Методическая разработка урока-исследования "Свет и тени Обломова"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
урок-исследование "Свет и тени Обломова"(заключительный урок по роману И.Гончарова в 10 классе)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oblomov.docx | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка.
Урок-исследование: «Свет и тени» Обломова» (заключительный урок по роману И.Гончарову «Обломов» в 10 классе)
Уколова Н.И. ,учитель МБОУ БГО СОШ №10
ХОД УРОКА.
(звучит музыка Винченцо Беллини ,ария Нормы из оперы «Норма», на стуле - халат ,рядом мягкие тапочки)
Учитель:
Как вы думаете, почему я так начала урок ? Прозвучала музыка…Что слышится нам в ней ? (энергия, поиск, борьба, одиночество) Какое влияние оказала музыка на главного героя? (она открыла его душу, ведь именно с ней он делит своё одиночество, несостоятельность в жизни ). Поэтому эти вещи-символы и музыка-душа – неоднозначность этого образа.
Большой диван, удобный халат, мягкие туфли..Что ещё надо для счастья ? Сегодня мы поразмышляем над этим образом. «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится !» - восклицает герой. И это тоже две различные взаимоисключающие версии.
Каждый человек неповторим, в нём есть и духовное, и плотское. Обломов – живой и сложный человек. Поэтому тема нашего урока: «Свет» и « тени» Обломова.В течение урока вы должны составить план рассуждения.
Споры вокруг романа (выступают учащиеся)
Современники Гончарова:
Дружинин : «Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви».
Добролюбов в статье «Что же такое «Обломовщина»?» считает героя прямым порождением и воплощением самодержавно-крепостнической действительности.
Учитель: Роман «Обломов» относится к тем произведениям, которые будут читать и перечитывать, точка зрения на главный образ с течением времени будет изменяться. Выслушаем же точки зрения наших современных критиков.
Ю.Лошиц «Обломов»
Кузнецов «Современное прочтение Обломова»
Для того чтобы принять ту или иную точку зрения, обратимся к нашему герою.
(Слайд2)
-Что вы видите на экране? Так ли вы представляли Обломовку? Как называется глава? (Сон Обломова)
Семья для человека – это основа основ. Всё начинается с семьи.
-Как вы поняли, какую роль сыграла Обломовка в формировании героя?
(Слайд 3 )
-Кто изображен на иллюстрации? (Штольц.) Что мы о нем знаем?
В романе показаны две жизненные философии, два образа человеческого существования, два непохожих, но дорогих друг другу людей. При сравнении этих героев можно ярче увидеть черты характера Обломова.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
Обломов | Штольц |
детскость | самостоятельность |
инертность | деятельность |
апатия | энергия |
праздность | деловитость |
лень | практичность |
мечтательность | |
паралич воли | непреклонная воля |
-Проверка исследования.
-Были природные задатки, а куда же все делось?(Устами Штольца Гончаров говорит, что виноват не Обломов, а обломовщина.)
-Какой человек является идеалом для Обломова? (Идеал – цельный человек, не растративший самолюбия. Но таких людей он не видит вокруг себя и спрашивает: «Где же тут человек? Где его искать? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?»)
-Как сам Обломов объясняет свою инертность, пассивность? (В жизни деловых людей он не видит поприща, отвечающего высшему назначению человека. Так не лучше ли оставаться Обломовым, но сохранить в себе человечность и доброту сердца, чем быть суетным карьеристом, деятельным, черствым и бессердечным?
-Как вы понимаете: «Все эти мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! Разве не спят всю жизнь сидя? Чем же я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами.»
(Слайд 4)
-Кто изображен на иллюстрации? В какой момент? (Испытание любовью – традиционная для русской литературы(Онегин – Татьяна, Печорин – Вера, Чацкий – Софья) Проявление личностных качеств героя происходит прежде всего в его чувстве.)
Заслуга Обломова в том, что он воспитал духовно Ольгу. Не случайна фамилия Ильинская.
-Ольга выходит замуж за Штольца. А кого бы выбрали вы: Штольца или Обломова?
-Когда же наступил главный период в жизни Обломова? (Последние годы в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной.)
-Какой настоящий поступок совершает Обломов в последние годы жизни? (Воспитывает детей вдовы Пшеницыной, своего сына Андрея.)
-Осознает ли Обломов свое душевное падение? Понимает ли он, что он сам и такие , как он, растеряли многое из природного богатства?(Да, он лишен самодовольства, сознает свое душевное падение.)
-Благородный человек загублен, задавлен воспитанием и образом жизни. Обломов не находит места в жизни, поэтому уходит из неё. Но вслед за Онегиным, Печориным продолжает галерею «лишних людей своего времени. Настя исследовала эту тему. Сейчас мы познакомимся с результатом ее работы. (Слайд 5)
-Подведем итог наших размышлений. Противоречие Обломова: стремление жить – боязнь жизни. «Мне давно совестно жить на свете».(Слайд 6)
«свет» | «тени» |
мягкость | апатия |
простота | лень |
великодушие | отсутствие цели жизни и интереса к ней |
доброта | равнодушие к себе |
честное ,верное сердце | дорожит только своим спокойствием |
хрустальная душа | пассивность |
порядочность |
-Прочитайте план размышлений.
Учитель :
Самая высшая ценность на земле – Человек. И свобода человека в его индивидуальности. Быть свободным – это быть таким, каким тебя задумал Бог : «Познаете истину, и истина сделает вас свободными».Истинная цель человеческой жизни, по мысли преподобного Серафима Соровского , состоит в обретении Духа Божия. Дух он везде, а вот станет или нет человек его проводником – это вопрос жизни.
-Да, роман о трагедии человека. Дефицит каких обломовских качеств ощущаем мы сегодня?
Да, в наше время хорошо быть Штольцем,
Все у него понятно, рассчитано до мелочей.
Обломов же ленив, рассеян, страшный соня –
Не привлекательный совсем….
Но нас он все же привлекает.
Чем? Да хрустальною душой!
Ее ведь в жизни не хватает,
А, может быть ,и нет совсем….
Сегодня нужно быть практичным Штольцем,
Обломовым, мечтательным, способным на любовь.
Тогда бы все противоречья
Исчезли сами бы собой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
Методическая разработка занятия кружка " Юный художник" на тему " Свет и тень в натюрморте"
Методическая разработка занятия составлена для обучающихся второго года обучения и раскрывает способы дифференцированного обучения паредачи светотени на предметах в натюрморте.Предложены методы обучен...
Методическая разработка (урок) на тему "Городской Сад: история в тени вековых деревьев"
Представяляю Вам методическую разработку (урок) по теме "Городской Сад: история в тени вековых деревьев". Урок был разработан в рамках проекта "Ростов-на-Дону - город, открытый для школ...
методическая разработка урока по литературе "Тень и свет натуры Обломова"
Каждый человек - яркая и неповторимая личность со своими достоинствами и недостатками. Своеобразный и уникальный внутренний мир противоречивой натуры человека И. Гончаров объемно и красноречиво раскры...