Методическая разработка урока-исследования с элементами учебной дискуссии по повести Н.К. Карамзина "Бедная Лиза"
методическая разработка по литературе (9 класс)
В рамках реализации ФГОС мы сталкиваемся с новым подходом к организации учебного процесса. Особое внимание хочется обратить на урок-исследование, так как школьное образование стоит перед необходимостью учитывать индивидуальность уникальность каждого ученика. Гуманизация образования подчеркивает не только ценность знания, но в первую очередь – ценность личности ученика, которая выражается, прежде всего, в его уникальности. Наиболее эффективным в плане познания и развития личности является, на мой взгляд, исследовательский подход в обучении. Перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой в подавляющем большинстве случаев, известно (но не учащимся). Итог урока – новые знания.
Под уроком-исследованием понимается деятельность обучающихся и учителя, связанная с решением обучающимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (возможно и с известным, но не знакомым учащимся решением) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, таких как:
· постановка проблемы, выдвижение гипотезы;
· повторение теории, посвящённой данной проблематике;
· подбор инструментов для исследования и практическое владение ими;
· обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/node/add/book-s | 21.95 КБ |
https://nsportal.ru/node/add/book-s | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9 классе
Пояснительная записка
В рамках реализации ФГОС мы сталкиваемся с новым подходом к организации учебного процесса. Особое внимание хочется обратить на урок-исследование, так как школьное образование стоит перед необходимостью учитывать индивидуальность уникальность каждого ученика. Гуманизация образования подчеркивает не только ценность знания, но в первую очередь – ценность личности ученика, которая выражается, прежде всего, в его уникальности. Наиболее эффективным в плане познания и развития личности является, на мой взгляд, исследовательский подход в обучении. Перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой в подавляющем большинстве случаев, известно (но не учащимся). Итог урока – новые знания.
Под уроком-исследованием понимается деятельность обучающихся и учителя, связанная с решением обучающимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (возможно и с известным, но не знакомым учащимся решением) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, таких как:
- постановка проблемы, выдвижение гипотезы;
- повторение теории, посвящённой данной проблематике;
- подбор инструментов для исследования и практическое владение ими;
- обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Тема: Мир сентиментализма: Любовь, зачем ты мучаешь меня…
Технология: урок-исследование с эл. учебной дискуссии
Класс: 9
Автор урока: Тихвинская Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение: ГБОУ Гимназия № 261
Цель: определить проблематику повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» посредством учебной дискуссии, создать текст- рассуждение по выбранной проблеме, сформулировать главный проблемный вопрос.
Задачи: 1. Расширение понятия «философия жизни», формирование философской картины мира в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
2. Совершенствование умений соотносить литературные направления с соответствующими художественными произведениями.
3. Обучение формулированию проблемных вопросов с помощью учебной дискуссии.
Опережающее задание к уроку семерым учащимся:
1. Подготовить короткую обзорную историческую справку о Н.М.Карамзине.
ДЗ к уроку:
1. Прочитать повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
2. Составить вопросы, на которые хотели бы получить ответы.
Ход урока
1 Орг. момент.
2. Историческая справка про Н.К.Карамзина
Мини-выступления учащихся
-1 ученик – короткая биогр. справка
- 2 ученик – Карамзин – поэт
- 3 ученик – Карамзин – историк
- 4 ученик – Карамзин – журналист
- 5 ученик – Карамзин – общ. деятель
- 6 ученик – Карамзин – реформатор русского языка
- 7 ученик – Карамзин – прозаик – сентименталист – повесть «Бедная Лиза»
3. Анализ повести Н.К. Карамзина «Бедная Лиза»
А.
- Что бы вы хотели от сегодняшнего урока? На какие вопросы хотели бы получить ответы? (частичная реализация ДЗ)
Анализ эпиграфа:
И нежная улыбка пробежала
Красавицы на пламенных устах,
И вот она с томлением в глазах
К любезному в объятия упала...
«Будь счастлива!» — Эрот ей прошептал,
Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.
А. С. Пушкин «Рассудок и любовь».
- Прочитайте эпиграф
- Этот эпиграф имеет отношение к повести? (Какое?)
