелких квартир, жили герои Ф. М. Достоевского.
Петербург постепенно становится городом контрастов. Пышность и серость, богатство и бедность, бездушие и бездуховность, отчаяние и безысходность все глубже проникают в жизнь человека.
Перенесемся на страницы романа, пройдем по улицам Петербурга, заглянем в лестничные пролёты и квартиры, послушаем звуки города, где живут герои Достоевского.
IV. Работа по теме урока.
1). Работа со схемой Слайд №7
Вспомним средства создания образа города – это и пейзаж, и сцены уличной жизни, и интерьеры.
Чтобы полностью восстановить образ города, вам было дано задание разделиться на три группы, и каждая из групп получила возможность увидеть Петербург Достоевского со своей стороны.
Проверка домашнего задания ( групповая работа )
1-я группа: Пейзажи в романе (часть 1 гл. 1; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 6; часть 4 гл. 5–6.)
2-я группа: Сцены уличной жизни (часть 1 гл. 1; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 6; часть 5 гл. 5.)
3-я группа: Описания интерьеров (часть 1 – каморка Раскольникова; часть 1 глава 2 – описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть 1 глава2 и часть2 глава 7 – угол Мармеладовых; часть 4 глава 4 – комната Сони.)
2). Анализ эпизодов романа
а) пейзаж в романе (работа с учащимися 1 группы)
- Что такое пейзаж? (вид изображения какой-нибудь местности)
- Какая атмосфера царит на улицах города? Подтвердите свои ответы цитатами.
Слайд № 8 -10
Описание улиц:
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу... Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека».
Описание летнего Петербурга, Сенная площадь:
«Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников»
«На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы - разносчики и полуразвалившиеся извозчики».
«Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха...»
«Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат»…
Описание берега Невы:
«небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора, в котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение».
- Выявите закономерности в этих описаниях-пейзажах. (Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа)
-Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Прекрасный простор Невы так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц. Герой задыхается в этом городе, мире.
б) сцены уличной жизни (работа с учащимися 2 группы)
- Какие сцены уличной жизни вас особенно потрясли?
Ч.1, гл.1 – пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадьми
Ч.1, гл.4 – встреча с пьяной девочкой - подростком
ч.2, гл.6 – шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на …ском мосту
- Что показывают эти сцены? (город униженных и оскорблённых, где царит насилие над слабым)
Слайд № 11 - 14
От встреч с людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного. На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.
в) интерьер в романе (работа с учащимися 3 группы)
- Что мы видим внутри домов?
Ч.1, гл.3 – каморка Раскольникова «Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу... Перед софой стоял маленький столик».
Ч.1, гл.2 – кабак, где Раскольников встретился с Мармеладовым « за стойкой находился мальчишка лет четырнадцати, и был другой мальчишка моложе, который подавал, если что спрашивали. Стояли крошенные огурцы, черные сухари и резанная кусочками рыба; все это очень дурно пахло. Было душно, так что даже было нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным…»
Ч.1, гл.2 – “проходной угол” Мармеладовых «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье...»
Ч.4, гл.4 – комната- “сарай” Сони
Слайд № 15 - 16
- Какие детали повторяются? (неправильные формы, бедность и убогость обстановки, нищета)
- Что общего между обликом комнат и людьми, в них живущими? (жилища так же убоги и бедны, как и сами люди)
Изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.
Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов.
3) Работа по усвоению содержания романа Слайд № 17 - 22
- Какой цвет преобладает в романе «Преступление и наказание» при описании города, интерьера, помещения?
- Какими звуками наполнен Петербург? Что слышим на улицах города?
- Какие запахи сопровождают повсюду героев, живущих в «серединных» улицах Петербурга?
Чтение наизусть стихотворение Н.М.Коншина “Жалобы на Петербург”:
В дымном городе душно,
Тесно слуху и взору,
В нём убили мы скучно
Жизни лучшую пору.
В небе – пыль, либо тучи,
Либо жар, либо громы;
Тесно сжатые в кучу,
Кверху кинулись домы;
Есть там мех, да не радость,
Всё блестит, но бездушно…
Слушай, бледная младость,
В дымном городе душно.
IV. Выводы и обобщения
Время основного действия в романе 2 недели.
Создаётся впечатление, что Раскольников мечется по городу. Он избегает, сторонится людей, но в то же время стремится на улицы, в людные места. Почему?
(Возможно, Раскольников ищет подтверждения своей теории. Добро в нём борется со злом, он стремится в город, чтобы принять решение. И город помогает это решение принять. Но, увы, не в пользу добра… Получается, что город подтолкнул Раскольникова к преступлению, стал его соучастником)
Какой же Петербург у Достоевского?
-Трущобный двор. Фигура на углу.
Мерещится, что это Достоевский.
И желтый свет в окне без занавески
Горит, но не рассеивает мглу.
Гранитным громом грянуло с небес!
В трущобный двор ворвался ветер резкий,
И видел я, как вздрогнул Достоевский,
Как тяжело ссутулился, исчез…
Не может быть, чтоб это был не он!
Как без него представить эти тени,
И желтый свет, и грязные ступени,
И гром, и стены с четырех сторон…
Слайд № 23
Современное стихотворение Николая Рубцова. А сколько в них завораживающей тайны прошлого века, что до сих пор хранят «петербургские трущобы»! И вряд ли кто смог донести бы до нас жизнь этих трущоб, как Ф.М.Достоевский.
(ответы учащихся)
- Петербург Достоевского – город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.
- Петербург Достоевского – город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
- Петербург Достоевского – это город одиночества
- Петербург Достоевского – это город разврата и порока
- Петербург Достоевского – “город, в котором невозможно быть”.
Петербург Достоевского - это не царственные площади и великолепные набережные, а Петербург подвалов и чердаков — это город «униженных и оскорбленных».
Эпизоды романа и иллюстрации к ним раскрывают мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев, потрясающие своей грозной правдой картины нищеты и страданий городских низов 60-х годов XIX в.
Страшная жизнь людей пробуждает у читателей сочувствие, возмущение, мысль о том, что так жить человек не должен. Герои романа бессильны разрешить противоречия и тупики, в которые ставит их жизнь. За судьбами людей стоит образ преступного мира.
Петербург Достоевского – это город, который толкает человека на преступление, и таким человеком является студент юридического факультета Родион Раскольников
V. Обобщение по уроку
Слайд № 24
Петербург Достоевского - это город контрастов: «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего»; это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности; это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик; это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.
Итоговое слово учителя
Да, Петербург Достоевского – это город, “в котором невозможно быть”. Но мне не хотелось бы заканчивать урок на такой трагической ноте. Ф.М.Достоевский считал, что Петербург – душа романа. Душа же любого города - люди, живущие в нём. И город преступен настолько, насколько преступны души людей.
Да, преступных (преступивших) героев в романе большинство. Но если есть в городе люди, способные сохранить среди грязи, духоты и равнодушия чистоту и богатство своих душ, мало того, поделиться ими с другими, то и город становится добрее. А именно это и происходит в романе. Соня, Дуня, Разумихин. Их доброта, доброта их душ растворилась в городе. А значит, не так уж преступен Город, всё-таки соединивший Соню и Раскольникова.
VI. Домашнее задание
- Размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых;
-Письмо матери.
Объясните состояние героя после прочтения письма матери?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"
Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять; ...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией
Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок
Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...
Урок литературы "Раскольников - преступник или жертва?" (по произведению Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")
Урок - исследование, сочетающий проблемное обучение с технологией «Развитие критического мышления через чтение и письмо»...