«Дидактические возможности поэтического корпуса НКРЯ в современной школе»
статья по литературе (11 класс)

Спиридонова Алла Олеговна

В данной статье рассматриваются альтернативные возможности использования поэтического корпуса НКРЯ в преподавании поэзии в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.attestatsiya.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

Спиридонова А.О.

«Дидактические возможности поэтического корпуса НКРЯ в современной школе»

Литература как школьный предмет является одним из основных в современной образовательной программе по сей день. В первую очередь современный учитель литературы в школе должен помочь ученикам достичь таких предметных результатов, как осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа и человечества; обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции [10].

        Одним из важнейших достояний русской классической литературы является поэзия, которая также включена в школьную программу и является ее неотъемлемой частью. В соответствии с требованиями программы ФГОС, учитель должен уметь вызвать интерес к литературе у молодого читателя, развить вкус к изучению приведений русской литературы. Но современный ученик очень редко способен осознать всю важность чтения и изучения литературы, в частности поэзии, для ребенка это зачастую становится неинтересным и сложным процессом. Такая тенденция ведет к использованию учителем современного оборудования в классе, сайтов и приложений, предназначенных для развития читательской культуры, и задача поиска такого рода материала остается не до конца решенной.

        Одним из основных электронных «помощников» современному учителю может стать Национальный корпус русского языка. Корпус русского языка- это информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме. В корпус включены оригинальные (непереводные) произведения художественной литературы (проза и драматургия, а также поэзия), имеющие культурную значимость, а также представляющие интерес с точки зрения языка. Подкорпус поэтических текстов, в котором возможен поиск не только по лексическим и грамматическим, но и по специфическим для стиха признакам (рифма, размер, форма и т. п.), может помочь ученику в изучении русской поэзии [6].

Роль и место поэзии в школьной программе по литературе. Особенности методики преподавания поэзии в школе

        1.1. Современный урок литературы в соответствии с требованиями ФГОС

        Литературное образование в школе в наши дни выполняет ряд важнейших функций для становления молодой личности. Такие функции, как развивающая, культуросберегающая, воспитательная, на которых основана современная образовательная программа, способствуют духовному развитию школьника как достойного представителя нации. Произведения художественной литературы являются «культурным кодом» [5], и при их изучении молодой человек познает не только культуру своего народа, но и окружающий и свой внутренний мир.

       Не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования по литературе особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей [5]. Современная образовательная программа по литературе основана на достижении таких предметных результатов, как:

  1. осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  2.  понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  3.  обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно- эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
  4. воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  5.  развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  6.  овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления [10].

        В соответствии с требованиями Стандарта, программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений основана на применении системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:

— формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

— активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

— построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [5].

      Таким образом, преподавание литературы в школе предполагает усиление нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника, определение системных связей школьного курса литературы на разных этапах литературного образования, воспитание самосознания и самостоятельности, развитие читательского восприятия и интереса к чтению и изучению литературы, развитие воображения и чувства прекрасного, формирование творческого подхода к литературе [2].  

      1.2. Роль и место поэзии в современной программе по литературе

      Изучение стихотворных произведений всегда входило в традицию русской школы. В современной школьной программе по литературе такие литературоведческие понятия и категории, как лирика, лирический герой, жанры лирических произведений, жанровое образование (лирическое стихотворение), строгие формы лирических стихотворений (сонет), тема и мотив, строфа, стопа, метр и ритм, рифма, типы рифм, сюжет лирического произведения, композиция лирического стихотворения, Серебряный век русской поэзии и пр. относятся  к базовым и необходимым терминам для школьника[5].

        Что касается произведений, изучаемых в период с 5го по 9й классы, их количество довольно велико. Среди известных писателей русской и зарубежной классической литературы в программе 5-9 классов немалую часть занимают поэты, начиная с таких основоположников классической русской поэзии как В.К.Тредиаковский и М.В.Ломоносов, заканчивая произведениями В.С.Высоцкого и Р.Г.Гамзатова. В списке зарубежных авторов произведений, изучаемых в средней школе, можно выделить таких гениальных поэтов, как Гомер или Шекспир.

         Важнейшим методом преподавания литературы в школе также является заучивание поэтических текстов наизусть. Для такого заучивания является необходимым предварительная работа с текстом, его понимание и анализ школьником.          Таким образом, преподавание поэзии является неотъемлемой частью школьной программы по литературе в школе в наши дни. Стихотворная речь является одной из двух систем художественной речи, поэтому школьнику важно знать законы ее построения, особенности языка поэтической речи и главных отечественных и зарубежных представителей этого рода художественной литературы.

