ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Возможности литературного краеведения в формировании читательской грамотности обучающихся основной школы»
проект (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Петлина Вера Александровна

Чтение и работа с информацией – основное метапредметное универсальное учебное действие, которое в ситуациях деятельности и общения на протяжении всей жизни человека будет совершенствоваться. Литературное краеведение – важное звено литературного образования школьников. Оно создает дополнительные возможности для формирования читательской грамотности детей, ключевых компетентностей интеллектуального читателя.

         Парадигма деятельностного подхода к освоению литературного наследия;  возможность формирования общей культуры ученика, его духовного, эстетического, нравственного потенциала средствами литературного краеведения; нестандартные формы занятий способствуют в полной мере развитию творческого потенциала детей. Показатель сформированности читательской грамотности - раскрытие творческого потенциала детей посредством  социализации творческих  работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f.gramotnost.docx79.76 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального
образования Самарской области

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ, РАЗВИТИЮ И/ИЛИ ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ / ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ – 2021

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Возможности литературного краеведения в формировании читательской грамотности обучающихся основной школы»

Номинация: индивидуальный проект

Образовательная организация (полное наименование): Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 26 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

Разработчик проекта:

Петлина Вера Александровна, учитель русского языка и литературы

Сызрань – 2021

  1. Аннотация основной идеи проекта

Чтение и работа с информацией – основное метапредметное универсальное учебное действие, которое в ситуациях деятельности и общения на протяжении всей жизни человека будет совершенствоваться. Литературное краеведение – важное звено литературного образования школьников. Оно создает дополнительные возможности для формирования читательской грамотности детей, ключевых компетентностей интеллектуального читателя.

Парадигма деятельностного подхода к освоению литературного наследия; возможность формирования общей культуры ученика, его духовного, эстетического, нравственного потенциала средствами литературного краеведения; нестандартные формы занятий способствуют в полной мере развитию творческого потенциала детей. Показатель сформированности читательской грамотности - раскрытие творческого потенциала детей посредством социализации творческих работ.

2. Обоснование необходимости проекта

Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни проза не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть понятны только в связи со своей родной страной. (Д.С. Лихачев)

Слова академика близки и понятны каждому учителю, стремящемуся воспитать у подрастающего поколения любовь к родному краю, малой родине. Цель своей педагогической деятельности как учителя литературы я вижу в приобщении учащихся к нравственно-эстетическому богатству литературы, в создании условий для социализации школьника, для обеспечения трех слагаемых его счастья: эмоционально-нравственной, коммуникативной и интеллектуальной самостоятельности. Готовность к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию - этот значимый результат образования невозможно получить без сформированности у обучающихся читательской грамотности, то есть способности к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей. Это фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Чтение и работа с информацией – основное метапредметное универсальное учебное действие, которое в ситуациях деятельности и общения на протяжении всей жизни человека будет совершенствоваться. Литературное краеведение, на мой взгляд, является важным звеном литературного образования школьников и создает дополнительные возможности для формирования читательской грамотности детей. Исследование школьных программ по литературе помогли мне выяснить одно из слабых звеньев в работе: невозможность формирования общей культуры ученика, его духовного, эстетического, нравственного потенциала средствами отдельно взятого предмета. Умение читать в наше время уже не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Это постоянно развивающаяся совокупность знаний, умений и навыков, которые совершенствуются в ситуациях деятельности и общения. Читательская грамотность – показатель культурного уровня. Способствовать социализации выпускника школы – вот, на мой взгляд, основная функция читательской грамотности. Какие условия для этого необходимы – ответ дает проект. Отсюда – необходимость проекта, дающего обоснование возможностей литературного краеведения в формировании читательской грамотности.

  1. Цели и задачи проекта: пропаганда литературного краеведения как средства формирования читательской грамотности; представление опыта работы по авторской программе с использованием приемов мотивации чтения; реализации личностно-ориентированных технологий по созданию индивидуальной траектории развития читателя; ознакомление с дидактическим обеспечением занятий в парадигме деятельностного подхода, приемами активизации читательской деятельности школьников под влиянием целенаправленной системы педагогических условий.
  2. Гипотеза: способствует ли литературное краеведение формированию читательской грамотности школьника; убедительна ли для обучающихся следующая концепция читательской грамотности: чтение – средство интеллектуального развития, механизм общения; условие вхождения в культуру, способ утверждения личности?

4. Основное содержание проекта

Авторская программа по внеурочной деятельности «Сызрань литературная» как дидактический ресурс в организации занятий по мотивации чтения; приемы мотивации к исследованию литературной жизни города; приобщение к культурному наследию города и края; формирование осознанного патриотического чувства; устойчивая мотивация к жизни в системе культурных ценностей; выявление и развитие индивидуальной траектории обучения каждого ученика, его творческого потенциала путем реализации личностно-ориентированных технологий; развитие устойчивого и постоянно углубляющегося интереса к чтению, повышение литературного образования, развитие общих и специальных способностей и познавательной самостоятельности, расширение жизненных впечатлений, привлечение внимания учащихся к идейным и нравственным проблемам через систему нестандартных форм занятий, деятельностный подход к освоению литературного наследия; проектно-исследовательская научная деятельность.

Объект изучения: литературная жизнь города в его историко-литературном развитии; нравственный аспект; творческий путь отдельных писателей; деятельность литературных объединений; литературоведение; наука и практика исследований; создание творческого продукта. По каждому классу предусмотрены творческие практикумы.

5 класс - расширение понятий фольклора, сказки как жанра, рассказа. Творческий практикум - создание сказки или рассказа.

6 - расширение понятия героического характера, ознакомление с пьесой, ее особенностями. Творческий практикум - создание пьесы или киносценария.

7 - понятие публицистики, статьи как жанра, фельетона, очерка. Творческий практикум - создание статьи, очерка, фельетона.

8 - повесть, роман, очерк, лирика. Читательская конференция «Мир и человек в литературе Сызрани». Поэтическое мастерство (стихотворение).

9 - взаимопереход литературных и фольклорных произведений. Понятие песни, романса как жанра, элегии, расширение понятия поэмы, пьесы как вида драматургии. Лаборатория пьесы.

Форма занятий: читательские конференции; научно-практические конференции; конкурсы творческих работ; брейн-ринги; ролевые игры; диалоги, диспуты; тренинги; литературные встречи; мастерские авторства; лабораторная работа; защита проектов; исследование справочных и архивных документов; концерты; встреча с профессией; творческие практикумы.

Для социального становления ребенка-читателя применяю личностно-ориентированные технологии. Для активизации читательской деятельности создаю определенные условия: деятельностный подход в обучении приемам чтения (развивающего, творческого, интеллектуального, делового).

Приемы мотивации чтения:“погружение” в тему через исследование эпиграфа, выбор позиции по отношению к проблеме, сравнение, сопоставление, “обращение за помощью” в реализации целей, “взаимодействие с героем”, “возврат к началу”, оценка и самооценка, тренинг внимания, театрализация, «не пропусти ошибку!», словесное рисование, продолжи произведение, составление сценария, сказкотерапия, придумывание клипов на стихи, иллюстрирование произведений, «своя точка зрения». Создавая мотивацию успеха, провожу тренинги на внимание, формирую умения и навыки постановки целей и задач. Этот прием необходимо проводить систематически на первом этапе занятия – организационно-психологического настроя. Например, задание классу: откройте учебники на странице 92; в течение минуты внимательно посмотрите содержание текстов и заданий рубрики «Это интересно». Ответьте на вопросы:

- Какую цель ставит автор учебника? - Какие темы и проблемы затронуты в текстах? - Давайте вместе поставим учебные задачи перед классом.

Создавая мотивацию постоянного контроля и взаимоконтроля, применяю прием «не пропусти ошибку!» Словесное рисование – это способность человека выражать мысли и чувства на основе прочитанных произведений. Методическая разработка проблемы обогащения и активизации словаря, развития воображения и речи учащихся встречается в работах Л. С. Выготского, З. И. Романовской, Н. Н. Светловской, В. А. Левина. Предлагаю такие задания: представьте себе, что вам нужно иллюстрировать текст, подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, облака, зелень, землю и т.д.; вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию, подходящую по звучанию к этому стихотворению; какие звуки повторяются в этой строке и что они «рисуют»? Подберите словесную иллюстрацию ко всему стихотворению или к выбранному вами отрывку; какие строки стихотворения подходят к вашей иллюстрации? Результаты работы по словесному рисованию: дети научились находить в тексте образные средства языка (подготовка к выполнению заданий ЕГЭ); большая часть детей умеет создавать словесное описание предмета, чувствовать настроение героя и удивляться прочитанному, у них появился интерес к собственной устной речи. «Диалог с автором», составление сценария, театрализация, в гостях у читателя: подобные приемы развивают воображение, речь, ставят ребенка в комфортные условия творчества.

