Современные подходы в обучении чтению на уроках английского языка в основной школе
материал

Сиделева Светлана Александровна

Методическая конференция учителей английского языка «Инновации в обучении учащихся иностранным языкам:опыт, проблемы, перспективы»

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, современные технологии и подходы к процессу обучения чтению. Новизна работы в том, что, используя современные подходы обучения чтению, можно организовать дифференцированную работу в группах, где учащиеся могут заниматься языковой практикой большее количество времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №1»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД БУГУРУСЛАН»

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Методическая конференция учителей английского языка

 «Инновации в обучении учащихся иностранным языкам:

опыт, проблемы, перспективы»

                                                                   Выполнила:

                                                                   учитель  английского языка    

                                                            МАОУ«Гимназия №1»

                                                                   Светлана Александровна Сиделева

                                                                                                                                                         

                               

Бугуруслан, 2018

                                                                                           "…читая … мы сами

Делаемся лучше, чище,

Добрее, благороднее."

Н. Г. Чернышевский.

Мы живем в то время, когда качественное владение иностранными языками необходимо каждому человеку, поэтому обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школы. И в нашей гимназии обучение иностранному языку сегодня претерпевает существенные перемены, одна из которых – перенос центра тяжести с обучения на учение. Сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание является важнейшим условием образовательного процесса. Учителя ищут творческий подход в обучении, создают обстановку взаимодействия и взаимной ответственности для достижения результативности обучения. Поэтому я стараюсь построить обучение таким образом, чтобы деятельность школьников, их опыт, учебные и внеурочные интересы учитывались при организации общения на уроках. Так как сейчас научные знания устаревают быстрее, чем успевают усваиваться учениками, то нам нужны новые формы и методы обучения для подготовки творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Для решения этой задачи использую современные технологии при обучении чтению.

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста. Чтение выполняет различные функции: служит для практического овладения иностранным языком, является средством изучения языка и культуры, средством информационной и образовательной деятельности и средством самообразования. Как известно, чтение способствует развитию других видов коммуникативной деятельности. Именно чтение даёт наибольшие возможности для воспитания и всестороннего развития школьников средствами иностранного языка.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, современные технологии и подходы к процессу обучения чтению – это и будет являться актуальностью данной работы.

Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, технология критического мышления и продуктивного чтения помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.        

Цель работы – привести методику обучения чтению на уроках английского языка в школе в соответствие с развитием современных подходов обучения чтению.

Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:

  • изучить литературу по данной теме;
  • раскрыть процессы обучения чтению с использованием проблемного метода обучения, с использованием технология критического мышления, технологии сотрудничества и продуктивного чтения;
  • провести диагностику сформированности навыков чтения у учащихся в средних классах (после использования технологий на уроках);
  • обработать данные проведенной диагностики;
  • разработать методические рекомендации для учителей английского языка по использованию современных подходов в обучении чтению.

Объектом   данной работы является процесс обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.

Предмет – современные подходы в обучении чтению на английском языке в средних классах.

В ходе работы были использованы такие методы, как наблюдение, анкета, тестирование и анализ.

Новизна работы в том, что, используя современные подходы обучения чтению, можно организовать дифференцированную работу в группах, где учащиеся могут заниматься языковой практикой большее количество времени.

Была изучена литературу следующих психологов, педагогов, лингвистов, учителей-практиков, как Бердникова И.А., Полат Е.С., Саланович Н.А.,   Шамова Т.И., Малинин А.Н., Тюлю Г.М..

Не секрет, что современные школьники не любят читать даже на русском языке, чтобы приобщить их к чтению текстов на иностранном языке, мне помогает проблемный метод обучения, который ненавязчиво побуждает ученика работать на уроке активно и творчески. Я считаю, что проблемный подход привлекателен тем, что он формирует систему умственных действий, которую ученик может применить не только для решения учебно-коммуникативных, но и реальных жизненных задач. Важным является и тот факт, что при проблемно-поисковой организации урока чтения создаются такие условия, которые побуждают ученика самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию на иностранном языке.

Всю работу над текстом для чтения можно поделить на три этапа: дотекстовый, текстовый и послетекстовый.

