Методическая разработка урока-исследования с элементами учебной дискуссии по повести Н.К. Карамзина "Бедная Лиза"
методическая разработка по литературе (9 класс)

Тихвинская Наталья Борисовна, кандидат педагогических наук

В рамках реализации ФГОС мы сталкиваемся с новым подходом к организации учебного процесса. Особое внимание хочется обратить на урок-исследование, так как школьное образование стоит перед необходимостью учитывать индивидуальность уникальность каждого ученика. Гуманизация образования подчеркивает не только ценность знания, но в первую очередь – ценность личности ученика, которая выражается, прежде всего, в его уникальности. Наиболее эффективным в плане познания и развития личности является, на мой взгляд, исследовательский подход в обучении. Перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой в подавляющем большинстве случаев, известно (но не учащимся). Итог урока – новые знания.

Под уроком-исследованием понимается деятельность обучающихся и учителя, связанная с решением обучающимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (возможно и с известным, но не знакомым учащимся решением) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, таких как:

·         постановка проблемы, выдвижение гипотезы;

·         повторение теории, посвящённой данной проблематике;

·         подбор инструментов для исследования и практическое владение ими;

·         обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://nsportal.ru/node/add/book-s21.95 КБ
Файл https://nsportal.ru/node/add/book-s21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе

Пояснительная записка

В рамках реализации ФГОС мы сталкиваемся с новым подходом к организации учебного процесса. Особое внимание хочется обратить на урок-исследование, так как школьное образование стоит перед необходимостью учитывать индивидуальность уникальность каждого ученика. Гуманизация образования подчеркивает не только ценность знания, но в первую очередь – ценность личности ученика, которая выражается, прежде всего, в его уникальности. Наиболее эффективным в плане познания и развития личности является, на мой взгляд, исследовательский подход в обучении. Перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой в подавляющем большинстве случаев, известно (но не учащимся). Итог урока – новые знания.

Под уроком-исследованием понимается деятельность обучающихся и учителя, связанная с решением обучающимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (возможно и с известным, но не знакомым учащимся решением) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, таких как:

  • постановка проблемы, выдвижение гипотезы;
  • повторение теории, посвящённой данной проблематике;
  • подбор инструментов для исследования и практическое владение ими;
  • обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Тема: Мир сентиментализма: Любовь, зачем ты мучаешь меня…

Технология: урок-исследование с эл. учебной дискуссии

Класс: 9

Автор урока: Тихвинская Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение: ГБОУ Гимназия № 261

Цель: определить проблематику повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» посредством учебной дискуссии, создать текст- рассуждение по выбранной проблеме, сформулировать главный проблемный вопрос.

Задачи: 1. Расширение понятия «философия жизни», формирование философской картины мира в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

2. Совершенствование умений соотносить литературные направления с соответствующими художественными произведениями.

3. Обучение формулированию проблемных вопросов с помощью учебной дискуссии.

Опережающее задание к уроку семерым учащимся:

1. Подготовить короткую обзорную историческую справку о Н.М.Карамзине.

ДЗ к уроку:

1. Прочитать повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

2. Составить вопросы, на которые хотели бы получить ответы.

Ход урока

1 Орг. момент.

2. Историческая справка про Н.К.Карамзина

Мини-выступления учащихся

-1 ученик – короткая биогр. справка

- 2 ученик – Карамзин – поэт

- 3 ученик – Карамзин – историк

- 4 ученик – Карамзин – журналист

- 5 ученик – Карамзин – общ. деятель

- 6 ученик – Карамзин – реформатор русского языка

- 7 ученик – Карамзин – прозаик – сентименталист – повесть «Бедная Лиза»

3.  Анализ повести Н.К. Карамзина «Бедная Лиза»

А.

- Что бы вы хотели от сегодняшнего урока? На какие  вопросы хотели бы получить ответы? (частичная реализация ДЗ)

Анализ эпиграфа:

И нежная улыбка пробежала

Красавицы на пламенных устах,

И вот она с томлением в глазах

К любезному в объятия упала...

«Будь счастлива!» — Эрот ей прошептал,

Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.

А. С. Пушкин «Рассудок и любовь».

- Прочитайте эпиграф

-  Этот эпиграф имеет отношение к повести? (Какое?)

