Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж «Красносельский»
Методическая разработка
Тема гибели человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»
Разработала: преподаватель литературы и
русского языка Гордеева Н.Ф.
Санкт-Петербург
Цели и задачи.
Обучающие:
- раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе;
- раскрыть процесс духовной деградации человека;
- показать, насколько губительна для человеческой души власть денег, когда денежный интерес затмевает всё остальное;
- формировать умения отстаивать свои мысли, эмоции, чувства;
- формировать умения работать в команде;
- показать непримиримое отношение Чехова ко всем проявлениям пошлости, фальши, бездуховности.
Развивающие:
- развивать умения анализировать;
- развивать умения работать с учебной и художественной литературой;
- проанализировать идейно-художественное содержание новеллы и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в “просто Ионыча”, какими художественными средствами это изображает писатель, выяснить его отношение к духовному застою;
- развивать умение доказывать, обобщать.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство собственного достоинства, ответственность за свои слова и поступки;
- воспитывать отрицательное отношение к бездуховности, философии «наживы ради наживы»;
- воспитывать любовь к русской литературе, понимание истинных ценностей;
- формировать устойчивую гражданскую жизненную позицию и морально-нравственные ценности.
Тип урока: урок – практика
Методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, работа с книгой);
- наглядный (использование технических средств обучения, личный показ и наблюдения обучающихся).
Материально-техническое обеспечение:
мультимедиапроектор, экран, компьютерная презентация, Толковый словарь; тексты рассказа «Ионыч»
Время: 45 минут
Структура и содержание урока
“Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу,
колодец или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила
и не уходила в вечность бесследно”
( Из записных книжек А.П.Чехова)
Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Время |
Приветствие | Добрый день! Сейчас у на урок-практика. | Записывают число, тему урока в тетради. | 2-3 |
Мотивация учебной деятельности.
| Задача нашего урока - практики – проанализировать идейно-художественное содержание новеллы «Ионыч» и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в “просто Ионыча”, какими художественными средствами это изображает писатель, выяснить его отношение к духовному застою.
| Слушают | 1 |
Вступительное слово.
| Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова. 1898 год – это редкая даже для Чехова вспышка творческой энергии: один за другим появляются на свет «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Душечка». Перед автором этих рассказов стояла трудная задача – немногими словами сказать о многом на нескольких страницах. Весь его писательский метод является блестящим примером разрешения этой литературной задачи - лаконизм и скрытый подтекст, в котором сложные жизненные ситуации намечаются лишь пунктиром. Писатель не говорит прямо, где добро и где зло, он позволяет сделать выводы самому читателю На первом плане в произведениях писателя стоит человек, его внутренний и внешний мир, его индивидуальность, потому что, по словам Антона Павловича, “тогда человек станет лучше, когда вы покажете, каков он есть”. Мастерство Чехова-рассказчика особенно проявилось в композиции «Ионыча». Вспомним, что такое композиция?
| Слушают
Отвечают на вопрос | 3 |
Словарная работа | Уточним значение слова деградация. | Обучающийся по “Большому толковому словарю современного руского языка” Д.Н. Ушакова определяет лексическое значение этого слова.) “Деградация”. [фр. degeneration] – постепенное ухудшение, упадок.
| 2 |
| Обратите внимание на значения слов, которые нам нужны будут на уроке. (слайд) Обыватель – человек, лишённый общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами. Обывательщина – (презр.) – косность, узость интересов, отсутствие общественного кругозора. Мещанство – перен. – психология и поведение человека с мелкими интересами и узким кругозором.
|
| 3 |
Работа по новому материалу | Рассказ “Ионыч” написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведёт к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены также вопросы взаимодействия человека и окружающей среды.
| слушают | 1 |
Работа с текстом | В каком времени автор ведёт повествование? | Примерный ответ обучающихся: I–IV главы написаны в прошедшем времени, V глава – в настоящем времени.)
| 1 |
Такой приём называется ретроспектива. Ретроспектива (книжн.) – обращение к прошлому. Проследим путь Дмитрия Ионовича Старцева. Обратимся к тексту произведения и убедимся в том, как “работает” этот композиционный приём. Я предлагаю вам выполнить это задание, объединившись в группы(приложение1) Задание: выделите в тексте этапы эволюции доктора Старцева. Как изменяется духовный мир героя на каждом этапе развития? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам выписать из текста каждой главы ключевые слова и словосочетания, характеризующие настроения, ощущения Старцева, и выделить те, которые свидетельствуют об утраченных началах в душе героя.
|
Работа проводится в группах. Каждой группе предлагается исследовать главу из текста и выделить определённый этап в развитии героя. 5 глав – 5 групп.
Работа проводится в группах. Составляется примерный следующий опорный конспект: 1 группа (1 глава): приятно, удобно, не чувствует усталости, смеётся, напевает, “хорошие, покойные мысли”, “недурственно” | 2 группа (2 глава): волнуется, страдает, мучается, “пьянит надежда”, восхищается, ждёт любви, ужасается, “ох, не надо бы полнеть” | 3 группа (3 глава): ошеломлён, испытывает радостное, мучительное чувство, “перестало беспокойно биться сердце”, жаль любви, стыдно, успокоился | 4 группа (4 глава): спешно принимает больных, ни с кем не сходится, хочет говорить,жаловаться, “огонёк в душе погас”, раздражается, “старимся, полнеем, опускаемся”, “а хорошо, что я тогда не женился” | 5 группа (5 глава): “пополнел, ожирел”, “живётся ему скучно”, “ничто его не интересует”, “жадность одолела”
|
|
10 |
Сделайте вывод. В каком направлении идёт развитие доктора Старцева?
