История дореволюционной детской литературы
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс)
Планирование внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_dorevolyutsionnoy_detskoy_literatury_7n.docx | 24.04 КБ |
Предварительный просмотр:
История дореволюционной детской
литературы
Пояснительная записка
Данный курс позволит расширить и углубить знания учащихся по литературе и истории, сформировать навык творческого создания художественных текстов, воспитать уважение к слову.
В основу данного курса заложена идея воспитания и развития гармонично развитой личности, способной глубоко и нестандартно мыслить, связывать воедино полученные знания, ориентироваться в историческом процессе и в истории литературы.
Особенности класса - класс общеобразовательный.
Цель курса – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Задачи курса:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Рабочая программа рассчитана на 34 ч. – 1 час в неделю и предусматривает устный зачёт по итогам изучения каждого учебного полугодия.
Информация об используемых технологиях обучения.
Учебный процесс организуется с использованием таких педагогических технологий как традиционное, развивающее, игровое, проблемное обучение, а также информационно-коммуникационная технология.
Применяются следующие формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, нестандартная (конференция, путешествия, учебно-познавательная игра, викторина, творческая работа, презентация).
Используются методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция); практические (упражнения с различными заданиями); наглядные (таблицы, схемы, портреты, картины, слайды на мультимедийном оборудовании); контроль и самоконтроль (устный и письменный опрос, контрольная работа, различные виды проверок, тестирование).
Выбор данных технологий, средств, методов и форм организации элективного курса позволит сделать учебный процесс интересным и разнообразным.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса.
Личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях;
- осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуации;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX – XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать его героев;
- определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- умение пересказывать прозаический текст, отвечать на вопросы, вести диалог;
- написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.
Тематическое планирование
№ | дата | тема | Форма деятельности | Форма контроля |
1 | Введение. Значимость детской литературы в воспитании детей. | Проблемная беседа. Лекция. | Конспект. | |
2 | Первые книги для детей. Азбука. | Проблемная беседа. Лекция | Конспект. | |
3 | Первая поэзия. | Проблемная беседа. Лекция | Конспект. | |
4 | Первые повести. | Проблемная беседа. Лекция | Конспект. | |
5 | Сказки для царевичей. | Проблемная беседа. Лекция | Конспект. | |
6 | “ Письмовник “ профессора Курганова. | Проблемная беседа. Лекция | Конспект. | |
7 | Первый детский журнал. | Проблемная беседа. Лекция | Конспект. | |
8 | Карион Истомин.1690 год. | Проблемная беседа. Лекция | Конспект. | |
9 | Правление Петра I. “ Юности честное зерцало “ | Проблемная беседа. Лекция | Конспект. | |
10 | Правление Екатерины II. | Проблемная беседа. Лекция | Конспект. | |
11 | Ломоносов, Сумароков, Державин, Карамзин, Дмитриев, Хеинцер. | Проблемная беседа. Лекция | Конспект. | |
12 | Н.Г.Курганов “ Российская универсальная грамматика” | Проблемная беседа. Лекция | Конспект. | |
13 | Александр Николаевич Афанасьев “ Народные русские сказки “1871г. | Проблемная беседа. Лекция | Конспект. | |
14 | Ушинский , Толстой | Проблемная беседа. Лекция | Конспект. | |
15 | Книги для девочек. | Проблемная беседа. Лекция | Конспект. | |
16 | Евгения Тур. | Проблемная беседа. Лекция | Конспект. | |
17 | Александра Александровна Лухманова. | Проблемная беседа. Лекция | Конспект. | |
18 | Лидия Алексеевна Чарская. | Проблемная беседа. Лекция | Конспект. | |
19 | Клавдия Владимировна Лукашевич. | Проблемная беседа. Лекция | Конспект. | |
20 | Одоевский | Проблемная беседа. Лекция | Конспект. | |
21 | Аксаков | Проблемная беседа. Лекция | Конспект. | |
22 | Ершов | Проблемная беседа. Лекция | Конспект. | |
23 | Ушинский | Проблемная беседа. Лекция | Конспект. | |
24 | Мамин-Сибиряк | Проблемная беседа. Лекция | Конспект. | |
25 | Пришвин | Проблемная беседа. Лекция | Конспект. | |
26 | Житков | Проблемная беседа. Лекция | Конспект. | |
27 | Н.Н.Носов | Проблемная беседа. Лекция | Конспект. | |
28 | А.Г.Алексин | Проблемная беседа. Лекция | Конспект. | |
29 | Советские журналы для детей. | Проблемная беседа. Лекция | Конспект. | |
30 | Советские газеты для детей. | Проблемная беседа. Лекция | Конспект. | |
31 | Представление проектных работ. | Защита проекта. | ||
32 | Представление проектных работ. | Защита проекта. | ||
33 | Представление проектных работ. | Защита проекта. | ||
34 | Представление проектных работ. | Защита проекта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)
Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...
Использование произведений английской и американской детской литературы на уроках английского языка
С позиций современных подходов, обучение иностранному языку рассматривается как процесс включения в иноязычную культуру, в ситстему мировоззрения и мирововсприятия другого народа, в многообразие культ...
О детских фантазиях, страхах и детской литературе
В статье приводятся некоторые теоретические положения о воображении, возникновении детских страхов. Отмечаются возрастные особенности детских страхов.На примере из практики рассматривается роль вообра...
Методическая разработка урока. МДК 01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению. Тема: «Произведения Б. Житкова для детей. Характеры и жизненные ситуации в рассказах сборника «Морские истории».
В методической разработке представлена разработка урока по МДК.01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению. По теме: "ПРоизведения Б. Житкова для детей. Характры и жизненые си...
Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века
Тема: Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века. Цель: дать общее представление о ру...
Современная детская литература на уроках литературы и во внеурочной деятельности
Статья представляет собой презентацию опыта по использованию текстов современной детской литературы как на уроках литературы, так и во внеурочной деятельности. Рассмотрен воспитательный оптенциал неко...
Итоговая контрольная работа по литературе XIX века в 7 классе. Литература и история: изображение в литературе исторических событий.
Контрольная работа составлена в двух вариантах, соответствует новому тематическому планированию, действующему с 2023-2024 учебного года. Дана система оценивания....