План-конспект урока по литературе Историческая басня И.А. Крылова "Волк на псарне"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Знакомство школьников с историческими баснями великого баснописца и историческими событиями 1812 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
знакомство с исторической основой басни и ее содержанием | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе. Тема: «Историческая басня И.А. Крылова "Волк на псарне"»
Цель: формирование умения передачи патриотического содержания басни “Волк на псарне” литературными средствами выразительности.
Задачи:
- овладевать умением чтения и анализа художественного произведения,
- выявлять в произведении конкретно-историческое содержание;
- развивать устную речь учащихся, эмоциональное восприятие художественного текста, образное мышление, творческое воображение и читательскую культуру;
- воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры.
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- рабочие тетради,
- компьютер.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Повторение изученного.
- Что мы знаем о басне как о жанре? (Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного и сатирического характера с моралью).
- Что заключено в каждой басне? (Мораль)
- А что такое мораль? (Поучительный вывод)
- Кого из баснописцев вы знаете?
- С какими баснями И.А. Крылова вы знакомы? Кто вспомнит строчки из изученных в начальной школе басен Крылова?
3. Изучение нового материала.
Слово учителя: И.А. Крылов – великий русский баснописец. Басни Крылов начал писать рано, в 13 лет. И за свою жизнь Крылов написал более 200 басен, и основой многих басен Крылова стали исторические события. Так, Отечественной войне 1812 года посвящены басни «Раздел», «Обоз», «Ворона и курица», «Щука и кот», «Волк на псарне».
Басня «Волк на псарне» тоже посвящена этим славным событиям. А что вы знаете о событиях 1812 года?
Слово учителя: Общеизвестно, что Александр I не хотел назначать Кутузова главнокомандующим. В письме Александр I писал: «В Петербурге я нашел всех за назначение старика Кутузова. То, что я знаю об этом человеке, заставляло меня сначала противиться его назначению; но когда Ростопчин … известил меня, что в Москве все за Кутузова … мне не оставалось ничего другого, как сдаться на общее желание…»
Но все были рады назначению. Даже могу привести такой исторический факт: во время встречи Кутузова с армией над ним пролетел орел. Все закричали «ура!», восприняв это как добрый знак.
Когда Наполеон вошел в Москву, он понял, что попал в очень непростую для себя ситуацию. Он два раза пытался из Москвы заключить мир с Александром I. 23 сентября 1812 года граф Лористон передал Кутузову предложения, в которых указывалось, что Наполеон «желает положить предел несогласиям между двумя великими народами и положить его навсегда.» На что Кутузов ответил: «Батюшка, мы войну только начинаем». И деморализованным войскам французского императора пришлось бежать из Москвы, а потом и из страны.
4. Чтение басни «Волк на псарне».
5. Лексическая работа.
Овчарня – загон для овец.
Псарня – особое помещение для ловчих собак, а также для лиц, обслуживающих их.
Хлев – крытое помещение для животных.
Ловчий – лицо заведовавшее (у бояр, помещиков) разными видами ловли, преимущественно же псовой охотой.
Гончие – порода охотничьих собак.
6. Итак, перечислим действующих лиц басни и прочитаем ее по ролям.
7. Первичное восприятие басни.
-Какое событие описывается в данной басне?
(волк попал на псарню).
-Как создается образ народной войны? В каких строчках?
(-Хитрый волк решил залезть к беззащитным овечкам, а попал на псарню, т.е. туда, где он может получить отпор).
- Как было воспринято жителями появление волка? Найдите ответ в строчках басни.
- Как создается образ Наполеона? В каких строчках? Кто может прокомментировать поведение Волка?
-Волк испугался, когда увидел, что он слабее. Наполеон, который предстает в образе волка, не ожидал такого отпора со стороны русских войск. И волк решает действовать с помощью лести.
-Давайте послушаем, какие звуки повторяются при описании волка. Какова роль звуков?
прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть.
Ж – ш
-Возникает ощущение зловещего шипения, дрожи.
-Давайте прочитаем слова волка и подумаем, какой он?
-С какой интонацией обращается волк к ловчему?(льстиво)
-Как описан Волк? Какими чертами наделяет его автор?……
-Почему, волк называет себя сватом и кумом? (говорит о родственным и хороших отношениях с ловчим)
-Ребята, как вы понимаете слова «волчья клятва». Что они обозначают? Многословие – признак коварства)
(ответы детей)
- Послушаем ответ Ловчего. Как мы можем понять эти слова? Почему в его речи много разговорных слов?
-Из речи героев мы узнаем об их характерах. Какие черты характера мы можем выделить у Ловчего?
Итак, сделаем вывод: два образа противопоставлены друг другу:
Волк – Наполеон | Ловчий - Кутузов |
коварство | опыт |
вероломство | мудрость |
хитрость | предусмотрительность |
трусость | уверенность |
Волк проявляет коварство, вероломство, хитрость и трусость. Ловчий — смелый, мудрый, предусмотрительный, он знает повадки Волка и не верит его хитростям. Волк — хищник, и даже если он предлагает мирные переговоры, он все равно остается хищником
8. Подведение итогов.
- Давайте найдем отличительные черты басни в данном произведении.
- Найдем строчки, в которых заключена мораль басни. Как их можно понять? - Что хотел сказать Крылов этими строчками, обращаясь к Волку во множественной числе?
Как поступать со всеми врагами-захватчиками, и не только с Наполеоном, но и со всяким, вздумавшим когда-либо посягнуть на независимость нашей Родины.
-Что противопоставляется в данной басне? Какие человеческие качества?
Слово учителя:- Ребята, И. А. Крылов послал эту басню самому Кутузову. Кутузов сам любил читал ее перед солдатами. И читая слова «Ты сер, а я, приятель сед», всегда снимал с себя головной убор, проводил рукой по своим седым волосам, а все защитники Отечества в ответ кричали «Ура».
Перед вами иллюстрации к басне, опишите, что вы видите на них, какие моменты басни они запечатлели.
9. Выставление оценок. Домашнее задание: выучить басню наизусть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)
Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...
План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"
Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....
План-конспект открытого урока по литературе
"Скорблю и плачу" К 180-летию со дня гибели А.С. Пушкина .Урок-воспоминание...
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
План-конспект открытого урока литературы по теме: «Серебряного века силуэт» (по поэзии Серебряного века).Цели урока:образовательная – обобщить и систематизировать знания учащихся по ...
План-конспект межпредметного урока по литературе. В.В. Набоков "Пильграм"
Межпредметный урок "Рассказ В.В. Набокова "Пильграм" в аспекте русской и английской литературы"...