Тема природы и человека в произведениях М.Пришвина
статья по литературе
доклад на Международной научно-практической конференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_prirody_i_cheloveka_v_proizvedeniyah_m.prishvina_i_k.paustovskogo.docx | 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Р. Э. Кипкеева
учитель русского языка и литературы
ТЕМА ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М.ПРИШВИНА И К.ПАУСТОВСКОГО
Аннотация. В данной работе затрагивается тема человека и природы в литературе, рассматривается проблема сохранения природы на материале произведений М. Пришвина и К. Паустовского. Объектом исследования стали прозаические произведения М. Пришвина и К. Паустовского, позволяющие проанализировать проблему осмысления природы и человека в контексте литературных традиций.
Ключевые слова: человек, природа, проза, писатель-природовед, писатель-натуралист, писатель-пейзажист, повесть, художник.
В отечественной прозе 20 века непревзойденными мастерами пейзажа были М. Пришвин и К. Паустовский. Во многих произведениях ставилась проблема взаимоотношения человека и природы, особенно актуальная и сегодня.
М. Пришвин в своем творчестве утверждал идею нерасторжимого единства человечества с природным миром, но не говорил о возвращении человечества в прошлое, в лучшую пору полного объединения людей с природой. В этом направлении особое значение приобретает философское осмысление отношений человека и природы, которое составило одну из главных сторон художественного мира М.М. Пришвина, а также К. Паустовского.
«Природа – это я», – провозглашал М. Пришвин и тем самым подчеркивал свое родство с природой. Через природный мир, по мнению писателя, человек познает свое «Я», самого себя. Именно через отношение к природе, писатель характеризует своих героев [5].
Писатель-природовед М. Пришвин поднимал вопрос «о новом мышлении» он внимательно наблюдал за миром природы, изучал его и размышлял о нем.
Соглашаясь с распространенной во второй половине XX века в СССР социальной установкой – «образумить» и улучшить природу, М. Пришвин выступал как ученый-естествовед, который положительно оценивал влияние человека» в мир природы. Но в то же время русский писатель оставался природоведом, писателем-пейзажистом, выступающим за сохранение ее красоты и первозданности. Например, в повести «Жень-шень» (первоначальное название «Корень жизни») М. Пришвин показывает, как мир природы и мир человека взаимопроникают друг в друга [4]. Писатель раскрывает родственную связь природы и своего героя, он изображает их миры, разные, но взаимосвязанные и взаимодействующие, в конечном итоге, как мир единый.
В своей повести Пришвин создает живописные картины природы, наполненные психологическим началом. Эстетика писателя-мыслителя и художника отражается в подробном фиксировании деталей природы: описании животных, растений, воды, утра, ночи, солнца, луны и т.д., – т.е. все то, что окружает человека, дает ему возможность жить, дышать, совершать жизненно важные действия и поступки. Повествование «Жень-шеня» о жизни природы, содержащее натуралистические подробности, развертывается динамично, и герой словно повторяет природу в своем поведении, в движении. Другими словами, человек у Пришвина показан в отношениях своей «души» и «души» природы в контексте познания философии природы.
М. Пришвин поднимает в повести «Жень-шень» проблему «самоидентичности» человека и природы, с которой связан поиск «корня жизни». Главный герой – китаец Лувен, занимающийся народной медициной, сдает целебную траву, а на деньги, вырученные от перекупки, содержит семью. Его деятельность связана с жизнью природы и общества [6]. Писатель-реалист подчеркивает человеческую простоту своего героя, его скромность в поведении, природное чувство порядочности и благородства. Он описывает своего героя убедительно и достоверно, изображает его во всей исторической, бытовой и психологической конкретности. Примечательно, что социальные детали не отодвинуты на второй план, а показаны как абсолютная часть окружающего мира, в котором герой живет долгие годы и уже привыкает.
Автор повести «Жень-шень» дает описание внешности Лувена в связи с образом природы, т. е. дает тот вид портрета, который можно определить как «портрет человека» или «лицо природы». Отсюда и множество сопоставлений в описании героя, которая характеризуется множеством сравнений лица человека и «лица» природы. Для автора повести важно показать всеобщую гармонию человека с обществом и природой, «чтобы добро выходило само собой, как условие жизни» человека. В действительности, по мнению Пришвина, и в человеке, и в природе скрыто существо «все побеждающее и милосердное».
В повести «Жень-шень» Пришвин изображает человека важной частью единого мира, осознанно ратующего против крушения природы. В описании охоты автору важно показать образ оленихи Хуа-лу, которая олицетворяет своего рода процесс «переселения внутрь природы». Так, на глазах героя это прекрасное животное превратилось в женщину.
М.М. Пришвин задается в своем произведении философским вопросом: в чем сила корня жизни? Он содержит аллегорию в связи с корнем жень-шеня. На него сам отвечает: «В ее природной вечности» [4, с. 112]. В повести Пришвина корень жизни – это емкий образ-символ, содержащий философскую идею, свидетельствующая о бесконечности жизни. Автор приводит героя к пониманию того, что все в окружающем мире «живет своей жизнью» [4, с. 21].
Образ корня жень-шеня в повести словно обретает человеческие формы, становится живым созданием, умеющим лечить больных, находить лекарство для здоровья и жизни. Философские рассуждения автора соединяются здесь с общим моральным и социальным контекстом.
Произведение М. М. Пришвина «Жень-шень» не только имеет философское содержание, но и духовно-нравственное. Его герой как будто чувствует себя частью «вселенной» [1, с. 70]. Как справедливо заметил исследователь В. Агеносов, писатель в своем понимании природы, соединил разумно проповедь Библии, и революционизм на Руси, и многое другое.