Большое внимание уделяется дотекстовому этапу, так как именно он приводит в действие систему проблемно-поисковых заданий. Его особенность заключается в том, что ученики начинают работу с информацией, еще не открывая текст учебника. Для этого можно продумать проблемную установку на предугадывание темы (сюжета) рассказа с помощью комплекта иллюстраций или такого заглавия, которое поможет ввести школьника в тему предыдущей информации. В этой активной работе всего класса у ребят формируются и постоянно совершенствуются психолингвистические механизмы первичного прогнозирования – смыслового и языкового еще до чтения текста (Would you like to get know the end of the story?). Затем можно предложить учащимся придумать продолжение рассказа (Now, let’s invent the end of this story all together).

После этого «мозгового штурма» впервые открывается текст и организуется активный поиск в соревновательной форме (кто быстрее?) главных фактов рассказа, которые либо подтверждают, либо опровергают ранее высказанные прогнозы. Завершающая серия заданий после текстового этапа логически подводит учащихся к компрессии текста и интерпретации. Для этого можно подготовить несколько проблемных заданий с целью запоминания сжатого варианта текста и подготовки проекта на иностранном языке по обсуждаемой проблеме. (Например: What place would you like to choose for travelling?)

        Технология критического мышления.

Ещё одна технология, помогающая увлечь школьников чтением это технология критического мышления.  Её цель – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. На этом этапе предлагается текст, в котором они ищут новую информацию. Замечено, что в процессе чтения (особенно информативных текстов) интерес учащихся быстро ослабевает, а информация запоминается с трудом. С помощью технологии критического мышления можно научить детей не запомнить информацию, а уметь проанализировать её, отметить в ней что-то полезное для себя. С этой целью при чтении использую различные таблицы. Учащиеся заполняют их в процессе чтения, систематизируя и распределяя новую информацию.

Например:

1) Let's read some texts аbout travelling and see what people say about visiting different places;

2) Tell the class what you knew, what you have just learnt and what surprised you in these texts (учащиеся знакомятся с мнениями разных людей о путешествии, выражают своё отношение к прочитанному и заполняют таблицу):

I knew it before                          

I have just learnt                    

It surprised me

Технология сотрудничества.

Работа с текстом на уроке английского языка в классе с использованием данной технологии проводится данным образом. На уроке учащиеся читают текст. Фронтально выполняются предтекстовые и текстовые задания. В начале работы учитель делит текст на части. Учащиеся делятся на группы. За 15 минут группа должна подготовить выразительное чтение и литературный перевод отрывка. В конце работы один из участников группы отчитывается за работу, то есть читает и переводит текст. Вся группа получает одинаковые оценки. Таким образом, каждый несет ответственность за общий результат работы. Это, с одной стороны, дает стимул сильным учащимся объяснить материал более слабым, а с другой стороны, дополнительную мотивацию к учению получают более слабые учащиеся. Они работают сообща, каждый может внести свой вклад в общую работу. Подобным образом можно организовать и другие виды работы с текстом.

Технология продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения была разработана профессором Н. Н. Светловской. Данная технология применима на уроках английского языка на разных этапах обучения. Целью технологии продуктивного чтения является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст. Следует отметить, что данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, являющихся приоритетными на уроках английского языка, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, правильно понимая при этом собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты. Ко всему прочему, технология продуктивного чтения нацелена на формирование познавательных универсальных учебных действий, а именно умения извлекать информацию из текста. Актуальность данной технологии обусловлена: необходимость в квалифицированном читателе; необходимость в расширении кругозора; погружение в иноязычную культуру через чтение различных текстов; чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации - умение просмотреть текст.

Этапы работы с текстом:

1) ПРЕДТЕКСТОВЫЙ:

  • пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом;
  • актуализация личного опыта учащихся путем привлечения знаний из других образовательных областей школьных предметов;
  • прогнозирование содержания текста с опорой на знания учащихся, их жизненный опыт, на заголовок и рисунки и т.д.

