Урок литературы в 7 классе по рассказу А.Алексина "Безумная Евдокия"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Арсланова И.М.

«Лицом к лицу, лица не увидать» процитировала Е.С. и отец Оли в конце говорит «Мы перестали вглядываться друг в друга», они любили и беззаветно доверяли дочери не видя в ее проблемах в классе – главную проблему их дочери и это бумерангом вернулось к ним. Е.С. говорит «Иногда мы сами убиваем друг друга».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_literatury_po_rasskazu_aleksina_v_7_klasse.doc47.5 КБ
PDF icon otkrytyy_urok.pdf422.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 7 классе по произведению Анатолия Георгиевича Алексина

 «Безумная Евдокия».

Тема: «Как я понимаю мое окружение?»

Рабочее название урока: может ли хорошая Евдокия  быть безумной?

Цели урока: продолжить работу над развитием умения анализировать эпическое произведение; отрабатывать умение вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения; формировать в учениках талант человечности, и  формулировать  ответ на проблемный вопрос раздела: кого мы называем человеком с большой буквы.

Оформление: компьютер и мультимедийный проектор.

Ход  урока

1этап. Мотивация.

Добрый день! Перед Вами листочек «Я и мое окружение». Заполните его за 20 сек. (таймер. Стоп.)

Личностный результат.

Я уверена, что вы назвали самых близких людей. Стол №4 участник №1 назовите Ваше окружение.

 

             

2 этап. Актуализация и пробное учебное действие. О каком рассказе мы будем  говорить сегодня? (Ответы учащихся)

Как зовут главных героев?  Евдокия Савельевна, Оля. (В это время на слайде пояснение –  Главный герой литературного произведения  - это основное действующее лицо, обладающее отчетливыми чертами характера и поведения, определенным отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям, ключевой персонаж, наиболее вовлеченный в действие, чья судьба и действия находятся в центре фабулы произведения.

Задание будет следующее: первый ряд заполнит лист «Окружение учителя»

Второй ряд «Окружение Оли». Первый ряд читает ответы второму ряду.

                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                  Учитель называет вопросы.

1. Какую роль в жизни человека играют родители?

2. Какую роль в жизни человека играет учитель?

3. Какую роль в жизни человека играют друзья?

4. Как скоро можно стать хорошим человеком?

Давайте подумаем и скажем: какова тема урока? О чем мы будем сегодня говорить?  

Тема на слайде «Как я понимаю мое окружение?»

Что мы должны сделать, чтобы ответить на эти вопросы. 

1. Определить кульминационный момент в рассказе.

2. Проанализировать поступки героев.

3.Ответить на вопрос: чьими глазами мы смотрим на Евдокию Савельевну?

4.Определить путь нравственности Оли, Мити Калягина, «безумной Евдокии».

3 этап. Какова кульминация рассказа «Безумная Евдокия»? (Оля теряется. Она ищет короткий путь до домика дяди-невропатолога, который  во время войны проделал Митя Калягин, чтобы спасти раненых солдат).

Что нужно сделать, если потерялся человек? Перед вами пустая таблица, которую вы сейчас попробуете заполнить. (Личностный результат. Работа в группе).

Наше время

Время ВОВ

1.Составить список телефонов.

2.Позвонить в милицию.

3.Позвонить дежурному по городу.

4.Позвонить в больницы.

5.Позвонить в местные власти той станции и или поселка.

6. Приготовить фотографию.

1.Расспросить соседей.

2.Оставить весточку соседям.

                                                                                                                                                                       

     5 этап.  Евдокия очень хорошая. Но ее называют и «безумной». Что значит «безумная»? Обратимся к значению слова.  Прочитайте. (на слайде).

Безумие –

1.Сумасшествие (устаревшее);

2.Безрассудство, полная утрата разумности в действиях, в поведении;

3.Одержимость идеей  служения людям (переносное).

 Евдокия такая хорошая, почему она безумная?

-Как люди относятся к таким людям? (ответы учеников).

- Нравственность называется безумием?

Но это не так.

Портретная характеристика главных героев.

Оля: Портретной характеристики нет. Занимается в художественной школе. Изучает итальянский язык, чтобы в оригинале читать  труды художников Возрождения. Бесшумно моет посуду. Любит рифмовать (художественная деталь).

Евдокия Савельевна: 54 года: она называет себя «предпенсионеркой». Характер вулканического происхождения. Нелепая панама  с печально-обвислыми полями (художественная деталь).

Митя Калягин: Худенький. Лысый. Деликатный (по словам  Евдокии Савельевны).

Какова их внешность? Как она соотносится с их внутренним миром?

Внешность не соотносится с внутренним миром главных героев

6 этап. Вывод: Итак, «безумная» Евдокия служит людям, помогает им, воспитывает их, отдает им душу, оценивает людей, прежде всего, по их поступкам

7 этап: Домашнее задание. Я думаю, что поднятые нами проблемы не оставили вас равнодушными. Напишите дома эссе «Человек с большой буквы - это…»

8 этап. И в конце нашего разговора  я хочу прочесть стихотворение Эдуарда Асадова «Хорошие люди»

Ветер, надув упругие губы,

Гудит на заре в зеленые трубы.

Он знает, что в городе и в селе

Хорошие люди живут на земле.

Идут по планете хорошие люди

И, может быть, тем уж они хороши,

Что в труд свой, как в песню, им хочется всюду

Вложить хоть частицу своей души.

Спасибо за урок! Всем всего хорошего!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...