Тема гибели человеческой души в рассказе "Ионыч"
методическая разработка по литературе (10 класс)

Гордеева Нина Фёдоровна
Цель урока: раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе; показать, насколько губительна для человеческой души власть денег, когда денежный интерес затмевает все; воспитывать чувство собственного достоинства, ответственность за свои слова и поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx35.64 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж «Красносельский»

Методическая разработка

Тема гибели человеческой души в рассказе А.П.Чехова  «Ионыч»

Разработала: преподаватель литературы и

 русского языка Гордеева Н.Ф.

Санкт-Петербург

Цели и задачи.

Обучающие:

- раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе;

- раскрыть процесс духовной деградации человека;

- показать, насколько губительна для человеческой души власть денег, когда денежный интерес затмевает всё остальное;

- формировать умения отстаивать свои мысли, эмоции, чувства;

- формировать умения работать в команде;

- показать непримиримое отношение Чехова ко всем проявлениям пошлости, фальши, бездуховности.

Развивающие:

- развивать умения анализировать;

- развивать умения работать с учебной и художественной литературой;

- проанализировать идейно-художественное содержание новеллы и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в “просто Ионыча”, какими художественными средствами это изображает писатель, выяснить его отношение к духовному застою;

- развивать умение доказывать, обобщать.

Воспитывающие:

- воспитывать чувство собственного достоинства, ответственность за свои слова и поступки;

- воспитывать отрицательное отношение к бездуховности, философии «наживы ради наживы»;

- воспитывать любовь к русской литературе, понимание истинных ценностей;

- формировать устойчивую гражданскую жизненную позицию и морально-нравственные ценности.

Тип урока:  урок – практика

Методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, работа с книгой);

- наглядный (использование технических средств обучения, личный показ и наблюдения обучающихся).

Материально-техническое обеспечение:

мультимедиапроектор, экран, компьютерная презентация, Толковый словарь; тексты рассказа «Ионыч»

Время: 45 минут

                                                               Структура и содержание урока

“Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу,

колодец или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила

и не уходила в вечность бесследно”

                                                                                                                                                                                        ( Из записных книжек А.П.Чехова)

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Время

Приветствие

Добрый день! Сейчас у на  урок-практика.

Записывают число, тему урока в тетради.

2-3

Мотивация учебной деятельности.

Задача нашего урока - практики – проанализировать идейно-художественное содержание новеллы «Ионыч» и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в “просто Ионыча”, какими художественными средствами это изображает писатель, выяснить его отношение к духовному застою.

Слушают

1

Вступительное слово.

Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова. 1898 год – это редкая даже для Чехова вспышка творческой энергии: один за другим появляются на свет «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Душечка». Перед автором этих рассказов стояла трудная задача – немногими словами сказать о многом на нескольких страницах. Весь его писательский метод является блестящим примером разрешения этой литературной задачи - лаконизм и скрытый подтекст, в котором сложные жизненные ситуации намечаются лишь пунктиром. Писатель не говорит прямо, где добро и где зло, он позволяет сделать выводы самому читателю

На первом плане в произведениях писателя стоит человек, его внутренний и внешний мир, его индивидуальность, потому что, по словам Антона Павловича, “тогда человек станет лучше, когда вы покажете, каков он есть”.

Мастерство Чехова-рассказчика особенно проявилось в композиции «Ионыча». Вспомним, что такое композиция?

Слушают

Отвечают на вопрос

3

Словарная работа

Уточним значение слова деградация. 

Обучающийся по “Большому толковому словарю современного руского языка” Д.Н. Ушакова определяет лексическое значение этого слова.)

Деградация”. [фр. degeneration] – постепенное ухудшение, упадок.

2

Обратите внимание на значения слов, которые нам нужны будут на уроке.

(слайд)

Обыватель – человек, лишённый общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами.

Обывательщина – (презр.) – косность, узость интересов, отсутствие общественного кругозора.

Мещанство – перен. – психология и поведение человека с мелкими интересами и узким кругозором.

3

Работа по новому материалу

Рассказ “Ионыч” написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведёт к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены также вопросы взаимодействия человека и окружающей среды.

слушают

1

Работа с текстом

В каком времени автор ведёт повествование? 

Примерный ответ обучающихся:

I–IV главы написаны в прошедшем времени, V глава – в настоящем времени.)

1

Такой приём называется ретроспектива.

Ретроспектива (книжн.) – обращение к прошлому.

 Проследим путь Дмитрия Ионовича Старцева.

Обратимся к тексту произведения и убедимся в том, как “работает” этот композиционный приём. Я предлагаю вам выполнить это задание, объединившись в группы(приложение1)

Задание: выделите в тексте этапы эволюции доктора Старцева.  Как изменяется духовный мир героя на каждом этапе развития?

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам выписать из текста каждой главы ключевые слова и словосочетания, характеризующие настроения, ощущения Старцева, и выделить те, которые свидетельствуют об утраченных началах в душе героя.

Работа проводится в группах. Каждой группе предлагается исследовать главу из текста и выделить определённый этап в развитии героя. 5 глав – 5 групп.

Работа проводится в группах.

         Составляется примерный следующий опорный конспект:

1 группа (1 глава): приятно, удобно, не чувствует усталости, смеётся, напевает, “хорошие, покойные мысли”, “недурственно”

2 группа (2 глава): волнуется, страдает, мучается, “пьянит надежда”, восхищается, ждёт любви, ужасается, “ох, не надо бы полнеть”

3 группа (3 глава): ошеломлён, испытывает радостное, мучительное чувство, “перестало беспокойно биться сердце”, жаль любви, стыдно, успокоился

4 группа (4 глава): спешно принимает больныхни с кем не сходится, хочет говорить,жаловаться, “огонёк в душе погас”, раздражается, “старимся, полнеем, опускаемся”, “а хорошо, что я тогда не женился”

5 группа (5 глава): “пополнел, ожирел”, “живётся ему скучно”, “ничто его не интересует”, “жадность одолела”

10

 Сделайте вывод. В каком направлении идёт развитие доктора Старцева?

Примерный ответ:

 Вывод: Развитие образа доктора Старцева идет по нисходящей. Герой постепенно деградирует.

1

 Вернёмся к прошлому героя. Выясним, каков он на начальном этапе развития.

- Каков образ жизни, характер молодого земского врача Дмитрия Ионовича Старцева?

-  Каков духовный мир, каковы взгляды и общественные идеалы молодого земского врача Д.И. Старцева?

Задание разделите тетрадь на 3 колонки

1.Отметьте положительные задатки Старцева и запишите их в тетради. Озаглавьте первую колонку “Доктор Старцев”.

Проследим, по каким направлениям идёт развитие образа доктора Старцева.

Вопросы:

Как меняется герой на протяжении рассказа?

- Как изменяется внешний вид, поведение, речь героя?

- Какие художественные приёмы помогают Чехову показать эволюцию героя?

- Как складывается жизненная карьера Старцева?
 - Каковы мотивы труда Старцева?

-  Как изменяются вкусы героя?
 -  Как характеризуют Старцева приобретённые им “интересы”?

-Испытание героя любовью:

- Каким увидел мир доктор Старцев, оказавшись на кладбище?

- Каков смысл сцены на кладбище в контексте рассказа?

- Как развивался роман доктора Старцева и Котика?

- Почему не состоялась любовь Старцева и Екатерины Ивановны?

- Какие начала борются в душе Дмитрия Ионыча?

- Чем завершилась эта борьба?

- Каков итог духовного развития Дмитрия Старцева?

2. Что представляет из себя семья Туркиных?

Почему автор, рассказывая о городе С., подробно описывает жизнь всего одной семьи?

Озаглавьте вторую колонку “Город С.” и запишите слова, характеризующие жизнь города С.

 Вопросы:

Как развивались отношения Д.И. Старцева с городскими обывателями?

Только ли среда виновата? Не было ли в самом Дмитрии Ионыче чего-то, благоприятствовавшего духовному перерождению героя? Когда, с какого момента начинается духовное омертвение? 

3.Какие качества приобрёл Старцев, которые сделали его Ионычем? Озаглавьте третью колонку “Ионыч” и запишите эти качества. 

В тетрадях составляется опорный конспект (примерный конспект обучающихся)

Доктор Старцев

Город С.

Ионыч

Доктор Старцев: честность, трудолюбие, целеустремлённость, жизненная активность, энергичность, жизнерадостность, наблюдательность, высокие идеалы, способность любить.)

развитие образа доктора Старцева.

1) Жизненная карьера.
2) Эволюция вкусов.
3) Роман с Екатериной Ивановной Туркиной.

