Методическая разработка урока-исследования по природоведению по теме " Полезное ископаемое - нефть"
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Шалагина Наталья Геннадьевна

Урок-исследование по природоведению к теме «Строение Земли» в 5 классе "Полезное ископаемое - нефть".  В урок включена презентация, имеется практическая часть, прослеживаются метапредметные связи с географией, химией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_4.doc33.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_microsoft_powerpoint.ppt434.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование

по природоведению в 5 классе (к теме «Строение Земли»)

Учитель биологии и химии:  Шалагина Н.Г.

Тема:  Полезное ископаемое нефть.

Цели: 

познакомить детей с полезным ископаемым – нефтью, определить её свойства, узнать о способах добычи и её использовании в хозяйственных целях, о местонахождении её на территории Тюменской области и ХМАО-Югры;

развивать мышление, речь, воображение, умение анализировать и делать выводы, развивать навык исследовательской деятельности;

воспитывать экономное и бережное отношение к природным богатствам нашей страны, своего округа (ХМАО-Югры).

ХОД УРОКА

I. Приветствие. Организационный момент (3 минуты)

II. Подготовка к изучению нового материала (2 минуты)

– Ребята, знаете ли вы, что называют « чёрным золотом»? (Открывается презентация  «Богатство Югры – «Черное золото» – слайд 1)

III. Определение темы и цели урока (5 минут)

– Как вы думаете, почему нефть называют «чёрным золотом»? (Все предположения дети записывают на доску)
– Как вы считаете, какое предположение самое верное?
– А чтобы убедиться в правильности ваших предположений, что же нам нужно сегодня узнать на уроке?
(Презентация – слайды со 2 по 6)

IV. Работа по теме урока (2 минуты)

–  Работать сегодня мы будем в группах. В каждой группе будет свой руководитель, который будет отвечать за работу всей группы.

(Предлагаю руководителям каждой группы подойти и получить задание для исследования, в конце которого,  они должны ответить на вопрос: почему нефть называют «черным золотом»?)

V. Самостоятельная работа в группах (10минут)

Задание для 1 группы.

Практическая работа

1. Рассмотрите пробирку с нефтью. Какое это вещество: жидкое, твёрдое или газообразное?
2. Ватный тампон, смоченный в нефти, приложите к листу бумаги. Что вы заметили?
– Какого цвета это полезное ископаемое?
– Имеет запах или нет? Возьмите пробирку, осторожно поднесите к носу.
– Легче или тяжелее воды? Чтобы ответить на этот вопрос, возьмите стакан с водой, капните в неё капельку нефти. Не взбалтывайте пробирку. Что вы заметили?
3. Запишите на доске в столбик «Свойства нефти».
4. Подумайте, почему нефть называют «чёрным золотом»?

(Перед практической работой необходимо напомнить детям о технике безопасности при работе с данным полезным ископаемым.)

Задание для 2 группы

1. Рассмотрите карту Тюменской области.
2. Найдите и определите, в какой части Тюменской области: на севере, на юге, на западе или востоке находится скопление этого полезного ископаемого?
3. Обозначьте на карте красными флажками города, вблизи которых находятся месторождения этого полезного ископаемого.
4. Нарисуйте и раскрасьте значок, обозначающий нефть.
5. Запишите на доске в столбик «Месторождения нефти»
6. Подумайте, почему нефть назвали «чёрным золотом»?

VI. Физкультминутка для снятия напряжения глаз (3 минуты)

VII. Проверка выполненного задания (10 минут)

Выступление 1 группы

Руководитель группы: «Нам необходимо было провести исследование и определить свойства нефти. Рассмотрев жидкость, мы пришли к выводу…

Далее дети рассказывают о том, какие свойства ими были определены в ходе исследования, а так же отвечают на главный вопрос урока.

(На доске появляется таблица «свойства») Вместе с учителем ещё раз проговариваются эти свойства.

– А сейчас мы узнаем ещё одно свойство нефти. (Провожу опыт,  который показывает, что нефть хорошо горит).

Дети называют ещё одно свойство.

– А раз она горит, то выделяет тепло. Так как можно ещё использовать нефть? (Как топливо)
– Нефть даёт при сгорании намного больше тепла, чем каменный уголь и торф.

