Урок формирования читательской грамотности "Погружение в тайну текста"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

 Фан-Ди Оксана Викторовна

В программе данный урок стоит в начале учебного года, когда учащиеся изучают признаки текстов, стили текстов. Для того, чтобы разнообразить уроки по стилистике, в программу включены уроки-погружения в текст.

Главный содержательный вопрос урока. Для чего нужно стилевое единство текста?

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формат описания урока для формирования читательской грамотности по ____русскому языку____________________________________________

(укажите предмет)

  1. Фамилия, имя, отчество автора   Фан-Ди Оксана Викторовна        

        

  1. Место работы Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 9
  2. Должность  учитель русского языка и литературы        
  3. Класс     7 класс        
  4. Предмет   русский язык        
  5. Тема    Погружение в тайну текста.  Особенности художественного стиля        
  6. Место темы в программе[1]  урок развития речи. В программе данный урок стоит в начале учебного года, когда учащиеся изучают признаки текстов, стили текстов. Для того, чтобы разнообразить уроки по стилистике, в программу включены уроки-погружения в текст.
  7. Главный содержательный вопрос урока[2]   Для чего нужно стилевое единство текста?        
  8. Цель[3] (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:

знать:

  •  c какой целью авторы сохраняют стилевое единство текста;  

уметь (сможет продемонстрировать):

  • составлять текст в заданном стилистическом направлении.
  1. Инструменты проверки достижения результата[4]: устный ответ; самостоятельно составленный в художественном стиле диалог.
  2. Критерии/показатели/индикаторы оценки достижения результатов[5]   

Критерий оценки  самостоятельной работы

От каждого учащегося:

5 реплик в заданном стиле – «5»

4 реплики – «4»

3 реплики – «3»

2 реплики – «2»

При нарушении стилевого единообразия оценка снижается на 1 балл.

  1. Основные этапы урока и планирование времени на каждый этап:

Работа в классе:

Начало урока (мотивация, введение в тему: постановка учебной задачи, проблемная ситуация, описание ситуации чтения) __3__ минут

Урок (работа с текстом , деятельность учащихся) ___40_ минут

Завершение урока __2__ минут

  1. Организационно-педагогические условия и описание хода урока

А) Описание учебной задачи[6]

Работая с предложенным текстом, учащиеся должны определить стиль текста, узнать значение непонятных слов.

Б) Ход урока, его этапы, задания учащимся на основе сконструированных текстов[7]

1. Знакомство с текстом.

Актуализация ранее изученного: Вспомните, какие вы знаете функциональные стили русского языка? (научный, публицистический, официально-деловой, художественный) В чем их отличие друг от друга? Что отличает художественный текст от всех остальных? (наличие большого количества средств художественной выразительности). Перечислите известные вам тропы.  

Ответы на вопросы: Какова цель автора текста? В каком стиле написан текст? Назовите  его  отличительные особенности. В какой речевой ситуации мы используем лексику, относящуюся к художественному стилю?

Формируемые читательские умения: понимать коммуникативное намерение автора, назначение текста; оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов; использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний.

2. Найдите в тексте средства выразительности, важные для создания художественного текста. Приведите примеры.

Цель использования тропа

Примеры из текста

Метафоры

Формирует образное представление о мире

испытать каждую веру на месте

Эпитеты

Характеризуют предмет, придавая ему образность и красочность

храбрый и умный князь

Сравнения

Помогают представить предмет, получить о нем более полное представление

где они находятся, на земле или на небе, такая красота была там

Формируемые читательские умения: находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.

3. Беседа по содержанию текста. Можно ли представить себе героев рассказа (их внешность, характер, симпатии и антипатии) по речи? Как это обнаруживается в тексте? Может ли речь и поступки героев помочь определить тему текста?

Каким вы себе представляете героя/героев

Как характеризует героев их речь.

Как ведут себя герои, какие поступки совершают

Автор текста

Человек, принадлежащий к людям, приближенным к князю.

Речь грамотная, образная. Рассказывает о событиях с точки зрения свидетеля событий

Не вмешивается в происходящие события, только констатирует их

Князь Владимир

Главный герой текста. Умный. Рассуждающий. Высокий, статный

Человек образованный, думающий, рассуждающий. Использует в своей речи образные выражения

Принимает решения. Сомневается. Не верит на слово, ему нужны доказательства правоты собеседника

Собеседники

Представители всех конфессий люди умные, умеющие привлечь и заинтересовать собеседника

Образованные, хорошо разбирающиеся в основах своей религии, заинтересованные

Предлагают принять решение, приглашают посетить страну и познакомиться с обрядами.

Формируемые читательские умения: понимать чувства, мотивы, характеры героев; умение понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею текста).

4. Для кого был написан этот текст? Какую цель ставил перед собой автор, создавая этот текст? Как вы думаете, вы поняли бы друг друга, если бы могли поговорить с автором текста? С князем Владимиром? С его собеседниками?

Реплики героев из текста

Ваши реплики при беседе с героями (не менее 4-5)

Автор текста

— На Руси во времена правления князя Владимира поклонялись многим Богам. — Такая вера называлась язычество.

