Стратегиальный подход к обучению чтения
презентация к уроку по литературе

Харнутова Татьяна Базаровна

Презентация. Стратегии смыслового  чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategialnyi_podhod.pptx710.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стратегиальный подход к обучению чтения

Слайд 2

Проблема - недостаточное использование возможностей текста для формирования метапредметных умений на уроке; - отсутствие опыта применения современных технологий работы с текстом на практике.

Слайд 3

Глоссарий Стратегия – это способ приобретения, сохранения и использования информации. Основное условие отнесения действия к стратегиям – наличие одинакового способа работы с материалом при изменении самого материала. Для того чтобы выбрать стратегию, максимально эффективную для сегодняшней ситуации, читатель должен владеть определенным набором стратегий. «Прежде, чем беседовать, надо договориться о значении слов…» Платон

Слайд 4

Стратегия – это в первую очередь систематизированный план и программа действий и операций, осознанно применяемые для управления обучения с целью его улучшения

Слайд 5

Стратегия – это план и программа действий и операций деятельности читателя с текстом, способствующая развитию умений чтения и размышлению о читаемом и прочитанном, включающая анализ информации и качества понимания, взаимодействия с текстом

Слайд 6

Учебные стратегии – это набор действий для облегчения обучения, для того чтобы сделать его эффективнее, результативнее, быстрее, приблизить к своим целям

Слайд 7

Пути решения: - Создание теоретической базы по направлениям Современные педагогические технологии работы с текстом: технология критического мышления и технология продуктивного чтения (программа 2100). Живем в настоящем, думаем о будущем Школа 2100 «Школа 2100» —педагогика здравого смысла Образовательная система «Школа 2100» — первый и единственный в России и странах СНГ современный опыт создания целостной образовательной модели

Слайд 8

Пути решения Анализ современных педагогических технологий работы с текстом Алгоритмы стратегий Практикум использования стратегий на уроке

Слайд 9

Путь, программа действий чтеца является стратегией чтения Умение раскрывать иерархию информационных уровней Умение раскрывать и ерархию смыслов текста Процесс понимания, т.е. процедуру обучения пониманию при чтении

Слайд 10

Стратегиа-льный подход учит организовывать интегрировать применять то, что читается формирует и воспитывает мыслящего читателя и чтеца анализировать, фокусировать выбирать, отбирать

Слайд 11

Стратегиальный чтец, приступая к чтению, отвечает на вопросы: Какова цель моего чтения? Какой текст я собираюсь читать? Как я буду его читать? Как я буду проверять, контролировать, оценивать качество своего чтения?

Слайд 12

Предчтение Мозговой штурм ПППР Рассечение вопроса Прогноз и впечатление Алфавит Чтение Путешествие по главе Вслед за героем Чтение с пометками Чтение с вопросами Тайм-аут Мозаика Постчтение Карта типа текста Пирамида фактов Где ответ? Граф-схема текста Взаимовопросы Синквейн

Слайд 13

Выбор стратегии в зависимости от характера текста Пирамида фактов Пузыри Матрица характеристик, действующих лиц Точка зрения Представь себе Магнит Обзор

Слайд 14

Отбор стратегий для работы с текстами одного жанра Рассказ Карта дороги Карта событий Спроси автора Ромашка вопросов Модель

Слайд 15

Спросите автора Что хочет сказать автор? В чём авторская идея текста? О чём говорит автор? Ясно ли объяснил данное положение автор? Соотносится ли это с тем, что автор говорил ранее? Что, по предположению автора мы знаем? Объясняет ли нам автор, почему он об этом пишет? Почему, по вашему мнению, автор сообщает нам эту информацию сейчас?

Слайд 16

Путешествие по главе книги Следуйте за персонажем Чтение с пометками Чтение с вопросами Чтение с обсуждением Карта осмысления и запоминания событий Тайм-аут Мозаика

Слайд 17

Постчтение (рефлексивно-оценивающий) Карта типа текста Карта межпредметных связей Где ответ Граф-схема Вопросы к тексту Синквейн Аннотация – реферат – пересказ Заполни анкету от лица героя: Меня зовут __________ Ребенком я был ________ Меня привлекало ________ Чтение вслух: «Театр у микрофона». Попеременное чтение (с вопросами) Чтение и слушание: Попеременное чтение и слушание. Чтение и письмо: РАФТ (Роль, аудитория, формат, тема) Дневник/журнал чтения.