Русские писатели старались донести теорию об охране природы, подразумевающую охрану родины, доказывая, что природа занимает важное место в жизни человека. Раздумывая в своих произведениях о величии русской природы, М.М. Пришвин («Жень-шень»), К. Паустовский («Мещерская сторона», «Повесть о лесах») понимали, что человек в дальнейшем будет стремительно осваивать мир природы. Впрочем они пытались раскрыть читателям совершенную и одухотворяющую красоту природы России и стремились показать ее как «божественный дар».
Писатели М. Пришвин, И. Соколов-Микитов, А. Малышев, К. Паустовский и др. непрерывно обращались к теме природы, часто связывали свой сюжет с жизнью леса. Так, в «Повести о лесах» К. Паустовский пишет о лесах, являющихся средой обитания многих живых существ, лесных массивах, имеющих важное значение для улучшения климата. Писатель неоднократно подчеркивает, что природу нужно охранять и защищать так же, как и саму жизнь человека» [3].
К. Паустовский стал последователем традиций Пришвина. В своих работах 1930-х гг. «Кара-Бугаз», «Колхида» и др. он обратился к теме природы и человека, непосредственно связав ее с духовными ценностями и нравственно-эстетическими взглядами личности. Кроме того писатель подчеркивал, что его герои ведут борьбу не с самой природой, а с ее силой, разрушающей природу. Писатель в традициях советского времени выступал за разумную «реконструкцию» природы на благо человеку. В своих произведениях Паустовский призывал к ее подчинению, поскольку на тот момент не представлял, какие серьезные последствия могут быть от нарушения человеком экологического равновесия в природе.
Многомерна художественная палитра К. Паустовского. В его пейзажных картинах философское начало становится частью событийного и художественного мира. Писатель изображает умиротворенные пейзажи, на фоне которых воспроизводится жизнь в активном движении. Человек у Паустовского выступает главной частью природы, становится главным ее содержанием. Певец природы считает, что люди просто, а не конкретно за что-то любят родные места [5]. В повести «Мещерская сторона» писатель тонко показывает жизнь природы, ее красоту, помогает читателю ощутить благоухание цветов и деревьев и т. д. [2, с. 38]. Этот дышащий и звучащий природный мир находится в постоянном развитии. Например, в одной из таких картин повести воссоздается панорама спокойного утра, завершающаяся гармоничным единением природы и человека. В описаниях живописных пейзажей Мещёры К. Паустовский создает образ родного края, являющийся для него символом русской духовности и источником жизненной силы и нравственности.
По мнению Паустовского, природа открывается не каждому человеку, не каждому она раскрывает свои тайны. Это удается только тем, кто способен понять оценить, кто сможет увидеть прекрасное в ней. Паустовский описывает первозданную русскую природу с равнинами и болотами, лесами и реками. Он призывает читателя задуматься о мире вечном и непреходящем. К примеру, в рассказе «Приточная трава» он изображает лес, описывая запах сосен, пахучих летних приточных трав, полевых цветов и т.д.
В своих произведениях писатель говорит о том, что будущее поколение не простят нам «опустошения земли, надругательства» над ней, потому что природа принадлежит не только современникам, но и потомкам. Природа для Паустовского- это обязательный элемент чувства родины, родной земли, и его отношение к природе- один из основных критериев оценки человека.
Продолжая пришвинские традиции, К. Паустовский смог представить философское видение проблемы, в которой главной стала идея сохранения природы для вечной ее жизни .
М.Пришвина и К.Паустовского роднит трепетное отношение к природе, к человеку. Оба утверждают, что человеку следует учиться у природы доброте, мудрости и гармонии.
Литература
1. Агеносов, В. Творчество М.М. Пришвина и советский философский роман: пособие по спецкурсу / В. Агеносов. – М.: Прометей, 1988. – 126 с.
2. Паустовский, К.Г. Повести и рассказы / К.Г. Паустовский. – М.: Московский рабочий, 1962. – 271 с.
3. Паустовский, К.Г. Собр. соч.: в 6 т. / К.Г. Паустовский. – М., 1958. – Т. 6.
4. Пришвин, М.М. Жень-Шень. Серая сова. Неодетая весна // Пришвин, М.М. Собр. соч.: в 8 т. Т. 4 / М.М. Пришвин. – М.: Худож. лит., 1982.
5. Кипкеева, Р.Э. Проблема человека и природы в северокавказской литературе: влияние литературных традиций и национальное своеобразие:дис.-Майкоп,2020.-Режимдоступа:adygnet.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий "Природа и человек в произведениях В.П. Астафьева"
Природа в произведениях русских писателей...
обобщающий урок по теме "Природа и человек" по географии в 8 классе
цель урока: обобщить и проверить уровень знаний учащихся по темам "Рельеф России", "Климат России", "Внутренние воды России", "Почвенные ресурсы России", "Растительный и животный мир России"; совершен...
Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»
Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Природа и человек в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме « Природа и человек в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»...
методический материал к уроку по обществознанию по теме «ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕК».
материал содержит конспект урока, презентацию к уроку...
Открытый урок по теме "Красота души человека" по произведению М. Шолохова "Судьба человека"
Открытый урок по литературе...
Урок литературы в 5 классе "Природа и человек в произведении К.Г.Паустовского "Заячьи лапы"
Основная дидактическая цель урока - создать условия для раскрытия обучающимися идейного замысла произведения, фокусируя внимание детей на опорных точках рассказа, помогающих раскрыть сюжет, проблемати...