Дидактические возможности, типы и основные характеристики аудиовизуальных средств обучения в школе (на примере уроков химии).
статья по химии

Бушковская Виктория Сергеевна

Содержание статьи привлекает внимание  к проблеме внедрения аудиовизуальных средств и технологий для обучения школьников. В статье рассказывается о формах и приемах представления информации, позволяющих педагогу повысить эффективность учебного процесса. Описываются преимущества обучения с применением аудиовизуальных средств перед классической формой обучения. Также приводится краткий обзор некоторых образовательных электронных пособий по химии, способных  привнести эффект дополнительной наглядности на уроках по данному предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл audiovizualnye_sredstva_obucheniya.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

В XXI веке все больше внимания уделяется вопросу внедрения современных информационных компьютерных технологий практически во все сферы деятельности человека. Сфера образования не могла стать исключением. Именно образовательная среда характеризуется огромным потенциалом и разнообразием направлений применения компьютерных технологий [3].

Однако в школах зачастую продолжает применяться классическая форма обучения, подразумевающая устное объяснение учителем темы урока и недостаточность наглядной зрительной информации, что снижает эффективность получения знаний учащимися. Использование аудиовизуальных средств, и в том числе презентаций, видеороликов, коротких анимаций и других форм позволяет повысить эффективность учебного процесса и качества обучения детей. Использование мультимедийного проектора и создание презентаций могут помочь учителю привнести эффект дополнительной наглядности в занятия, что способствует усвоению учащимися материала быстрее и в большем объеме. По данным ученых более 60% информации поступает к нам через зрение и слух. Зрение и слух самые мощные и эффективные каналы передачи и приема информации. Чем разнообразнее будет представление информации, тем эффективнее будет процесс ее усвоения [2, 6].

В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения учебного материала учащимися.

Больших результатов можно достичь, применяя данные технологии в преподавании химии в средней школе.

Использование мультимедийного проектора в сочетании с разнообразными аудиовизуальными средствами может способствовать реализации принципов наглядности, доступности и системности изложения материала. Так, например, короткие анимации могут демонстрировать протекание межмолекулярных взаимодействий различных веществ на микро-уровне, мультимедийные презентации наглядно отражать различные этапы урока, видеоролики стимулировать мыслительную и познавательную деятельность учащихся [1, 5]. На уроках по предметам естественнонаучного цикла можно максимально использовать все возможные способы аудиовизуального воздействия, это связано со спецификой данных предметов и широтой охвата областей приложения [4].

В настоящее время, существует большое количество обучающих дисков по химии, имеющих существенное практическое значение для обучения школьников с использованием аудиовизуальных технологий в средней и старшей школе. В них содержится «богатый» по разнообразию и содержанию учебный материал. Вот некоторые из электронных пособий, рекомендованных для обучения в школах РФ:

– Серия дисков «Электронные урок и тесты. Химия в школе» – мультимедийное учебное пособие, включающее учебную информацию по основным темам школьного курса химии. Оно может использоваться с любым из действующих учебников. Позволяет повысить эффективность и универсальность учебного процесса.

– Образовательный комплекс «1С: Школа. Химия, 8 кл.» представляет собой интерактивный мультимедиа–курс, предназначенный для изучения школьного курса химии по программе 8-го класса для базового и углубленного уровней обучения. Рекомендуется для самоподготовки, сопровождения уроков, составления рефератов и докладов, проведения различных видов тестирования. Сопровождает учебники из федерального комплекта, отвечающего требованиям стандарта.

– Мультимедийное пособие «Просвещение. Химия 8 класс». Создание электронных пособий данной серии осуществляется в рамках федеральной целевой программы: "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)". В этих учебных пособиях органично сочетаются традиции отечественного образования, новейшие компьютерные технологии и перспективные направления развития российской школы.

– Учебное электронное издание: Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория. Разработано при содействии НФПК.

Необходимо учесть и важный психологический момент: современные школьники, у которых дома обычно есть компьютеры с многочисленными играми и телевизоры с агрессивным видеорядом, привыкают подобным образом воспринимать окружающую действительность. Возможности аудиовизуальных технологий позволяют переключить внимание школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию учебной мотивации, творческой активности, увлечению предметом, что обеспечивает эффективность усвоения учебного материала на уроках [3].

Список литературы.

  1. Беренфельд Б.С., Бутягина К.Л., Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ, Вопросы образования, №3 – 2005.
  2. Евдокимова, М.Г. Проблемы и перспективы создания мультимедийных средств обучения иностранным языкам / М.Г. Евдокимова // Московский государственный институт электронной техники (Технический университет), Москва , 2003. — 158 с.
  3. Захаров В.А. Информационное общество/ В.А. Захаров, М.Б. Игнатьев, Ю.Ф. Шейнин //Системы и средства информатики. –1999. - №9. – с. 4 – 7.
  4. Локтюшина Е.А., Петров А.В. Компьютеры в школе. – Волгоград: Перемена, 2001. -211с.
  5. Лукашенко Д.А. Формирование познавательного интереса школьников в компьютерно-развивающем обучении : Диссертация – Саратов, 2004.-211 с.
  6. Петров А.В. Компьютерное образование: методология, теория, практика. – Волгоград: Перемена, 2002. – 294 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Иностранный язык - обязательный предмет учебного плана, который  изучается в течение многих лет и требует особенной методики и мастерства преподавания от учителя. Но овладение им вне сре...

Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка в целях преодоления языкового барьера.

В данной статье представлены некоторые идеи, направленные на оптимизацию процесса обучения и преодоление языкового барьера....

Использование технических аудиовизуальных средств обучения в преподавании биологии и химии

Текст начного доклада в III- Международной научно-образовательной конференции "Актуальные проблемы современной педагогической науки".Конференция была организована 27-28 ноября 2015 года Казанским (При...

Аудиовизуальные средства обучения в образовательном процессе

Аудиовизуальные средства обучения (иначе говоря - «слухозрительные») - это особая группа технических средств обучения, получивших наиболее широкое распространение в учебном процессе, включ...

Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках информатики

Статья о применении технических возможностей современных экранно-звуковых средств обучения в учебно-воспитательном процессе....