Слайд 18

Стратегии текстовой деятельности стадии осмысления Обзор Что знакомо? Просмотрите главу и запишите, что знакомо Какие темы затронуты? Прочитайте оглавление, какие вопросы затронуты? Какие вопросы появляются На какие вопросы надеетесь получить ответ? Как организована глава? Выделите темы, микротемы, проблемы. Словарь Выпишите незнакомые слова с объяснением

Слайд 19

Стратегии текстовой деятельности стадии осмысления Матрица (сравнительная характеристика) герои где, с кем живет внешность черты характера

Слайд 20

Стратегии текстовой деятельности стадии осмысления Пирамида фактов Важные значения Рабочие, текущие факты Важные детали

Слайд 21

Стратегия «Двухчастный дневник» Записываем цитаты из текста, которые заинтересовали, вызвали сомнение или озадачили Даем комментарий: что заставило выписать именно эту цитату? Какой вопрос/мысль возникли в связи с ней?

Слайд 22

Стратегия «Обзор» Что знакомо? Выделите в тексте известную вам информацию. По мере чтения выделите ключевые слова. Какие темы затронуты? Обратитесь к названию и ключевым словам, подумайте, какие темы будут затронуты Какие у вас появляются вопросы? Сформулируйте предполагаемые вопросы Как организован материал в главе? Как выделены в тексте темы, подтемы, микротемы? Словарь Выпишите термины (не менее 5), которые вам показались значимыми и дайте им толкование или переведите на другой язык/в другую модальность (картинка, граф-схема, символ и т.д.)

Слайд 23

Интеллект-карты

Слайд 24

Ментальные карты Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Слайд 26

Советы Тони Бьюзена по технике создания ментальных карт Постепенно вы разовьете свой личный стиль майндмэппинга, но на первом этапе, для того, чтобы почувствовать дух этой техники, которая в корне отличается от привычной нам традиционной системы записи, необходимо придерживаться следующих правил. 1. Важно помещать слова на ветках. Важно и то, что ветки должны быть живыми, гибкими, в общем, органическими. 2. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям. 3. Длина линии должна равняться длине слова. Это экономнее и чище. 4. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова. 5. Обязательно используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию. 6. Часто используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен).

Слайд 27

Стратегия «Чтение с остановками» Стратегия применима к небольшому по объему эпическому тексту) Расскажите о своем личном опыте знакомства с этим произведением. Обсудите название произведения. Читая текст, сделайте в нем 3-4 заранее намеченные остановки. Во время первой выясните, что учащиеся восприняли в прочитанным отрывке, что осталось непонятным. Во время последующих остановок составляйте «дерево предсказаний» (что будет дальше? Как будут развиваться события? Чем закончится рассказ?), намечая несколько вариантов развития событий. По окончании чтения предложите учащимся на выбор 2-4 цитаты (или пословицы, или афоризма), связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета. Попросите выбрать наиболее подходящую по смыслу и написать эссе, обосновывающее выбор.

Слайд 28

Название стратегии: Ориентиры предвосхищения Тип стратегии: Предтекстовая Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Цели стратегии: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста. До чтения текста Суждения После чтения текста Суп произвел на маму неизгладимое впечатление Детский дом стал для сестер родным местом Наелась позами в первый раз 1. Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны (V).

Слайд 29

Цели стратегии: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия. Подробный алгоритм реализации стратегии: Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чём, как вы думаете, пойдёт речь в тексте? Название стратегии: Рассечение вопроса Тип стратегии: Предтекстовая Автор стратегии: Сметанникова Н. Н

Слайд 30

Цели стратегии: научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы. Подробный алгоритм реализации стратегии: 1. Мы будем учиться читать с вопросами текст. Прочитайте первый абзац и задайте вопросы. Остальные члены группы отвечают на них. Название стратегии: Чтение про себя с вопросами Тип стратегии: Текстовая Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Слайд 31

Цели стратегии: управление процессом осмысления текста во время его чтения. Подробный алгоритм реализации стратегии: Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка. Название стратегии: Чтение с остановками Тип стратегии: Текстовая Автор стратегии: Сметанникова Н. Н .

Слайд 32

Цели стратегии: проверка и оценка понимания текста Подробный алгоритм реализации стратегии: Проверочный лист «Краткий пересказ» 1. Названа основная мысль текста. (Да/Нет.) 2. Названы главные мысли текста и основные детали. (Да/Нет.) 3. Присутствует логико-смысловая структура текста. (Да/Нет.) 4. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. (Да/Нет.) 5. Содержание изложено собственными словами (языковыми средствами) при сохранении лексических единиц авторского текста. (Да/Нет.) Название стратегии: Проверочный лист Тип стратегии: Послетекстовая Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Слайд 33

Цели стратегии: мотивировать на прочтение книги Подробный алгоритм реализации стратегии: На предложенной карте алфавита напишите названия или авторов книг, которые связаны с темой взаимоотношения человека и природы, человека и животных. Обсуждение результатов работы происходит по методике свободного обсуждения («круглый стол»). Время работы — 5 мин. Название стратегии: Алфавит за круглым столом Тип стратегии: Работа с объёмными текстами Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Слайд 34

До чтения Суждения Автор После Люди умеют приспосабливаться к любой среде Чужой человек становится самым близким другом Родителей не выбирают Цели стратегии: мотивировать прочитать книгу. Подробный алгоритм реализации стратегии: Преподаватель демонстрирует составленную заранее таблицу по книге. В нашем случае это книга Дины Рубиной «Медная шкатулка». Название стратегии: Ориентиры предвосхищения Тип стратегии: Работа с объёмными текстами Автор стратегии: Сметанникова Н. Н

Слайд 35

Цели стратегии: Привлечь внимание к языковым особенностям текста, характеризующим его персонажей. Подробный алгоритм реализации стратегии: Ход работы: Кто это сказал? Соедините имя героя и цитату из книги. Название стратегии: Цитаты Тип стратегии: Работа с объёмными текстами Автор стратегии: Сметанникова Н. Н. Герой Цитата

Слайд 36

Цели стратегии: Дать наиболее полную характеристику основному герою книги. Подробный алгоритм реализации стратегии: 1. Заполните таблицу, отвечая на вопросы. Задание выполняется устно, но ответ формулируется точно и полно. Для этого надо хорошо знать текст и записать ключевые слова. В случае затруднений можно записывать отдельные моменты. Все устные ответы следует повторить, с тем чтобы запомнился точный и полный ответ на вопрос. Название стратегии: Следуйте за персонажем книги Тип стратегии: Работа с объёмными текстами Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Слайд 37

Результаты Новые образовательные результаты школьников Внедрение в учебный процесс стратегий чтения Создание банка учебных заданий по смысловому чтению Создание банка тематических текстов

Слайд 38

Благодарю за внимание и понимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Использование коммуникативно-ориентированного подхода в обучении чтению на иностранном языке

Данная статья посвящена использованию коммуникативно - ориенторованного подхода в обучении одному из самых сложных видов речевой деятельности на иностранном языке. В статье дается характеристика чтени...

Стратегиальный подход к обучению чтению (Лермонтов М.Ю. "Мцыри")

Новая парадигма образования в информационном обществе центрируется на формировании социально необходимого уровня читательской компетентности, который обеспечивает людям знания и навыки, помогающие ада...

Реализация индивидуального подхода к обучению чтению на уроках английского языка в начальной школе

Презентация, содержащая формы и методы обучения чтению на английском языке  в начальных классах....

Современные и традиционные подходы в обучении чтению

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста...

«Методологические подходы при обучении чтению на английском языке в школе»

Одной  из  главных  задач  первых  лет  обучения  является  обучение  рецептивным  видам  речевой  деятельности,  в  первую  ...

Методологические подходы при обучении чтению на английском языке в начальной школе.

Одной  из  главных  задач  первых  лет  обучения  является  обучение  рецептивным  видам  речевой  деятельности,  в  первую  ...

Современные подходы в обучении чтению на уроках английского языка в основной школе

Методическая конференция учителей английского языка «Инновации в обучении учащихся иностранным языкам:опыт, проблемы, перспективы»В последние годы всё чаще поднимается вопрос о примен...