| Примерный ответ: Вывод: Развитие образа доктора Старцева идет по нисходящей. Герой постепенно деградирует. | 1 |
| Вернёмся к прошлому героя. Выясним, каков он на начальном этапе развития. - Каков образ жизни, характер молодого земского врача Дмитрия Ионовича Старцева? - Каков духовный мир, каковы взгляды и общественные идеалы молодого земского врача Д.И. Старцева? Задание разделите тетрадь на 3 колонки 1.Отметьте положительные задатки Старцева и запишите их в тетради. Озаглавьте первую колонку “Доктор Старцев”. Проследим, по каким направлениям идёт развитие образа доктора Старцева. Вопросы: Как меняется герой на протяжении рассказа? - Как изменяется внешний вид, поведение, речь героя? - Какие художественные приёмы помогают Чехову показать эволюцию героя? - Как складывается жизненная карьера Старцева? - Каковы мотивы труда Старцева? - Как изменяются вкусы героя? - Как характеризуют Старцева приобретённые им “интересы”? -Испытание героя любовью: - Каким увидел мир доктор Старцев, оказавшись на кладбище? - Каков смысл сцены на кладбище в контексте рассказа? - Как развивался роман доктора Старцева и Котика? - Почему не состоялась любовь Старцева и Екатерины Ивановны? - Какие начала борются в душе Дмитрия Ионыча? - Чем завершилась эта борьба? - Каков итог духовного развития Дмитрия Старцева? 2. Что представляет из себя семья Туркиных? Почему автор, рассказывая о городе С., подробно описывает жизнь всего одной семьи? Озаглавьте вторую колонку “Город С.” и запишите слова, характеризующие жизнь города С. Вопросы: Как развивались отношения Д.И. Старцева с городскими обывателями? Только ли среда виновата? Не было ли в самом Дмитрии Ионыче чего-то, благоприятствовавшего духовному перерождению героя? Когда, с какого момента начинается духовное омертвение? 3.Какие качества приобрёл Старцев, которые сделали его Ионычем? Озаглавьте третью колонку “Ионыч” и запишите эти качества. |
В тетрадях составляется опорный конспект (примерный конспект обучающихся) Доктор Старцев | Город С. | Ионыч | Доктор Старцев: честность, трудолюбие, целеустремлённость, жизненная активность, энергичность, жизнерадостность, наблюдательность, высокие идеалы, способность любить.) развитие образа доктора Старцева. 1) Жизненная карьера. 2) Эволюция вкусов. 3) Роман с Екатериной Ивановной Туркиной. Испытание героя любовью В-д: Именно любовь даёт Старцеву ещё шанс остаться человеком, пережить бурю чувств и эмоций.
| Город С.: скука, однообразие жизни, злое невежество, равнодушие, удовлетворённость бездуховным существованием, пошлость.) Личностные качества героя, усугублённые бездуховной атмосферой города С., отсутсвие высоких целей привели к деградации человеческой души.) | Ионыч: стремление к покою, приспособленчество, жажда наживы, душевная лень, отсутствие светлых идеалов.) |
|
15 |
Обобщение | В чём состоит идейный смысл рассказа?
| Примерный ответ обучающихся: (Автор в рассказе подчёркивает, что обывательщина, мещанская среда, любовь к сытости и покою “захватывают” человека очень быстро и ведут к его самовырождению. Чехов призывает вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлых идеалов молодости.)
| 2 |
| В чём актуальность рассказа А.П. Чехова “Ионыч”?
| Примерные ответы обучающихся: Чехов заставляет читателя задуматься над тем, что мешает людям жить полной, содержательной жизнью, творчески трудиться, искренне и сильно любить. Поэтому рассказ сохраняет и в наши дни свою актуальность, помогая нам замечать в себе и окружающих черты Ионыча и бороться с ними. Это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Мы должны помнить, что человек должен быть ответственным перед собой, не заниматься пустыми мечтами, не идти на компромиссы со своей совестью, не приспосабливаться к обстоятельствам, иметь активную жизненную позицию, самому строить себе достойную жизнь | 2 |
Слово учителя
| В качестве напутствия вам, молодому поколению, вступающему в жизнь, я хочу процитировать слова Н.В. Гоголя: “Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом”. И хочется дополнить словами А.П. Чехова: “Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро”.
|
| 1 |
Итог урока
| Самооценивание (приложение 2) |
|
|
Домашнее задание | Напишите сочинение-миниатюру на тему “Есть ли настоящая жизнь в рассказе “Ионыч”?” и Составьте синквейн на одну из тем: «Ионыч» (герой рассказа) «Ионыч» (рассказ) «Доктор Старцев»
|
|
|
Приложение 1.
Правила работы в группе:
-Говорить по очереди.
-Активно слушать.
-Задавать вопросы.
-Вносить предложения.
-Выражать свои мысли и интересоваться мнениями других.
-Коллективно обсуждать предложения.
-Уважать мнения друг друга.
-Принимать групповое решение.
-Приводить убедительные доводы.
Приложение 2.
Самооценивание работы в группе (оценивание по десятибалльной шкале)
Имя | |
Участвовал в распределении обязанностей в группе и выполнял свои обязанности | |
Предлагал свои идеи | |
Активно участвовал в обсуждении группы (Развивал, обобщал предложенные идеи, информацию). | |
Помогал участникам группы | |
Слушал внимательно и задавал вопросы | |
Работал в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании | |
Общий балл | |