Методическая разработка урока – исследования «Не умирает мужество солдат» (по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие...")
методическая разработка по литературе (9, 10, 11 класс) на тему
Актуальность
проблемы формирования национальной гражданской идентичности у обучающихся, поднятой в данной методической разработке «Урок – исследование «Не умирает мужество солдат» ( по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»), состоит в том, что сегодня очень важно воспитывать у обучающихся гордость за свою родину, патриотизм, чтобы дети знали события героического прошлого своей страны, города (села), семьи, хранили историческую память о былом, чтобы вновь не повторились ужасы войны.
В свете последних событий, происходящих в мире, особенно значимы такие уроки, так как они воспитывают духовно-нравственные качества у обучающихся, помогают детям осознавать себя гражданами великой России, способной отстоять их свободу, право на счастливое детство.
Цели и задачи
данной методической разработки:
- воспитание Гражданина, что является одним из основных принципов государственной политики в области образования (Закон РФ «Об образовании», ст. 2);
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее нашего народа, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- формирование нравственных качеств;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- личностный подход к обучающимся с учетом соответствия их возрасту и подготовке;
- постижение учащимися лучших произведений отечественной литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока – исследования | 56.91 КБ |
urok_-_issledovanie_ne_umiraet_muzhestvo_soldat_po_povesti_b.vasileva_a_zori_zdes_tihie.ppt | 929.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока – исследования
«Не умирает мужество солдат»
(по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»)
Автор:
Кистерская Любовь Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Наименование организации:
МБОУ Стародубская средняя общеобразовательная школа №2
Субъект Российской Федерации: Брянская область
Актуальность
проблемы формирования национальной гражданской идентичности у обучающихся, поднятой в данной методической разработке «Урок – исследование «Не умирает мужество солдат» ( по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»), состоит в том, что сегодня очень важно воспитывать у обучающихся гордость за свою родину, патриотизм, чтобы дети знали события героического прошлого своей страны, города (села), семьи, хранили историческую память о былом, чтобы вновь не повторились ужасы войны.
В свете последних событий, происходящих в мире, особенно значимы такие уроки, так как они воспитывают духовно-нравственные качества у обучающихся, помогают детям осознавать себя гражданами великой России, способной отстоять их свободу, право на счастливое детство.
Цели и задачи
данной методической разработки:
- воспитание Гражданина, что является одним из основных принципов государственной политики в области образования (Закон РФ «Об образовании», ст. 2);
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее нашего народа, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- формирование нравственных качеств;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- личностный подход к обучающимся с учетом соответствия их возрасту и подготовке;
- постижение учащимися лучших произведений отечественной литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма.
Ф.И.О.: Кистерская Л.Н.
Предмет: литература
Класс: 9
Тип урока: изучение нового материала
Технологическая карта урока
Цели:
- образовательная - познакомить обучающихся с биографией Б.Васильева и его творчеством; на основе анализа повести «А зори здесь тихие…» выяснить истоки героизма девушек, их беззаветного служения Родине; проследить, как автор решает проблему поведения человека на войне; вызвать у обучающихся душевный отклик;
- развивать у обучающихся навыки исследовательской работы, монологическую речь, их умение выразительно читать;
- воспитывать патриотизм, формировать чувство гордости, исторической памяти и сопричастности событиям героического прошлого своей страны, города (села), семьи.
Задачи образовательные:
- расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне;
- активизировать познавательную деятельность обучающихся (через создание ситуации для поиска материала, его обработки, творческого подхода к представлению материала);
- обучать умению комментировать текст и делать его анализ;
- формировать умения, позволяющие в целях выполнения учебной задачи применять средства информационных технологий.
Задачи развивающие:
- развивать творческие, коммуникативные качества (через организацию работы в группах);
- развивать познавательные способности обучающихся через знакомство с современными компьютерными технологиями;
Задачи воспитательные:
- формировать духовно-нравственные и социальные ценности, гражданскую активность;
- учить осознавать проблемы окружающего мира.
