Урок формирования читательской грамотности "Погружение в тайну текста"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
В программе данный урок стоит в начале учебного года, когда учащиеся изучают признаки текстов, стили текстов. Для того, чтобы разнообразить уроки по стилистике, в программу включены уроки-погружения в текст.
Главный содержательный вопрос урока. Для чего нужно стилевое единство текста?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogruzhenie_v_taynu_teksta_osobennosti_hudozhestvennogo_stilya.docx | 43.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Формат описания урока для формирования читательской грамотности по ____русскому языку____________________________________________
(укажите предмет)
- Фамилия, имя, отчество автора Фан-Ди Оксана Викторовна
- Место работы Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 9
- Должность учитель русского языка и литературы
- Класс 7 класс
- Предмет русский язык
- Тема Погружение в тайну текста. Особенности художественного стиля
- Место темы в программе[1] урок развития речи. В программе данный урок стоит в начале учебного года, когда учащиеся изучают признаки текстов, стили текстов. Для того, чтобы разнообразить уроки по стилистике, в программу включены уроки-погружения в текст.
- Главный содержательный вопрос урока[2] Для чего нужно стилевое единство текста?
- Цель[3] (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:
знать:
- c какой целью авторы сохраняют стилевое единство текста;
уметь (сможет продемонстрировать):
- составлять текст в заданном стилистическом направлении.
- Инструменты проверки достижения результата[4]: устный ответ; самостоятельно составленный в художественном стиле диалог.
- Критерии/показатели/индикаторы оценки достижения результатов[5]
Критерий оценки самостоятельной работы
От каждого учащегося:
5 реплик в заданном стиле – «5»
4 реплики – «4»
3 реплики – «3»
2 реплики – «2»
При нарушении стилевого единообразия оценка снижается на 1 балл.
- Основные этапы урока и планирование времени на каждый этап:
Работа в классе:
Начало урока (мотивация, введение в тему: постановка учебной задачи, проблемная ситуация, описание ситуации чтения) __3__ минут
Урок (работа с текстом , деятельность учащихся) ___40_ минут
Завершение урока __2__ минут
- Организационно-педагогические условия и описание хода урока
А) Описание учебной задачи[6]
Работая с предложенным текстом, учащиеся должны определить стиль текста, узнать значение непонятных слов.
Б) Ход урока, его этапы, задания учащимся на основе сконструированных текстов[7]
1. Знакомство с текстом.
Актуализация ранее изученного: Вспомните, какие вы знаете функциональные стили русского языка? (научный, публицистический, официально-деловой, художественный) В чем их отличие друг от друга? Что отличает художественный текст от всех остальных? (наличие большого количества средств художественной выразительности). Перечислите известные вам тропы.
Ответы на вопросы: Какова цель автора текста? В каком стиле написан текст? Назовите его отличительные особенности. В какой речевой ситуации мы используем лексику, относящуюся к художественному стилю?
Формируемые читательские умения: понимать коммуникативное намерение автора, назначение текста; оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов; использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний.
2. Найдите в тексте средства выразительности, важные для создания художественного текста. Приведите примеры.
Цель использования тропа | Примеры из текста | |
Метафоры | Формирует образное представление о мире | испытать каждую веру на месте |
Эпитеты | Характеризуют предмет, придавая ему образность и красочность | храбрый и умный князь |
Сравнения | Помогают представить предмет, получить о нем более полное представление | где они находятся, на земле или на небе, такая красота была там |
Формируемые читательские умения: находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.
3. Беседа по содержанию текста. Можно ли представить себе героев рассказа (их внешность, характер, симпатии и антипатии) по речи? Как это обнаруживается в тексте? Может ли речь и поступки героев помочь определить тему текста?
Каким вы себе представляете героя/героев | Как характеризует героев их речь. | Как ведут себя герои, какие поступки совершают | |
Автор текста | Человек, принадлежащий к людям, приближенным к князю. | Речь грамотная, образная. Рассказывает о событиях с точки зрения свидетеля событий | Не вмешивается в происходящие события, только констатирует их |
Князь Владимир | Главный герой текста. Умный. Рассуждающий. Высокий, статный | Человек образованный, думающий, рассуждающий. Использует в своей речи образные выражения | Принимает решения. Сомневается. Не верит на слово, ему нужны доказательства правоты собеседника |
Собеседники | Представители всех конфессий люди умные, умеющие привлечь и заинтересовать собеседника | Образованные, хорошо разбирающиеся в основах своей религии, заинтересованные | Предлагают принять решение, приглашают посетить страну и познакомиться с обрядами. |
Формируемые читательские умения: понимать чувства, мотивы, характеры героев; умение понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею текста).
4. Для кого был написан этот текст? Какую цель ставил перед собой автор, создавая этот текст? Как вы думаете, вы поняли бы друг друга, если бы могли поговорить с автором текста? С князем Владимиром? С его собеседниками?
Реплики героев из текста | Ваши реплики при беседе с героями (не менее 4-5) | |
Автор текста | — На Руси во времена правления князя Владимира поклонялись многим Богам. — Такая вера называлась язычество. — Князю пришла на сердце мысль, что он поклоняется не истинным Богам. — К нему пришли представители разных вер: магометяне, евреи и греки. — Князь отправил бояр по разным странам посмотреть, кто как живет и как служит Богу. Именно их рассказ о христианстве и сыграл решающую роль в определении веры для русского народа. | — Почему князь не знал истинного Бога? — Кому поклонялся князь Владимир? — Почему князь Владимир начал присматриваться к другим народам? — Представители каких вероисповеданий пришли к князю Владимиру? — Как князь Владимир решил выбрать веру для русского народа? |
Князь Владимир | — Запала мне в сердце мысль, что не истинным Богам поклоняюсь я. — Хочу узнать, каким Богам поклоняются какие народы. — Эта картина заставила меня задуматься том, по какую руку от Христа находимся мы Русичи. — Пошлю своих бояр по разным странам, посмотреть, кто как живет и как служит Богу. | — Истинному ли Богу поклоняешься ты, князь Владимир? — Что хочешь делать с этой мыслью, князь? — Чем тебя, князь, поразила картина Страшного суда? — Как будете выбирать, во что веровать? |
Собеседники | — Именно эта картина отражает суть Христианства и князь ее понял. Он выразил ее словами: «Хорошо этим, которые по правую сторону от Христа, горе же тем, которые стоят по левую и которые войдут в вечный огонь». — Если ты хочешь быть с праведниками, то крестись. — храм святой Софии. И решили они, что тут действительно Бог с людьми пребывает. — Не знали они, где находятся, на земле или на небе, такая красота была там. | Разговор с представителями христианства. — Почему вы показали князю Владимиру именно картину Страшного суда, а не какую-нибудь другую? — Для чего князю Владимиру нужно было креститься? — Какой храм вы показали боярам, пришедшим из земли русской? — Что больше всего поразило Русичей? |
Формируемые читательские умения: использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний (составления собственного текста).
- Учебные материалы (тексты), которые будут использованы на уроке.[8]
- Как Владимир Святой нашёл истинную веру.
Ровно тысячу лет тому назад был на Руси храбрый и умный князь Владимир. Он ещё не знал тогда истинного Бога и поклонялся идолам. И запала в его сердце мысль, что он поклоняется не настоящим богам. Начал он присматриваться к другим народам — кто из них как молится Богу. И стали к нему тогда приходить посланные от разных народов, и каждый предлагал ему свою веру. Магометане говорили: «Мы веруем в Бога, а Магомет у нас пророк Божий. Он учит нас, как жить, свинину не велит есть и вина не позволяет пить». Пришли евреи и тоже хвалили свою веру. Но вот пришли к Владимиру греки-христиане, и один из них показал Владимиру картину Страшного суда, рассказывая о Христе. Сильно поразила эта картина Владимира, он задумался, вздохнул и сказал: «Хорошо этим, которые по правую сторону от Христа, горе же тем, которые стоят по левую и которые войдут в вечный огонь». На что грек-монах ответил ему: «Если ты хочешь быть с праведниками, то крестись». Владимир всё же не решался переменить свою веру и решил испытать каждую веру на месте. Он послал своих бояр по разным странам посмотреть, кто как живёт и как служит Богу. Бояре побывали у болгар и у хозар, но когда они попали в Византию (теперь называется Константинополь), в храм святой Софии — то прямо не знали, где они находятся, на земле или на небе, такая красота была там. И решили они, что тут действительно Бог с людьми пребывает. Вернувшись к Владимиру, сказали ему: «Каждый человек, вкусивши сладкого, не захочет горького; так и мы больше не хотим оставаться в нашей старой языческой вере». Услышав их рассказ, Владимир решил принять святое крещение и крестить весь русский народ.
Текст взят из рабочей тетради Е.С. Антоновой «Тайны текста» рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 7-8 класс. Кейс. М: 2012.
- Рабочие листы для учеников (тексты с вопросами и заданиями) на каждый этап урока или ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ урока.
Таблица 1.
Цель использования тропа | Примеры из текста | |
Метафоры | ||
Эпитеты | ||
Сравнения |
Таблица 2
Каким вы себе представляете героя/героев | Как характеризует героев их речь. | Как ведут себя герои, какие поступки совершают | |
Автор текста | |||
Князь Владимир | |||
Собеседники |
Таблица 3
Реплики героев из текста | Ваши реплики при беседе с героями (не менее 5) | |
Автор текста | ||
Князь Владимир | ||
Собеседники |
- Необходимое оснащение для урока[9]: Текст из рабочей тетради Е.С. Антоновой «Тайны текста» рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 7-8 класс. Кейс. М: 2012.
- Текст домашнего задания[10]: дома учащиеся должны будут составить диалог двух участников беседы, в художественном стиле с использованием тропов. Тему для диалога выбирают самостоятельно.
Тема 1. Диалог князя Владимира с византийцами
Тема 2. Диалог князя Владимира с подданными, вернувшимися из Константинополя. (Основа для диалогов «Почему русичи выбрали христианскую веру». Материал – текст классной работы, исторические источники в качестве дополнительной литературы) Диалог не должен превышать 10 реплик (по % от каждого собеседника)
Критерий оценки домашнего задания
От каждого учащегося:
5 реплик в заданном стиле – «5»
4 реплики – «4»
3 реплики – «3»
2 реплики – «2»
При нарушении стилевого единообразия оценка снижается на 1 балл.
[1] Данный пункт это своеобразная пояснительная записка, которая определяет место урока в программе, указывает на связи содержания урока с предыдущими и последующими темами, определяет динамику формирования умений и т.п.
[2] Главный содержательный вопрос урока может содержать в себе проблемную ситуацию (проблемный вопрос), который определяет ситуацию чтения, становится учебной задачей.
[3] Цель должна соответствовать технологии SMART:
S (Specific) – Конкретные – цель должна быть четко сформулирована, направлена на изменение конкретной ситуации.
M (Measurable) – Измеримые – если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат (ожидаемый результат, заложенный в цели, должен быть измерен качественно или количественно через систему индикаторов реализации цели).
A (Attainable) – Достижимые: цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперед за счет достижения успеха. Стоит ставить достаточно сложные цели (предполагающие усилия), но при этом они должны быть достижимыми.
R (Result-oriented) – Ориентированные на результат (релевантные): цели должны характеризоваться исходя из результата, а не количества проделываемой работы.
T (Time-bounded) – Соотносимые с конкретным сроком: цель должна быть выполнима в определенном временном измерении.