- Придумайте вопрос, ответ на который показал бы связь эпиграфа с повестью?

(Как связан с повестью?)

Б. Давайте обозначим некоторый теоретический аспект:

- род литер.? – эпос (аргументация)

- жанр произведения? – повесть (аргументация)

- композиция? – «рассказ в рассказе» (аргументация)

В. Сюжет.

 - Рассказать содержание коротко, сжать текст до нескольких предложений.

- Почему Карамзин написал не несколько предложений, а 18 страниц?

 - Какой герой является главным?  (Лиза) Аргумент.

- Какую характеристику дают ей другие герои? А вы?  (письменно в раб. листе)

 - К какому литературному направлению относится  произведение Н.М.Карамзина?   Докажите.

 - Какова роль пейзажа?  (Примеры из текста) Природа осуждает Лизу?

Работа с текстом:

«Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бедную, томную, горестную подругу, ко­торая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура пребывала в молчании») и др.

Обсуждение в дискуссии

Выводы

Высшие силы представлены в образе природы:

ОНА 1. Воплощение красоты.

         2. Чувствующий разум (сочувствует, одобряет, порицает, предупреждает, становится врагом).

ВЫВОД: человек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил.

Г. Определение проблематики повести.

 - Как вы думаете, в этой повести автором поставлен 1 пробл. вопрос или несколько? Ответ + аргумент

Обсуждение

Работа экспертной группы (2 чел. реализация ДЗ)

Учащиеся сдают составленные вопросы экс. группе, которая садится отдельно, анализирует поступивший пакет вопросов и выявляет на их основе круг  проблем:

  • Проблема любви (сердца и разума)                           слайд  13
  • Проблема рока и обстоятельств
  • Проблема природы и человека

Остальная часть класса в это время ведет обсуждение по поводу выделенного круга проблем:

- Любовь для героев мучение или награда? (а если по Карамзину?)

- Повесть Карамзина совсем безнадежна? (при затруднении – с. 78 учебника)

- Рок и обстоятельства – это одно и то же?

Обстоятельства – сумма реальных причин, в них нет той безысходности, как у рока.

Эраст вынужден идти в армию; жениться на богатой вдове, чтобы поправить свое материальное положение.

РОК - ?

НО, по Карамзину, существуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор.

- Природа осуждает Лизу? (аргументация – по тексту)

Обсуждение в дискуссии

Класс делится на 3 группы в соответствии с выбором 1 из проблем

Эксперты расходятся по группам  (по интересам)

Д.  Рождение текста

Задание: одну из проблем сформулировать  в виде вопроса, затем ответить на него письменно.

Можно тихо переговариваться.

 Е. Представление результата.

Выступают представители от  каждой группы

Обсуждение с классом (попытка формулирования 1 главного проблемного вопроса). Выводы.

Например: Что важнее: любовь или обстоятельства жизни, препятствующие любви?

Пример текста, составленного учащимися:

«Важнее любовь, но в душе Эраста есть как хорошие чувства и побуждения: встретив Лизу, он искренно влюбляется и надеется найти счастье в простой, примитивной жизни, близкой к природе, с ее чистыми радостями. Но условности светской жизни, ложные взгляды и понятия, усвоенные целым обществом, препятствуют Эрасту в осуществлении его намерения, – он слишком испорчен светом и не может приспособиться к жизни простых людей. Он вынужден подчиняться законам светского общества, расплачиваясь за свои шалости, и поэтому губит Лизу, губит любовь».

Заключительные выводы

В этом произведении ярко показан богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий сентиментализма. Грубость и невоспитанность душ - не всегда удел бедняков, показывает нам Карамзин. Обе натуры способны к богатому душевному переживанию: «Она любила говорить с ним о покойном муже, о том, как она в первый раз встретилась с милым своим Иваном, как он полюбил ее и в какой любви, в каком согласии жил с нею».

В основу сентиментализма положен новый взгляд на человека как существо чувствительное, на новое для литературы представление о его счастье.  

ДЗ Что пришлось бы изменить в повести Карамзина, если бы вам было дано задание отредактировать её с точки зрения эстетики классицизма?