2) ТЕКСТОВЫЙ:

  • понимание основной информации: определение его основной идеи, темы, проблемы и т.д.;
  • поиск главной информации;
  • установление логико-смысловых связей;
  • поиск дополнительной, уточняющей информации

3) ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ: использование содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что проблемно-поисковая деятельность прививает вкус и интерес к чтению, а использование современных подходов и технологий способствует осуществлению самореализации личностных возможностей школьника. В результате на уроках чтения удается активизировать учебный процесс, сформировать устойчивые познавательные интересы и добиться стабильного повышения мотивации. Кроме того, обучающиеся учатся:

  • читать, анализируя и систематизируя информацию и в дальнейшем исследовать заинтересовавшие их факты;
  • работать в команде, выдвигать и отстаивать свои идеи и толерантно относиться к иным точкам зрения;
  • овладевать навыками самостоятельной работы.

Что же дают эти технологии учителю?

1. Учитель имеет возможность для саморазвития.

2. Меняется подготовка учителя к уроку.

3. Меняется роль учителя в учебном процессе: он мотивирует, организует, консультирует и контролирует.

Диагностика сформированности навыков чтения у учащихся в средних классах.

Ведущую роль при овладении чтением на иностранном языке играет сформированность умения извлекать из текста максимум возможных опор для понимания: фактологических, логических, контекстуальных. Не следует забывать, что на успешность чтения оказывают влияние не только индивидуальные особенности психической деятельности чтеца, его жизненный и лингвистический опыт, но и специфика читаемого текста, т.е. его функциональные стили, форма изложения, логико-композиционные особенности и т.д. Эти параметры текста должны учитываться при решении задачи контроля чтения. Тексты, предназначенные для контроля, должны содержать материал, способствующий развитию логического мышления, быть интересными, будить воображение и быть приемлемыми для учащихся данного возраста не только лексико-грамматическим наполнением, но и содержанием.  

Сам термин «тест» при проверке навыков чтения  закрепился только в узком значении — «объективный тест», под которым понимается «подготовленный в соответствии с определенными требованиями комплекс заданий, прошедший предварительное опробование... и позволяющий выявить у тестируемых степень их языковой... и/или речевой... компетенции, результаты которого поддаются оценке по заранее установленным критериям»    Этот комплекс заданий существует в форме совокупности вопросов, обеспечивающих (в большинстве случаев) однозначность ответов испытуемых. Имеющийся эталон ответа гарантирует объективность результатов тестирования, которые поддаются количественному учету и математической обработке. Целью проведённых мониторингов является выявление уровня сформированности навыков чтения у учащихся средней ступени обучения.

Диагностика сформированности навыков чтения проводилась с помощью диагностических методов: тестирование, наблюдения, анализа проведённой работы.

Мной была проведена диагностика среди учащихся 7 классов, цель которой была – выявить изменился ли уровень сформированности навыков чтения, после применения на уроках современных подходов обучения чтению. Для выявления умений и навыков чтения, использовались различные тексты и задания, которые способствуют не только формированию этих умений и навыков, но и повышению коммуникативных умений. Диагностика проводилась в МОУ «Гимназия №1». Я хочу сравнить результаты 7а и 7 б классов.

Так как чтение представляет собой сложное речевое умение, то его тестирование предусматривает дифференцированный контроль целого ряда отдельных элементарных умений и навыков, характерных для чтения, а также их комплексных сочетаний.

В тестах проверяются:

1) понимание содержания прочитанного;

2) восприятие и понимание языкового материала (формы, значения и функций отдельных языковых единиц);

3) техника чтения.

Навыки техники чтения у учащихся оценивались по следующим критериям:

  • Высокий уровень предполагает отсутствие  ошибок на фонетику, фразовое  ударение, предполагает соблюдение интонационного рисунка и темпа речи.
  • Средний уровень предполагает наличие незначительных   ошибок на фонетику, фразовое ударение, предполагает соблюдение интонационного рисунка и темпа речи.
  • Низкий уровень предполагает наличие ошибок, неспособность соблюдения интонационного рисунка и темпа речи.

Навыки чтения у учащихся оценивались по следующим критериям:

  • Высокий уровень предполагает отсутствие ошибок на умение читать и понимать основное содержание прочитанного текста.
  • Средний уровень предполагает наличие 1   ошибки на понимание основного содержания прочитанного текста.
  • Низкий уровень предполагает 2 ошибок на понимание основного содержания прочитанного текста.

Современные подходы, используемые на уроках английского языка, позволили выявить уровень сформированности навыков чтения у учащихся.

В таблице №1 отражен уровень владения техникой чтения и чтением учащимися 7а на начало года и промежуточные результаты.