Планируемые результаты:
Предметные знания: знать содержание прочитанного произведения; уметь анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознавать себя гражданином своего Отечества, проявлять интерес и уважение к другим народам; признавать общепринятые морально-этические нормы, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как члена общества.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.
Познавательные: излагать содержание прочитанного текста выборочно, осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в нужных материалах, строить рассуждения.
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать других и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.
Оборудование:
- Повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…»
- Презентация
- Компьютер
- Проектор
- Аудиозапись.
- Видеофрагменты.
Подготовительная работа:
- Прочитать повесть «А зори здесь тихие…».
- Приготовить презентацию.
- Индивидуальные задания:
- история создания повести «А зори здесь тихие…»;
- интересные факты из жизни Б.Васильева;
- выразительное чтение отрывков из повести;
- работа со словарем.
- Задания по группам.
Не все солдаты встретят день победный,
Не всем прийти на праздничный парад.
Солдаты смертны. Подвиги бессмертны.
Не умирает мужество солдат.
Б. Серман
…Подвиг, память о нем, сколько бы времени ни прошло, не остынет в наших сердцах.
В. Быков
- Оргмомент.
- Актуализация знаний.
- Вступительное слово учителя (Звучит песня «Журавли»: музыка Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова)
- Великая Отечественная война… Тысяча четыреста восемнадцать дней… И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат. Страшное, жестокое время, время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. Война прошла сквозь судьбы миллионов людей, оставив о себе страшную память: страдания, смерть. Всё дальше и дальше уходит она. И с каждым годом все меньше остается в живых тех, кто громил фашистов, приближая День Победы. Сегодня за партами сидите уже вы, правнуки тех, кто воевал. И вам, я думаю, необходимо помнить трагические страницы нашей истории, чтобы не повторилось всё снова.
Знаю, многие из вас стали участниками акции «Бессмертный полк», и 9 Мая, в День Великой Победы, вы прошли с портретами своих родных и близких по улицам города. Тем и сильна Россия, что «никто не забыт и ничто не забыто».
- Мотивация к учебной деятельности.
- Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте, пожалуйста, цели урока.
IV. Целеполагание, формулировка темы и цели урока (запись в тетради).
- Выступления учащихся с рассказами о родных - ветеранах Великой Отечественной войны.
V. Работа по теме урока. Исследовательская работа учащихся по повести «А зори здесь тихие…» (запись наиболее важных тезисов в тетради)
- Интересные факты из жизни Б.Васильева (индивидуальное задание).
Борис Васильев родился в 1924 году. Его родной город – Смоленск. Отец Лев Александрович (1892—1968) принадлежал к дворянскому роду, кадровый офицер Русской императорской армии, впоследствии - Красной армии. Он чудом пережил армейские чистки, которым подвергались бывшие офицеры царской армии. Мать Алексеева Елена Николаевна (1892—1978), из дворян, тоже не имела отношения к пролетариату. Она принадлежала к старинному дворянскому роду и даже имела родственное отношение к А.Пушкину и Л.Толстому.
Будущего писателя воспитывали согласно старинным педагогическим нормам, и поэтому он нередко ощущал себя человеком XIX века и по любви к искусству, и по уважению к российской истории. Ещё учась в школе, Борис Васильев писал небольшие заметки для местного журнала, участвовал в любительских спектаклях.
Будущему писателю было неполных семнадцать лет, когда началась война. И он добровольцем ушел на фронт, был направлен под Смоленск. Там попал в окружение, из которого чудом выбрался лишь через четыре месяца. Затем был лагерь для перемещенных лиц и, наконец, воздушно-десантный гвардейский полк. Борис Васильев был контужен, провел несколько месяцев в госпитале.
В 1943 году он встретил свою будущую жену – Зорю Альбертовну Поляк, которая позднее послужила прототипом Сони Гурвич из повести «А зори здесь тихие…».
Демобилизовался в 1954 году в звании инженер-капитан, указав в качестве причины решения покинуть армию - желание заниматься литературой. Борис Васильев ушел из жизни в 2013 году 11 марта на 89-м году жизни, пережив свою жену всего на два месяца, и похоронен с воинскими почестями на Ваганьковском кладбище рядом с ней.