Эти методические приемы способствуют созданию эмоционального настроя на сотворчество класса с учителем; обладают большими диагностическими возможностями, поскольку позволяют сделать вывод о степени усвоения изученного материала; дают возможность каждому в группе почувствовать свою значимость; мотивируют на осознанное участие в познавательной деятельности, принятие ответственности за собственные действия, то есть формируют реальную субъективную позицию каждого ученика; создают ситуацию преодоления при условии установления педагогики сотрудничества (реабилитируют не способных к учению детей); социализируют материал урока, делают его личностно значимым; развивают навыки контроля, самоконтроля, взаимоконтроля, актуализируют полученные знания (дети видят главный результат своей деятельности). Долгие годы педагогической практики подтвердили необходимость поиска все новых и новых приемов мотивации чтения, что дает возможность расширить и методическую базу, и привести к успешности ученика и себя как учителя.

Невысокая мотивация к чтению заставила выявить индивидуальную траекторию чтения каждого ученика, его творческий потенциал; наметить план развития познавательного интереса учащихся к чтению. Для этого реализую современные образовательные технологии, которые формируют ключевые компетентности, придают обучению естественный характер, делают школу для ребенка комфортным местом общественной жизни, а учебную деятельность — средством реализации и развития личностных особенностей. Разработала модели нестандартных форм занятий.

Уроки, которые я строю в соответствии с технологией встречных усилий, способствуют формированию лингвистической, межкультурной, интеллектуальной, коммуникативной и других компетентностей школьника. Пять этапов, которые входят в структуру урока, - это комплексное соединение выделенных мной рациональных зерен современных технологий (исследование, дебаты, критическое мышление). Результат: ежегодное участие обучающихся в конкурсах творческих работ разного уровня. Технологию встречных усилий внедрила в практику работы над проектом, разработала приемы создания ситуации успеха на уроках русского языка и литературы. Учение, общение и творчество – основа формирования ключевых компетентностей школьника. Технология педагогических мастерских, которую активно применяю в работе с девятиклассниками, способствует этому. По своей специфике эта технология основана на целях и средствах обучения и воспитания, которые в модернизации и гуманизации образования выделены как важнейшие: ученик действует автономно и рефлексивно; интерактивно использует различные средства; входит в социально-гетерогенные группы и функционирует в них. Именно в мастерской дети лучше всего обучаются творчески мыслить. Поэтому даже традиционные формы уроков стараюсь преобразовать в мастерские. Этапы мастерской:

  1. Индуктор (задание, мотивирующее деятельность учащихся).
  2. Создание творческого продукта из разрозненных частей.
  3. Коллективная работа по исследованию проблемы.
  4. Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности (выявление новых проблем).
  5. Обработка информации (групповая или индивидуальная работа).
  6. Социализация (проживание себя на месте героя).
  7. Рефлексия (выход на новую систему проблем).

Базовой образовательной технологией, поддерживающий компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов, открывший новые возможности для коммуникации. Новые информационные технологии способствуют его реализации. Компьютерные коммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, виео-аудиоконференции, мультемедийные средства - далеко не полный перечень средств обучения, используемых.

Исследовательской, проектной деятельности уделяю особое внимание. Информационно-коммуникативные технологии, технологии исследовательских и проектных методов направляю на формирование готовности к разрешению проблем, пониманию алгоритма деятельности, к самообразованию, к использованию информационных ресурсов, к рефлексии, что необходимо школьнику для адаптации в социуме. Поиски причин орфоэпической неграмотности, путей решения проблемы – привели к созданию проекта «Влияние речевой среды на культуру человека». Исследования КИМов (часть С) показали снижение результатов учащихся по заданию номер 26. Результатом стала авторская программа элективного курса «Языковые средства изобразительности». Метод проекта стал основным в моей работе. По данной технологии работаю давно. Разработала алгоритм деятельности по структурированию исследуемого материала

(создание мотивации учения на уроках развития речи)

Преимущества метода проекта вижу в том, что он формирует у учащихся способности к осуществлению ответственного выбора, умение адаптироваться к изменяющим условиям, ориентироваться в различных ситуациях; работать в разных коллективах; развивает творческое мышление. Изменилась роль учителя. Он - наставник, т.е. консультирует, мотивирует, наблюдает. Метод проекта позволяет мне вовлечь учеников в интересную интеллектуальную деятельность. При этом ученик становится субъектом познавательной деятельности. Он выбирает (принимает решение), выстраивает систему взаимоотношений с людьми, то есть сотрудничает. Эту технологию использую в том случае, если для этого есть условия: наличие задачи, требующей интегрированного поиска для её решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов; рефлексия деятельности (учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своего труда).

Примеры компетентностных заданий. 1)Используя различную справочную литературу, подберите 5-6 пословиц, поговорок о языке, речи, роли слова в жизни человека, потренируйтесь произносить их беззвучно, но с максимально четкой артикуляцией; произнесите их беззвучно перед классом, который должен по артикуляции понять, что вы говорите. 2) Сочините фантастическую историю, героями которой будут звуки. Помните, что каждый звук имеет свой характер: р – сильный, грубый, агрессивный; ш – тихий, медлительный, тревожный. Какие ощущения вызывают у вас другие звуки? 3) Придумайте рассказ, в котором слова «благодарю», «спасибо» были бы употреблены с горькой иронией. 4) Составьте фразеологический словарик на тему «Милосердие» или «Благородство». 5) Какие факты и события, особенности культуры и истории народа отразились в происхождении названий: Москва, Ростов-на-Дону, Дон, Волга, Таганрог? Проверьте свои выводы по этимологическим словарям. 6) Сочините текст любого жанра, в котором известный литературный герой оказался бы в нашем времени. Как он повел бы себя в современных условиях?

Планируемые результаты: развитие творческих и исследовательских способностей; основных компетентностей школьника; рефлексии, адекватной оценки результатов своей деятельности; формирование толерантности, развитие творческого мышления; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; расширение жанровой основы конкурсных творческих работ; разработка методических указаний к нестандартным формам занятий, направленных на социализацию предмета; опубликование в сборниках авторских конкурсных творческих и научных работ; развитие навыков публичного выступления; отработка коммуникативного аспекта.

Новизна проекта: деятельностный подход к освоению литературного наследия; проектно-исследовательская научная деятельность. Образовательная значимость: формирование ключевых компетентностей интеллектуального читателя, разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие учеников. Актуальность: возможность формирования общей культуры ученика, его духовного, эстетического, нравственного потенциала средствами литературного краеведения. Область применения: образовательный процесс, внеурочная исследовательская деятельность. Целесообразность: непрерывность реализации. Ученик – субъект всех видов интерактивной деятельности: экскурсий по литературным местам, читательских конференций, клубов интересных встреч, презентаций, фотомонтажей, фильмов, защиты авторства, конкурсов творческих и научно-исследовательских работ, брейн-рингов, ролевых игр, диалогов, тренингов, мастерской авторства, лабораторной работы, защиты проектов, работы со справочной литературой, архивными документами. Нестандартные формы занятий способствуют в полной мере развитию творческого потенциала детей. При изучении темы «Литературная критика и журнальная полемика 60-х годов 19 века» традиционным стало проведение урока журналиста, на котором в ходе ролевой игры литературный совет (создан из одаренных ребят разного возраста) знакомит участников урока с газетами и журналами города Сызрани. Обзор современных журналов и газет делают библиотеки им. Лермонтова и им. Аркадьева. Литературные концерты чаще всего посвящаю юбилейным датам (65 лет литобъединению Сызрани, 165 лет Самарской губернии – совместно с библиотекой им. Аркадьева и Администрацией города). /Презентация авторских стихотворений «Куйбышев – запасная столица» Павлюком Владиславом, «Я нуждаюсь в твоей любви» Буровым Алексеем/.

Мастера новелл (Г. Цыпленкова, В. Трошин, Н. Овчинников, О.Корниенко, В. Сидоров, В. Рыбалко, В. Харитонов и другие), на мой взгляд, не уступают В. Шукшину, Ф. Искандеру, Алданову, Ю. Трифонову, Е. Носову, Б. Екимову в раскрытии нравственно-эстетического начала в человеке. Произведения этих авторов использую в качестве материала для художественного чтения прозы (конкурс «Живая классика»).

Тему Великой Отечественной войны (после изучения «Войны и мира» Л.Н. Толстого) прекрасно можно раскрыть на примере творчества В.С. Морозенко, Б. Порунова, В.С. Рыбалко, А. Давыдова, А. Ульянова, В. Виноградова, С. Шмелева, Н. Подлесовой и других писателей Сызрани. Этот материал лег в основу проекта «Лепта, внесенная учителями школы в Победу», выполненного юными журналистами. /Демонстрация номера школьной газеты ко Дню Победы/

По проблеме нравственного выбора героев (9 класс) рекомендую произведения К. Федина «Счастье», «Дядя Кисель», В. Сидорова «Пляски на озере», Б. Порунова«Василек», очерки Н. Овчинникова из сборника «Сызранская бывальщина»./Чтение рассказа Н. Овчинникова Павлюком Владиславом/.

По теме гражданской войны не обойти вниманием «Красный бакен» С.Т. Григорьева, «Ледолом» К.Я. Горбунова, «Сад», «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Костер» - трилогию К. Федина, «Ташкент – город хлебный» С. Неверова, Россия, кровью умытая» А. Веселого.