- Придумайте вопрос, ответ на который показал бы связь эпиграфа с повестью?
(Как связан с повестью?)
Б. Давайте обозначим некоторый теоретический аспект:
- род литер.? – эпос (аргументация)
- жанр произведения? – повесть (аргументация)
- композиция? – «рассказ в рассказе» (аргументация)
В. Сюжет.
- Рассказать содержание коротко, сжать текст до нескольких предложений.
- Почему Карамзин написал не несколько предложений, а 18 страниц?
- Какой герой является главным? (Лиза) Аргумент.
- Какую характеристику дают ей другие герои? А вы? (письменно в раб. листе)
- К какому литературному направлению относится произведение Н.М.Карамзина? Докажите.
- Какова роль пейзажа? (Примеры из текста) Природа осуждает Лизу?
Работа с текстом:
«Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бедную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура пребывала в молчании») и др.
Обсуждение в дискуссии
Выводы
Высшие силы представлены в образе природы:
ОНА 1. Воплощение красоты.
2. Чувствующий разум (сочувствует, одобряет, порицает, предупреждает, становится врагом).
ВЫВОД: человек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил.
Г. Определение проблематики повести.
- Как вы думаете, в этой повести автором поставлен 1 пробл. вопрос или несколько? Ответ + аргумент
Обсуждение
Работа экспертной группы (2 чел. реализация ДЗ)
Учащиеся сдают составленные вопросы экс. группе, которая садится отдельно, анализирует поступивший пакет вопросов и выявляет на их основе круг проблем:
- Проблема любви (сердца и разума) слайд 13
- Проблема рока и обстоятельств
- Проблема природы и человека
Остальная часть класса в это время ведет обсуждение по поводу выделенного круга проблем:
- Любовь для героев мучение или награда? (а если по Карамзину?)
- Повесть Карамзина совсем безнадежна? (при затруднении – с. 78 учебника)
- Рок и обстоятельства – это одно и то же?
Обстоятельства – сумма реальных причин, в них нет той безысходности, как у рока.
Эраст вынужден идти в армию; жениться на богатой вдове, чтобы поправить свое материальное положение.
РОК - ?
НО, по Карамзину, существуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор.
- Природа осуждает Лизу? (аргументация – по тексту)
Обсуждение в дискуссии
Класс делится на 3 группы в соответствии с выбором 1 из проблем
Эксперты расходятся по группам (по интересам)
Д. Рождение текста
Задание: одну из проблем сформулировать в виде вопроса, затем ответить на него письменно.
Можно тихо переговариваться.
Е. Представление результата.
Выступают представители от каждой группы
Обсуждение с классом (попытка формулирования 1 главного проблемного вопроса). Выводы.
Например: Что важнее: любовь или обстоятельства жизни, препятствующие любви?
Пример текста, составленного учащимися:
«Важнее любовь, но в душе Эраста есть как хорошие чувства и побуждения: встретив Лизу, он искренно влюбляется и надеется найти счастье в простой, примитивной жизни, близкой к природе, с ее чистыми радостями. Но условности светской жизни, ложные взгляды и понятия, усвоенные целым обществом, препятствуют Эрасту в осуществлении его намерения, – он слишком испорчен светом и не может приспособиться к жизни простых людей. Он вынужден подчиняться законам светского общества, расплачиваясь за свои шалости, и поэтому губит Лизу, губит любовь».
Заключительные выводы
В этом произведении ярко показан богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий сентиментализма. Грубость и невоспитанность душ - не всегда удел бедняков, показывает нам Карамзин. Обе натуры способны к богатому душевному переживанию: «Она любила говорить с ним о покойном муже, о том, как она в первый раз встретилась с милым своим Иваном, как он полюбил ее и в какой любви, в каком согласии жил с нею».
В основу сентиментализма положен новый взгляд на человека как существо чувствительное, на новое для литературы представление о его счастье.
ДЗ Что пришлось бы изменить в повести Карамзина, если бы вам было дано задание отредактировать её с точки зрения эстетики классицизма?
