Интегрированный урок литературы и музыки
план-конспект урока (10 класс) на тему

 

О              Обобщение  материала  по  конкретно  -  историческому  и  общечеловеческому значению образа И.И. Обломова  в  романе  И. Гончарова;

               углубление  представления  учащихся  о  взаимоотношениии   литературы  как  вида  искусства  с  другими  искусствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_literatury_i_muzyki.docx20.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                    Интегрированный  урок   литературы  и  музыки

Тема:  «Или  я  не  понял  этой  жизни,  или  она  никуда  не  годится»

                       (  по  роману  И.А .Гончарова «Обломов»)

 Цель:  1.  Обобщить  материал  по  конкретно  -  историческому  и  общечеловеческому значению образа И.И. Обломова  в  романе  И. Гончарова;

             2.  создать  звуковую,  конкретно  -  чувственную  основу  для  литературного  анализа;

             3.  углубить  представления  учащихся  о  взаимоотношениии   литературы  как  вида  искусства  с  другими  искусствами.

                                                                                                 …нежная,  любящая  натура  Обломова  вся  

                                                                                                озаряется  через  любовь  -  и  может  ли  быть  иначе  

                                                                                               с  чистою,  детски  ласковой  русскою  душою…      

                                                                                                                     Д.И.Писарев  

                                                                                                                                                                   I. Объявление  темы  и  цели  урока

II.  -  Какой  же  вопрос  становится  центром  анализа  романа?

      -  Когда именно  ставит  этот  вопрос  И.Обломов?

Учитель литературы;  -  Фраза  Обломова,  вынесенная  в  заглавие  урока  альтернативна. Одна  из  позиций  отвергает  другую. Так  как  это  вопрос  самого  героя,  следовательно,  чтобы  ответить  на  него,  необходимо  понять  самого  героя  изнутри,  что  не  просто,  тем  более,  что  Обломову  противостоит  Штольц  со  своей  оценкой: «Обломовщина»        

    -  Каким  мы  видим  героя  в  начале  романа?

Учитель:  сам  герой  в  1- ой  главе задает  два  вопроса: «Где  же  тут  человек?»  «Когда  же  жить?»

Прочитайте  слова  Пенкина,  определяющие  сущность  И . Обломова  (…человечность,  сердце, любовь)    

   -  Интонация  2- ой  части  романа  меняется .  Почему?  (  появляется  А. Штольц).

Чтобы  ответить  на  этот  вопрос,  зачитаем  диалог  Штольца  и  Обломова( индивидуальное задание  ч.2 гл. 3,4,5)

Учитель литературы:  -  В конце  2 –ой  главы  Штольц  в  который  раз  повторяет  свой  диагноз: «Обломовщина!  Обломовщина…  -  Какие  художественные  параллели,    образы  вызывает  финал  4-ой  главы - быть  или  не  быть?   В  чем  их  смысл  здесь?

   В  пьесе  У.Шекспира  Призрак  говорит  Гамлету: «Прощай,  прощай  и  помни  обо  мне»  И  с  этого  откровения  начинается  мученический  путь  Гамлета,  путь  отстаивания  собственных  представлений  о  человеке.  -   Найдите  подтверждение  этому  положению   относительно     И.Обломова  в  5 – ой главе.

   -   Так  кто  же  Обломов:  философ,  поэт,  образ  шекспировского  масштаба   или  мишень  для  иронии  Штольца?   ( ч.2, гл.4)

-   «Заря  пробужденности  или  обломовщина»?  И  тут  на  поверхность  выступают  те  ассоциации,  которыми  насытил  Гончаров  роман.  Это  музыкальные произведения.

-  Вспомним  эпизод,  где  до  встречи  с  Ольгой  Обломов  в  разговоре  со  Штольцем  говорит  о  своем  идеале  жизни.(  зачитать)

-  В  жизнь  каждого  человека в определенный период  его жизни  входит  любовь. И Обломов  тоже  проходит  испытание  любовью. В  чем  необычность  этого любовного    романа?  ( он  прежде  всего  духовный)

Недаром  его  постоянный  аккомпанемент  -  пение  Ольги  и  музыка.  Автор  стремится  уловить  переливы  его  чувства  во  всей  их  напряженности  и  изменчивости.

  -Каковы  мечты  Обломова?