Испытание героя любовью

В-д: Именно любовь даёт Старцеву ещё шанс остаться человеком, пережить бурю чувств и эмоций.

Город С.: скука, однообразие жизни, злое невежество, равнодушие, удовлетворённость бездуховным существованием, пошлость.)

Личностные качества героя, усугублённые бездуховной атмосферой города С., отсутсвие высоких целей привели к деградации человеческой души.)

Ионыч: стремление к покою, приспособленчество, жажда наживы, душевная лень, отсутствие светлых идеалов.)

15

Обобщение

В чём состоит идейный смысл рассказа?

Примерный ответ обучающихся:

(Автор в рассказе подчёркивает, что обывательщина, мещанская среда, любовь к сытости и покою “захватывают” человека очень быстро и ведут к его самовырождению. Чехов призывает вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлых идеалов молодости.)

2

В чём актуальность рассказа А.П. Чехова “Ионыч”?

Примерные ответы обучающихся:

Чехов заставляет читателя задуматься над тем, что мешает людям жить полной, содержательной жизнью, творчески трудиться, искренне и сильно любить. Поэтому рассказ сохраняет и в наши дни свою актуальность, помогая нам замечать в себе и окружающих черты Ионыча и бороться с ними. Это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Мы должны помнить, что человек должен быть ответственным перед собой, не заниматься пустыми мечтами, не идти на компромиссы со своей совестью, не приспосабливаться к обстоятельствам, иметь активную жизненную позицию, самому строить себе достойную жизнь

2

Слово учителя

В качестве напутствия вам, молодому поколению, вступающему в жизнь, я хочу процитировать слова Н.В. Гоголя: “Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом”.

 И хочется дополнить словами А.П. Чехова: “Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро”.

1

Итог урока

Самооценивание (приложение 2)

Домашнее задание

Напишите сочинение-миниатюру на тему “Есть ли настоящая жизнь в рассказе “Ионыч”?” 

                    и

Составьте синквейн  на одну из тем:

«Ионыч» (герой рассказа)

«Ионыч» (рассказ)

«Доктор Старцев»

Приложение 1.

Правила работы в группе:

-Говорить по очереди.

-Активно слушать.

-Задавать вопросы.

-Вносить предложения.

-Выражать свои мысли и интересоваться мнениями других.

-Коллективно обсуждать предложения.

-Уважать мнения друг друга.

-Принимать групповое решение.

-Приводить убедительные доводы.

Приложение 2.

Самооценивание работы в группе (оценивание по десятибалльной шкале)

 

Имя

 

Участвовал в распределении обязанностей

 в группе и выполнял свои обязанности

 

 

Предлагал свои идеи

 

 

Активно участвовал в обсуждении

группы (Развивал, обобщал

предложенные идеи, информацию).

 

 

Помогал участникам группы

 

 

Слушал внимательно и задавал вопросы

 

 

Работал в группе, сосредоточившись

на поставленном учебном задании

 

 

Общий балл

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы по теме "Постепенная деградация человеческой души в рассказах А.П.Чехова"

Разработка урока литературы в 10 классе по рассказу А.Чехова "Анна на шее"...

Тема: «Есть любовь в человеческих душах…»

Урок внеклассного чтения в 8-ом классе по рассказу Б.А.Ганаго «Белый носовой платок»...

Методическая разработка открытого урока: Гибель человеческой души в рассказе «Ионыч» А.П.Чехова.

Комбинированный урок с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

Урок музыки (7 класс) Тема: Бах - великий гуманист и "провидец тайн и глубин человеческой души" (Стасов)

Цели урока:          1. Раскрыть гуманизм  И.-С.Баха. Показать, что Бах - великий гуманист музыки.         2. Закре...

А.П. Чехов, «Ионыч». Художественное исследование духовного мира личности. Композиция рассказа. Тема гибели человеческой души.

Цели урока: ·         ознакомить учащихся с особенностями художественного метода писателя;·         раскрыть основные ид...

Методическая разработка занятия: Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»

Тема: «Гибель человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»Цель: 1) изучить рассказ Чехова, обратив особое внимание на мастерство писателя; 2)воспитывать в обучающихся представлени...

Урок "Тема гибели души в рассказе А.П. Чехова «Ионыч».10 класс

Урок по  произведению А.П. Чехова "Ионыч"...