Авторскую песню города представляли Н. Будылин, С. Кирюхин, В. Сидоров, Л. Юдина, приглашенные на литературную встречу с учащимися. Незабываемы встречи с участниками Грушинского фестиваля. С предстоящей встречей связаны литературно-краеведческие исследования старшеклассников: знакомство с описанными в произведениях писателей местами, фотографирование памятных мест, оформление стенгазеты.

Юные библиотекари школы готовят выставки творчества писателей. Очные, заочные, виртуальные экскурсии по литературным местам Самарского края дают возможность сердцем прикоснуться к словесным жемчужинам земляков. Ребятам предоставлена возможность самостоятельного выбора форм занятий.

Реже, чем литературные вечера, провожу читательские конференции, главное достоинство которых – возможность выразить свое мнение о книге. Читательская конференция – эффективное средство углубленного изучения литературы. Она требует серьезной подготовки: организовать массовое чтение книги учащимися, заинтересовать краткой, но интригующей аннотацией (ее готовят одаренные учащиеся, заранее прочитав книгу). Труднее организовать обсуждение таким образом, чтобы рассматривались проблемы, актуальные для учащихся. Чаще всего конференции провожу с приглашением автора книги. От драматургии А.Н. Островского перешла к ознакомлению с пьесой Л.Н. Толстого «Плоды просвещения». Свои способности демонстрирует 10 – 11 класс: для девятиклассников поставлен спектакль. Затем проведен семинар «Толстой в Самарской губернии» с обсуждением произведений, созданных в Самарский период («Чем люди живы», «Ильяс»). /Фрагменты занятия по теме/

Для участия в городской научно-практической конференции «Научный потенциал города – 21 веку» мои воспитанники используют литературно-краеведческий материал. Исследовательские работы учащихся направлены на личностное освоение художественного текста, постижение художественных произведений в их родовой и жанровой специфике, извлечение из книг духовно- нравственных ценностей. С 2001 года члены кружка литературных краеведов (команда «Факел», 9 – 11 классы) участвуют в реализации городского проекта «Интеллектуальная молодежь города». Члены кружка – ревностные пропагандисты художественного слова родных мест. Из числа кружковцев формируется лекторская группа, которая готовит утренники для учащихся 1 – 6 классов. Реализуя творческий потенциал через системное участие в литературных конкурсах разного уровня, направленных на социализацию личности, используя факты творчества писателей Самарского края, учащиеся добиваются хороших результатов. Имена победителей областных, всероссийских, международных конкурсов занесены в энциклопедию «Одаренные дети – будущее России».

Особое внимание обращаю на развитие коммуникативных навыков, соотношение исторического и современного аспектов; формирование навыков комплексного анализа текста, умение сопоставлять собственное видение явления с точкой зрения критиков, историков, философов; усиление практической направленности по развитию у обучающихся способностей к словотворчеству; толерантности в работе с документами. Практическим материалом является творчество писателей родного города.

Результаты творческих практикумов, предусмотренных программой, - сценарий агитбригады» Родному городу желаю…», очерки об участниках Великой Отечественной войны, воинах-интернационалистах, тружениках тыла, стихотворения о Куйбышеве как запасной столице, статьи, сказки, рассказы. В литературно-художественном альманахе «Сызранская излучина» (№5, 2017 г.) напечатано эссе Степового Андрея (9 класс), победителя конкурса, посвященного 165-летию Самарской губернии. Вот что он пишет: «Талантливые писатели Сызрани внесли свою лепту в утверждение совестливости, порядочности, сострадания в обществе, которое утратило (уверен, на время) эти нравственные ценности. Литературно-художественный альманах «Сызранская излучина» - подтверждение этому факту. Читая сборник, начинаешь понимать, к чему должен стремиться, что обязан пытаться развить в себе, чтобы жизнь не прошла бесцельно. Это – душеполезное чтение, которое нельзя игнорировать. Нельзя обкрадывать душу, стремящуюся к свету, добру, милосердию!»

Выводы: познавательная краеведческая деятельность, в которую активно вовлечены дети, приносит удовлетворение от участия в ней. Учащиеся оперируют учебным содержанием, идет процесс развития интеллекта, формируется способность к самообучению, самообразованию, самореализации, создаются предпосылки для развития творческого потенциала. Все это обеспечивает формирование человека знающего, коммуникабельного, адаптированного к социуму. Это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
образовательных областей, развивает коммуникативные навыки, оригинальность мышления. Ученики приучаются ставить перед собой реальные цели, планировать свою деятельность. Все это способствует повышению мотивации в изучении литературы, дает навыки самостоятельной деятельности, научного исследования.
7. Результативность: сформирована система работы с учащимися; созданы условия для творческой самореализации ученика школы через участие в разного рода конкурсах, интеллектуальных мероприятиях; наблюдается динамика количества одаренных детей - победителей конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров разного уровня, успешно реализуется нравственный, духовный и интеллектуальный потенциал учащихся, развивается творческая активность, расширяется социальный опыт, формируется гражданская позиция интеллектуального читателя. Образовательная значимость: формирование ключевых компетентностей интеллектуального читателя, разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие учеников. Актуальность: возможность формирования общей культуры ученика, его духовного, эстетического, нравственного потенциала средствами литературного краеведения. Область применения: образовательный процесс, внеучебная исследовательская деятельность. Целесообразность: непрерывность реализации.

Библиографический список

  1. Аносова Н.А. Нетрадиционные модели обучения / Н.А. Аносова // Проф. образование. 2001. - № 9, с. 22 - 29.
  2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Белоусов Д.А. Литературно-краеведческий кружок в сельской школе: книга для учителя. Из опыта внеклассной работы / под ред. М.Д. Янко. – М: Просвещение, 1987, с. 55.
  4. Богуславский С.Р. Школьный литературный клуб: книга для учителя: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989, с. 99.
  5. . Вавилова Л.Г. Региональный компонент в работе учителя-словесника.// Педагогическое обозрение. – 2007 - № 4.
  6. Гин А.А. Приемы педагогической техники. — М.: Вита-Пресс, 2006 или [Электронный ресурс]. Режим доступа
  7. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  8. Иванов Д.А. Ключевые компетенции и профессиональный портрет современного

учителя. – М.:Перспектива, 2011.

9. Калашникова О.М. Метод исследования и интерпретирования при работе с текстами на уроках литературного краеведения. // Педагогическое обозрение. – 2007 - № 4. . 10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.

11. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению. //Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

  1. Павлова Т.И. Белоусова. Компетентностные задания по русскому языку. 5 – 11 классы. Методический конструктор.- Ростов-на-Дону, 2012.
  2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006.
  3. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М., 1984.
  4. Титова С.В., Брычкова Я.В., Фисенко Е.Ю. Смыслообразующее обучение в общеобразовательной школе.- М.; 2007.
  5. Храпова О.П. Роль краеведения на уроках русского языка, литературы и изобразительного искусства / О.П. Храпова, С. И. Лепёхина // Молодой ученый. — 2011. — №6, т.2. — с. 169-171.
  6. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия //Исследование речемыслительной деятельности.-М.,1994.
  7. Янко М.Д. Литературное краеведение в школе. - М.: Просвещение,1976.
  8. Электронный ресурс – Режим доступа: Дарижабон З.В. Организация краеведческой деятельности подростка как основа социализации личности. .
  9. Электронный ресурс – Режим доступа: Краеведение. .
  10. Электронный ресурс – Режим доступа: Литературное краеведение. .
  11. Электронный ресурс – Режим доступа: Ситникова Т.В. Литературное краеведение (опыт, находки, рекомендации).
  12. Дистанционный курс

#1040;носова Н.А. Нетрадиционные модели обучения / Н.А. Аносова // Профобразование. 2001. - № 9, с. 22 - 29.

#1041;елоусов Д.А. Литературно-краеведческий кружок в сельской школе: книга для учителя. Из опыта внеклассной работы / под ред. М.Д. Янко. – М: Просвещение, 1987, с. 55.

#1041;огуславский С.Р. Школьный литературный клуб: книга для учителя: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989

Я бы хотела представить свое видение деятельностного подхода на примере урока литературы для обучающихся 5 класса, показать приемы реализации личностной образовательной траектории обучаемых в процессе изучения литературы. В классах, где преподаю, созданы постоянные группы, в каждой из которых есть консультант. Кроме того – два эксперта, анализирующие достижения класса вместе с учителем.

Методическая разработка занятия по программе «Сызрань литературная» с применением ИКТ

Автор программы Петлина В.А.

Л.Н. Толстой. «Волга и Вазуза».

Антитеза как прием раскрытия внутренних противоречий в характере героев. (5 класс. 2 часа).

Цели: а) ознакомление учащихся с творчеством Л.Н. Толстого в период пребывания писателя в Самарском Заволжье (1871-1875 гг.); историей создания «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения»; обучение анализу художественного произведения через противопоставление героев; углубление знаний жанровых особенностей сказки, были, басни;

б) развитие умения анализировать, синтезировать, обобщать; формирование коммуникативных компетентностей; навыков анализа языкового явления;

в) воспитание культуры читателя; уважения к духовным ценностям; гордости за Самарский край, столь богатый связями с творчеством Л.Н. Толстого.