- Литературный путь (индивидуальное задание)
Путь в большую литературу Борис Васильев начал с написания драматургических произведений. Литературным дебютом стала пьеса «Танкисты» (1954), посвящённая смене поколений в послевоенной армии страны. Он писал сценарии для КВН, сочинял тексты для журнала «Новости дня».
Слава пришла к писателю в 1969 году после публикации в журнале «Юность» (№ 8) повести «А зори здесь тихие…», которая уже через год была перенесена на сцену театра на Таганке и стала одной из самых известных постановок 1970-х годов, как, впрочем, и в наши дни. В 1972 году произведение было экранизировано Станиславом Ростоцким, и фильм, как и книга, получил всенародное признание, надо сказать, вполне заслуженно. Недавно зрителям представили многосерийный телевизионный ремейк российско-китайского производства, и вышла еще одна полнометражная лента, снятая Ренатом Давлетьяровым.
В своём творчестве писатель постоянно обращался к теме Великой Отечественной войны и военного поколения советских людей: «В списках не значился», «Завтра была война» и др. , современным острым социальным темам, например: «Не стреляйте в белых лебедей», российской истории: «Вещий Олег», «Александр Невский» и др.
Борис Васильев - член Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».
- История создания повести «А зори здесь тихие…» (индивидуальное задание)
Борис Васильев так вспоминал: «Замысел повести родился от «толчка памяти». На фронт я попал, едва окончив 10 класс, в первые дни войны. Точнее 8 июля 1941 года. А 9 июля, было это под Оршей, мы, бойцы комсомольского истребительного батальона, задачей которого была борьба с диверсантами, вышли на своё первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматах нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мёртвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага... Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог».
- Создание проблемной ситуации:
Со времени окончания войны прошло более 70 лет. Почему же многие писатели обращались к этой теме раньше и пишут о ней сейчас? (Подвиг человека на войне бессмертен. Память о павших должна жить в наших сердцах.)
Обобщение учителя:
- Б.Васильев не мог не писать о войне. Он показывал её как тяжелое испытание для народа, но его, мне кажется, не меньше волновало и другое: как поведет себя человек в минуты опасности для жизни, не струсит ли, не предаст? Ведь нравственные качества человека проверяются именно в сложных, драматических обстоятельствах. А ещё он писал о войне для того, чтобы мы помнили о тех, кто отстоял мир на земле, дал нам свободу и жизнь.
- Беседа по рассказу:
- Вам интересно было читать эту повесть? О чем задумались, прочитав её?
- Я думаю, не ошибусь, если скажу от лица многих: читала на одном дыхании, забыв об Интернете и других делах. Эта книга произвела на меня сильное впечатление и заставила задуматься о том, способна ли и я быть такой же отважной, как Рита Осянина, Галя Четвертак, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Женька Комелькова? Пять смелых девушек-зенитчиц, пять бесстрашных бойцов во главе со старшиной Васковым пытались перехватить фашистских диверсантов. Нельзя без волнения читать строки, рассказывающие о том, как они разрабатывали эту операцию и готовились ко встрече с врагом. Сразу же становится ясно: лишь старшина - опытный боец, остальные способны на немногое, даже и стрелять-то толком не умеют. Поэтому я восхищаюсь их мужеством, героизмом и стойкостью.
- Прочитав «А зори здесь тихие…», я понял главное: русский человек силён своим характером, верой и правдой. Стоит вспомнить сцену, когда нужно было остановить фашистов, готовящихся перейти озеро. Нельзя было это допустить. Ведь враг сразу же понял бы, что их водят за нос. И Женька Комелькова бросается в воду, зная, что в нескольких метрах от неё, как раз напротив, сидят в засаде фашисты, нацелив автоматы. Она весело смеётся и зовёт подруг искупаться. Разве это не подвиг?