— Князю пришла на сердце мысль, что он поклоняется не истинным Богам.

— К нему пришли представители разных вер: магометяне, евреи и греки. — Князь отправил бояр по разным странам посмотреть, кто как живет и как служит Богу. Именно их рассказ о христианстве и сыграл решающую роль в определении веры для русского народа.

— Почему князь не знал истинного Бога?

— Кому поклонялся князь Владимир?

— Почему князь Владимир начал присматриваться к другим народам?

— Представители каких вероисповеданий пришли к князю Владимиру?

— Как князь Владимир решил выбрать веру для русского народа?

Князь Владимир

— Запала мне в сердце мысль, что не истинным Богам поклоняюсь я.

— Хочу узнать, каким Богам поклоняются какие народы.

— Эта картина заставила меня задуматься  том, по какую руку от Христа находимся мы Русичи.

— Пошлю своих бояр по разным странам, посмотреть, кто как живет и как служит Богу.

— Истинному ли Богу поклоняешься ты, князь Владимир?

— Что хочешь делать с этой мыслью, князь?

— Чем тебя, князь, поразила картина Страшного суда?

— Как будете выбирать, во что веровать?

Собеседники

— Именно эта картина отражает суть Христианства и князь ее понял. Он выразил ее словами: «Хорошо этим, которые по правую сторону от Христа, горе же тем, которые стоят по левую и которые войдут в вечный огонь».

 Если ты хочешь быть с праведниками, то крестись.

— храм святой Софии. И решили они, что тут действительно Бог с людьми пребывает.

— Не знали они, где находятся, на земле или на небе, такая красота была там.

Разговор с представителями христианства.

— Почему вы показали князю Владимиру именно картину Страшного суда, а не какую-нибудь другую?

— Для чего князю Владимиру нужно было креститься?

— Какой храм вы показали боярам, пришедшим из земли русской?

— Что больше всего поразило Русичей?

Формируемые читательские умения: использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний (составления собственного текста).

  1. Учебные материалы (тексты), которые будут использованы на уроке.[8]
  1. Как Владимир Святой нашёл истинную веру.

Ровно тысячу лет тому назад был на Руси храбрый и умный князь Владимир. Он ещё не знал тогда истинного Бога и поклонялся идолам. И запала в его сердце мысль, что он поклоняется не настоящим богам. Начал он присматриваться к другим народам — кто из них как молится Богу. И стали к нему тогда приходить посланные от разных народов, и каждый предлагал ему свою веру. Магометане говорили: «Мы веруем в Бога, а Магомет у нас пророк Божий. Он учит нас, как жить, свинину не велит есть и вина не позволяет пить». Пришли евреи и тоже хвалили свою веру. Но вот пришли к Владимиру греки-христиане, и один из них показал Владимиру картину Страшного суда, рассказывая о Христе. Сильно поразила эта картина Владимира, он задумался, вздохнул и сказал: «Хорошо этим, которые по правую сторону от Христа, горе же тем, которые стоят по левую и которые войдут в вечный огонь». На что грек-монах ответил ему: «Если ты хочешь быть с праведниками, то крестись». Владимир всё же не решался переменить свою веру и решил испытать каждую веру на месте. Он послал своих бояр по разным странам посмотреть, кто как живёт и как служит Богу. Бояре побывали у болгар и у хозар, но когда они попали в Византию (теперь называется Константинополь), в храм святой Софии — то прямо не знали, где они находятся, на земле или на небе, такая красота была там. И решили они, что тут действительно Бог с людьми пребывает. Вернувшись к Владимиру, сказали ему: «Каждый человек, вкусивши сладкого, не захочет горького; так и мы больше не хотим оставаться в нашей старой языческой вере». Услышав их рассказ, Владимир решил принять святое крещение и крестить весь русский народ.

Текст  взят из рабочей тетради Е.С. Антоновой «Тайны текста» рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 7-8 класс. Кейс. М: 2012.

  1. Рабочие листы для учеников (тексты с вопросами и заданиями) на каждый этап урока или ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ урока.  

Таблица 1.

Цель использования тропа

Примеры из текста

Метафоры

Эпитеты

Сравнения

Таблица 2

Каким вы себе представляете героя/героев

Как характеризует героев их речь.

Как ведут себя герои, какие поступки совершают

Автор текста

Князь Владимир

Собеседники

Таблица 3

Реплики героев из текста

Ваши реплики при беседе с героями (не менее 5)

Автор текста

Князь Владимир

Собеседники

  1. Необходимое оснащение для урока[9]: Текст из рабочей тетради Е.С. Антоновой «Тайны текста» рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 7-8 класс. Кейс. М: 2012.
  2. Текст домашнего задания[10]: дома учащиеся должны будут составить диалог двух участников беседы, в художественном стиле с использованием тропов. Тему для диалога выбирают самостоятельно.

