План-конспект урока по литературе" Басни И.А.Крылова" Волк и ягнёнок"и "Волк на псарне".
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
План-конспект урока по литературе " Басни И.А.Крылова " Волк и ягнёнок" и " Волк на псарне".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-_konspekt_uroka_po_literature.docx | 15.49 КБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект
урока по литературе в 5 классе
« Басни И.А. Крылова « Волк и ягнёнок» и « Волк на псарне».
Учитель: И.В. Гусарова
Цели:
- познакомить учеников с творчеством великого русского баснописца И.А.Крылова на примере басен» Волк и ягнёнок» и «Волк на псарне»;
-развивать в учениках способность размышлять, правильно с точки зрения нравственности оценивать тот или иной поступок персонажа, находить мораль в баснях Крылова;
-воспитывать в учениках интерес к басне; способствовать воспитанию в учениках чувства справедливости, жалости к слабому и беззащитному.
Оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, учебник.
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний.
Вид урока: урок-диалог с элементами театрализованного представления.
Ход урока.
1.Повторение изученного.
Учитель: на предыдущем уроке мы изучали новый литературный жанр- басню. А что такое басня?( Басня- это эпический литературный жанр, создающий в ёмкой и простой форме аллегорическую картину взаимоотношений человека с другими людьми и окружающим миром.)
- А как вы объясните понятие аллегории?( Аллегория- художественный приём, когда животные, растения живут похожей на человека жизнью.)
- Назовите двух античных литераторов, которые разработали жанр басни; один- древнегреческий, другой- древнеримский.(Эзоп и Федр)
Какие ещё баснописцы вам известны?( Жан де Лафонтен, Ф.А.Эмин и др.)
2. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с баснями замечательного русского писателя, драматурга, журналиста и, наконец, баснописца начала 19 века- Ивана Андреевича Крылова.
Ученик: И.А. Крылов родился в 1768 году в семье армейского офицера. Отец его рано умер, поэтому с отроческих лет Иван Андреевич служил в Калязинском земском суде, затем в Тверском магистрате. Литературой Крылов начал заниматься с начала 80-х годов 18 века. Первые опыты его- драматургические( комическая опера» Кофейница»( 1782). Трагедии « Клеопатра», « Филомена», комедия и «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и др.( 1786- 1788).
С 1789 по 1793 год И.А.Крылов выпускал сатирические журналы, которые впоследствии были закрыты из-за цензуры. Басней Крылов начал заниматься с 1801 года. Его первые произведения в этом жанре-« Дуб и трость» и «разборчивая невеста»( переводы из Лафонтена)- были опубликованы в 1805 году. Иван Андреевич Крылов стоял у истоков реалистической басни. Примечательно и то , что в своих баснях Крылов использовал живой русский язык. Их новаторскими, отличительными чертами являются реалистическая убедительность образов, острота между требованиями нравственности и жестокостью, трусостью, лицемерием, корыстью, лестью и тщеславием.
Умер Крылов в 1844 году. Этот человек создал свыше двухсот басен. Во время Отечественной войны 1812 года Иван Андреевич создал целый цикл басен, в которых так или иначе была отражена война русского народа с Наполеоном. Главное же новшество басен Крылова- успешное создание литературного образа русского характера и передачи мудрости русского народа.
Учитель:
- Какие басни Крылова вы знаете, назовите их.
Ученики перечисляют известные басни И.А.Крылова (« Стрекоза и муравей»,»Лебедь , Щука и Рак», « Ворона и лисица», «Слон и Моська»и др.
Под конец этого разговора юные артисты идут готовиться к сценке
Учитель:
- Сегодня мы познакомимся с двумя басням И.А.Крылова. Первая из них- « Волк и ягнёнок».За автора говорит учитель.
По окончании сценки учитель задаёт классу вопросы:
- Кто, по- вашему, здесь положительный герой, а кто- отрицательный?
- Почему именно волк отрицательный, а ягнёнок – положительный персонаж, а не наоборот?
- Какие черты обычно олицетворяет волк ( например, в русских сказках )
- Какие черты присущи ягнёнку?
-Какова же мораль басни?
- Подумайте, какой нравственный посыл этой басни? ( Сильный не имеет права вымещать свою злобу на слабом только потому, что он слабее его.)
- Какие строчки из этой басни стали употребляться как крылатое выражение?( Ты виноват уж тем , что хочется мне кушать.)
Учитель:
- А теперь познакомимся с другой басней- « Волк на псарне.»
На импровизированную сцену выходят ученики, волка, псарей. 3 псов и ловчего. Слова автора произносит учитель.
Учитель:
- Кто в басне злодей? Почему именно он?
- Вам жалко волка? Почему?
- Как вы думаете, что бы произошло , если бы ловчий поверил волку, сжалился над ним и отпустил на волю?
- Кого высмеивает И.А.Крылов?
- Какова мораль басни?
- На каком историческом событии базируется сюжет басни?
3.Подведение итогов урока.
На уроке мы повторили и закрепили пройденный ранее материал.
Познакомились с И.С.Крыловым, с его баснями» Волк и ягнёнок» и «Волк на псарне». Разыграли сюжеты этих басен .Ответили на вопросы по этим двум басням.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..
Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...