       1.3. Особенности методики преподавания поэзии в школе

        Так как поэзия являет собой особый вид художественной речи, она обладает определенными особенностями, отличными от прозы. Такие отличительные черты поэтического произведения как наличие рифмы, размера и ритма, особая языковая система, наполненная различными средствами выразительности, выражающая чувства и эмоции лирического героя и пр. могут вызвать у школьника определенные затруднения в понимании и в дальнейшем анализе поэтических текстов. Поэтому методика преподавания поэзии в школе отлична от преподавания других жанров литературы.

       Литературное развитие учащихся понимается методистами как формирование способности мыслить словесно-художественными образами, а овладение поэтической речью - основное условие успешности развития этой способности, необходимой каждому читателю. Для исследования восприятия лирики необходимо также предусмотреть затрудненность понимания стихотворного языка. Проверка понимания конкретных строф, строк, образов (в поэтическом контексте) имеет целью выявление специфики восприятия стихотворной речи как таковой. Но эта специфика мерной речи не сводится только к стихотворному размеру. Л.И.Тимофеев, раскрывая особенности речи в стихе, указывает на то, что элементы стиха относятся прежде всего к эмоциональной речи, А Ю.Н.Тынянов, например, отмечает такие условия жизни в стихе, как единство и тесноту стихового ряда, которых нет в прозе, особое усиление (динамизацию) слова в условиях ритмической организации стиха, возможность последовательной смены смыслов в стихотворной речи под влиянием поэтического контекста, то есть сукцессивноеть речи (от лат. succession - преемственность) [12].

       Преподавание поэтических произведений в школе необходимо организовать под несколькими ракурсами:

1. научный, т. е. связанный с научными методами изучения произведения (анализ, синтез, исследование, сопоставление, обобщение и др.), при котором художественный текст выступает как объект научного исследования;

2. эстетический, рассматривающий художественный текст как воплощение искусства слова. Художественная форма произведения роднит его с другими видами искусства, в основе которых – также образное отражение действительности, преломленное сквозь призму сознания творческой личности автора. Для эстетического восприятия литературы необходимо эмоционально-рефлексивное изучение;

3. бытийный. В его основе – смысловое постижение содержания художественного произведения, которое отражает представление писателя о мироздании и о человеке. Именно этот подход к изучению текста наиболее интересен и важен для любого читателя, именно он оказывает воздействие на чувства и сознание читателя. Он представляет собой наиболее значимый аспект преподавания литературы, поскольку влияет на становление ценностно-смысловых установок учащихся;

4. коммуникативный. Он позволяет рассмотреть текст художественного произведения в аспекте его диалогической природы: во взаимодействии с автором, эпохой, историко-литературным контекстом, читателями разных времен и народов; в его взаимоотношениях с другими науками; в сопоставлении с вариантами его воплощения в других видах искусства, в литературе разных эпох и культур и проч. [9].

      Для успешного раскрытия темы урока, передачи знаний по той или иной теме, учителю литературы необходим ряд методических приемов. Важнейшим вопросом в данном случае ставится вопрос об анализе лирического произведения. Необходимо помочь учащимся с возможной для их возраста полнотой воспринять богатство переживаний и мыслей, характерных для каждого стихотворения,  научить их выразительно читать поэтический текст и помнить особенности стихотворной речи.

      Лирика- это мир чувств и переживаний, поэтому важно, в первую очередь, настроить учеников на нужный лад, это так называемый метод «эмоциональной настройки». Здесь становится недостаточным только знание текста. Поэтому перед учениками стоит поставить ряд вопросов. Например, как они переживают чувства, описанные в произведении, как бы они сами поступили в тех или иных психологических ситуациях. Анализ содержит обычно такие моменты: выяснение самостоятельных впечатлений учащихся о прочитанном стихотворении; мысленное воспроизведение образов, созданных автором; выявление и переживание настроения,  доминирующего в стихотворении; постижение авторской мысли - чувства. Эти моменты вступают в анализе в разнообразные сочетания. В арсенале педагога постоянно сохраняется живое слово, выразительное чтение, словесное рисование, разнообразные формы и виды беседы, сопоставление поэзии с другими видами искусства и т. д.

В старших классах важно показать учащимся содержательность формы стихотворения,  единство переживания и речи.  Выяснение поэтической семантики слов - одна из главных методических задач, т.к.  ученики находятся под  влиянием привычки к общеупотребительному восприятию смысла знакомых слов и воздействия интонационно-ритмического рисунка стихотворения.  Поэтому обязательно надо уточнить, как поняли учащиеся при первом чтении общий смысл стихотворения и отдельные слова, как восприняли метафоры, которые часто  занимают в поэтике развернутые во времени и пространстве картины,  логические анализы и выводы [11].

