Конспект урока по литературе для 5 класса "Басни И.А.Крылова"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Хамидуллина Ирина Николаевна

Конспект урока по литературе для 5 класса с применением проектно-деятельностных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Басни И.А. Крылова».

Цели:

Обучающие:

  1. познакомить с крылатыми выражениями из басен И.А. Крылова;
  2. обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова;
  3. проверить знания учащихся по теме;
  4. продолжать формирование умения определять признаки басен;

Развивающие:

  1. развивать речь, творческие способности, сравнительные и аналитические умения учащихся, умение аргументировать высказывание, иллюстрировать свои суждения примерами;
  2. развивать культуру речи учащихся.

Воспитывающие:

  1. воспитывать доброту, честность, справедливость;
  2. прививать моральные принципы поведения.

Оборудование: выставка книг басен И.А. Крылова; видеозапись мульфильма «Стрекоза и Муравей»; портрет И.А. Крылова; тексты  для конкурса; реквизит для инсценировок (желуди, клюв, дубовые листочки, сыр, лисий хвост), презентация.

Ход урока

«Люблю, где случай есть,

пороки пощипать…»

И.А. Крылов

I. Организационный момент. Объявление целей урока.

Сегодня мы поговорим о творчестве И. А. Крылова, великого русского баснописца. Крыловские герои и фразы – афоризмы знакомы нам с детства. Мы еще раз обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне как литературном жанре.

II. Актуализация знаний.

Чтение стихотворения М. Исаковского «Кто не слыхал его живого слова?».

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни «Букварь» постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова!
Забавой он людей исправил.
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта наша быль.
И не забудут этой были
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

III. Беседа о творчестве И. А. Крылова.

1. Сообщение о биографии автора (выступают подготовленные дети).

1) Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве. Отец его, Андрей Прохорович, был бедным армейским офицером. Жизнь Крылова сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Семья постоянно переезжала с места на место. В 1775 году отец Крылова, оставив военную службу, жил в городе Твери и стал мелким государственным служащим. Малолетний Крылов обучался французскому языку и другим наукам вместе с детьми тверского губернатора, который пускал Ваню в дом из милости. На десятом году жизни Крылов остался без отца и, чтобы поддержать семейство ему пришлось много работать.

2) В 36 лет Иван Андреевич Крылов начал писать басни, принесшие ему громкую славу. Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно их исправить. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

2. И. А. Крылов написал более 200 басен. В них он изображал жизнь, нравы и недостатки своих современников. Более двух веков назад открыто говорить об этом было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки.

Работа в парах. Учащиеся получают текст, в котором упоминаются названия басен И.А. Крылова. Учащиеся отмечают эти названия, отгадывают отправителя.

Созвал как-то Демьян на демьянову уху весь лесной народ. Привезли целый обоз рыбы. Сварили две бочки ухи. И вот к обеду идут Слон и Моська, Кот и Соловей, Волк и Журавль, Ворона и Курица. Курица по такому случаю надела тришкин кафтан. Второй Слон не пришел – Слон на воеводстве был. Не проверил Демьян перед варкой свежесть рыбы, забеспокоился, как бы не начался в лесу мор зверей. Но, к счастью, все добром закончилось. Мораль сей басни такова: начал дело, выполни его безупречно от начала и до конца!

Последовательница Ивана Андреевича,
подающая надежды начинающая писательница,
прима из квартета.

Ключ к заданию.

  1. «Демьянова уха»,
  2. «Обоз»,
  3. «Две бочки»,
  4. «Слон и Моська»,
  5. «Кот и Соловей»,
  6. «Волк и Журавль»,
  7. «Ворона и Курица»,
  8. «Тришкин кафтан»,
  9. «Слон на воеводстве»,
  10. «Мор зверей»,
  11. «Квартет».

Отправитель - Мартышка

IV. Беседа об истоках басенного жанра и русских баснописцах.

- Как мы оценим творчество Мартышки? Удалось ей сочинить басню? А что такое басня? Давайте дадим определение. (Басня – это краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория (иносказание).

- Что такое мораль? (Мораль – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом).

- На предыдущих уроках вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра? Древнегреческий баснописец Эзоп, живший в VI веке до н. э., считается создателем жанра басни. Легенды рисуют Эзопа юродивым народным мудрецом, безвинно сброшенным со скалы. Прославился как баснописец и французский поэт Жан де Лафонтен (1621 – 1695). России басни также писали Михаил Васильевич Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков. Однако самый любимый баснописец у детей и взрослых в нашей стране, несомненно, И. А. Крылов.

- Почему же мы так любим басни Крылова? (Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. В. Г. Белинский сказал о Крылове: «Кто хочет изучить русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым»).