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе

Пояснительная записка

В рамках реализации ФГОС мы сталкиваемся с новым подходом к организации учебного процесса. Особое внимание хочется обратить на урок-исследование, так как школьное образование стоит перед необходимостью учитывать индивидуальность уникальность каждого ученика. Гуманизация образования подчеркивает не только ценность знания, но в первую очередь – ценность личности ученика, которая выражается, прежде всего, в его уникальности. Наиболее эффективным в плане познания и развития личности является, на мой взгляд, исследовательский подход в обучении. Перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой в подавляющем большинстве случаев, известно (но не учащимся). Итог урока – новые знания.

Под уроком-исследованием понимается деятельность обучающихся и учителя, связанная с решением обучающимися (при поддержке учителя) творческой, исследовательской задачи (возможно и с известным, но не знакомым учащимся решением) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, таких как:

  • постановка проблемы, выдвижение гипотезы;
  • повторение теории, посвящённой данной проблематике;
  • подбор инструментов для исследования и практическое владение ими;
  • обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Тема: Мир сентиментализма: Любовь, зачем ты мучаешь меня…

Технология: урок-исследование с эл. учебной дискуссии

Класс: 9

Автор урока: Тихвинская Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение: ГБОУ Гимназия № 261

Цель: определить проблематику повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» посредством учебной дискуссии, создать текст- рассуждение по выбранной проблеме, сформулировать главный проблемный вопрос.

Задачи: 1. Расширение понятия «философия жизни», формирование философской картины мира в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

2. Совершенствование умений соотносить литературные направления с соответствующими художественными произведениями.

3. Обучение формулированию проблемных вопросов с помощью учебной дискуссии.

Опережающее задание к уроку семерым учащимся:

1. Подготовить короткую обзорную историческую справку о Н.М.Карамзине.

ДЗ к уроку:

1. Прочитать повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

2. Составить вопросы, на которые хотели бы получить ответы.

Ход урока

1 Орг. момент.

2. Историческая справка про Н.К.Карамзина

Мини-выступления учащихся

-1 ученик – короткая биогр. справка

- 2 ученик – Карамзин – поэт

- 3 ученик – Карамзин – историк

- 4 ученик – Карамзин – журналист

- 5 ученик – Карамзин – общ. деятель

- 6 ученик – Карамзин – реформатор русского языка

- 7 ученик – Карамзин – прозаик – сентименталист – повесть «Бедная Лиза»

3.  Анализ повести Н.К. Карамзина «Бедная Лиза»

А.

- Что бы вы хотели от сегодняшнего урока? На какие  вопросы хотели бы получить ответы? (частичная реализация ДЗ)

Анализ эпиграфа:

И нежная улыбка пробежала

Красавицы на пламенных устах,

И вот она с томлением в глазах

К любезному в объятия упала...

«Будь счастлива!» — Эрот ей прошептал,

Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.

А. С. Пушкин «Рассудок и любовь».

- Прочитайте эпиграф

-  Этот эпиграф имеет отношение к повести? (Какое?)

- Придумайте вопрос, ответ на который показал бы связь эпиграфа с повестью?

(Как связан с повестью?)

Б. Давайте обозначим некоторый теоретический аспект:

- род литер.? – эпос (аргументация)

- жанр произведения? – повесть (аргументация)

- композиция? – «рассказ в рассказе» (аргументация)

В. Сюжет.

 - Рассказать содержание коротко, сжать текст до нескольких предложений.

- Почему Карамзин написал не несколько предложений, а 18 страниц?

 - Какой герой является главным?  (Лиза) Аргумент.

- Какую характеристику дают ей другие герои? А вы?  (письменно в раб. листе)

 - К какому литературному направлению относится  произведение Н.М.Карамзина?   Докажите.

 - Какова роль пейзажа?  (Примеры из текста) Природа осуждает Лизу?

Работа с текстом:

«Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бедную, томную, горестную подругу, ко­торая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура пребывала в молчании») и др.

Обсуждение в дискуссии

Выводы

Высшие силы представлены в образе природы:

ОНА 1. Воплощение красоты.

         2. Чувствующий разум (сочувствует, одобряет, порицает, предупреждает, становится врагом).

ВЫВОД: человек может находиться в гармонии с природой, и он же может превратиться в игрушку страшных роковых сил.

Г. Определение проблематики повести.