Тема 1. Диалог князя Владимира с византийцами

Тема 2. Диалог князя Владимира с подданными, вернувшимися из Константинополя. (Основа для диалогов «Почему русичи выбрали христианскую веру». Материал – текст классной работы, исторические источники в качестве дополнительной литературы) Диалог не должен превышать 10 реплик (по % от каждого собеседника)

Критерий оценки  домашнего задания

От каждого учащегося:

5 реплик в заданном стиле – «5»

4 реплики – «4»

3 реплики – «3»

2 реплики – «2»

При нарушении стилевого единообразия оценка снижается на 1 балл.


[1] Данный пункт это своеобразная пояснительная записка, которая определяет место урока в программе, указывает на связи содержания урока с предыдущими и последующими темами, определяет динамику формирования умений и т.п.

[2] Главный содержательный вопрос урока может содержать в себе проблемную ситуацию (проблемный вопрос), который определяет ситуацию чтения, становится учебной задачей.

[3] Цель должна соответствовать технологии SMART:

S (Specific)  Конкретные – цель должна быть четко сформулирована, направлена на изменение конкретной ситуации.

M (Measurable)  Измеримые – если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат (ожидаемый результат, заложенный в цели, должен быть измерен качественно или количественно через систему индикаторов реализации цели).

A (Attainable) – Достижимые: цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперед за счет достижения успеха. Стоит ставить достаточно сложные цели (предполагающие усилия), но при этом они должны быть достижимыми.

R (Result-oriented) – Ориентированные на результат (релевантные): цели должны характеризоваться исходя из результата, а не количества проделываемой работы.

T (Time-bounded) – Соотносимые с конкретным сроком: цель должна быть выполнима в определенном временном измерении.

Цель должна определяться и формулироваться через результат деятельности УЧАЩЕГОСЯ.

[4] Например, выполнение задания/заданий, устный ответ (публичное выступление), создание продукта (собственного текста), заполнение матрицы (таблицы), тест, самостоятельная/контрольная работа и т.п.

[5] Опишите конкретные критерии/показатели/индикаторы, которые используются при оценке достижения запланированных результатов. Например, если инструмент проверки – тест, то в данном разделе вам необходимо включить сам тест со всеми вопросами и вариантами ответов на них, обозначить правильные ответы и вес каждого правильного ответа. Другой пример – результатом обучения у вас будет выполнение самостоятельного задания (ответ на вопрос). Следовательно, в данном разделе вам необходимо привести критерии оценки этого задания и шкалу перевода баллов в отметку.

[6]Учебная задача может быть описана через проблемный вопрос, проблемную ситуацию, кейс, задачу, ситуацию чтения.

[7] В данном пункте вам необходимо описать логику разворачивания урока: как и для чего дается задание школьникам, с какими учебными материалами они работают, как организована деятельность (индивидуально, по парам, по группам). Организация деятельности школьников в зависимости от задания и этапа может меняться, и это изменение должно быть обосновано. Логику разворачивания этапов урока необходимо писать понятно, ясно, последовательно, избегать клише и общих слов. Нельзя! Описывать логику разворачивания в формате технологической карты, это должен быть текст! Слова «Здравствуйте, дети!» и т.п. также не приветствуются. Вы «со стороны» должны описать то, что будет происходить на уроке. Именно при описании этого пункта вы должны обратить внимание на деятельность школьников в контексте формирования читательской грамотности.

[8] Все тексты должны быть подписаны, указаны авторы, характеристика текста (учебный текст, карта, публицистика, хронологическая таблица, первичный исторический источник, произведение историка, схема, инфографика, статистика и т.п.), указаны выходные данные. Если текст взят из сети Интернет, то также должен быть указан автор, сделана ссылка на сайт и указана дата обращения к данному сайту. Т.е. все тексты должны быть атрибутированы.

[9] В данном пункте необходимо указать количество раздаточных материалов, оборудование: компьютеры, интерактивная доска и т.п. и другое оборудование, если необходимо.

[10] Домашнее задание должно быть связано с содержанием урока, должны быть описаны критерии оценки домашнего задания, критерии оценки должны быть ясны и понятны УЧАЩИМСЯ. ИЛИ домашнее задание может быть связано с продолжением изучения темы и формирования умений и носить опережающий характер. Если домашнее задание носит опережающий характер, то учащимся должна быть понятна учебная задача. Если домашнее задание НЕ предусмотрено в данном уроке, то необходимо описать ОБОСНОВАНИЕ такого решения. Например, в ходе урока была выполнена учебная задача и учащиеся оценены по данной теме. Тогда в описании хода урока должно быть предусмотрено время на оценивание и ясно обозначены критерии данного оценивания. Данный пункт может повторять информацию 10 и 11 пунктов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование читательских компетенций на уроках литературы в 6 классе на примере анализа прозаического и лирического текстов».

«Формирование читательских компетенций на уроках литературы в 6 классе на примере анализа прозаического и лирического текстов»....

Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".

1. Введение        Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...

Экспериментальная деятельность учителя. Формирование читательской грамотности посредством несплошных текстов

Как можно работать с несплошными текстами и  формировать навыки читательской грамотности...

Разработка заданий по формированию читательской грамотности на основе текстов различных стилей с использованием разных видов работ

Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных...

Методическая разработка урока "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

Конспект урока русского языка по работе с информацией при подготовке к ОГЭ....