Вывод учителя:
- Девушки, к сожалению, погибли. А ведь они хотели жить, любить и быть счастливыми. И слова Бориса Сермана, взятые в качестве эпиграфа к уроку, лучше всего выражают наши чувства:
Не все солдаты встретят день победный,
Не всем прийти на праздничный парад.
Солдаты смертны. Подвиги бессмертны.
Не умирает мужество солдат.
- Где и когда происходят изображённые в повести события?
(Действие повести происходит в 1942 году, в мае, между Мурманском и Ленинградом, на 171 разъезде, где уцелело всего 12 дворов. Поезда здесь перестали останавливаться, «немцы прекратили налёты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование держало там на всякий случай две зенитные счетверенки». Начало повести обманчиво спокойно, даже беззаботно. Кажется, что война обходит стороной 171 разъезд, на котором служит старшина Васков. Коменданта беспокоят не фашисты, а свои солдаты, которые забывают «на курорте» о дисциплине и пьянствуют. Наконец, по просьбе Васкова, на разъезд присылают «непьющих» - женское зенитное подразделение. Девушки чуть ли не открыто подсмеиваются над своим « деревенским» старшиной, и он чувствует себя неловко с такими бойцами. Однако в бою с фашистами Васков проявляет себя как бывалый и мужественный солдат.)
- Какое событие нарушило жизнь разъезда?
- Кому суждено было стать главной силой в бою с фашистами? Назовите героев (старшина Васков Федот Евграфыч, Рита Осянина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Лиза Бричкина, Соня Гурвич.)
- Постановка проблемы исследования: что двигало отважной «пятёркой» во главе с Васковым, когда они шли в бой против фашистских диверсантов?
- Определение темы исследования: героизм русских женщин на войне.
- Определение цели исследования:
- Ребята, как вы думаете, какова цель исследовательской работы? (Писатель заставляет нас задуматься: о том, что может сделать маленький отряд, идя против фашистских диверсантов, специально обученных убивать. Поэтому цель исследования - понять, откуда герои повести нашли в себе силы, душевные и физические, чтобы противостоять сильному, превосходящему по численности и опыту ведения боя противнику, чтобы совершить подвиг?)
- Выдвижение гипотез (предположение, требующее подтверждения – словарь Ожегова):
а) русский характер, тайну которого враги не могут раскрыть до сих пор;
б) любовь к Родине и ненависть к врагу.
- Физкультминутка (пары танцуют вальс из к/ф «А зори здесь тихие…»).
- Проверка гипотез (поисковая работа в группах) - опережающие задания:
- 1 группа - доказательства к 1-ой гипотезе.
Задача – рассказать о жизни девушек до войны (короткие сообщения учащихся о каждой из девушек)
- 2 группа - доказательства ко 2-ой гипотезе.
Задача - рассказать о схватке старшины Васкова и девушек-зенитчиц с фашистскими диверсантами.
- Анализ эпизода «Сцена купания Женьки Комельковой» (индив. работа) – см. план анализа в приложении)
- Какой смысл в повести имеет эта сцена?(Она очень важна для понимания характера Женьки. Сколько же надо иметь ненависти к врагам, расстрелявшим её близких, чтобы выйти на берег и прокричать – пропеть песню про Катюшу. Наверное, именно в этот момент и была одержана главная победа над врагом, ненависть к которому победила ужас.
- Было ли страшно Жене? Откуда мы это видим? (Она «улыбается, а глаза настежь распахнуты и ужасом полны, как слезами. И ужас этот живой и тяжёлый, как ртуть». Это была маленькая победа. Но в результате немцы отходят к Легонтову озеру, не решаясь идти по Синюхиной гряде, на которой, как они думают, кто-то валит лес.)
3 группа – словарная работа (Словарь русских синонимов):
Задача - подобрать синонимы к словам « подвиг», «мужество», «помнить»:
- подвиг – героизм, героический поступок, доблесть, храбрость;
- мужество - смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, доблесть, твердость духа, решимость, непоколебимость, героизм;
- помнить – держать в памяти, не изгладится, вспоминать, нести в сердце, зарубить себе на носу, память в ком живет)
- 4 группа (творческая) - рисунок, отражающий главную мысль повести.