Наглядность и оборудование.

1. Эпиграф (на доске):

Каждое его произведение выводит нас на дорогу прямую, без кривды и ухищрений.

А.П. Чехов

2. Выставка книг «Л.Н. Толстой в Самарском крае».

3. Электронная презентация.

4. Словарь: легенда, притча, сказка, эпизод.

План занятия

Содержание этапов.

Методы и формы работы.

1. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Этап подготовки к сознательному усвоению материала.

2. Фронтальная форма организации.

3. Этап усвоения новых знаний. Работа с текстом.

3. Эвристическая беседа по эпиграфу

4. Закрепление.

4. Работа в группах.

Самостоятельная работа.

5. Театрализация.

5. Инсценирование.

6. Подведение итогов.

6. Слово учителя.

7. Домашнее задание.

7. Метод проекта.

Консультация.

Ход урока.

I. Организационный момент.

(Постановка целей и задач).

II. Слово учителя.

− Множество книг и статей написано о Л.Н. Толстом, его пребывании в Самарском крае.

(Обращение к выставке книг).

Приложение 1.

Лев Николаевич внес немалый вклад в развитие общенациональной культуры, оказал большое влияние на нравственную атмосферу Поволжья. Неоднократно граф Толстой приходил на помощь самарцам: призывал россиян помочь несчастным голодающим крестьянам (1873, 1892, 1899, 1907 гг.).

В пользу голодающих был издан сборник «Складчина»; доходы от продажи сборника шли на поддержку крестьян.

Первая поездка Л.Н. Толстого, хотя и косвенно, связана с нашим городом. В мае 1851 года по дороге на Кавказ писатель создает шуточное стихотворение для казанской знакомой З.М. Молостовой: «Лишь подъехавши к Сызрану, я ощупал свою рану».

- Обратимся к материалам исследований, проведенных учащимися.

III. Выступление группы ребят по исследованию второй поездки Л.Н. Толстого в Самарское Заволжье.

!871 год (14 июня-28 июля) − вторая поездка Л.Н. Толстого в Самарское Заволжье на лечение кумысом. Путь лежал через Саранск, Арзамас, Нижний Новгород и, как прежде, по Волге – до Самары. В башкирском селении Каралык живет в кибитке, купил собаку, ходит часто на охоту, играет в шашки, читает Геродота, древнегреческого Историка. Лев Николаевич много ездит по окрестным селам, изучает быт и жизнь населения, встречается с гавриловскими крестьянами. Подружился с зажиточным башкиром Хаджи-Муратом. «… Тоска и равнодушие прошли… − уведомлял он жену. − Ново и интересно многое: и башкирцы, и русские мужики, и деревни, особенно прелестные по простоте и доброте народа». Толстой был весел и жизнерадостен. Условия жизни были полуробинзоновскими и потому интересными. Башкирская кибитка на траве, «ни посуды, ни белого хлеба, ни ложек». Лев Николаевич вставал очень рано, пил по три чашки чаю с молоком, гулял около кибитки и смотрел «на возвращающиеся с гор табуны, что очень красиво, лошадей тысячи, все разными кучками с жеребятами».

Чем больше он втягивался в «степенную» жизнь, тем сильнее ему хотелось в ней по-настоящему обосноваться. Появилась мысль купить имение. Лев Николаевич пишет Софье Андреевне: «… Для покупки здесь имения особенно соблазняет простота и честность, и наивность, и ум здешнего народа. Ничего похожего нет с нашими ёрниками. Заманчиво тоже здоровый климат и простота хозяйственных приемов». Поставили конюшни, забор, жилые постройки для крестьян на приобретенном хуторе близ Гавриловки и Патровки.

Результатом плодотворной поездки стали сказка «Волга и Вазуза», которая вошла в сборник «Русские книги для чтения». В школе, открытой Львом Николаевичем в Ясной поляне, преподавание словесности строилось на материале «Азбуки» и данного сборника.

- Как вы понимаете выражение «плодотворная деятельность»?

III. Выступление учащихся на тему «История создания «Русских книг для чтения»».

В 1875 году для «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения было создано еще более ста рассказов и сказок к четырем раннее изданным книгам «Азбуки». Книги для чтения рекомендованы для школ Ученым комитетом министерства народного просвещения. Среди деятелей народного образования книги вызвали полное одобрение. Особо отличался прекрасный язык рассказов: «… он так сжат и прост и изящен, как будто бы для автора не существовало никаких стеснений». (Н.Н. Гусев. Лев Николаевич Толстой. − М., 1963, с. 207). Всего при жизни Толстого «Новая азбука» переиздавалась двадцать восемь раз, «Русские книги для чтения» − тридцать пять раз.

IV. Обзор «Второй книги для чтения».

1. Анализ рассказов «Для чего ветер?», «Отчего бывает ветер»

(Повторение понятий «рассуждение, выявление жанровых особенностей рассказов, определение темы, идеи).

2. Инсценирование были «Петр I и мужик».

(Повторение понятия «быль», определение роли диалога в рассказе).

3. Художественное чтение басни «Теленок на льду».

(Определение морали, аллегории как приема авторской позиции).

4. Лингвистический анализ сказки «Волга и Вазуза» по плану:

а) тема (спор Волги и Вазузы: «кто из них умнее и кто лучше проживет»);

б) идея («Волга простила сестру и взяла с собой»);

в) жанр (работа с опорным конспектом «Особенности сказки»);

г) авторская характеристика Волги и Вазузы (составление кластера «Две сестры», цитирование);

Волга

Вазуза

честная

уступчивая

уверенная в себе

благородная

лживая

изворотливая

трусливая

льстивая

д) языковые особенности текста (антонимы: согласилась, но обманула

заснула − побежала

течет прямо – поворачивает

раньше – позднее

узкая – широкая);

е) работа над понятием антитезы (опорный конспект);

ж) выписать глаголы, определить их функцию по отношению к обеим сестрам (положительное действие – Волга, отрицательное – Вазуза);

з) составление плана сказки (ознакомление с понятием «композиция):

  • спор двух сестер;
  • лживость Вазузы;
  • благородство Волги;
  • сила рек в союзе.

V. Обобщение. Рефлексия.

Народная мудрость гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

− Какой урок преподносит нам сказка Л.Н. Толстого «Волга и Вавуза»?

− «В искренности, прямоте, правдивости ему не отказать. Каждое его произведение выводит нас на дорогу прямую, без кривды и ухищрений», − писал А.П. Чехов о Толстом. Как вы понимаете данное высказывание?

VI. Домашнее задание. Консультация.

Создать сказку, используя прием антитезы или оксюморона.

Методическая разработка занятия по программе «Сызрань литературная» с использованием технологии критического мышления

Автор программы Петлина В.А.

Л.Н. Толстой. «Чем люди живы».

Стремление писателя подчинить легенду законам притчи.

(6 класс. 1 час).

Цели: а) познакомить учащихся с творческой и общественной деятельностью писателя в Самарский период 1881 года; расширить понятие легенды; выявить элементы сходства с притчей и сказкой;

б) формировать исследовательские навыки различения притчи, легенды, сказки; навыки работы с дополнительным источником; обучение созданию творческой работы в жанре легенды;

в) воспитывать духовно-нравственные качества молодого поколения, гуманизм, уважение к людям; формировать гражданско-патриотические качества.

Наглядность и оборудование.

1. Плакат- эпиграф к занятию:

«И живы все люди не тем, что они сами себя обдумывают, а тем, что есть любовь в людях». Л.Н. Толстой.

2. Выставка книг по творчеству Л.Н. Толстого в Самарский период.

3. Электронная презентация к занятию.

4. Словарь: легенда, притча, сказка.

План урока.

Содержание этапов урока.

Методы и формы работы.

1. Оргмомент.

1. Приветствие.

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. Мотивация.

2. Обращение к эпиграфу урока.

3. Этап закрепления знаний эпизодов.

3. Исследование.

Работа в группах. Интеграция литературы, изобразительного искусства, истории, основ православной культуры. Эвристическая беседа. Инсценирование.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

− На доске записана тема урока. Хотелось бы услышать ваше мнение: чем люди живы? (Обмен мнениями).

III. Обратимся к эпиграфу.

Соотнесите высказывание с содержанием прочитанной легенды. Восстановите основную цепочку эпизодов.

IV. Работа в группах.

Запись в тетради цитат из текста, определяющих основную мысль каждого эпизода.

(Анализ материалов презентации).

V. Анализ эпизодов по плану.

(План дан в электронной презентации).

VI. Слово учителя.

− Что же явилось основой для написания такого яркого, одухотворенного произведения? Почему Толстой в ответ на отзыв В.В. Стахова: «…до какой степени я пришел в восхищение от вашей легенды «Чем люди живы»… Уже один язык выработался у Вас до такой степени простоты, правды и совершенства, какую я находил еще только в лучших созданиях Гоголя», − сказал: «Все от русского мужика, его души и милосердия»?

− Ответом станут исследования, проведенные группой ребят по творчеству Л.Н. Толстого в 1878-1881 годах.

