Тема: «Есть любовь в человеческих душах…»
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Фёдорова Лидия Богдановна

 

Урок внеклассного чтения в 8-ом классе по рассказу Б.А.Ганаго «Белый носовой платок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon est_lyubov_v_chelovecheskih_dushahrazrabotka_uroka.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения

в 8-ом классе

Учитель: Фёдорова Лидия Богдановна,

МОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1»

                          Тема: «Есть любовь в человеческих душах…»

(по рассказу Б.А.Ганаго «Белый носовой платок»).

Тип урока: урок-размышление.

Технология: «Шесть шляп мышления».

Подготовительная работа.

  1. Презентация урока.
  2. Распечатки текстов (без последнего абзаца).
  3. Шляпы (разных цветов) у каждой группы.
  4. Цветные карточки с заданиями для работы в группах.
  5. Заготовки бумажных сердечек для детей (при проведении рефлексии).
  6. Большое сердце на доске со вставленными сердечками (от учителя учителям). На сердечке надпись: «Думай, слушай, смотри, живи сердцем!»

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

а). - Добрый день, дорогие друзья! Разрешите мне вас так называть. Я очень рада, что вы откликнулись на мое приглашение прийти ко мне на урок. Меня зовут Лидия Богдановна. Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Вместе мы будем думать, анализировать, размышлять. А темой для размышления послужит фраза: «Есть любовь в человеческих душах…». (Слайд1)

Обратите внимание: фраза не закончена. И я надеюсь, что к концу урока мы с вами ее продолжим и определим: «Что же это за любовь?».

- Я предлагаю вашему вниманию рассказ белорусского писателя, преподавателя воскресной школы Минского Кафедрального Собора Бориса Александровича Ганаго «Белый носовой платок». (Слайд 2)

II. Чтение текста учителем. (тексты на партах, дети сидят по группам).

- Позвольте мне самой прочитать текст. Распечатки текста у вас на столах. Слушайте и смотрите. (Слайд 3)

III. Учитель не дочитывает текст до конца.

- Вас что то смущает? (нет концовки).

- Попробуйте на несколько секунд закрыть глаза и представить себе: что же мог увидеть наш герой, когда перевел взгляд на знакомое окно родительского дома? (пауза в несколько секунд).

IV. Работа с текстом.

- Я предлагаю вам погрузиться в текст, выступить в роли соавторов и дописать финал рассказа.

- Работать мы будем по группам. Общее для всех групп задание – дописать финал рассказа. Но! Он должен быть в каждой группе индивидуальным и определяться цветом шляпы, расположенной на вашем столе. Перед началом работы я предлагаю прослушать инструкции, и обращаю ваше внимание на то, что они  продублированы на карточках, лежащих у вас на столах.(Слайды 4-10)

Первая группа – белая шляпа – вы статисты.

Ваше задание: пересказать текст кратко. Можно воспользоваться схемой:

Сначала…       потом….        затем…    и тогда…          и наконец…

Вторая группа – черная шляпа – вы выступаете в роли пессимистов.

Вы должны доказать, что это очень грустный рассказ.

Третья группа – красная шляпа – вы эмоционалисты – ваше выступление должно быть самым эмоциональным.

Вам необходимо  рассказать о тех чувствах, которые вы испытали во время прочтения рассказа и после. Объяснения своим чувствам давать не надо.

Четвертая группа – желтая шляпа – вы оптимисты.

Вам нужно будет в этой грустной истории найти положительные, светлые моменты.

Пятая группа – зеленая шляпа –  вы творцы, ваше выступление обязательно должно содержать элементы творчества.

Поэтому вам такое задание: допишите финал рассказа в интересной необычной форме. Подумайте над вопросом: «Почему рассказ называется «Белый носовой платок»? Символом чего мог бы являться белый носовой платок?

Шестая группа – синяя шляпа – вы прагматики – то есть те, кто мыслит рационально и из всего старается извлечь пользу.

Ваше задание: подумать над вопросами. 1)Чему учит данный рассказ? 2)Чем будет полезен полученный сегодня на уроке опыт?

Задание рекомендую выполнять на листах, которые лежат на ваших столах.

Обращаю ваше внимание на то, что время групповой работы – 8 минут, пока звучит музыка. За минуту до окончания работы прекратит звучать музыка.  

(Слайд 10)

Предлагаю начать работу. Я не буду вам мешать, но если вам потребуется моя помощь, я к вашим услугам, сигналом будет поднятая рука.

VI. Работа в группах под музыку (8 минут).

VII. Выступление групп.

 – Друзья, время вышло. И хотелось бы узнать, что вам удалось наработать. Я попрошу отвечающих выходить к кафедре. А слушателей попрошу быть максимально внимательными и корректными. Не забудьте, что к концу урока мы должны закончить фразу «Есть любовь в человеческих душах…». Напоминаю задания, над которыми работала каждая группа (Слайд 11-16).

VIII. Обобщение работы.

- Хотели бы вы услышать авторский финал рассказа? (зачитать).

Его сердце дрогнуло. На каждом окне он видел белые простыни, занавески, покрывала, носовые платки…Отец и мать ответили на письмо сына. Вытирая набегавшие слёзы, мужчина подошёл к крыльцу – дверь была уже распахнута.

Друзья, я видела ваши лица, видела, как вы работаете в группах и радовалась тому, что этот рассказ не оставил никого равнодушными. Пройдет немного времени, вы закончите школу, выйдете во взрослую жизнь. Наверняка, она будет вдали от родного дома. Я искренне вас прошу: не дайте повториться истории, описанной в этом рассказе. Постарайтесь не совершать таких поступков, за которые потом будет стыдно, постарайтесь не ранить родительскую душу.

- А что такое душа? (это внутренний стержень, внутренне содержание, то, что определяет наши мысли и поступки; наш внутренний голос, который руководит изнутри).

- А где живет душа? (в наших сердцах). (Слайд 17)

- Вот оно то самое сердце, которое порой болит, ноет, переживает, трепещет, любит. Именно такое сердце способно понять и простить. И это сердце (вы уже, наверное, догадались) родительское.

- Я предлагаю вам послушать интервью с Богом, и подумать, есть ли что-то общее между содержанием рассказа и этим диалогом.  (Слайд 18- 25)

Пусть учатся прощать! (значит это тоже целая наука, которой нужно учиться, потому что она необходима).

- Давайте вернемся к теме урока: «Есть любовь в человеческих душах…». Так что же это за любовь? (родительская). (Слайд 26)

 

- Это строки из стихотворения армянской поэтессы Сильвы Капутикян:

 (Слайд 27)

Есть любовь в человеческих душах…

Которой в природе нет.

Это Родины свет зовущий.

Это отчего дома свет.

IX. Домашнее задание.

Текст рассказа вы можете оставить себе на память, почитать родителям и обсудить вместе с ними.

Возможно у вас возникнет желание продолжить знакомство с творчеством Бориса Ганаго, для этого я хочу вам  оставить в классе несколько его  рассказов.

X. Итог. Рефлексия.  (Слайд 28)

На столах лежат сердечки. Я хочу попросить вас написать о том, что чувствовало, что переживало, о чём задумывалось ваше сердце на уроке. И в память о сегодняшнем уроке оставьте мне этот кусочек сердца. А я вам на память тоже хочу подарить кусочек своего большого сердца с материнским советом.

С презентацией к уроку и рассказом Б.Ганаго «Белый носовой платок» можно познакомиться на сайте fedorova.ksoch1.edusite.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-исследование. Тема урока: «Живой любовью согретый» мир души ребенка".

Урок- исследование по рассказу В. П. Астафьева "Ангел-хранитель" для учащихся 5-6 классов способствует процессу духовного развития детей, формированию устойчивых ценностных ориентаций, воспитывает люб...

конспект урока литературы по теме "Постепенная деградация человеческой души в рассказах А.П.Чехова"

Разработка урока литературы в 10 классе по рассказу А.Чехова "Анна на шее"...

Урок музыки (7 класс) Тема: Бах - великий гуманист и "провидец тайн и глубин человеческой души" (Стасов)

Цели урока:          1. Раскрыть гуманизм  И.-С.Баха. Показать, что Бах - великий гуманист музыки.         2. Закре...

А.П. Чехов, «Ионыч». Художественное исследование духовного мира личности. Композиция рассказа. Тема гибели человеческой души.

Цели урока: ·         ознакомить учащихся с особенностями художественного метода писателя;·         раскрыть основные ид...

Литературная композиция «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» (Родная природа в творчестве русских поэтов 19 века)

Стихотворения о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Русские поэты всегда думали о главном - своей Родине....

Тема гибели человеческой души в рассказе "Ионыч"

Цель урока: раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе; показать, насколько губительна для человеческой души власть денег, когда денежный интерес з...