      Методические "ходы" при изучении лирики в старших классах могут быть различны. Это и наблюдения за движением авторского переживания от начала к концу стихотворения, вхождение во внутренний мир произведения через осмысление его жанровой природы и сопоставление стихотворения и музыкальной его интерпретацией в романсе.  Общим остается одно - организация внимательного и неторопливого перечитывания поэтического текста, в процессе которого ученикам представляется возможность «думать, чувствовать,  догадываться, воображать» [8].

        Таким образом, для овладения школьником поэтической речью, ему необходимо научиться воспринимать особенности такого типа текста, осмыслять и анализировать его. Для этого важно знать теорию поэзии,  такие понятия как рифма, слог, размер, средства выразительности, наиболее часто используемые в стихотворных произведениях, помнить об особой эмоциональности речи в таких текстах, знать и уметь использовать особенности анализа поэтического произведения.

Альтернативные возможности использования поэтического корпуса НКРЯ в преподавании поэзии в школе

      2.1. Национальный корпус русского языка

       Корпус- это электронное собрание текстов, размеченное таким образом, чтобы в нем можно было быстро найти слова и конструкции с заданными грамматическими и другими интересными лингвисту конструкциями [7].

        Национальный корпус русского языка помещен на сайте в свободном доступе для любого заинтересованного пользователя. Общий объем слов НКРЯ- более 600 млн. Корпус русского языка — это информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме.

Корпус предназначен для всех, кто интересуется самыми разными вопросами, связанными с русским языком: профессиональных лингвистов, преподавателей языка, школьников и студентов, иностранцев, изучающих русский язык.

Национальный корпус создается лингвистами (специалистами по так называемой корпусной лингвистике, быстро развивающейся современной области языкознания) для научных исследований и обучения языку.

        Круг пользователей корпуса вовсе не ограничивается профессиональными исследователями языка. Надежные статистические данные о языке определенной эпохи или определенного автора могут интересовать литературоведов, историков и представителей многих других областей гуманитарного знания. Важное значение национальные корпуса имеют и для преподавания языка в качестве родного или иностранного; всё больше учебников и учебных программ в наше время оказываются ориентированы на корпус. Быстро и эффективно проверить с помощью корпуса особенности употребления незнакомого слова или грамматической формы у авторитетных авторов сможет и иностранец, и школьник, и учитель, и журналист, и редактор, и писатель. Таким образом, национальный корпус обращен ко всем, кто в силу профессии, по необходимости или из простой любознательности ищет ответ на вопросы об устройстве и функционировании языка, то есть фактически к большинству образованных носителей этого языка и ко всем, изучающим его в качестве иностранного [6].

2.2. Поэтический подкорпус НКРЯ

      Корпус поэтических текстов (открылся в 2006 г.) включает стихотворные произведения. Временной диапазон — от XVIII в. до современности. В корпус пока не включены стихотворные драматические сочинения. Помимо обычной семантической и морфологической разметки (аналогичной той, что представлена в корпусе с неснятой омонимией), предусмотрена специальная стиховедческая разметка. Так, возможен поиск текстов, написанных амфибрахием, тоническими размерами, 5-стишиями, вольной рифмовкой, твёрдыми формами и т. п. [6].

      Все тексты, входящие в основной корпус, проходят процедуру метаразметки и морфологической разметки. В поэтическом корпусе НКРЯ организована «специальная» система разметки, то есть разметки, учитывающей параметры стиха. По всем этим параметрам в корпусе возможен поиск (например, можно найти все строки трехстопного дактиля с женской клаузулой, все стихотворения, написанные дактилем с парной рифмовкой, все сонеты, написанные между 1820 и 1880 гг., и т. д., и т. п.). Не следует забывать, что наряду со «специальной» разметкой в Корпусе, естественно, функционирует и основная, в целом совпадающая с разметкой прозаических текстов (таковы ряд базовых параметров метаразметки, включающих сведения об авторе и дате создания текста, а также морфологическая и семантическая разметка) [3].         Специальная разметка поэтического корпуса заключает в себе несколько параметров:

  1. Автор и сопутствующие параметры (например, коллективное или анонимное авторство тоже учитываются)
  2. Название произведения (кроме авторского названия (если оно есть), указывается первая строка)
  3. Дата написания произведения
  4. Жанр
  5. Собственно стиховая разметка (Одним из важнейших (и в настоящее время далеко не полностью изученных) параметров стиха является метр, поэтому метрической разметке в Корпусе уделено особое внимание; достаточно подробную разработку получают и другие формальные параметры стиха, тесно связанные с метром, — строфика, клаузула, рифма и др. [3].

2.3. Методические возможности поэтического корпуса НКРЯ на уроках литературы

       Ученые-разработчики поэтического корпуса русского языка выделили ряд лингвистических задач, которые можно ставить и решать на предложенном в Корпусе материале:

  1. История русского ударения
  2. История русского произношения
  3. История русской лексики
  4. Стиховедческие задачи (например, деграмматизация рифмы) [3].       При этом разработчики корпуса утверждают, что сайт может стать полезным не только для лингвистов и литературоведов, но и для учителей школы, методистов и самих школьников.

       Многие преподаватели-практики уже оценили возможности Национального корпуса русского языка (НКРЯ). Зачастую, однако, работа в  корпусе ограничивается несложным поиском точных форм, притом, что процедура лексико-грамматического поиска достаточно проста и гораздо более эффективна. Она позволяет использовать корпус не только в качестве словаря, но ставить и решать исследовательские и  обучающие задачи.

Солидный методический опыт использования НКРЯ в   студенческой  и  школьной аудитории нашел отражение на сайте форума НКРЯ Studiorum. Здесь, наряду с методическими разработками, помогающими научиться работать в корпусе, можно найти тексты статей, монографий, авторефератов диссертаций и докладов, отражающих современные исследования по русскому языку, русской стилистике, опирающиеся на данные НКРЯ, а также оригинальные методические  материалы — упражнения, задания, методики организации самостоятельной ра

боты с НКРЯ в школьной и студенческой аудитории, включая видео материалы, в  том числе методические разработки, которые помогут провести занятие с  использованием корпуса в компьютерном классе. Эти упражнения и задания нацелены на  самостоятельное извлечение знаний (главный мотив современной знаниевой парадигмы!) о языке, его развитии и современном состоянии из текстов корпуса, развитие интуиции и исследовательских навыков, овладение современными инструментами исследования [1].

    Для продуктивного использования Корпуса в школе необходимо научиться пользоваться его поисковыми параметрами. Выделяется ряд параметров поиска, которые можно задействовать на уроках литературы в школе:

  1. По заглавию (заглавие текста не только выражает его основную мысль или направляет восприятие текста в определенное русло, оно также может находиться в очень сложных отношениях с самим текстом)
  2. По именам и наименованиям (Корпус дает возможность выявить внутритекстовые словесные взаимосвязи. Но надо понимать, что они присущи далеко не всем именам, т. е.этот метод не является ни исчерпывающим, ни универсальным, он актуален только в единичных случаях, но именно в тех, когда другие методы не срабатывают.)
  3. По идее или концепту (Наименования идей и концептов, многократно повторяющиеся в разных контекстуальных ситуациях, могут раскрывать авторское отношение к самим идеям и концептам)
  4. По деталям [4].

      Таким образом, школьник сможет выявить ту или иную языковую специфику поэтических произведений определенного автора или целого пласта поэтических произведений при помощи поиска, например, концепта или определенной детали.

      Важно также понять, как можно интерпретировать те или иные результаты, как этот поиск поможет школьнику сделать анализ того выбранного поэтического произведения, сюжета, композиции. Когда мы работаем только с языковой спецификой (например, выясняя цвет сумерек в русской поэзии), то представленных фрагментов, как правило, будет достаточно – мы легко выделим и сможем систематизировать обнаруженные нами цветовые характеристики.

        Предлагается также ряд возможностей организации работы с Корпусом на уроках литературы:

1. Фронтальная работа, когда все ученики выполняют одинаковые задания (такая работа может быть оправдана только на этапе ознакомления с корпусом, т. к. позволит учителю оперативно выявлять и устранять пробелы и проблемы в понимании учениками законов функционирования корпуса)

2. Распределение работы по группам или по индивидуальным исполнителям с последующим обсуждением полученных результатов и обменом опытом. В данном случае особенно важно четко сформулировать задание. Здесь выделяется три сценария проведения исследовательской работы учениками:

а. первый сценарий предполагает распределение единого задания, когда это задание разбивается на части, и группе поручается выполнить определенную часть.

б. второй сценарий предполагает, что у каждой группы или индивидуального исполнителя будет свое задание, разработанное учителем

в. третий сценарий, когда группы или индивидуальные исполнители сами формируют и выполняют свои задания, потому что в наибольшей степени возможностям корпуса соответствует проектно-исследовательская работа учащихся, которая легко может перерасти в полноценное научное исследование [4].

