Доклад "Дети с ограниченными возможностями здоровья в современной школе"
статья на тему

Габдрахманова Наталья Николаевна

Доклад на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Дети с ограниченными возможностями здоровья в современной школе»

«Школа – это тот социальный институт, где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность».

Социализация — это непрерывный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно она протекает в детстве и юности.

Дети с интеллектуальными нарушениями в силу особенностей своего развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения, у них относительно меньшие возможности общения с окружающим миром. У них наблюдается выраженное своеобразие эмоционального и социально-личностного развития. На фоне эмоциональной обедненности имеет место снижение эмоциональной отзывчивости, способности к эмоциональному заражению, подражанию, слабая реакция на новое. У детей данной категории слабо выражено выделение собственного — Я. Они практически не стремятся к самостоятельности и остаются индифферентными к своим достижениям.

В современном мире предъявляются повышенные требования к адаптационным возможностям человека. Очевидно, что дети с ОВЗ, в том числе с нарушением интеллекта, испытывают трудности в адаптации к социуму. «В настоящее время интеграция в общество лиц с ограниченными возможностями, в частности инклюзивное обучение в массовых образовательных учреждениях, является приоритетным направлением государственной политики,  как в образовательной, так и в социальной сфере.» «Вместе с тем поспешное широкое внедрение инклюзии  (включенное образование,  процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.), попытки подмены системы специального образования тотальным совместным обучением могут привести не к равенству прав, а к потере детьми с особыми образовательными потребностями возможности получить адекватное образование, обеспечивающее продвижение в психическом и социально-культурном развитии».

Для большинства детей с ОВЗ характерны следующие проблемы:

- отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;

-односторонность, бедность мотивационной сферы, агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих, неумение и нежелание признать свою вину;

-поверхностность, поспешность, нервозность контактов, неумение общаться, эмоциональная нестабильность;

-неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами;

- тяга к бродяжничеству и побегам;

-инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;

-«перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.

Анализ социального состава учащихся показывает, что большинство детей имеют неблагоприятные социальные условия для развития и обучения.

Содержание коррекционного образования и воспитания этих детей в условиях школы имеет доступные, дифференцированные, развивающие формы и методы обучения с использованием средств психолого-педагогического и социокультурного сопровождения индивидуального развития каждого ребенка.

Важным для педагогов школы является положительный психолого – эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе.  Уроки должны проводиться методически грамотно и профессионально с использованием проблемных ситуаций, поисково-исследовательских методов, игровой деятельности. Педагогам надо стараться, чтобы каждый урок был для учеников маленьким островком радости, чтобы они приходили на занятия и уходили с урока со светлыми, веселыми лицами, с огоньком в глазах и любовью в сердце. Главное - верить, понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, наполнить любовью и добротой каждое мгновение.

Специфика работы с детьми с ОВЗ заключается в создании условий и воздействий на учащихся с целью получения ими образования, достижения определенного уровня культуры поведения, законопослушания, формирование навыков здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью, осознанного выбора профессии. 

       Мы работаем в едином образовательном пространстве и важнейшим показателем успешности проводимой комплексной работы является активизация взаимоотношений детей  с ОВЗ с  нормально развивающимися детьми, умение участвовать в совместной деятельности со взрослыми.  

Понятия «социализация» и  «адаптация» тесно связаны. Адаптация приспособления может рассматриваться и как составная часть социализации, и как её механизм.

Адаптация ребенка к новой для него среде — сложный социально-биологический процесс, в основе которого лежит изменение систем и функций организма, а также привычного поведения. Адаптация человека — процесс двусторонний; он не только сам приспосабливается к новой экологической обстановке, но и приспосабливает эту обстановку к своим нуждам и потребностям, создает систему жизнеобеспечения, к которой относятся — жилища, одежда, транспорт, инфраструктура, питание и так далее. Механизмы адаптации  весьма различны,  поэтому применительно к человеческим общностям выделяют: 1) биологическую, 2) социальную и 3) этническую (как особый вариант социальной) адаптацию.

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида (группы индивидов) к социальной среде, проявляющийся в обеспечении условий, способствующих реализации его потребностей, интересов, жизненных целей. Социальная адаптация включает в себя приспособление, прежде всего к условиям и характеру учебы, а также к характеру межличностных отношений, экологической и культурной среде, условиям проведения досуга, быту.  Этот процесс тесно связан с процессом социализации индивида, интериоризации общественных и групповых норм. Социальная адаптация предполагает как приспособление индивида к условиям жизнедеятельности, так и активное целенаправленное их изменение.

Сложнее всего адаптация проходит  у детей с ОВЗ. Ребёнок, появляясь на свет, изначально не владеет  социальным навыками. Всему он научается  от своих родителей, подражая им или моделируя поведение от членов семьи. В какой среде ребёнок находится, такой образ поведения он примет в обществе.

Анализируя данную ситуацию можно с уверенностью сказать, что навыки самообслуживания детей с ОВЗ  сформированы частично. Правильнее их будет даже  назвать  набор элементарных умений.

Дети с ограниченными возможностями - дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение  жизнедеятельности, обусловленное  врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями  травм.

Существуют различные категории детей с нарушениями развития:

  • Дети с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие);
  • Дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие);
  • Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • Дети с ЗПР;
  • Дети с нарушениями интеллектуального развития;
  • Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития.

Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обуславливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

В связи с этим в школе  должна выстраиваться планомерная работа по повышению квалификации специалистов по проблемам организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития.

Коррекционная работа должна вестись в тесном сотрудничестве с семьями учащихся.

Очень важна толерантность родителей и учащихся класса. Для этого надо проводить родительские собрания, классные часы для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе»

На современном этапе развития наше общество все больше приходит к пониманию того, что процветание страны невозможно без духовно-нравственного становления и культурного развития общества.Проблема...

«Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество через профессиональное самоопределение»

В настоящее время в обществе сложилась сложная ситуация с социальной  адаптацией и интеграцией   детей с  ограниченными возможностями здоровья, в общество. Под этими словами подр...

Доклад «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната»....

Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"

Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интернат"...

Современные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе на уроках физической культуры

Цель: обобщить педагогический опыт успешного обучения физической культуре детей с ограниченными возможностями и поделиться им с коллегами.- Здравствуйте, коллеги.- Тема моего выступления: Современные ...

Доклад на педагогическом совете «Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».

Формирование навыков  здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната...