Методика подготовки интегрированного урока литературы и музыки
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Разработан интегрированный урок литературы и музыки при изучении повести Н. В. Гоголя "Майская ночь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sorochinskaya_darya_fl-lmz-21_konspekt_integrirovannogo_uroka_1.docx | 31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС 5 класс
Технологическая карта урока литературы в 5 классе (программа авт. В. Ф. Чертов, Л.А. Трубина)
Предмет | Литература | 5 класс | |||
Тема | Особенности изображения фантастических героев в повести Н. В. Гоголя «Майская ночь» и опере Н. А. Римского-Корсакова «Майская ночь» | ||||
Планируемые образовательные результаты | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Литература: Умение характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики. Представлять развернутый устный ответ на поставленные вопросы. Находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя. Музыка: Умение анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп. Владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы. Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. | Умение формулировать учебные задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что ещё неизвестно. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия через творческую деятельность эстетического характера. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной деятельности. | |||
Решаемые учебные проблемы |
| ||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Презентация с обучающим материалом и аудиозаписями оперы. | ||||
Методическое назначение средств ИКТ | Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых. Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала. Включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, основанных на использовании средств ИКТ. | ||||
Методы и приёмы обучения | Слово учителя, аналитическая беседа, синквейн, сравнительный анализ. | ||||
Образовательные и интернет-ресурсы | Чертов В. Ф. Литература: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1 / под ред. В. Ф. Чертова – М.: «Просвещение», 2019. Музыкальный энциклопедический словарь под ред. Г. В. Келдыша – М: «Советская энциклопедия», 1990. | ||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||
Этап урока | Действия учителя | Действия обучающихся | УУД | ||
Актуализация знаний | Просит вспомнить изученные ранее фантастические повести Н. В. Гоголя, какие фантастические герои и события изображены в повести, как они соотносятся с реальностью. Вспоминают, какую повесть они прочитали дома. В какой момент герой сталкивается с фантастическим? | Вспоминают повесть «Ночь перед Рождеством», отмечают основных фантастических героев: Солоха, черт, Пацюк. Говорят об основных фантастических событиях: кража месяца, полеты на метле, полет на черте. Отмечают, что фантастика и реальность слиты воедино, простой народ не удивляется фантастическим вещам. Читали «Майскую ночь или Утопленницу». Наиболее ярко проявление фантастического наблюдается в главе «Утопленница». | Познавательные УУД: структурирование знаний; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями ситуации; вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы. | ||
Постановка учебной задачи | Отмечает, что по мотивам повести Н. А. Римским-Корсаковым создана опера на собственное либретто. | С помощью учителя формулируют тему и учебную цель урока - выяснить, в чем заключается сходство и различие в изображении фантастических образов в повести и опере. | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. | ||
Словарная работа | Выводит на слайде презентации термины «либретто», «темп», «ритм», «интонация». Спрашивает, знакомы ли детям данные музыкальные понятия? Далее выводится рядом и их значение. Предлагает учащимся сопоставить термин с его значением. | Учащиеся с помощью педагога сопоставляют термины со значением: Либретто - текст оперы и оратории, часто в стихотворной форме. Темп - скорость движения в музыке. Интонация - точность тона музыканта или музыкального инструмента. Интонация может быть плоской, резкой или и той и другой, последовательно или одновременно. | Регулятивные: коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | ||
Открытие «нового знания» (аналитическая беседа) | Предлагает прослушать отрывок из действия 3 картины 2 (акт 3) оперы и обратиться к отрывку из главы «Утопленница» и ответить на следующий вопрос:
|
Вывела краску с него она чарами. Очи мои, ясны очи мои, О, не глядят мои очи от слез!». В этот момент почти не слышна музыка, все переживания скрыты в ее голосе.
Я вижу: русалки на берег Одна за другою выходят. При месяце бледны их лица, С кос длинных струится вода. Как тени, прозрачны тела их, Одежды их белы, как снег». Особенностью использования этих образов является расширение их роли. У Н. В. Гоголя русалки предстают как второстепенные персонажи и почти не говорят с Левко. В опере же им отводится одна из главных ролей, они поют много песен, им отводится больше сценического времени, чем в повести. Еще одной особенностью изображения русалок является их хоровое пение, которое создает эффект полного присутствия внутри хоровода, а также путает мысли героя, не позволяет ему найти мачеху.
| Познавательные УУД: смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, установление аналогий, • сравнение конкретно-чувственных и иных данных. Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями ситуации; вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию | ||
Первичное закрепление | Предлагает записать выводы обсуждения в тетрадь. | Записывают выводы, сформулированные в ходе обсуждения:
| Познавательные УУД: умение структурировать знания, генерализация и выведение общности и различного для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | ||
Рефлексия деятельности | Предлагает сочинить синквейн по мотивам изучаемого отрывка повести и оперы «Майская ночь». | Пример синквейна:
Паночка несчастная, фантастическая страдает, просит, освобождается Музыка и литература могут её изобразить Свобода | Личностные УУД: действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями ситуации; вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы. | ||
Подведение итогов, домашнее задание | Нарисовать иллюстрацию к прочитанному отрывку повести или прослушанному фрагменту оперы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе
Литературно-музыкальный экскурс "В ней есть душа, в ней есть свобода..."...
Интегрированный урок (литература и музыка) в 5 классе
Интегрированный урок (литература и музыка) в 5 классе на тему "Чудо музыки в повестях К.Г.Паустовского"...
Интегрированный урок литературы и музыки
О Обобщение материала по конкретно - историческому и общечеловеческому значению образа И.И. Обломова...
Интегрированный урок литературы и музыки на тему "Родная природа в литературе и искусстве"
Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки...
Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...
Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Взаимодействие слова и музыки".
Цели урока: воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой; исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов...
Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Музыкальные сюжеты в литературе"
Музыка- единственное искусство, проникающеев сердце человеческоетак глубоко,что может изображать переживание этих чувствСтендаль.Мелким было бы искусство, которое давалобы только звучание, не имея сре...