V. Подготовка к инсценированию басен Крылова.

Работа в группах. Учащиеся получают реквизит. Участники должны догадаться, какую басню им предстоит инсценировать. На подготовку инсценировки отводится 5 минут.

Желуди, клюв, дубовые листочки – «Свинья под Дубом»;

Сыр, лисий хвост – «Ворона и Лисица».

VI. Инсценирование басен.

  1. Инсценирование басни «Свинья под Дубом».

Объяснение морали басни. (В басне противопоставляется истинное просвещение и невежество. Крылов обличает невежд, которые не понимают пользы учения. Осуждает тех, кто на добро отвечает неблагодарностью.

* Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Невежда – малообразованный, малосведущий человек).

  1. Инсценирование басни «Ворона и Лисица».

- Объяснение морали басни. (В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна». Ворона-вещунья, теряющая по глупости сыр, ведет себя так, что поддается на уловку плутовки-лисицы. Баснописец осуждает изворотливость, обман и хитрость. Крылову важно было подчеркнуть, как убедительна лесть. Но смысл басни состоит не в том, чтобы научить ловко льстить и брать пример с Лисицы, а в том, чтобы невзначай не оказаться Вороной).

  1. Просмотр видеозаписи мультфильма по мотивам басни «Стрекоза и Муравей».

- Мы увидели басни на сцене, а сейчас предлагаем вам посмотреть басню И.А. Крылова на экране. Вашему вниманию предлагается мультфильм, снятый по мотивам басни «Стрекоза и муравей».

(Просмотр мультфильма. Обсуждение).

VII. Физкультминутка.

Вспоминаем устное народное творчество. (Учитель называет фольклорных героев. Если в большинстве сказок этот персонаж отрицательный, ребята один раз хлопают в ладоши, если положительный – топают.

Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Баба Яга, Иван крестьянский сын, Чудо Юдо, Иван – царевич, Лихо одноглазое, Кощей Бессмертный, Марья – искусница, Кикимора, Змей Горыныч.

VIII. Объяснение крыловских афоризмов.

Учитель. Николай Васильевич Гоголь так сказал о баснях Крылова: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками.

«А Васька слушает да ест» (Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое. Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова).

«А воз и ныне там» (Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось).

«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» (Кума (устар., разг.) – здесь: приятельница, обращение к представительнице женского пола. Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого. Каждому из нас в той или иной мере надо, прежде всего, «на себя оборотиться», быть строже к себе).

«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» (Взаимные похвалы не бывают искренними. Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его).

IX. Объяснение домашнего задания.

- Выучить одну любую басню наизусть.

X. Подведение итогов урока.

1) Давайте повторим основные черты жанра басни.

  1. Басня – это краткий рассказ, чаще стихотворный, но может быть и прозаическим.
  2. Басня состоит из двух частей: основное повествование и мораль.
  3. В основе басни - аллегория (иносказание).
  4. Сатирическое изображение.
  5. В басне редко говорится о людях, ее персонажи – животные, а порой и неодушевленные предметы. Имена главных героев басни (даже, если это предметы) пишутся с большой буквы.
  6. В басне часто используется диалог, просторечная лексика.
  7. Басня отличается лаконизмом и афористичностью языка.
  8. Басне присущ особенный басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь.
  9. Олицетворение.

2) Выставление оценок.

XI. Заключительное слово учителя.

Учитель. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне высокого постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. Такова народная любовь!

Вопрос классу. Чему нас учат басни Крылова?

Учитель. Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе Иван Андреевич Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.

Урок изучения нового материала по творчеству И. А. Крылова в 5 классе (программа Г. Меркина) с использованием электронных образовательных ресурсов....

План-конспект урока по литературе" Басни И.А.Крылова" Волк и ягнёнок"и "Волк на псарне".

План-конспект урока по литературе " Басни И.А.Крылова " Волк и ягнёнок" и " Волк на псарне"....

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе "Игра в басни, или путешествие в Край Говорящих Зверей. Басенный мир И. А. Крылова и его предшественников". 6 класс

Басни - это благодатный литературный материал для развития творческих способностей учащихся и для нравственно-эстетического воспитания. Урок построен как игра-путешествие и позволяет привлечь к его по...

План-конспект урока по литературе Историческая басня И.А. Крылова "Волк на псарне"

Знакомство школьников с историческими баснями великого баснописца и историческими событиями 1812 года...

План-конспект урока по литературе. Басня И.А. Крылова «Волк и Ягненок».

План-конспект урока по литературе по УМК Чертова В.Ф. Басня И.А. Крылова «Волк и Ягненок».Основные виды деятельности: ответы на вопросы о жанре басни; ответ на вопросы викторины по статье ...

Конспект урока "В гостях у баснописца А.И. Крылова"

На уроке использованы театральные технологии. Урок насыщен разнообразными приемами и методами: выразительное чтение басен, инсценирование, иллюстрирование....