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9 классе
Пояснительная записка
В рамках реализации ФГОС мы сталкиваемся с новым подходом к организации учебного процесса. Особое внимание хочется обратить на урок-исследование, так как школьное образование стоит перед необходимостью учитывать индивидуальность уникальность каждого ученика. Гуманизация образования подчеркивает не только ценность знания, но в первую очередь – ценность личности ученика, которая выражается, прежде всего, в его уникальности. Наиболее эффективным в плане познания и развития личности является, на мой взгляд, исследовательский подход в обучении. Перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой в подавляющем большинстве случаев, известно (но не учащимся). Итог урока – новые знания.
Под уроком-исследованием понимается деятельность обучающихся и учителя, связанная с решением обучающимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (возможно и с известным, но не знакомым учащимся решением) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, таких как:
- постановка проблемы, выдвижение гипотезы;
- повторение теории, посвящённой данной проблематике;
- подбор инструментов для исследования и практическое владение ими;
- обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Тема: Мир сентиментализма: Любовь, зачем ты мучаешь меня…
Технология: урок-исследование с эл. учебной дискуссии
Класс: 9
Автор урока: Тихвинская Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение: ГБОУ Гимназия № 261
Цель: определить проблематику повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» посредством учебной дискуссии, создать текст- рассуждение по выбранной проблеме, сформулировать главный проблемный вопрос.
Задачи: 1. Расширение понятия «философия жизни», формирование философской картины мира в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
2. Совершенствование умений соотносить литературные направления с соответствующими художественными произведениями.
3. Обучение формулированию проблемных вопросов с помощью учебной дискуссии.
Опережающее задание к уроку семерым учащимся:
1. Подготовить короткую обзорную историческую справку о Н.М.Карамзине.
ДЗ к уроку:
1. Прочитать повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
2. Составить вопросы, на которые хотели бы получить ответы.
Ход урока
1 Орг. момент.
2. Историческая справка про Н.К.Карамзина
Мини-выступления учащихся
-1 ученик – короткая биогр. справка
- 2 ученик – Карамзин – поэт
- 3 ученик – Карамзин – историк
- 4 ученик – Карамзин – журналист
- 5 ученик – Карамзин – общ. деятель
- 6 ученик – Карамзин – реформатор русского языка
- 7 ученик – Карамзин – прозаик – сентименталист – повесть «Бедная Лиза»
3. Анализ повести Н.К. Карамзина «Бедная Лиза»
А.
- Что бы вы хотели от сегодняшнего урока? На какие вопросы хотели бы получить ответы? (частичная реализация ДЗ)
Анализ эпиграфа:
И нежная улыбка пробежала
Красавицы на пламенных устах,
И вот она с томлением в глазах
К любезному в объятия упала...
«Будь счастлива!» — Эрот ей прошептал,
Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.
А. С. Пушкин «Рассудок и любовь».
- Прочитайте эпиграф
- Этот эпиграф имеет отношение к повести? (Какое?)
- Придумайте вопрос, ответ на который показал бы связь эпиграфа с повестью?
(Как связан с повестью?)
Б. Давайте обозначим некоторый теоретический аспект:
- род литер.? – эпос (аргументация)
- жанр произведения? – повесть (аргументация)
- композиция? – «рассказ в рассказе» (аргументация)
В. Сюжет.
- Рассказать содержание коротко, сжать текст до нескольких предложений.
- Почему Карамзин написал не несколько предложений, а 18 страниц?
- Какой герой является главным? (Лиза) Аргумент.
- Какую характеристику дают ей другие герои? А вы? (письменно в раб. листе)
- К какому литературному направлению относится произведение Н.М.Карамзина? Докажите.
- Какова роль пейзажа? (Примеры из текста) Природа осуждает Лизу?
Работа с текстом:
«Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бедную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура пребывала в молчании») и др.
Обсуждение в дискуссии
Выводы
Высшие силы представлены в образе природы:
ОНА 1. Воплощение красоты.
2. Чувствующий разум (сочувствует, одобряет, порицает, предупреждает, становится врагом).
ВЫВОД: человек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил.
Г. Определение проблематики повести.