Задача - обосновать свою точку зрения.
- 5 группа - анализ эпизода «Последний бой Васкова» (по плану)- см. приложение:
1. Место данного эпизода в сюжете.
2. Время, отраженное в книге, герой, его характер.
3. Крупным планом сам эпизод (объяснить поведение героя, дать нравственную оценку его поступкам.)
4. Художественные приемы, работающие в этом эпизоде.
5. Последствия данного эпизода (результат).
6. Озаглавить эпизод.
Задача - выяснить, откуда брались силы у раненого Васкова.
Обобщение учителя.
- Васков остался в живых один. Тяжелораненый, он врывается в избушку к фашистам, которые и представить себе не могли, «что один он, на много вёрст один-одинёшенек», и в руках у него разряженная граната. «Не вмещалось это понятие в фашистские их мозги, и потому на пол легли. Мордами вниз, как велел», и связали друг друга ремнями. Васков теряет сознание от боли только тогда, когда «навстречу идут свои. Русские…».
Слова А.П.Чехова « Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он добавит сам» можно в полной мере отнести и к Б.Васильеву. Надеюсь, мы с вами поняли, что хотел нам сказать писатель.
12. Выводы. Итоги исследования (звучит песня «Журавли»
- Ребята, как вы думаете, мы достигли цели исследования?
- Что объединяет этих столь разных девушек-зенитчиц? (У каждой из них – сильный характер. У каждой из них есть личные счёты к фашистам. Они любят свою Родину и ненавидят врагов.).
- Почему повесть заканчивается письмом туриста, отдыхающего в тех местах, где погибли девушки? Давайте прочитаем эти строчки (выразительное чтение заранее подготовленного ученика)
- Какие выводы делаем для себя? (обращение к эпиграфу: В. Быков очень точно заметил: «…Подвиг, память о нем, сколько бы времени ни прошло, не остынет в наших сердцах»).
- Почему у повести «А зори здесь тихие…» такое название? (просмотр видеоролика «Солнце встаёт»)
Обобщение учителя:
- Мы не видели войны, но должны о ней знать. Ведь наше счастье было завоёвано дорогой ценой. И поэтому мы обязаны помнить о тех пяти девушках из повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…», о миллионах советских людей, которые сложили свои головы ради мира на земле. Они совершали подвиги. Они умирали, но не сдавались. Сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчётное это действие — подвиг, а убеждённость в правоте и величии дела, за которое человек сознательно отдаёт свою жизнь: они понимали, что сражаются с фашистами во имя торжества справедливости, ради мира и свободы, ради жизни на земле.
VI. Применение новых знаний в учебной деятельности (звучит вальс из оперы К.Молчанова «А зори здесь тихие».)
Мини-сочинение «О чём заставила задуматься повесть «А зори здесь тихие…» Б.Васильева?
VII. Рефлексия.
- Оцените свое понимание темы и участие в уроке.
VIII. Домашнее задание (по выбору):
- Составить кроссворд по повести «А зори здесь тихие…».
- Написать сочинение «Моё отношение к войне».
Список литературы
- Васильев Б. Л. А зори здесь тихие…: повесть / Б. Л. Васильев. - Тула :Приокское книжное издательство, 1985.
- Егорова Н.В., Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе. XX век. – М.: ВАКО, 2003.
- Крамской В.Л. Юность, опаленная войной. - Старый Оскол: РОСА, 2010
- http://www.docme.ru/doc/461791/prezentaciya-po-biografii-i-tvorchestvu-b.-vasil._eva-k-urok
- http://fb.ru/article/278187/foto-i-biografiya-borisa-vasileva-interesnyie-faktyi#image1502892
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Васильев,_Борис_Львович-
- http://www.avtografveka.ru/spravka_vasiliev.html
- Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. - М.: ВАКО, 2008.