Цель должна определяться и формулироваться через результат деятельности УЧАЩЕГОСЯ.
[4] Например, выполнение задания/заданий, устный ответ (публичное выступление), создание продукта (собственного текста), заполнение матрицы (таблицы), тест, самостоятельная/контрольная работа и т.п.
[5] Опишите конкретные критерии/показатели/индикаторы, которые используются при оценке достижения запланированных результатов. Например, если инструмент проверки – тест, то в данном разделе вам необходимо включить сам тест со всеми вопросами и вариантами ответов на них, обозначить правильные ответы и вес каждого правильного ответа. Другой пример – результатом обучения у вас будет выполнение самостоятельного задания (ответ на вопрос). Следовательно, в данном разделе вам необходимо привести критерии оценки этого задания и шкалу перевода баллов в отметку.
[6]Учебная задача может быть описана через проблемный вопрос, проблемную ситуацию, кейс, задачу, ситуацию чтения.
[7] В данном пункте вам необходимо описать логику разворачивания урока: как и для чего дается задание школьникам, с какими учебными материалами они работают, как организована деятельность (индивидуально, по парам, по группам). Организация деятельности школьников в зависимости от задания и этапа может меняться, и это изменение должно быть обосновано. Логику разворачивания этапов урока необходимо писать понятно, ясно, последовательно, избегать клише и общих слов. Нельзя! Описывать логику разворачивания в формате технологической карты, это должен быть текст! Слова «Здравствуйте, дети!» и т.п. также не приветствуются. Вы «со стороны» должны описать то, что будет происходить на уроке. Именно при описании этого пункта вы должны обратить внимание на деятельность школьников в контексте формирования читательской грамотности.
[8] Все тексты должны быть подписаны, указаны авторы, характеристика текста (учебный текст, карта, публицистика, хронологическая таблица, первичный исторический источник, произведение историка, схема, инфографика, статистика и т.п.), указаны выходные данные. Если текст взят из сети Интернет, то также должен быть указан автор, сделана ссылка на сайт и указана дата обращения к данному сайту. Т.е. все тексты должны быть атрибутированы.
[9] В данном пункте необходимо указать количество раздаточных материалов, оборудование: компьютеры, интерактивная доска и т.п. и другое оборудование, если необходимо.
[10] Домашнее задание должно быть связано с содержанием урока, должны быть описаны критерии оценки домашнего задания, критерии оценки должны быть ясны и понятны УЧАЩИМСЯ. ИЛИ домашнее задание может быть связано с продолжением изучения темы и формирования умений и носить опережающий характер. Если домашнее задание носит опережающий характер, то учащимся должна быть понятна учебная задача. Если домашнее задание НЕ предусмотрено в данном уроке, то необходимо описать ОБОСНОВАНИЕ такого решения. Например, в ходе урока была выполнена учебная задача и учащиеся оценены по данной теме. Тогда в описании хода урока должно быть предусмотрено время на оценивание и ясно обозначены критерии данного оценивания. Данный пункт может повторять информацию 10 и 11 пунктов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование читательских компетенций на уроках литературы в 6 классе на примере анализа прозаического и лирического текстов».
«Формирование читательских компетенций на уроках литературы в 6 классе на примере анализа прозаического и лирического текстов»....
Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".
1. Введение Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...
Экспериментальная деятельность учителя. Формирование читательской грамотности посредством несплошных текстов
Как можно работать с несплошными текстами и формировать навыки читательской грамотности...
Методическая разработка заданий "Открытая тайна природы". Задания на формирование читательской грамотности на уроках биологии.
Задания на формирование читательской грамотности на уроках биологии....
Разработка заданий по формированию читательской грамотности на основе текстов различных стилей с использованием разных видов работ
Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных...
Методическая разработка урока "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"
Конспект урока русского языка по работе с информацией при подготовке к ОГЭ....
Рабочий лист урока "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"
Материал содержит задания разного уровня сложности...