Учитель  музыки:  В  Париж – город  революций  и  баррикад,  острейших  противоречий  мира  съезжались  музыканты  из  всех  европейских  стран :Шопен,  Глинка,  Лист и  Вагнера .  Славились  оперы  итальянских  композиторов  Россини  и  В.Беллини .  Мелодиями  Беллини  восхищались  те же  Шопен  и Глинка.  В   знаменитой  опере  В. Бллини   «Норма» (1831 год)  слышны  отзвуки  героической  борьбы  итальянского  народа  за  свободу  и  единство.  Послушайте отрывок  из этого  произведения,  попробуйте  её  понять.

  -  Какие  чувства  передает  эта  музыка? (  энергия,  поиск,  борьба,  одиночество)

-  Что  для  Обломова  музыка?  (  тайный  друг,  который  делит  с  ним  одиночество,  несостоятельность  в   жизни)

Учитель  музыки;  - и  не  только. Благодаря  этим  музыкальным  эпизодам  мы  можем  рассматривать  центральный  вопрос  романа ; «Или  я  не  понял….»  - Что  же должен  был  понять  герой  романа?

  -   Обрел  ли  он  душу?

Учитель  литературы :   Любовь  воскресила  Обломова.  Здесь  обнаружилось  и  «Золотое  сердце»  и…..-Продолжите  этот ряд….(способность  к  сильному  чувству,  его  поэтичность,  чуткость, благородство)

  -  А  в  чем  это  выразилось?  (письмо к Ольге)    зачитать

-   Гончаров  -  тонкий  психолог,  он  тонко  передает  необычное  состояние  героев ,  зачитайте…

  («оба  …)

-  Найдите  в  6 –ой главе  слова  текста,  подтверждающие  развитие  этого  чувства  под  влиянием  музыки .  Какое  слово  является  определяющим?(«  Воскрес»)

  -  А  как  происходит  это  возрождение? (  сообщение  ученика)

   -  И  вместе  с  этим  в  душе  Обломова  соединены  2  противоречия.  -  Какие?

  (любовь  романтика  и  сознание  собственной  ничтожности.)  -  Докажите  примерами  из  текста

   ( сообщения  учащихся)

  -  А  чем  отмечен  закат  их  любви?  (  отсутствием  музыки)

-  В  чем  сомневается  Ольга?

Вывод;  и  все  та   летняя цветущая  поэма  любви  как  будто  остановилась.  Пошла    ленивее. Как будто  не  хватало  в  ней  содержания.

-   Зачитайте  слова  Ольги,  подтверждающие  это.

Вывод, учитель  музыки   ;   мажор  переходит  в  минор .Мелодия , звучавшая  в  душе  Обломова   еще до  пения  Ольги,  живет  в  нем  и  позже,  в  своем  прежнем,  первоначальном  значении.  Но  теперь Обломов  один  (сообщение  ученицы)      -  Проходит  музыка, тускнеет  образ. Этой  музыки  в  её  полнозвучии  жизненных  сил  быть  не  может.  А  впереди  только  покой,  а  для  друзей  он  умер

 Учитель литературы:    -  Так  что  же  сгубило  такую  возвышенную,  наполненную  музыкой  душу?

                                          (обломовщина)

-  Как  же  вы  поняли  центральный  вопрос,  вынесенный  в  тему  нашего  урока?  Прокомментируйте  слова  Д.Писарева.

Вывод  урока: -  Когда  возникает  личность?  Чем  она  отличается  от  индивида?

   (  умение  принимать  и  реализовывать  решения;  наличие  самосознания,  собственная  жизненная  позиция)

  -  На  уроках  обществознания  вы  говорили  о  потребностях  человека,  назовите  их.

   (биологические,  социальные,  духовные)

 -   Сумел  ли  Обломов  состояться  как  личность?  Какая  из  потребностей  не  была  реализована?

III.  Домашнее  задание:  написать  домашнее  сочинение:

  1.  Это  ядовитое  слово «обломовщина»
  2. Обломов-  общечеловеческий  тип
  3. В  чем  состоит  трагедия  жизни  Обломова?

                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированныйурок в 9 классе «Великая Отечественная война в произведениях чувашской и русской литератур» (по повести А. Артемьева «Симес ылтан» и рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)

Школа должна формировать у учеников единую картину мира, знания должны быть не в форме рассыпанной мозаики. Каждому учителю-предметнику не просто «наполнять знаниями учащихся, а действительно развиват...