 - Как вы думаете, в этой повести автором поставлен 1 пробл. вопрос или несколько? Ответ + аргумент

Обсуждение

Работа экспертной группы (2 чел. реализация ДЗ)

Учащиеся сдают составленные вопросы экс. группе, которая садится отдельно, анализирует поступивший пакет вопросов и выявляет на их основе круг  проблем:

  • Проблема любви (сердца и разума)                           слайд  13
  • Проблема рока и обстоятельств
  • Проблема природы и человека

Остальная часть класса в это время ведет обсуждение по поводу выделенного круга проблем:

- Любовь для героев мучение или награда? (а если по Карамзину?)

- Повесть Карамзина совсем безнадежна? (при затруднении – с. 78 учебника)

- Рок и обстоятельства – это одно и то же?

Обстоятельства – сумма реальных причин, в них нет той безысходности, как у рока.

Эраст вынужден идти в армию; жениться на богатой вдове, чтобы поправить свое материальное положение.

РОК - ?

НО, по Карамзину, существуют высшие, фатальные силы, которые выносят человеку свой приговор.

- Природа осуждает Лизу? (аргументация – по тексту)

Обсуждение в дискуссии

Класс делится на 3 группы в соответствии с выбором 1 из проблем

Эксперты расходятся по группам  (по интересам)

Д.  Рождение текста

Задание: одну из проблем сформулировать  в виде вопроса, затем ответить на него письменно.

Можно тихо переговариваться.

 Е. Представление результата.

Выступают представители от  каждой группы

Обсуждение с классом (попытка формулирования 1 главного проблемного вопроса). Выводы.

Например: Что важнее: любовь или обстоятельства жизни, препятствующие любви?

Пример текста, составленного учащимися:

«Важнее любовь, но в душе Эраста есть как хорошие чувства и побуждения: встретив Лизу, он искренно влюбляется и надеется найти счастье в простой, примитивной жизни, близкой к природе, с ее чистыми радостями. Но условности светской жизни, ложные взгляды и понятия, усвоенные целым обществом, препятствуют Эрасту в осуществлении его намерения, – он слишком испорчен светом и не может приспособиться к жизни простых людей. Он вынужден подчиняться законам светского общества, расплачиваясь за свои шалости, и поэтому губит Лизу, губит любовь».

Заключительные выводы

В этом произведении ярко показан богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий сентиментализма. Грубость и невоспитанность душ - не всегда удел бедняков, показывает нам Карамзин. Обе натуры способны к богатому душевному переживанию: «Она любила говорить с ним о покойном муже, о том, как она в первый раз встретилась с милым своим Иваном, как он полюбил ее и в какой любви, в каком согласии жил с нею».

В основу сентиментализма положен новый взгляд на человека как существо чувствительное, на новое для литературы представление о его счастье.  

ДЗ Что пришлось бы изменить в повести Карамзина, если бы вам было дано задание отредактировать её с точки зрения эстетики классицизма?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-исследования по природоведению по теме " Полезное ископаемое - нефть"

Урок-исследование по природоведению к теме «Строение Земли» в 5 классе "Полезное ископаемое - нефть".  В урок включена презентация, имеется практическая часть, прослеживаются метапредметные ...

Методическая разработка урока - исследования по географии 8 класс "Байкал - жемчужина Сибири "

Конспект урока-исследования по географии в 8-ом классе на тему: «Байкал — «жемчужина Сибири». Цели урока. Образовательная: расширить и углубить знания учащихся о природе озера Байкал, о его геолог...

Методическая разработка урока-исследования по теме "Интерференция и дифракция света"

В разработке представлены полный  конспект урока-исследования, задания группам, таблицы-заготовки, дополнительный материал к уроку....

Методическая разработка урока-исследования "Свет и тени Обломова"

урок-исследование "Свет и тени Обломова"(заключительный урок по роману И.Гончарова в 10 классе)...

Методическая разработка урока " Исследование закона сохранения механической энергии при решении задач"

16 июля 1748 года Михаил Васильевич Ломоносов в письме математику Леонардо Эйлеру писал: «… все случающиеся в природе изменения происходят так,  что  если к чему-либо нечто приб...

Методическая разработка урока-исследования на основе технологии кейс-стади Smart City/ Город будущего

Методическая разработка урока-исследования на основе технологии кейс-стади Smart City / Город будущего Тема: «Умный город» урок N 16 в главе I «Россия – моя Родина&ra...