История дореволюционной детской литературы
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс)

Лаврова Лариса Михайловна

Планирование внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_dorevolyutsionnoy_detskoy_literatury_7n.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

               История дореволюционной детской  

                                  литературы

Пояснительная записка

Данный   курс позволит расширить и углубить знания учащихся по литературе и истории, сформировать навык творческого создания художественных текстов, воспитать уважение к слову.

В основу данного   курса заложена идея воспитания и развития гармонично развитой личности, способной глубоко и нестандартно мыслить, связывать воедино полученные знания, ориентироваться в историческом процессе и в истории литературы.

Особенности класса - класс общеобразовательный.

Цель курса – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Задачи курса:

- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Рабочая программа рассчитана на 34 ч. – 1 час в неделю и предусматривает устный зачёт по итогам изучения каждого учебного полугодия.

Информация об используемых технологиях обучения.

Учебный процесс организуется с использованием таких педагогических технологий как традиционное, развивающее, игровое, проблемное обучение, а также информационно-коммуникационная технология.

Применяются следующие формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, нестандартная (конференция, путешествия, учебно-познавательная игра, викторина, творческая работа, презентация).

Используются методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция); практические (упражнения с различными заданиями); наглядные (таблицы, схемы, портреты, картины, слайды на мультимедийном оборудовании); контроль и самоконтроль (устный и письменный опрос, контрольная работа, различные виды проверок, тестирование).

Выбор данных технологий, средств, методов и форм организации элективного курса позволит сделать учебный процесс интересным и разнообразным.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса.

Личностные результаты:

  • воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях;
  • осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.


Метапредметные результаты:


  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • умение планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуации;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.


Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX – XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать его героев;
  • определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  • умение пересказывать прозаический текст, отвечать на вопросы, вести диалог;
  • написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.

                               Тематическое планирование

дата

тема

Форма деятельности

Форма контроля

1

Введение. Значимость детской литературы в воспитании детей.

Проблемная беседа. Лекция.

Конспект.

2

Первые книги для детей. Азбука.

Проблемная беседа. Лекция

Конспект.

3

Первая поэзия.

Проблемная беседа. Лекция

Конспект.

4

Первые повести.

Проблемная беседа. Лекция

Конспект.

5

Сказки для царевичей.

Проблемная беседа. Лекция

Конспект.

6

“ Письмовник “ профессора Курганова.

Проблемная беседа. Лекция

Конспект.

7

Первый детский журнал.

Проблемная беседа. Лекция

Конспект.

8

Карион Истомин.1690 год.

Проблемная беседа. Лекция

Конспект.

9

Правление Петра I. “ Юности честное зерцало “

Проблемная беседа. Лекция

Конспект.

10

Правление Екатерины II.

Проблемная беседа. Лекция

Конспект.

11

Ломоносов, Сумароков, Державин, Карамзин, Дмитриев, Хеинцер.

Проблемная беседа. Лекция

Конспект.

12

Н.Г.Курганов “ Российская универсальная грамматика”

Проблемная беседа. Лекция

Конспект.

13

Александр Николаевич Афанасьев “ Народные русские сказки “1871г.

Проблемная беседа. Лекция

Конспект.

14

Ушинский , Толстой

Проблемная беседа. Лекция

Конспект.

15

Книги для девочек.

Проблемная беседа. Лекция

Конспект.

16

Евгения Тур.

Проблемная беседа. Лекция

Конспект.

17

Александра Александровна Лухманова.

Проблемная беседа. Лекция

Конспект.

18

Лидия Алексеевна Чарская.

Проблемная беседа. Лекция

Конспект.

19

Клавдия Владимировна Лукашевич.

Проблемная беседа. Лекция

Конспект.

20

Одоевский

Проблемная беседа. Лекция

Конспект.

21

Аксаков

Проблемная беседа. Лекция

Конспект.

22

Ершов

Проблемная беседа. Лекция

Конспект.

23

Ушинский

Проблемная беседа. Лекция

Конспект.

24

Мамин-Сибиряк

Проблемная беседа. Лекция

Конспект.

25

Пришвин

Проблемная беседа. Лекция

Конспект.

26

Житков

Проблемная беседа. Лекция

Конспект.

27

Н.Н.Носов

Проблемная беседа. Лекция

Конспект.

28

А.Г.Алексин

Проблемная беседа. Лекция

Конспект.

29

Советские журналы для детей.

Проблемная беседа. Лекция

Конспект.

30

Советские газеты для детей.

Проблемная беседа. Лекция

Конспект.

31

Представление проектных работ.

Защита проекта.

32

Представление проектных работ.

Защита проекта.

33

Представление проектных работ.

Защита проекта.

34

Представление проектных работ.

Защита проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)

Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...

Использование произведений английской и американской детской литературы на уроках английского языка

С позиций современных подходов, обучение иностранному языку рассматривается как процесс включения в иноязычную культуру, в ситстему мировоззрения и мирововсприятия другого народа, в многообразие культ...

О детских фантазиях, страхах и детской литературе

В статье приводятся некоторые теоретические положения о воображении, возникновении детских страхов. Отмечаются возрастные особенности детских страхов.На примере из практики рассматривается роль вообра...

Методическая разработка урока. МДК 01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению. Тема: «Произведения Б. Житкова для детей. Характеры и жизненные ситуации в рассказах сборника «Морские истории».

В методической разработке представлена разработка урока по МДК.01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению. По теме: "ПРоизведения Б. Житкова для детей. Характры и жизненые си...

Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века

Тема: Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века.  Основные темы и проблемы литературы XIX века. Цель: дать общее представление о ру...

Современная детская литература на уроках литературы и во внеурочной деятельности

Статья представляет собой презентацию опыта по использованию текстов современной детской литературы как на уроках литературы, так и во внеурочной деятельности. Рассмотрен воспитательный оптенциал неко...

Итоговая контрольная работа по литературе XIX века в 7 классе. Литература и история: изображение в литературе исторических событий.

Контрольная работа составлена в двух вариантах, соответствует новому тематическому планированию, действующему с 2023-2024 учебного года. Дана система оценивания....