- Как вы думаете, в этой повести автором поставлен 1 пробл. вопрос или несколько? Ответ + аргумент
Обсуждение
Работа экспертной группы (2 чел. реализация ДЗ)
Учащиеся сдают составленные вопросы экс. группе, которая садится отдельно, анализирует поступивший пакет вопросов и выявляет на их основе круг проблем:
- Проблема любви (сердца и разума) слайд 13
- Проблема рока и обстоятельств
- Проблема природы и человека
Остальная часть класса в это время ведет обсуждение по поводу выделенного круга проблем:
- Любовь для героев мучение или награда? (а если по Карамзину?)
- Повесть Карамзина совсем безнадежна? (при затруднении – с. 78 учебника)
- Рок и обстоятельства – это одно и то же?
Обстоятельства – сумма реальных причин, в них нет той безысходности, как у рока.
Эраст вынужден идти в армию; жениться на богатой вдове, чтобы поправить свое материальное положение.
РОК - ?
НО, по Карамзину, существуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор.
- Природа осуждает Лизу? (аргументация – по тексту)
Обсуждение в дискуссии
Класс делится на 3 группы в соответствии с выбором 1 из проблем
Эксперты расходятся по группам (по интересам)
Д. Рождение текста
Задание: одну из проблем сформулировать в виде вопроса, затем ответить на него письменно.
Можно тихо переговариваться.
Е. Представление результата.
Выступают представители от каждой группы
Обсуждение с классом (попытка формулирования 1 главного проблемного вопроса). Выводы.
Например: Что важнее: любовь или обстоятельства жизни, препятствующие любви?
Пример текста, составленного учащимися:
«Важнее любовь, но в душе Эраста есть как хорошие чувства и побуждения: встретив Лизу, он искренно влюбляется и надеется найти счастье в простой, примитивной жизни, близкой к природе, с ее чистыми радостями. Но условности светской жизни, ложные взгляды и понятия, усвоенные целым обществом, препятствуют Эрасту в осуществлении его намерения, – он слишком испорчен светом и не может приспособиться к жизни простых людей. Он вынужден подчиняться законам светского общества, расплачиваясь за свои шалости, и поэтому губит Лизу, губит любовь».
Заключительные выводы
В этом произведении ярко показан богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий сентиментализма. Грубость и невоспитанность душ - не всегда удел бедняков, показывает нам Карамзин. Обе натуры способны к богатому душевному переживанию: «Она любила говорить с ним о покойном муже, о том, как она в первый раз встретилась с милым своим Иваном, как он полюбил ее и в какой любви, в каком согласии жил с нею».
В основу сентиментализма положен новый взгляд на человека как существо чувствительное, на новое для литературы представление о его счастье.
ДЗ Что пришлось бы изменить в повести Карамзина, если бы вам было дано задание отредактировать её с точки зрения эстетики классицизма?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока-исследования по природоведению по теме " Полезное ископаемое - нефть"
Урок-исследование по природоведению к теме «Строение Земли» в 5 классе "Полезное ископаемое - нефть". В урок включена презентация, имеется практическая часть, прослеживаются метапредметные ...
Методическая разработка урока - исследования по географии 8 класс "Байкал - жемчужина Сибири "
Конспект урока-исследования по географии в 8-ом классе на тему: «Байкал — «жемчужина Сибири». Цели урока. Образовательная: расширить и углубить знания учащихся о природе озера Байкал, о его геолог...
Методическая разработка урока-исследования по теме "Интерференция и дифракция света"
В разработке представлены полный конспект урока-исследования, задания группам, таблицы-заготовки, дополнительный материал к уроку....
Методическая разработка урока-исследования "Свет и тени Обломова"
урок-исследование "Свет и тени Обломова"(заключительный урок по роману И.Гончарова в 10 классе)...
Методическая разработка урока " Исследование закона сохранения механической энергии при решении задач"
16 июля 1748 года Михаил Васильевич Ломоносов в письме математику Леонардо Эйлеру писал: «… все случающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто приб...
Методическая разработка урока-исследования на основе технологии кейс-стади Smart City/ Город будущего
Методическая разработка урока-исследования на основе технологии кейс-стади Smart City / Город будущего Тема: «Умный город» урок N 16 в главе I «Россия – моя Родина&ra...