Конспект урока на тему "Чиновники города N" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Конспект урока литературы на тему "Чиновники города N" разработан с целью побудить обучающихся к самостоятельному анализу образов чиновников в комедии Н.В. Гоголя, внимательному прочтению деталей этого произведения, научить читать между строк.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chinovniki_goroda_n_8_klass.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
8 класс
ТЕМА УРОКА: «Чиновники города N»
ЦЕЛИ УРОКА:
- сформулировать «своевременные мысли» и вопросы о связи деятельности чиновников и благополучной жизни города, так как правовое сознание школьников, многие из которых после окончания школы будут решать проблемы муниципального и государственного правления, начинается с умения «сквозь смех услышать грусть» и с желания бороться со всем «дурным в России»;
- побудить детей к самостоятельному анализу образов чиновников в комедии Гоголя и внимательному прочтению деталей гоголевского произведения;
- выйти на уровень философского обобщения, умения читать между строк, попытаться открыть личностный, глубинный смысл гоголевского произведения.
КМО:
- Портрет Н.В. Гоголя.
- Выставка книг Гоголя.
ВИД УРОКА: традиционный
ТИП УРОКА: урок усвоения знаний
ФОРМЫ РАБОТЫ: работа в группах, анализ текста художественного
произведения
УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ: второй.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: частично-поисковый
В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все
дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем…
Сквозь смех… читатель услышал грусть…
Н. В. Гоголь
ХОД УРОКА.
І. ОРГМОМЕНТ.
ІІ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ІІІ. ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА (собирание всех известных сведений о городе):
- Где происходит действие комедии?
- Почему у этого города нет названия?
- Что нам известно об этом городе?
- Какую характеристику ему дает Хлестаков?
ІV. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
- Однако о жизни города мы можем судить по состоянию дел в его учреждениях. Скажите, о жизни каких заведений города N мы узнаем из комедии?
- Во главе каждого заведения стоят чиновники. Кто такие чиновники и какова их роль в городе?
По словарю С. И. Ожегова: «Чиновник – государственный служащий, имеющий чин, служебное звание».
- Действительно, чиновники – это виновники всех событий, происходящих в городе, а также «виновники» нашего сегодняшнего урока. Об образе города и состоянии дел в различных учреждениях мы можем судить по поступкам, поведению и душевным качествам тех, кто управляет, организует жизнь города. В комедии Гоголя перед нами представлены чиновники всех основных ведомств уездного города начала 19 века. Интересно, что чиновники на протяжении практически всего развития действия комедии держатся вместе.
Как вы считаете, почему? Что их связывает?
Они разъединяются только в сценах предложения взяток Хлестакову. Мы же сегодня разъединим их во второй раз.
V. ХАРАКТЕРИСТИКА ЧИНОВНИКОВ.
- На доске прикреплены карточки с фамилиями чиновников из комедии ( Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, Артемий Филиппович Земляника, Лука Лукич Хлопов, Иван Кузьмич Шпекин). Я вам читаю характеристики, качества, реплики, детали портрета на того или иного чиновника. Ваша задача найти «хозяина» художественной детали и прикрепить свой листок на доску под фамилией того чиновника, образ которого она создает.
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский:
- Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало;
- «Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие: не сделайте несчастным человека»;
- купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай»;
- в немой сцене он стоит посередине в виде столба с распростертыми руками и закинутою назад головой;
- ему принадлежит фраза: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь
- женат, имеет взрослую дочь.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин:
- «Человек, прочитавший пять или шесть книг»;
- берет взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ходит;
- «говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют»;
- судья, коллежский асессор;
- с 1816 года был избран на трехлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени;
- предлагает подсунуть деньги Хлестакову.
Артемий Филиппович Земляника:
- У него было пять детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя;
- попечитель богоугодных заведений;
- «очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут»;
- «Человек простой: если умрет, так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет»;
- «совершенная свинья в ермолке».
Лука Лукич Хлопов:
- Робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить не слова, а затем летит бегом из комнаты;
- смотритель училищ;
- имеет чин титулярного советника;
- «протухнул насквозь луком»;
- один из его подчиненных «никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу».
Иван Кузьмич Шпекин:
- «Точь-в-точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьет горькую»;
- «простодушный до наивности человек»;
- «совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживает»;
- в разговоре с Хлестаковым все время повторяет фразу: «Так точно-с»;
- почтмейстер, надворный советник.
VІ. РАБОТА ПО ГРУППАМ.
1) - Мы с вами распределились на пять групп. Представитель каждой группы забирает своего чиновника. Вам предстоит ответить на вопросы, которые лежат у вас на столах.
А.Ф. Земляника:
- Как и зачем земляника сообщает Хлестакову о непорядках в городе?
- Почему Земляника не доносит на городничего?
- Почему он представился ревизору последним?
И.К. Шпекин:
- Как обстоят дела на почте?
- Почему он распечатывает письма?
- Почему Гоголь в «Замечании для господ актеров» дает ему такую характеристику: «Простодушный до наивности человек»? Докажите это.
А.Ф. Ляпкин-Тяпкин:
- Можно по фамилии судьи дать ему характеристику? Какую?
- Как обстоят дела в присутственных местах?
- Что мы знаем о его карьере?
Л.Л. Хлопов:
- Почему Хлопову не дается характеристика в «Замечаниях для господ актеров»?
- Составьте «Замечание» к его образу?
А.А. Сквозник-Дмухановский:
- Он говорит: «Нет человека, который бы за собой не имел каких-нибудь грехов». Какие грешки водятся за городничим?
- Почему городничий поверил, что Хлестаков – ревизор?
2) После группового обсуждения и подготовки ответа на предложенные
вопросы каждой группе предоставляется слово.
Остальные группы могут вносить дополнения, исправления, задавать вопросы отвечающим.
VІІ. ВЫВОД:
- Гоголь обладает даром при помощи одной детали дать полную характеристику герою своего произведения.
VІІІ. Возвращаемся к эпиграфу урока.
Читаем эпиграф, предлагаю детям письменно в тетрадях по литературе дать ответ на вопрос: «О чем грустит Гоголь?»
После этого заслушивается насколько ответов.
Примерные ответы:
«Гоголь грустит о России, ее нравах, порядках. Ему горько от того, что он не в силах что-либо изменить в существующем государственном устройстве»
«Писатель грустит о том, что его родная страна находится в запустении, что взятки, обман, доносы – все это стало обычным делом, никого не приводящим в ужас»
«Мне кажется, Гоголь грустит о том, что в нашей стране взяточники занимают высокое положение в обществе. И заботятся они не о государстве, не о городе и его жителях, а лишь о собственно благосостоянии».
«Гоголь грустит о России и за Россию. Становится очень больно и горько от мысли, что такая страна пропадает по вине жадности, корысти, глупости и невежества чиновников, управляющий ею».
ІХ. РАБОТА С ТЕКСТОМ Н.В. Гоголя «Развязка «Ревизора» (1846)
- Выделить ключевые фразы текста.
«Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России: не слыхано, чтобы где были у нас чиновники все до единого такие уроды: хоть два, хоть три бывает честных, а здесь ни одного. Словом, такого города нет. Не так ли? Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас? Нет, взглянем на себя не глазами светского человека, - ведь не светский человек произнесет над нами суд, - взглянем хоть сколько-нибудь на себя глазами Того, Кто позовет на очную ставку всех людей, перед Которым и наилучшие из нас, не позабудьте этого, потупят от стыда в землю глаза свои, да и посмотрим, достанет ли у кого-нибудь из нас тогда духу спросить: «Да разве у меня рожа крива?» Чтобы не испугался он так собственной кривизны своей, как не испугался кривизны всех этих чиновников,
которых только что видел в пьесе! <…> не о красоте нашей должна быть речь, но о том, чтобы в самом деле наша жизнь, которую привыкли мы почитать за комедию да не кончилась бы такой трагедией, какою не кончилась эта комедия <…>. Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором никто не укроется <…>. Лучше же сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее. На место пустых разглагольствований о себе и похвальбы собой да побывать теперь же в безобразном душевном нашем городе, который в несколько раз хуже всякого другого города, - в котором бесчинствуют наши страсти, как безобразные чиновники, воруя казну собственной души нашей! В начале жизни взять ревизора и с ним об руку переглядеть все, что ни есть в нас, - настоящего ревизора, не подложного, не Хлестакова! <…>. Клянусь, душевный город наш стоит того, чтобы подумать о нем, как думает добрый государь о своем государстве. Благородно и строго, как он изгоняет из земли своей лихоимцев, изгоним наших душевных лихоимцев! Есть средство, есть бич, которым можно выгнать их <…>. Смехом, которого так боятся все низкие наши страсти! Смехом, который создан на то, чтобы смеяться над всем, что позорит истинную красоту человека …» (Цит. По кн.: Гоголь Н.В. Развязка «Ревизор! // Гоголь Н.В. Собр. Соч. В 8т. М., 1984., С. 364 – 376).
Х. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
ХІ.ДОМ.ЗАДАНИЕ.
Написать сочинение-миниатюру: «Каким я хочу видеть свой душевный город?»
«Мой душевный город должен быть маленьким уютным мирком, в котором я бы чувствовала себя спокойно. Из него изгнаны все враги страсти, а управляет им неподкупная и строгая старушка Совесть. В ее подчинении находятся разные заведения города: картинная галерея, библиотека, школа, больница, храм. В моем городе царствуют только добрые и прекрасные чувства. В библиотеке я встречаюсь с Трудолюбием и Интеллектом. В трудные минуты на помощь мне приходят Терпимость, Вера и Сострадание, мои душевные раны залечивают Любовь и Забота. И самым важным мне кажется то, что мой город не стоит один- одинешенек, а постоянно ищет другие, похожие на него, создавая содружество городов души.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Образование средневековых городов"
Вариант построения урока с использованием ЭУ и программы PowerPoint.Урок - заочное путешествие."Похвальное слово средневековому гopoдy"...
План-конспект урока по теме "Город"
Данная разработка предназначена для повторения и обобщения лексики и функциональных выражений по теме "Город". Наглядность,используемая на уроке, позволяет учащимся повторить названия различных объект...
конспект урока "Возникновение средневековых городов".
Разарботка урока предназначена для 6-х классов....
Конспект урока "Старый немецкий город. Путешествие в Бремен"
Конспект урока "Старый немецкий город. Путешествие в Бремен"...
Конспект урока "Суд над Митрофаном Простаковым" по комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"
Конспект данного урока сможет помочь учителю литературы в игровой форме подвести учащихся к мысли автора пьесы: "Вот злонравия достойные плоды" на итоговых уроках по изучению комедии "Недоросль".Испол...
Конспект урока литературы в 9 классе по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"
Сформировать первоначальные представления о конфликте комедии А.С, Грибоедова "Горе от ума"...
Конспект урока «Суд над госпожой Простаковой »( по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»).
Конспект урока «Суд над госпожой Простаковой »( по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»)....