Формирование читательской грамотности в основной школе
статья по литературе (9 класс)
В статье рассматривается приоритетная цель образования современного школьника. Отмечается, что особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antonova_a.n._statya.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской грамотности в основной школе.
Современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и анализировать.
Одной из важнейших образовательных задач по ФГОС является формирование у обучающихся осознанного, грамотного и полноценного навыка чтения.
Работа с текстом – это прежде всего метапредметный результат.
Из 12 названных во ФГОС результатов 3 имеют непосредственное отношение к работе с языком:
– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктив ное и по аналогии) и делать выводы;
– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
– смысловое чтение.
Работа с текстом проводится на всех школьных предметах, будь это предмет гуманитарного или технического цикла. Поэтому текст является основной учебно-методической единицей обучения и работа с текстом на уроках является главной. Это эффективная форма развития творческого потенциала обучающихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, формирования навыков орфографической зоркости. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе:
коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.
Наиболее результативными являются такие формы и методы организации работы с текстом, как комплексная работа с текстом, сочинение-рассуждение, изложение, различные виды диктантов, интеллектуально-лингвистические упражнения, анализ текста и многое другое.
Для того чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности, у выпускников основной школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
Работа над выразительным чтением предполагает формирование не только беглого чтения, но и соблюдения интонации, пауз, коммуникативной задачи. Для того чтобы обучающиеся смогли выполнить это задание хорошо, необходимо, чтобы у них на слуху было правильное выразительное говорение. Поэтому, работая над выразительностью чтения, предлагаю слушать речь дикторов, артистов,читать вслух отрывки из газетных и журнальных статей.
Также в 9 классе часто даю задание составить текст по определенным параметрам (например, текст публицистического стиля на экологическую тематику, состоящий из 5–6 предложений, одно из которых сложносочиненное, одно – сложноподчиненное, одно - осложненное причастным оборотом). Или предлагаю сконструировать предложение, используя принцип постепенного наращивания трудностей:
- придумайте простое предложение (на заданную тематику), распространите его однородными членами, причастным (деепричастным) оборотом, введите в предложение
вводное слово;
- на основе сконструированного предложения составьте сложноподчиненное, в полученном предложении найдите основы, составьте схему, определите вид придаточного предложения. Подобные упражнения помогают детям лучше разобраться в строении предложения и избежать грамматических и речевых ошибок.
Таким образом, для успешной работы над грамотным, выразительным чтением необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности, систематически организовывать работу обучающихся с текстом не только на уроках русского языка и литературы, а добывать и вычленять информацию на каждом уроке, аргументировать свой ответ, развивать умения грамотного читателя, проводить постоянный мониторинг понимания прочитанного. Если систематически и целенаправленно использовать методические приемы в работе над развитием чтения, то можно успешно сформировать читательскую самостоятельность школьников, а ценность книги и чтения станет неоспоримой.
Литература.
1. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых
людей // Педагогическая мастерская. Все для учителя. 2012. No 6.
2. Сауракова А.А. Чтение как вид речевой деятельности.
3. Большаков А.П. Основы смыслового чтения и работа с текстом. 7 – 9 классы. Волгоград: Учитель, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование читательской грамотности учащихся основной школы
Современный этап развития российского образования предполагает создание концепции оценки читательской грамотности на основе исследования PISA. Эта международная программа диагностирует результат...
Формирование читательской грамотности учащихся основной школы
Формирование читательской грамотности учащихся основной школы является необходимым условием успешного функционирования в современном мире. Будущие выпускники школ - это образованные и успешные люди, о...
«Задания на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы»
Представлена модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...
Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы
Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...
Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы
Роимеры заданий по функциональной грамотности для учащихся основной школы...
Формирование функциональной грамотности учащихся основной школы на уроках русского языка
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Важно, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры. В обществе, умел выстраи...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Возможности литературного краеведения в формировании читательской грамотности обучающихся основной школы»
Чтение и работа с информацией – основное метапредметное универсальное учебное действие, которое в ситуациях деятельности и общения на протяжении всей жизни человека будет совершенствоваться. Лит...