Выступление 2 группы

Руководитель группы: «Нам нужно было изучить карту Тюменской области и узнать самые большие месторождения, обозначив их красными флажками. Изучив карту, мы пришли к выводу…

(Далее дети называют города, отмеченные на карте, близ которых  находятся эти месторождения).

VIII. Итог урока (5 минут)

– Я предлагаю вернуться к теме нашего исследования.
– Так почему нефть называют «ЧЁРНЫМ ЗОЛОТОМ»?
(Нефть широко используется в хозяйственных целях, из неё получают жизненно важные продукты, без которых жизнь не мыслима и к тому же, это дорогостоящее топливо, которое нужно экономно расходовать.)
– Нефть отправляют во все концы страны, где она нужна, по нефтепроводам, которые находятся глубоко под землёй, по железной дороге в больших цистернах, по рекам и морям на больших кораблях-танкерах. Добывается она в тяжелых условиях, труд нефтяника почетен и сложен. Нефть добывается в разное время года, - в мороз и в жару, днем и ночью. Поэтому надо уважать труд работников нефтяной промышленности.

IX. Рефлексия (2 минуты)

– Какой вывод сделал сегодня каждый из вас из всего вышесказанного на уроке? (Презентация – слайд 7)
Я благодарю вас за активное участие в работе исследовательских групп.

X. Домашнее задание (3 минуты)

– Дома я предлагаю вам подумать над вопросом: «Чем могла грозить экологическая катастрофа окружающему миру? Попробуйте составить рассказ, используя те свойства нефти, о которых вы узнали. Что могло бы произойти, если бы «чёрное золото» оказалось на поверхности воды?

(Задание даётся каждому ученику в напечатанном виде)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Богатство Югры – «Чёрное золото»

Слайд 4

Запасы нефти в России По разным экспертным оценкам, запасов нефти в России порядка 74 миллиардов баррелей, или около 10 миллиардов тонн. Крупнейшими в России считаются Самотлорское, Приобское (Сибирь, Ханты-Мансийский АО) и Ромашкинское (Республика Татарстан) нефтяные месторождения. Суммарный остаточный запас в них, по предварительным оценкам, составляет порядка 3,1 миллиарда тонн. Наиболее нефтеносный регион - Сибирь. Там расположены самые крупные месторождения углеводородов: Лянторское месторождение, предполагаемый полный запас которого составляет около 2 миллиардов тонн, Федоровское - 1,8 миллиарда тонн. Мамонтовское месторождение - с 1,3 миллиарда тонн нефти.

Слайд 6

Условия добычи нефти

Слайд 8

Способы добычи нефти

Слайд 10

ВЫВОД: Если в России заниматься глубокой переработкой нефти, а не только производством на ее основе бензинов или керосина, например - нефтехимией, то объем доходы страны могут быть в два раза больше, чем сейчас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока - исследования по географии 8 класс "Байкал - жемчужина Сибири "

Конспект урока-исследования по географии в 8-ом классе на тему: «Байкал — «жемчужина Сибири». Цели урока. Образовательная: расширить и углубить знания учащихся о природе озера Байкал, о его геолог...

Методическая разработка урока-исследования по теме "Интерференция и дифракция света"

В разработке представлены полный  конспект урока-исследования, задания группам, таблицы-заготовки, дополнительный материал к уроку....

Методическая разработка урока-исследования "Свет и тени Обломова"

урок-исследование "Свет и тени Обломова"(заключительный урок по роману И.Гончарова в 10 классе)...

Методическая разработка урока " Исследование закона сохранения механической энергии при решении задач"

16 июля 1748 года Михаил Васильевич Ломоносов в письме математику Леонардо Эйлеру писал: «… все случающиеся в природе изменения происходят так,  что  если к чему-либо нечто приб...

Методическая разработка урока-исследования на основе технологии кейс-стади Smart City/ Город будущего

Методическая разработка урока-исследования на основе технологии кейс-стади Smart City / Город будущего Тема: «Умный город» урок N 16 в главе I «Россия – моя Родина&ra...

Методическая разработка урока-исследования с элементами учебной дискуссии по повести Н.К. Карамзина "Бедная Лиза"

В рамках реализации ФГОС мы сталкиваемся с новым подходом к организации учебного процесса. Особое внимание хочется обратить на урок-исследование, так как школьное образование стоит...