     В поэтическом подкорпусе ученик также может найти терминологический указатель с необходимыми определениями, взятыми из Литературного энциклопедического словаря. Можно также воспользоваться довольно развернутой и доступной для понимания инструкцией по использованию материалов Корпуса. Отдельно также указан список авторов, чьи произведения размещены на сайте.

     Работа с Корпусом, как один из методических приемов- это возможность привлечь учеников к исследовательской деятельности, которая является обязательной, в соответствии с требованиями ФГОС. При этом, она может осуществляться как дистанционно, так и в классе, при наличии необходимого оборудования. Важно лишь помочь ученику поставить перед собой четкую цель и задачи и показать, как можно использовать сайт в работе.  

    В ходе изучения источников знаний, стало очевидно, что преподавание поэзии является неотъемлемой частью школьной программы по литературе в наши дни. Стихотворная речь является одной из двух систем художественной речи, поэтому школьнику важно знать законы ее построения, особенности языка поэтической речи и главных отечественных и зарубежных представителей этого рода художественной литературы. Современное образование предполагает наличие постоянной поисковой и исследовательской деятельности, начиная со школьных лет. Именно поэтому современному учителю так важно уметь поспособствовать такому развитию у своих учеников. Необходимо знакомить их с современными способами поисковой деятельности, чтобы заинтересовать молодого читателя. Так, одним из ресурсов знаний в сфере языка поэзии для школьника может стать поэтический корпус НКРЯ, работа с которым может быть организована очень разнообразно.  

     


  1. Список литературы

  1. Беляева Л. Н., Камшилова О. Н. Сетевые ресурсы филолога // Открытая методика. Трансформация смыслов школьного литературного и языкового образования [Текст] : сборник научных докладов и статей по итогам I Всероссийской научно-практической конференции (РГПУ им. А. И. Герцена, 19-20 октября 2016 г.) — Санкт-Петербург, 2017 — С. 209-215.9. Меркин Г.С., Зинин С.А. Программа курса. Литература. 5—9 классы. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. — 88 с. — (ФГОС. Инновационная школа)
  2. Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф. Методика преподавания литературы – М.: Академ А, 1999.
  3. Гришина Е. А., Корчагин К. М., Плунгян В. А., Сичинава Д. В. Поэтический корпус в рамках НКРЯ: общая структура и перспективы использования // Национальный корпус русского языка: 2006—2008. Новые результаты и перспективы. СПб.: Нестор-История, 2009
  4. Матюшкин А.В. Как анализировать художественные тексты с помощью Национального корпуса русского языка: [Электронный ресурс]. URL:https://www.eduneo.ru/kak-analizirovat-xudozhestvennye-teksty-s-pomoshhyu-nacionalnogo-korpusa-tekstov/
  5. Меркин Г.С., Зинин С.А. Программа курса. Литература. 5—9 классы. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. — 88 с. — (ФГОС. Инновационная школа)
  6. Национальный корпус русского языка: [Электронный ресурс]. URL:http://www.ruscorpora.ru
  7. Плунгян В. А. Зачем нужен Национальный корпус русского языка? Неформальное введение // Национальный корпус русского языка: 2003—2005. М.: Индрик, 2005.
  8. Рез З.Я. Творческая работа школьников при изучении лирики/ Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания литературы. Л., Просвещение, 1977
  9. (Коллектив авторов) Технологии и методики обучения литературе. Учебное пособие для бакалавров - М.: Флинта Наука, 2011
  10. Федеральный государственный образовательный Стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года No 1897
  11. Хван Л.Б. Методика преподавания литературы. Курс лекций. Нукус, 2008
  12. Шарапова Лариса Александровна. Принципы и пути изучения стихосложения в школе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : СПб., 1998 230 c. РГБ ОД, 61:99-13/203-1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к методическому семинару Возможности интегративного обучения в современной школе Дискуссия

Интеграционные процессы в образовании - явление достаточно сложное, комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления, требующее анализа психологической и педагогической позиции.О...

Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях современной школы-интерната

Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зре­ния воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный ...

Эссе: Проблемы и возможности современной школы

. А какому учителю поверят? Дети отвечают обычно на этот вопрос так: «Учителю, которого ждут».  Какого учителя ждет сегодняшнее поколение? Какой в итоге должна быть школа? С какими проблемами ста...

Медиаобразование в современной школе. Дидактический банк заданий

Дидактический банк заданий по фонетике, лексикологии, грамматике....

Дидактические возможности, типы и основные характеристики аудиовизуальных средств обучения в школе (на примере уроков химии).

Содержание статьи привлекает внимание  к проблеме внедрения аудиовизуальных средств и технологий для обучения школьников. В статье рассказывается о формах и приемах представления информации, позв...