VII. Выступления учащихся по результатам проведенных исследований о посещении Л.Н. Толстым Самарского края в 1878-1881 гг.

1878 г. − Лев Николаевич приехал в Самарское имение Каралык вначале один, затем вызвал свою семью, кроме старшего сына Сергея, который сдавал экзамены. В это лето семья Толстых хорошо отдохнула, поправила здоровье. Сам граф занимался созданием конного завода, много беседует с крестьянами, в августе устраивает скачки с призами, едет с семьей в Бузулук на ярмарку. Работалось плодотворно. «Русские книги для чтения» вызвали полное одобрение общественности. В январе 1881 года начат рассказ «Чем люди живы». Работа продолжалась с перерывами, в течение почти всего года.

Новые впечатления получены от поездки в самарское имение в июле 1881 года. «23-24 июля дописал легенду. Записал историю старика-пустынника, жившего в лесу под Бузулуком», − отмечает Толстой в своем дневнике. Он много беседует с поволжскими сектантами: один из дней посвятил собранию молокан в Патровке, побывал у одного из гавриловских сектантов, принимал у себя крестьян и беседовал с ними о противоречиях христианской религии. В письмах к Софье Андреевне отмечал «богатство души, здоровье сердца, простоту и неиспорченность народа».

«Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиной». Эту цитату из Первого послания Иоанна писатель помещает в начале легенды в качестве эпиграфа.

- Как вы понимаете смысл цитаты?

VIII. Эвристическая беседа.

− Каждая группа в качестве домашнего задания провела исследование жанра произведения Л.Н. Толстого. Что это: легенда, притча, сказка? Аргументируйте свое мнение текстом.

(Обмен мнениями).

− Выводы: данное произведение написано в жанре легенды, но исследования показали стремление Л.Н. Толстого подчинить легенду законам притчи.

IX. Составление учащимися кластера «Жанр произведения «Чем люди живы»; выявление общего и различий в легенде, притче, сказке.

(Сопоставление исследований с опорным конспектом в презентации).

X. Выводы. Рефлексия.

− Чем люди живы? Сопоставьте ваше первоначальное представление по данному вопросу. Изменилось ли оно?

(Обмен мнениями).

XI. Домашнее задание. Консультация.

Создать легенду о смысле жизни человека.

Методическая разработка занятия по программе «Сызрань литературная» с использованием технологии сотрудничества

Автор программы Петлина В.А.

Л.Н. Толстой. «Плоды просвещения». Элементы комедийного стиля в пьесе.

Вид занятия: усвоение нового материала.

Тип: с использованием коммуникативно-деятельностного подхода.

Цели занятия:

а) обучающая: дополнить сложившиеся представления учащихся о личности великого писателя, его творческой и общественной деятельности в 80-е годы XIX столетия; помочь увидеть проблематику комедии «Плоды просвещения», стилевые особенности;

б) развивающая: развитие исследовательских умений и навыков; навыков самостоятельного постижения и восприятия творчества Л.Н. Толстого, соотнесения их со своими внутренними представлениями;

в) воспитывающая: на примере творческой и общественной деятельности Л.Н. Толстого воспитывать уважение к народу; стремление отозваться на беды и страдания окружающих.

План занятия.

Содержание этапов.

Методы и формы работы.

1. Мотивационное начало (обращение к эпиграфу).

Эвристическая беседа.

2. Выход на тему урока.

Результаты проведенных исследований.

3. Работа с текстом.

Выборочное чтение.

Эвристическая беседа.

Частично поисковая работа по теме.

4. Актуализация новых знаний.

Кластер «Элементы комедийного стиля в пьесе».

5. Итоги занятия.

Рефлексия.

6. Домашнее задание.

Задания репродукционного характера.

Наглядность и оборудование.

  1. Эпиграф к занятию: «Какая правдивость взглядов на жизнь, какая широта взмаха гениального художника видна во всей этой пьесе!» (И. Е. Репин)
  2. Выставка «Творчество Л.Н. Толстого в 20-е годы XIX века».
  3. Медиотека. Презентация к занятию.
  4. Словарь: комедия, спиритизм.

Ход занятия.

I. Мотивационное начало (обращение к эпиграфу).

− Прочитайте эпиграф к занятию. Соотнесите с вашими впечатлениями от чтения комедии Л.Н. Толстого «Плоды просвещения».

(Обмен мнениями).

II. Анализ исследовательской деятельности учащихся по творческой и общественной деятельности Л.Н. Толстого в 80-е годы XIX столетия (Самарский период).

1. 1883 год – последнее посещение Самарского Заволжья. Цель: ликвидация имения. Духовный кризис Льва Николаевича.

− В чем выразился этот кризис? (В разрыве со своим классом, в позиции патриархального крестьянства, в критическом отношении к государственному устройству, в кризисе официальной церкви. Как результат – свой образ жизни, граф приблизил к жизни трудового народа).

2. В переписке писателя с волжскими корреспондентами о голоде, нужде, бедственном положении крестьян, их безземелии, по словам М. Горького, «со страшной, почти чудесной силой открылась чуткая душа графа Толстого». Вот Лев Николаевич пишет: «Чтобы понять жизнь, я должен понять жизнь не исключений, не нас, паразитов, не праздное барство, увлеченное спиритизмом, а жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь…»

3. Работа со словарями; выяснение лексического значения слова «спиритизм».

4. Выводы учащихся по исследованиям переписки Толстого с крестьянами.

(Переписка с крестьянами – это жизненная основа пьесы «Плоды просвещения»).

Размышления о народе не оставляли писателя («мысль, очень занимающая меня в последнее время»); он знал насущные крестьянские нужды. Это ведет нас к словам мужиков в «Плодах просвещения» о том, что своего хлеба хватает только до рождества, а дольше его приходиться покупать, а для этого надо как-то зарабатывать деньги. Толстого тяготила мысль о своей земельной собственности, и только мысль о семье удерживала его от решительного шага («если бы я был один…»).

Пьеса сохранила связь с живой действительностью. Михаил Чиликин, Иван Кудрин – крестьяне, которых знал писатель и находился с ними в переписке. Именно Чиликин несколько раз произносит в пьесе фразу: «Земля наша малая, не то что скотину – курицу, скажем, и то выпустить некуда». Этот робкий герой решительно напоминает о крестьянской нужде: «Отец! Смилуйся. Как жить таперича».

Связь Толстого с Поволжьем не прошла бесследно не только для его широко известной общественной деятельности, но и для его художественного творчества.

5. Анализ переписки с управляющими имением В.И. Алексеевым и А.А. Бибиковым.

(«…Я давно уже решил, что деньги эти – аренда за землю должны поступить на пользу населения тех деревень, которые снимают эти земли, − на помощь нуждающимся, на школы, на учреждения зимних заработков…»).

- Как данное высказывание характеризует Л.Н. Толстого?

6. Анализ благотворительности Л.Н. Толстого в период с 1883 по 1899 гг.

(Материалы презентации).

III. Выступления учащихся. «Судьба пьесы в Заволжье».

/В мае 1890 года в Самару пришло предписание, запрещающее «исполнение на сценах частных театров, как столичных, так и провинциальных, комедии в 4-х действиях графа Льва Толстого под заглавием «Плоды просвещения»; исполнение же этой комедии на любительских театрах может быть разрешимо».

Первого апреля 1891 года самарский губернатор рассылает новый циркуляр, запрещающий ставить пьесу даже профессиональным актером. «Слишком открыто и чересчур злобливо бьет по своему классу», − пишет губернатор в письме редактору газеты «Частные ведомости»/.

IV. Беседа по событийной основе пьесы.

− Почему действие в «Плодах просвещения» происходит именно в городе?

− Назовите черты, в высшей степени характерные для пореформенного русского крестьянства. Какое место нашли они в пьесе «Плоды просвещения»?

V. Эвристическая беседа.

− Какие проблемы затронуты автором в пьесе «Плоды просвещения»?

(Высмеяны увлечения «образованных» бар спиритизмом и другие пустые занятия. Сталкивая и сравнивая два мира – господский и народный, подчеркивая их непримиримую враждебность, писатель открыто выражает свои симпатии и антипатии. Одна из главных проблем – это проблема безземелия крестьян).

VI. Анализ исследований, проведенных по творческой истории пьесы.

Комедия «Плоды просвещения» была написана в 1890 году после «Власти тьмы». В ней Л.Н. Толстой изобразил праздное барство, увлекавшееся в ту пору спиритизмом. Это злая и очень остроумная сатира на господские причуды и господское безделье, которым противопоставляется острая нужда трудового безземельного крестьянства.

За работу над пьесой Толстой принялся под влиянием впечатления, испытанного им в 80-х годах от спиритического сеанса, бывшего в Москве на квартире его знакомого, князя Н.А. Львова. Спектакль предварительно поставлен был в домашнем театре в Ясной поляне 30 декабря 1889 года силами большей частью молодежи – детей Толстого и их знакомых и друзей. Непосредственно вслед за постановкой «Плодов просвещения» на яснополянской сцене Лев Николаевич взялся за основательную их доработку и переделку. Прототипом персонажей комедии послужили многие знакомые Толстого. Затем спектакль был повторен в Туле 15 апреля в 1890 года. Чтобы познакомиться с пьесой, из Москвы в Тулу специально приезжали А.И. Южин и В.И. Немирович-Данченко, высоко оценившие пьесу и ее постановку.

