Конспект урока по литературе 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Конспект по литературе 5 класс на тему "Чёрная курица, или Подземные жители. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon makarova_urok_konspekt.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА урока:

««Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно-реальное в сказке».

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС урока:

Какие черты соединяет в себе литературная сказка?

ЦЕЛЬ урока

Предметные:

  • обобщить знания учащихся о сказке;
  • раскрыть глубину образа героя сказки
  • выделить черты сказочного, фантастического и реального в сказке

Метапредметные:

•        Развивать рефлексию

•        Уметь строить рассуждение

Личностные:

  • Формирование заинтересованности к творчеству Антония Погорельского;
  • Осознание ценностного отношения к слову;
  • Воспитывать нравственность

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ 2 минуты

АКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА

УЧИТЕЛЬСКАЯ СТРАТЕГИЯ

Здороваются, садятся за парты.

В конце урока сдают рабочие тетради с домашним заданием.

Здравствуйте! Я рада всех вас видеть.

На сегодняшнем уроке мы продолжим изучать сказку Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители».

В конце урока не забудьте сдать тетради с домашним заданием.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

АКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА

УЧИТЕЛЬСКАЯ СТРАТЕГИЯ

  1. Отвечают:

Сказка - это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

  1. У героя есть свой особенности, он не является однозначно положительным или отрицательным персонажем. Но как и в народных сказках герой получает подарок (семечко), ему помогает волшебная сила (министр)

  1. Алёша ни положительный, ни отрицательный герой.

  1. Нет, не бывают.

 5) Волшебный предмет – конопляное зёрнышко, чудесные превращения, курица разговаривает с Алёшей.)

6) Нет, не могла, т.к. у этой сказки есть автор, она литературная.

  1. Ребята, давайте вспомним, что такое сказка?

  1. Скажите, похож ли Алеша на героев народных волшебных сказок? 

Всё верно, герой народной сказки однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей. В народной сказке никогда не описывается характер: перед нами четко обозначенный тип.В сказке Антония Погорельского описано изменение нрава, т. е. характера главного героя. Мы следим за причинами, за динамикой этих изменений, и это заставляет нас лучше понимать свои собственные поступки и более ответственно относиться к  жизни.

  1. Положительный он герой или отрицательный?

  1. Бывают ли такие герои в народных сказках?

  1. Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть?

  1.  Могла ли такая сказка быть народной? Почему?

Молодцы!

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

АКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА

УЧИТЕЛЬСКАЯ СТРАТЕГИЯ

  1. Отвечают:

Сказочные: Жители подземелья, сад, деревья в саду, зверинец, охота на лошадях.

  1. Реальные события – жизнь в пансионе, отношения с детьми, учителями.

Делают вывод: сказка соединяет в себе сказочные и реалистические черты.

Записывают тему урока себе в тетрадь: ««Фантастическое и достоверно-реальное в сказке Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители».

  1. Отвечают: нужно узнать, что реальное, а что фантастическое в сказке, выявить эти черты.

 

1)Ребята, теперь скажите, какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными, фантастическими? Подтвердите это примерами из текста.

2)Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи?

Теперь сделайте вывод.

Правильно, литературная сказка совмещает в себе и фантастическое, и реальное.

Это и будет темой нашего сегодняшнего урока: «Фантастическое и достоверно-реальное в сказке Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители».  

Запишите тему урока себе в тетрадь.

3)Тогда какие цели мы перед собой поставим? Что нам нужно узнать?

Правильно! Сегодня на уроке нам надо выделить сказочные и реальные черты в сказке.

ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

АКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА

УЧИТЕЛЬСКАЯ СТРАТЕГИЯ

  1. Отвечают,  приводят фрагменты из текста: да, использует. Например, третий сон Алёши.
  2. Этот сон предостерегает Алёшу. Чернушка учит его  хранить тайну, держать честное слово, не быть неблагодарным.
  3. Его мучает совесть

4)Легко приобрести дурные привычки, но трудно от них избавиться.

5)   выразительно читают по ролям фрагмент

6) Слово «нескромность» употреблено в старом значении – умение хранить тайну.

  1. Неслучайно мы с вами  говорили о признаках волшебной сказки. Например, цифра “3” – волшебная цифра. Использует ли автор это число?
  2. Для чего автор вводит третий сон Алёши? Каков его смысл? Чему учит Чернушка мальчика?

  1. Почему Алёша боится увидеть Чернушку в четвёртый раз?
  2. Как вы понимаете слова Чернушки:“Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку”?

  1. Чтение по ролям эпизода «Последняя встреча Алёши и Чернушки». (стр. 147-148)

Ученики читают фрагмент по ролям (министр, Алёша, автор).

  1. Что означает фраза: «Твоя нескромность тому причиною, что я осуждён носить эти цепи»? В каком значении употреблено это слово?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ / ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ

АКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА

УЧИТЕЛЬСКАЯ СТРАТЕГИЯ

  1. Чертят таблицу в тетради, заполняют её:

Реальное

Сказочно-фантастическое

Пансион                    курица-министр

Курицы                       маленькие жители

Учитель                      подземное царство

Васильевский

остров

  1. Если вы обратили внимание, мы называем произведение то сказкой, то волшебной повестью. Действительно, волшебством пронизан весь текст, поэтому и жанр четко определить здесь невозможно. Но есть в произведении и реальные события, места, о которых говорит автор.

Заполните таблицу, указав 3-4 примера волшебного и реального в этом произведении.

Учитель на доске рисует таблицу. Ученики в тетради рисуют таблицу и  заполняют её.

Реальное

Сказочно-фантастическое

Имена, места, события, чувства

События, предметы

РЕФЛЕКСИЯ учеников

АКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТА

УЧИТЕЛЬСКАЯ СТРАТЕГИЯ

  1. Отвечают:

Эта сказка соединяет в себе  реальные и сказочные черты. В этом её особенность.

  1. Записывают домашнее задание

  1. Итак, ребята, скажите, какие особенности есть у этой литературной сказки? Какие черты она в себе соединяет?

 

  1. Теперь запишите домашнее задание: ответить письменно на вопрос 1 и на вопрос 1 устно из рубрики «Обогащаем свою речь» на стр. 149.

Материалы и ресурсы урока:

  1. Коровина В. Я. Литература: 5 класс: Учебник: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012
  2. Доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В. Я. Коровиной. Древнерусская литература.

Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В.Я. Коровиной. Древнерусская литература....