В таблице  №2 отражен уровень владения техникой чтения и чтением учащимися 7б  на начало года и промежуточные результаты.

Таблица №1

Список класса

п/п

МР №1

МР №2

МР №3

МР №4

Ф.И. ученика

Техника чтения

чтение

Техника чтения

чтение

балл

отм.

балл

отм.

балл

отм.

балл

отм.

1

Бойко Елизавета

6

4

н

н

5

5

5

5

2

Евдокимова Анна

н

н

4

4

4

4

5

5

3

Заико  Мария

4

3

3

3

3

3

4

4

4

Некрасова Валерия

4

3

3

3

4

4

5

5

5

Покоева Виктория

6

4

н

н

5

5

н

н

6

Пузырникова А.

4

3

3

3

4

4

5

5

7

Рябина Алина

6

4

4

4

н

н

5

5

8

Ромашкина Анастасии

4

3

3

3

4

4

5

5

9

Симаков Александр

4

3

3

3

3

3

н

н

10

Соломоненко В.

5

3

3

3

4

4

5

5

11

Степанова Евгения

4

3

3

3

4

4

5

5

12

Стряпчев Максим

6

4

4

4

4

4

5

5

13

Тазетдинова Динара

6

4

3

3

4

4

5

5

14

Тихонова Екатерина

8

5

5

5

5

5

5

5

15

Уколов Даниил

4

3

3

3

4

4

5

5

16

Фаррахов Ярослав

7

4

4

4

5

5

5

5

17

Шарифуллин Шахим

4

3

5

5

5

5

5

5


Таблица№2

Список класса

п/п

МР №1

МР №2

МР №3

МР №4

Ф.И. ученика

Техника чтения

чтение

Техника чтения

чтение

балл

отм.

балл

отм.

балл

отм.

балл

отм.

1

Иванова Ирина

6

4

3

3

4

4

4

4

2

Кожевников  Богдан

7

4

3

3

3

3

5

5

3

Кузоватов  Роман

6

4

4

4

н

н

5

5

4

Левченко Мария

6

4

3

3

4

4

5

5

5

Мелентьев Дмитрий

6

4

4

4

4

4

5

5

6

Мухаметшин Радомир

6

4

3

3

4

4

3

3

7

Мухаметшина Диана

8

5

5

5

5

5

5

5

8

Морозова Екатерина

6

4

3

3

5

5

5

5

9

Никифорова Диана

6

4

4

4

5

5

5

5

10

Пустоутова Кристина

7

4

5

5

5

5

5

5

11

Решетова Влада

Н

Н

5

5

5

5

5

5

12

Сабирова Алина

8

5

4

4

5

5

5

5

13

Усачева Анна

8

5

4

4

4

4

5

5

14

Федорович Данила

6

4

4

4

4

4

4

4

15

Яшина Алина

4

3

3

3

4

4

5

5

Данные результаты подтвердили эффективность проделанной работы. Проведённая работа позволила теоретически обосновать и практически реализовать соизмеримость обучения по современным подходам и технологиям, способствующим формированию умений и навыков чтения. Проведённая опытно-педагогическая работа подтвердила мысль о том, что использование на уроках английского языка современных подходов обучения способствует формированию навыков чтения. В ходе исследования были решены все поставленные задачи.

В конечном итоге можно сделать вывод о важности специальной целенаправленной методики по формированию навыка чтения у обучаемых.

В результате данной работы дети становятся более внимательными при чтении, а также более контактными, активными, охотно рассуждают, не боятся задавать вопросы и отвечают на них, используя клише. Кроме того, не боятся сделать ошибку, умеют формулировать свои мысли, что приводит к частичному снятию языковых трудностей и возникновению желания и потребности в общении на иностранном языке.

Рекомендации для учителей.

Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, поэтому предварительная работа над словами здесь будет не лишняя. Кроме всего, вид упражнений зависит и от возраста учащихся, от уровня их подготовленности.

Чтение произведений совмещается с последующим обсуждением. Так происходит дальнейшее расширение лексического запаса за счет активизации слов и выражений. При фронтальном и индивидуальном контроле может использоваться как устная речь, так и письменная (перевод трудных фрагментов, их анализ, аннотирование, реферирование). С помощью проблемного метода обучения, технологии критического мышления, технологии сотрудничества или технологии продуктивного чтения можно предложить учащимся следующие предтекстовые упражнения:

1. Найти, выписать и перевести предложения с определенными словами.

2. Найти пары: учащимся даны 2 колонки, их задача соединить пары стрелочками.

3. Выбрать антоним слова из предлагаемых.

4. Выбрать синоним слова из предлагаемой группы.

5. Объяснить слово или фразу, идиому, не переводя ее.

6. Соединить пары слов по смыслу.

7. Работа над словообразованием.

8. Перефразировать предложения, используя определенную грамматическую структуру.

9. Перефразировать предложения, заменив выделенное слово или выражение на синоним, использованный в тексте.

12. Составить предложения с определенными словами, чтобы стало ясным их значение.

13. Перевести на английский слова и выражения, используя лексику текста.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме совершенствования и контроля навыков чтения на среднем этапе обучения английскому языку показал, что чтение является одной из основных практических целей обучения английскому языку. 

Чтение как средство обучения используется для установления звуко-буквенных соотношений, создание комплекса зрительных, речедвигательных и слуховых образов лингвистических знаков разных уровней, закрепление введенного звукового материала, стабилизации и совершенствования произносительных навыков, осмысленного членения речи, обогащения лексического запаса и упрочнения грамматических навыков, развития языковой и смысловой догадки, а также чутья языка, выработки техники громкого и тихого чтения, развития механизмов чтения, совершенствования навыков и умений выражения мыслей в устной и письменной форме. От того, как будут сформированы умения и навыки чтения на среднем этапе обучения иностранному языку, будет зависеть то, как человек в дальнейшем будет пользоваться получаемой информацией. Поэтому в данной работе предлагалось использовать современные подходы в процессе обучения чтению.

В ходе исследования и осуществления опытно-педагогической работы был проведён анализ сформированности навыков чтения, учащихся на среднем этапе, в результате чего был сделан вывод о том, что уровень чтения повысился.

В процентном соотношении это можно продемонстрировать следующим образом:

7а класс:

техника чтения: 31% – высокий уровень, 56% – средний и 13% -низкий уровень;

чтение: 93% – высокий уровень, 7% – средний и 0% -низкий уровень.

7б класс:

техника чтения: 43% -высокий уровень, 50% - средний и 7% - низкий уровень.

чтение: 80% – высокий уровень, 13 – средний и 7% -низкий уровень;

Результаты опытно-педагогической работы подтверждают необходимость и эффективность использования современных подходов обучения чтению с целью повышения уровня навыков чтения. Были разработаны рекомендации, которые могут найти применение в общеобразовательной средней школе на уроках английского языка.

В дальнейшем я хочу продолжить данную работу по совершенствованию навыков чтения с помощью современных подходов обучения и разработать серию фрагментов уроков.

Учитель, работающий по совершенствованию навыков чтения именно таким образом, начинает ощущать себя мастером, предъявляет к себе более высокие требования, не останавливается на достигнутом и всё время совершенствуется, подыскивая всё новые пути в решении той или иной проблемы, что, естественно, оказывает положительное воздействие на всю его педагогическую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация индивидуального подхода к обучению чтению на уроках английского языка в начальной школе

Презентация, содержащая формы и методы обучения чтению на английском языке  в начальных классах....

«Мастер класс» «Использование технологии АМО в процессе обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе» «Забавное чтение»

quot;Мастер класс". "Использование технологии АМО в процессе обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе ". "Забавное чтение"....

Статья на тему " Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе."

Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить обучающихся читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения...

Статья по теме "Использование интерактивного подхода к обучению говорению на уроках английского языка в школе"

Статья по теме "Использование интерактивного подхода к обучению говорению на уроках английского языка в школе" Важным составляющим процесса обучения английскому языку является обучение ...

Использование современных ИТ при обучении чтению на уроках английского языка

Статья, примеры использования онлайн-сервисов при обучении чтению на уроках английского языка....

Сказки учебника «Starlight 2 – 4 » для обучения чтению и формированию интереса к чтению на уроках английского языка в начальной школе.

Все дети любят сказки. Сказки это , как правило, небольшие истории, которые всегда заканчиваются хорошо. Добро побеждает зло, а сказочные персонажи помогают хорошим героям бороться с неприятностями....