- http://fb.ru/article/278187/foto-i-biografiya-borisa-vasileva-interesnyie-faktyi#image1502880
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Васильев,_Борис_Львович
- https://referat.ru/referat/recenziya-na-povest-bvasileva-a-zori-zdes-tihie-23464/2
- http://synonymonline.ru/
- https://yandex.ru/video/search?filmId=17716660195277003970&text=ютуб%20видеоролик%20о%20восходе%20солнца%20или%20заре&noreask=1&path=wizard
Приложение
План анализа эпизода
1. Место данного эпизода в сюжете.
2. Время, отраженное в книге, герой, его характер.
3. Крупным планом сам эпизод (объяснить поведение героя, дать нравственную оценку его поступкам.)
4. Художественные приемы, работающие в этом эпизоде.
5. Последствия данного эпизода (результат).
6. Озаглавить эпизод.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок-исследование «Не умирает мужество солдат» ( по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»)
Эпиграфы: Не все солдаты встретят день победный, Не всем прийти на праздничный парад. Солдаты смертны. Подвиги бессмертны. Не умирает мужество солдат. Б. Серман … Подвиг, память о нем, сколько бы времени ни прошло, не остынет в наших сердцах. В. Быков
ВОЕННАЯ ПРОЗА
«НЕ СТРЕЛЯЙТЕ в БЕЛЫХ ЛЕБЕДЕЙ» (1973 г.)
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА
ФИЛЬМОГРАФИЯ По сценариям и книгам Б. Л. Васильева снято 15 кинофильмов: «Очередной рейс» (1958), «Длинный день» (1961), «След в океане» (1964), «Королевская регата» (1966), «На пути в Берлин» (1969), «Офицеры» (1971), «А зори здесь тихие» (1972), «Иванов катер» (1972), «Аты-баты, шли солдаты...» (1976), «Подсудимый» (1985), «По зову сердца» (1986), «Наездники» (1987), «Завтра была война» (1987) , «Вы чье, старичье?» (1988), «Я – русский солдат» (1995).
О чём молчит и говорит писатель (исследование по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»)
Цель исследования: каковы истоки героизма?
Выдвижение гипотез (предположение, требующее подтверждения – словарь Ожегова ): 1. Русский характер. 2. Любовь к Родине и ненависть к врагу.
1 группа – доказательства к 1-ой гипотезе Задача – рассказать о жизни девушек до войны
2 группа - доказательства ко 2-ой гипотезе. Задача - рассказать о схватке старшины Васкова и девушек-зенитчиц с фашистскими диверсантами.
3 группа - словарная работа Задача - подобрать синонимы к словам « подвиг», «мужество», «помнить»
4 группа – творческая 5 группа- анализ эпизода "Последний бой Васкова"
Мини-сочинение О чем заставила задуматься повесть «А зори здесь тихие…»
Домашнее задание Составить кроссворд или Написать сочинение «Моё отношение к войне»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для работы над повестью Б.Васильева "А зори здесь тихие"
Полностью авторский материал представляет собой идейно-тематический анализ повести, тип материала - обзорный....
Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс
Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс...
Сценарий инсценировки отрывка повести Б. Васильева "А зори здесь тихие"
Отрывок повести Б. Васильева "А зори здесь тихие" (сцена после бани). Инсценирвка была подготовлена и показана на концерте "Солдат войны не выбирает", посвященном месячнику оборонно-массовой работы....
ЖЕНЩИНАМ НЕ НУЖНО ВОЕВАТЬ (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»).
Цели:-приобщить учеников к чтению как творчеству, формировать коммуникативную компетенцию учащихся: умение осмысливать тему и основную мысль текста через его комплексный анализ; умение видеть в...
Урок развития речи по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"
Урок развития речи...
Тест по повести Б.Васильева"А зори здесь тихие"
Вопросы на знание текста повести Б. Васильева. Хорошая возможность проверить знания учащихся. Использую на уроке внеклассного чтения....
Презентация к уроку литературы 11 класс по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"
Красочная, иллюстративная презентация из 18 слайдов, информирующая об авторе и героях повести. Является прекрасным наглядным пособием для учителя при изучении раздела"Литература ...