В 1891 году «Плоды просвещения» показывает общество искусства и литературы. Ставил спектакль К.С. Станиславский. Это была крупная режиссерская работа в драматическом театре будущего руководителя Московского Художественного театра и реформатора сценического искусства.

Первая постановка «Плодов просвещения» на профессиональной сцене состоялась 26 сентября 1891 года в петербургском Александровском театре.

Присутствующий на премьере И.Е. Репин на следующий день писал Т.Л. Толстой, дочери Льва Николаевича: «После второго акта стали кричать: автора! И так громко, что должен был выйти господин во фраке и сообщить со сцены, что автора в театре нет. Какая правдивость взгляда на жизнь, какая широта взмаха гениального художника видна во всей этой пьесе! Так освежило после всякой новой дребедени, которую дают в последнее время здесь, у нас. Спасибо Льву Николаевичу»,

По своей живости, сценичности, по несравненному юмору, брызжущему чуть ли не в каждой реплике действующих в ней персонажей, эта комедия занимает значительное место в мировом комедийном репертуаре.

VII. Стилистический эксперимент по содержанию пьесы.

- Какую функцию выполняет риторическое восклицание художника Репина?

− Определите жанр пьесы. (Комедия).

− Выделите элементы комедийного стиля в «Плодах просвещения». (Составление схемы. Сопоставление с материалами презентации).

VIII. Обобщение по теме. Рефлексия учащихся.

IX. Домашнее задание. Консультация.

Создание проекта пьесы на одну из тем:

  1. Мир семьи.
  2. В чем счастье человека.
  3. Образование и образованность.

Аннотация к уроку внеклассного чтения в 5 классе по произведению английского писателя Оскара Уайльда «Мальчик-звезда».

Реализуемая программа: по литературе общеобразовательных учреждений. 5-11 классы, М.: Просвещение, 2014.

УМК: Литература. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений.Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин . - М.: Просвещение, 2018.

Личностные результаты: Л1 - достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; Л2- совершенствование духовно-нравственных качеств личности учащихся; Л-3 понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.

Предметные результаты:

Научатся: понимать ключевые проблемы на примере сказки, вести диалог и создавать устное монологическое высказывание.

Получат возможность научиться: работать с различными источниками информации, использовать её в самостоятельной деятельности; использовать знания о сказке как жанре в сопоставлении с притчей и легендой в процессе уяснения вневременных, непреходящих нравственных ценностей.

Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийные слайды.

Представлено мое видение деятельностного подхода с применением технологии развития критического мышления на примере урока литературы для обучающихся 5 класса, показаны приемы реализации личностной образовательной траектории обучаемых в процессе изучения литературы. В классах, где преподаю, созданы постоянные группы, в каждой из которых есть консультант. Кроме того – два эксперта, анализирующие достижения класса вместе с учителем.

1. Введение. /Погружение в тему/. – Прочитайте высказывание А.П. Чехова, которое является эпиграфом к уроку. Напомню: эпиграф поясняет замысел, идею. Мне необходима ваша помощь в формулировке темы урока. Ваши предложения я запишу на доске. В конце урока мы вернемся к эпиграфу, посмотрим, насколько вы были точны.

Прием «погружения» в тему по осмыслению

учащимися эпиграфа способствует созданию

эмоционального настроя на совместную

деятельность. Систематическая работа в этом

направлении дает большой воспитательный

потенциал – кто же откажет в помощи

учителю, который затрудняется сформулировать

тему! Интерес к урокам повышается.

2. Контрольно-подготовительный. /Согласен - не согласен. Выбор./

Я уверена, что все вы прочитали произведение Уайльда. Задумались ли вы над тем, в каком жанре оно выдержано. Я выдвигаю три предположения: легенда, притча, сказка. С чем согласны и что отвергаете?

- Что объединяет эти жанры?

- Вспомните легенду о юноше Нарциссе. Согласны ли вы с тем, что в поведении мальчика-звезды и Нарцисса есть общее?

- Вспомните притчу о блудном сыне, соотнесите с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына». Какая мысль объединяет их?

Приемы «выбора» или «согласен – не согласен»,

сравнения, сопоставления обладают большими

диагностическими возможностями, поскольку

позволяют сделать вывод о степени усвоения

пройденного материала. С заданиями такого

типа легко справляются слабые обучающиеся.

Я предоставляю возможность каждому в этой

группе почувствовать свою значимость. Одним из условий успешности является «вкрапливание»

пройденного материала в новый.

3. «Цель и цели» /Вызов. Обращение за помощью/.

- Готовясь к уроку, вы выполняли задания, требующие определенных усилий. Какие учебные цели, важные для вас лично, вам удалось реализовать?

- Напомню: вы должны помочь мне сформулировать тему урока.

Прием «цель и цели» или «вызов» мотивирует

Класс на осознанное участие в познавательной

деятельности, принятие ответственности за

собственные действия, то есть формирует реальную субъективную позицию каждого

ученика. Это – новый шаг к успешности детей.

Создана ситуация преодоления.

4. Сотворчество.

А) Театрализация.

- Обратимся к тексту. Какой эпизод, на ваш взгляд, является центральным? Проинсценируйте или прочитайте в лицах. Определите главную мысль.

Прием театрализации (элементы сценического

искусства), проходя через детское творчество,

становится средством реабилитации детей, не

способных к учению.

Б) Исследование.

- Назовите глаголы действия мальчика-звезды, характеризующие его с положительной стороны (возрождение души). Какое состояние героя они характеризуют? /Покаяние/.

(Не отринь меня, одари любовью, простер руки, зарыдал).

- Окажись вы рядом с ним, какой вопрос хотели бы задать?

- Приходилось ли вам в чем-то каяться? Каково при этом было состояние души?

- Как изменилось поведение мальчика-звезды после покаяния и прощения? Подтвердите текстом.

- Подберите к ключевым словам антонимы, характеризующие героя с отрицательной стороны: жертвенность, покаяние, добро, милосердие. (Эгоизм, гордыня, зло).

В) Самостоятельная работа («Кластер»).

- Предлагаю вам выполнить задание на выбор: используя текст сказки, составьте портрет мальчика-звезды.

Лицо

Одежда

Душа

- Составьте коллективный портрет группы (черты характера).

Положительные

Отрицательные

Необходимо воспитать

Такой прием исследования через

«взаимодействие» с героем приводит к

социализации материала урока.

Формируется информационный запрос.

Выстраиваются новые проблемы.

Созданная мотивация реализуется в

собственный опыт ученика, делает его

личностно значимым.

Прием «кластера» (идеи группируются

в отдельные блоки и располагаются

вокруг ключевого слова, то есть создан

коллективный опорный сигнал по теме)

развивает атмосферу сотворчества, навыки

контроля, самоконтроля, взаимоконтроля,

актуализирует полученные знания.

5. Возвращение к началу.

- Вдумайтесь в смысл эпиграфа. Вспомните идею центрального эпизода, проанализируйте продукт коллективного творчества – портрет мальчика-звезды. - Сформулируйте тему нашего урока. /Истинная красота человека – в добрых поступках…/

Цель этого приема – возвращение к

началу – помочь увидеть главный

результат своей деятельности. (Дети

справились с задачей, которая «не по

силам даже учителю»).

6. Домашнее задание. /Дифференциация/. А) Написать сочинение-размышление на одну из тем: «Согласен ли ты с афоризмом А.П. Чехова»? «Роль покаяния, прощения в жизни героя. Б) Составить карту скитаний мальчика-звезды. В) Прочитать, сделать анализ одного из произведений О.Уайльда, используя материалы урока.

Задания варьируются. 1-й уровень –

обязательный, 2-й – понятийный, 3 –

творческий. Выбравшие третье

задание становятся соорганизаторами

учебного процесса, так как материал

станет основой для мотивации на

следующем уроке (умение выйти за

рамки программы).

7. Рефлексия. /Осмысление/.

- Я доверяю экспертам оценить реальные достижения каждого в группе.

- Поделитесь своими мыслями. Какие задачи выполнили? Над чем еще предстоит работать? Спасибо за сотрудничество!

На этапе рефлексии приемы оценки и

самооценки выполняют самую важную

функцию: создается мотивация учения на

перспективу.

Выводы: приемы мотивации познавательной деятельности, которые учат добывать знания и всегда ведут к успешности как учеников, так и учителя – это

- «погружение» в тему; - исследование эпиграфа; - выбор (согласен – не согласен); - сравнение; - сопоставление; - «вызов» (обращение за помощью); - «цель и цели»; - театрализация; - взаимодействие с героем; - «кластер»; - «возврат к началу»; - оценка и самооценка; - тренинг внимания; - «не пропусти ошибку!»

«Сызранская излучина» (№5, 2017 год, Степовой Андрей, 9 класс)

«Талантливые писатели Сызрани внесли свою лепту в утверждение совестливости, порядочности, сострадания в обществе, которое утратило (уверен, на время) эти нравственные ценности. Литературно-художественный альманах «Сызранская излучина» - подтверждение этому факту. Читая сборник, начинаешь понимать, к чему должен стремиться, что обязан пытаться развить в себе, чтобы жизнь не прошла бесцельно. Это – душеполезное чтение, которое нельзя игнорировать. Нельзя обкрадывать душу, стремящуюся к свету, добру, милосердию!»

  1. Лексико-семантическая зарядка: а) образовать семантические ряды (лепта, нравственность, альманах, душеполезное, милосердие);

б) назовите ключевые слова, способствующие пониманию главной мысли текста.

«ПАМЯТЬ СЕРДЦА»

Поэты и писатели города Сызрани о войне

олевая игра. 9 класс).

Цель занятия:

а) обобщение знаний учащихся краеведческого материала о великой Отечественной войне;

б) развитие чувства национальной гордости и интереса учащихся к литературной жизни города;

в) реализация в игре творческих возможностей ребят, расширение представления об особенностях оформления книги.

Наглядность и оборудование.

  1. Плакат – высказывание Г.К. Жукова, Маршала Победы.

«Время не имеет власти над величием всего, что мы пережили в войну. Это было необычайно трудное, но и очень славное время. Человек, переживший однажды большие испытания и победивший, будет всю жизнь потом черпать силы в этой победе…»

  1. Портреты писателей г. Сызрани (В. Виноградов, Н. Овчинников, В. Морозенко, Н. Подлесова, А.Ульянов, В. Харитонов, В. Порунов и другие.)
  2. Аудио записи песен о войне.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

(постановка целей и задач)

Учитель: Сегодня, ребята, мы проводим очередное заседание редакционной коллегии. Обязанности главного редактора, если вы не возражаете, я возьму на себя.

(Каждому ученику отведена роль: заместитель редактора, художественный редактор, художники, критики, историк, сотрудники отделов).

II. ЛЕКСИКО – СЕМАНТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Альманах, переплет, суперобложка, форзац, титульный лист, шмуцтитул, фронтиспис.

  1. РАБОТА НАД ЭПИГРАФОМ УРОКА.

(Чтение высказывания Жукова)

Да, черпать силы из этой победы станут и писатели нашего города.

Редактор: Одна из характерных черт современности – стремление как можно больше знать о родном крае, его истории, культуре, литературе. Появление сборника – альманаха продиктовано временем и растущим интересом читателей к творчеству земляков. Сегодня вы издаете книгу «Память сердца» - сборник произведений местных писателей о ВОВ. Насколько это ответственно, вы, думаю, убедитесь, послушав историка.

Историк: Время неумолимо. Подумать только: с того незабываемого победного салюта 1945 года прошло уже более полвека. Но все отчетливее видится величие подвига. Вдумаемся хотя бы в такие цифры: за первые два года войны на защиту Родины из Сызрани, по довоенным меркам небольшого городка, ушли более 40 тысяч бойцов, около 30 тысяч из них принимали участие в военных действиях. Тема Великой Отечественной Войны станет основной в творчестве многих сызранских авторов, вернувшихся с войны.

Валентин Павлов, Анатолий Давыдов, Владимир Гусев, Николай Овчинников, Андрей Ежов, Леонид Виноградов, Василий Морозенко, Сергей Шмелев напишут проникновенные строки о суровом времени, ставшем легендой, о днях, наполненных болью и кровью, о солдатах, каждый из которых имеет право на звание Героя.

Год 1995 – издан сборник «Золотые звезды Сызрани», завершены книги Памяти Сызрани, Октябрьску и району, где поименно названы 17 тысяч наших земляков, не вернувшихся домой с войны.

Заместитель редактора: В том же 1995 году издан сборник «Помяни их, Земля родная!» (Куйбышевское издательство) о воинах – интернационалистах, о событиях афганской войны. Но ни в одном из названных сборников, я считаю, нет систематизации материала по теме Великой Отечественной войны. Да, сегодня перед нами стоит ответственная задача – оставить после себя след, добрый, вечный (ведь рукописи не горят) – издать книгу, с которой будут работать другие ученики. Одним словом, нужна книга, которая не оставила бы никого равнодушным при ее прочтении. Уже подготовлены макет книги, обложка, титульный лист, иллюстрации, шмуцтитулы. Я предоставляю слово художнику.

(на фоне аудио записи о войне)

Художник: Вы видите, что переплет книги и суперобложка красного цвета, цвета крови, потерь, горечи, тревоги не только за прошлое, но и за будущее. Красный цвет – предостережение.

Форзац создает определенное эмоциональное настроение, подсказывает читателю, о чем пойдет речь в книге. Его общая тональность – опять же сочетание розового, красного и черного.

Первый шмуцтитул «Когда не проходят старые раны…» Война как напоминание, война – крик памяти…. Об этом ярко рассказывают иллюстрации (анализ). Второй шмуцтитул «Вечно пойте о нас!» - связующее звено поколений, голоса современников, взывающих к жизни те трагические страницы истории. Это связь поколений. Третий шмуцтитул «Молодые голоса» - в этом разделе иллюстрации подтверждают отношение к теме войны наших сверстников (школьные таланты).

Редактор: Предлагаю обсудить работу художников.

Заместитель редактора: Думаю, что работа заслуживает внимания и одобрения. Нет сомнения в том, что художники справились со своей задачей. Через цветовую гамму – к гамме чувств, вызванных памятью о войне, о жертвах войны. Обложка, суперобложка предельно лаконичны. Цвета сочетаются удачно, изображения выразительны. Фронтиспис точен, иллюстрации выполнены на всю страницу. Это придает книге красочность и наглядную выразительность. Это поможет читателю глубже проникнуть в ее смысл, содержание. Предлагаю одобрить макет книги.

Редактор: Слово предоставляется критикам. Они работали над вступительными статьями. У каждого из них свой вариант.

(прослушивание материалов)

1 критик: Перечитывая книги, подобные нашему сборнику, особенно ясно чувствуешь, как нерасторжима связь времен, как нынешний день тысячами нитей связан со вчерашним. Эстетический идеал народа непременно вбирает в себя любовь и уважение к своей великой истории, и ценность многих литературных произведений определяется уже тем, что они хранят частицы одной из самых нетленных народных святынь – его прошлого.

Великая Отечественная Война… Образ сражавшейся Родины умножает художественную летопись военных лет. Память о войне, о жертвах войны… Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир.

2 критик: Дорогой читатель! Сейчас ты откроешь книгу. Удивительные произведения ждут тебя. Ты знаешь, что думали и думают о войне писатели г. Сызрани. Великая Отечественная война на долгие годы определила развитие литературного процесса. В литературу буквально врывались вчерашние фронтовики, которые о боевых сражениях, о героизме и страданиях народа знали не понаслышке. В этом плане показательно творчество, да и жизненная судьба Валентина Павлова, Анатолия Давыдова, Николая Овчинникова, Андрея Ежова, Василия Морозенко, Надежды Подлесовой.

Писатели послевоенного периода: Анатолий Ульянов, Борис Порунов, Олег Портнягин, Вячеслав Харитонов – напишут проникновенные строки о суровом времени, ставшем легендой: о днях, наполненных болью и кровью: о солдатах, каждый из которых имеет право на звание Героя.

Редактор: Обе статьи заслуживают внимания. Но я считаю, что статья 2-го критика более удачно вводит читателя в содержание сборника, знакомит с именами писателей разных поколений.

- А вы как считаете? Сопоставительный анализ статей.

Заместитель редактора: А я считаю, что 1-я статья выигрывает в том плане, что более эмоционально и точно определяет идею сборника – память сердца, связь времени, тему истории. Поэтому, думаю, следует соединить отдельные части обеих статей.

Редактор: Соответственно направленности статьи предлагаю расположить материал в хронологическом порядке: вначале – творчество писателей – участников войны, затем – писателей среднего поколения.

Первый шмуцтитул мы озаглавим так: «Когда не проходят старые раны». Слово предоставляется сотрудникам отделов.

1-й отдел (выступления по творчеству писателей):

Н. Подлесова «Мои дороги»

Н. Овчинников «Клин клином»

Л.Виноградов «Стреляют пушки», «Земля моя»

А. Давыдов «Память зовет»

С. Шмелев «Возвращение»

В. Морозенко (очерки)

Редактор: Второй шмуцтитул «Вечно пойте о нас» защищает 2-й отдел.

А. Ульянов «У вечного огня», «Баллада о пятерых», «Игры 42-го», «Январь 1944», «Умер отец».

Б. Порунов «Василек»

О. Портнягин «День рождения», «Еще вчера», «Проводите меня в 41-й»

О. Харитонов «Обнажите головы, потомки!»

Заместитель редактора подводит итоги работы отделов.

Редактор: Третий шмуцтитул - «Молодые голоса». С презентацией своего стихотворения «Память потомков» выступает ученица Ривкина Елена.

Затем – Григорова Жанна – со стихотворением «Ветеран» (презентация).

Редактор подводит итоги работы над сборником.

К. ФЕДИН

«ОСМЫСЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В РАССКАЗЕ

«ДЯДЯ КИСЕЛЬ». «СЧАСТЬЕ»

Глава «Дорога» из романа «Города и годы» 8 класс.

Цель: ввести учащихся в мир литературного творчества в период пребывания в Сызрани: значение этого времени для утверждения Федина как писателя;

познакомить с журналистской деятельностью писателя в журнале «Отклики»; помочь учащимся осмыслить человеческие ценности героев К. Федина.

Наглядность и оборудование:

  1. Портрет писателя.
  2. Плакат – эпиграф: «Уж ты, господи, ты, небесный отец,

Сыми с воина колюч – зол венец.

Ты ступи – огни войну – заботушку.

Вороти мужику хлеб – работушку»

К. Федин «Города и годы»

3. Выставка книг К. Федина

Словарь: пафос.

  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Еще одно замечательное имя вписано в литературную страницу нашего города – Константин Александрович Федин. Он родился в Саратове, здесь прошли его детские годы. С Саратовом связаны многие его произведения: трилогия «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Костер».

Что считать началом вступления Федина в литературу? Если формально, то 1913 – 1914 г.г. (в то время ему был 21 год); в журнале «Новый Сатирикон» были напечатаны сатирические стихи. Гораздо серьезнее то, что появилось на страницах сызранского журнала «Отклики» и в газете «Сызранский коммунар», - рассказы «Счастье» и «Дядя Кисель» - первые наброски романа «Города и годы». Именно А.М. Горький отметил у молодого Федина рассказ «Дядя Кисель»: «Живой человек… И рассказ, даром, что коротенький, заставляет задуматься».

- Что же связывает К. Федина с провинциальным волжским городом – уездной Сызранью?

II. РАССКАЗ УЧАЩИХСЯ О ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К. ФЕДИНА В СЫЗРАНИ

  1. «Два обстоятельства вызвали мое быстрое решение…»
  2. Редактор и единственный штатный сотрудник журнала «Отклики», редактор газеты «Известия» (с #1075;. – «Алый путь», а с – «Сызранский коммунар»).
  3. Первое выступление Федина в советской печати со статьей «Журнал» в провинции» (газета «Известия».)
  4. Почта журнала «Отклики».

III. ЧТЕНИЕ, АНАЛИЗ РАССКАЗОВ «СЧАСТЬЕ», «ДЯДЯ КИСЕЛЬ» ПО ПЛАНУ.

  1. История создания рассказа «Счастье» (возвращение Федина из германского плена).
  2. Смысл образов Андрея Старцова и Эльфы. (Убежденность рабочего в правоте революции, влияние политических убеждений на личные взаимоотношения людей, возможность счастливого исхода в любви при социальных разногласиях любящих).
  3. Почему дядя Кисель вызывает недоверие и подозрение пленных?
  4. Почему героя тревожит возвращение на родину?
  5. Как вы расцениваете его решение «поселиться в занятых немцами губерниях»?
  6. Что объединяет оба рассказа?
  1. ОБОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ ПО ТЕМЕ.

Сызранские впечатления наделили Федина знанием фактов, существенно обогатили его жизненный опыт.

«Осенью 1919 года … пока я доехал на лошади до города, у меня был готов рассказ «Сад». Многие черты Семидола, описанного в романе «Города и годы», родились из воспоминаний о Сызрани и ее окрестностях».

Летом 1919 года в Сызрани была организована выставка ручного труда детей. Федин написал для «Откликов» восторженную статью о ней «Труд в школе». «Это они, эти маленькие герои, - писал он, которым суждено свободно расти и учиться любить труд, выйдут из школы здоровыми, всесторонне развитыми, свободными гражданами социалистического труда».

А спустя многие годы описал эту выставку в романе «Необыкновенное лето». Здесь же описано и восстание кулаков в Сызранской Репьевке. Федин изменил лишь место действия.

«Здесь протекала моя революция… Этот год – лучший. Этот год – мой пафос», - писал Федин о Сызрани.

А.С. ПУШКИН О ПОВОЛЖЬЕ

РАССКАЗ Ю. ШАНЬКОВА «НА ПЕРЕПРАВЕ ПОД СЫЗРАНЬЮ»

(Исследование) 8 класс.

Цель: провести исследование жизни и творчества А.С. Пушкина, связанные непосредственно с Поволжьем; расширение знаний учащихся об истоках поэтического творчества; воспитание гордости за свой край, дающий вдохновение писателям.

Наглядность и оборудование:

  1. Портреты А.С. Пушкина, Давыдова Д.В.
  2. Иллюстративный материал.
  3. Диафильм по творчеству А.С. Пушкина (фрагменты)
  4. Плакат – эпиграф: Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

А.С. Пушкин.

Словарь: Пегас, Парнас, панорама.

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Великий Пушкин! И свет, и радость, и надежда – и в первую очередь – гордость за русский народ, русскую землю, подарившую нам гения.

Сегодня мы с гордостью можем сказать, что и Поволжьем связано это имя. Мальчик – лицеист горящими глазами провожал в Царском селе полки, уходившие на Отечественную войну с французами. 15 лет разницы было между Пушкиным и Д.В. Давыдовым (тот проживал в с. Верхняя Маза Сызранского уезда с 1832 по 1839 год). После войны они познакомились, подружились. Через всю жизнь пронес восторженное увлечение «Денисом - храбрецом», не переставал восхищаться им, запоминал его острые словечки и даже всерьез утверждал, что никому иному, а именно Давыдову был обязан тем, что не поддался в молодости, еще в лицее, влиянию модных поэтов (Жуковского и Батюшкова) и «почувствовал возможность быть оригинальным». В этом есть, конечно, доля преувеличения. В 1821 и 1836 году Пушкин пишет Д.В. Давыдову письма, прилагая тексты стихотворений.

II. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ «Д.В. ДАВЫДОВУ» (исследование, сопоставление)

1821 год. 1836 год.

Певец - гусар, ты пел биваки, Тебе, певцу, тебе, герою!

Раздолье ухарских пиров Не удалось мне за тобою

И грозную потеху драки При громе пушечном, в огне

И завитки своих усов Скакать на бешеном коне.

С веселых струн во дни покоя Наездник смирного Пегаса.

Походную сдувая пыль, Носил я старого Парнаса

Ты славил, лиру перестроя, Из моды вышедший мундир:

Любовь и мирную бутыль, Но и по этой службе трудной,

Я слушаю тебя и сердцем молодею, И тут, о мой наездник чудный,

Мне сладок жар твоих речей, Ты мой отец и командир.

Печальный, снова пламенею Вот мой Пугач: при первом взгляде

Воспоминаньем прежних дней, Он виден – плут, казак прямой!

Я все люблю язык страстей, В передовом твоем отряде

Его пленительные звуки Урядник был бы он лихой.

Приятны мне, как глас друзей

Во дни печальные разлуки…

- Найдите строки, определяющие отношение Пушкина к Давыдову.

- Определите лексическое значение слов Пегас, Парнас. Как они связаны с именем Пушкина?

III. ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ.

Сбор Пушкиным материала для «Истории Пугачева».

IV. ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ РАССКАЗА САМАРСКОГО ПИСАТЕЛЯ ЮРИЯ ШАНЬКОВА «ПЕРЕПРАВА ПОД СЫЗРАНЬЮ». Беседа.

- Найдите в тексте описание Заволжья.

- Автор пишет: «Но зато какая благодать разливалась в его душе сейчас. Так чувствует себя, наверное, пчела, возвращаясь домой с богатым взятком. Она хоть и рассчитывала, конечно, перед вылетом на добычу, но действительность превзошла все ее ожидания…» Как эти слова характеризуют результаты поездки Пушкина в Уральск?

- Что говорит поэт о зависимости творчества от царей?

- К какому выводу приходит Пушкин, размышляя о государственной власти? (Власть и свободу сочетать должно на взаимную пользу?)

- С чем было связано «приближение святого порыва, нарастание душевного подъема…» Что стало результатом «наслаждения видом Волги»? (поэма «Медный всадник» - «На берегу пустынных волн…» - строка, рожденная созерцанием Волги).

V. ОБОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ.

Да, именно здесь, на переправе под Сызранью, «ухватился поэт за ниточку изрядного клубка», сама Волга настраивала на раздумья о Степане Тимофеевиче и Емельяне Ивановиче. Через неделю Пушкин был в Болдине, а еще через неделю, года Александр Сергеевич начал вплотную работать над «Медным всадником» и к концу месяца закончил одну из самых гениальных поэм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности учащихся основной школы

Современный этап развития российского образования предполагает создание концепции оценки читательской грамотности на основе исследования PISA.  Эта международная программа диагностирует результат...

Формирование читательской грамотности учащихся основной школы

Формирование читательской грамотности учащихся основной школы является необходимым условием успешного функционирования в современном мире. Будущие выпускники школ - это образованные и успешные люди, о...

«Задания на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы»

Представлена модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...

Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...

Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы

Роимеры заданий по функциональной грамотности для учащихся основной школы...

Формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы на уроках математики.

Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидер...

Формирование читательской грамотности в основной школе

В статье рассматривается приоритетная цель образования современного школьника. Отмечается, что особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией....