конспект урока "Возникновение средневековых городов".
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Разарботка урока предназначена для 6-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_na_kursy.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка учебного занятия

Класс:6  «История средних веков» по учебнику В.А.Ведюшкина.

Раздел: Расцвет средневековья.

Тема: Возникновение средневековых городов.

Тип учебного занятия: занятие по сообщению нового материала.

                                                                                               Выполнила:  

                                                                                               учитель истории

                                                                                                2 категории

                                                                                               Гребенщикова  

                                                                                              Светлана Ивановна                              

        МОУ СОШ №36

                                                                                               

Челябинск 2010 г.

Тема: Возникновение средневековых городов

Форма урока: урок по сообщению нового материала.

Цель урока: Определить причины возникновения и роста городов, создать представление о жизни и быте горожан в средние века.

Задачи:

Образовательная: сформировать представление у учащихся о средневековом городе как центре ремесла и торговли.

Развивающая: продолжить формирование навыков работы с исторической картой, иллюстративным материалом, составления связного рассказа и участия в обсуждении; продолжить работу по выработке умения определять причинно-следственные связи; работа с новыми понятиями и терминами.

Воспитательная: способствовать воспитанию чувства непримиримости к эксплуатации, к угнетению. Воспитывать уважение к труду и людям труда (крестьянам и ремесленникам).

Оборудование: карта «Франкское государство в V –середине IX в». карта «Европа в XIV-XV вв», рабочая тетрадь к учебнику,  заготовленная схема, ЦОР, электронное-приложение к учебнику (либо презентация).

Оформление доски: тема урока, план урока, домашнее задание.

План урока:

 1. Причины роста средневековых городов

 2. городское общество и городское управление

 3. Города против сеньоров

 4. Облик города и быт горожан.

Ход урока.

  1. Организационный этап.
  2.  Этап всесторонняя проверка знаний, умений и навыков.
  3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
  4. Этап усвоения новых знаний.
  5. Этап проверки понимания новых знаний.
  6. Этап закрепления нового материала.
  7. Инструктаж домашнего задания
  8. Подведение итогов урока.

2.

Учащиеся работают с кроссвордом: ключевое слово читается по вертикали (Гамбург).

Глашатай. Участок земли, на котором крестьянин ведет свое хозяйство. Жилище феодала. Все работы на земле феодала. Военное состязание рыцарей. Доля продуктов, которую отдает крестьянин феодалу за пользование землей. Укрепленное поселение.
Учитель: мы отгадали ключевое слово. Что оно означает?

Учащиеся: Название города.

Учитель: Молодцы ребята. Таким образом мы с вами постепенно приближаемся к теме урока.

3.

Беседа с учащимися:

Учитель: Сейчас одни люди живут в городах, другие – в деревнях. А всегда ли существовали города? Существовали ли города в древнем мире?

Учитель: Вавилон, Мемфис, Афины, Александрия, Рим.

Учитель: Какова судьба древних городов? Какова судьба Рима?

 Учащиеся: Рим завоевали германские племена. Варвары грабили и разоряли города, разрушали их. Именно поэтому в раннее средневековье почти все население жило в деревнях. Городов было мало.

Учитель предлагает рассмотреть и сравнить карты  «Франкское государство в V –середине IX в»и  карту «Европа в XIV-XV вв»,

Учащиеся приходят к выводу, что к XIV веку на территории Европы появилось множество городов.

Учитель: Чем  же можно объяснить рост городов к XIV веку? Найти ответ на этот вопрос – и есть цель сегодняшнего урока.

                     4.

Запись темы урока и  плана  в тетрадь.

Эпиграф урока: стихи А.С.Пушкина:

                                               В свете ж вот какое чудо:

                                                 В море остров был крутой,

                                                Не привальный, не жилой,

                                                 Он лежал пустой равниной,

                                                   Рос на нём дубок единый,

                                              А теперь стоит на нём

                                                  Новый город со дворцом

Учитель: Действительно, это было чудом: в  X-XI  веках в Европе происходит возрождение старых и становление новых городов со всеми особенностями                                           городской жизни: развитием различных ремёсел, строительством дворцов и соборов, бурной торговлей, массовыми гуляниями, карнавалами. Это было одним из признаков того, что Европа развиваясь  вступала в новый период своей истории. Что же сделало возможным рост и расцвет средневековых городов?

Выполнение задания.

Прекращение набегов  норманнов, венгров и арабов

Учащимся роздана заготовка схемы «Причины роста и возникновения новых средневековых городов» . Учащимся предлагается изобразить в виде стрелочек причинно – следственные связи между записанными в ячейки схемы событиями и явлениями средневековой действительности.

Снижение смертности от голода и болезней

Рост безопасности жизни и труда, снижение смертности от войн среди крестьян

Быстрый рост населения Европы

Рост урожайности

Распашка пустошей

Нехватка пахотных земель

Стало больше продовольствия

Крестьяне могут прокормить не только себя ,но и ремесленников

Часть крестьян вынуждены искать другие занятия

Отделение ремесла от сельского хозяйства

Рост числа профессиональных ремесленников

Увеличение городского населения

(В сильных классах ученики работают самостоятельно с опорой на параграф  12  учебника. В слабых классах проработка схемы ведется с обсуждением. Где ученики поочереди зачитывают вслух содержание ячеек схемы, называют к каким ячейкам должны  идти стрелки и объясняют свою позицию)

Ученики совместно с учителем делают выводы о причинах развития средневековых городов.

 Учитель: Какие условия требовались городам для быстрого развития? Учащиеся: безопасность, удобство занятия ремеслом.

Выполняется задание в рабочей тетради к учебнику. Стр. 41 зад. 2.( с опорой на презентацию)

Учитель: Какие места соответствовали этим условиям? Или иначе: в каких местах могли раньше всего возникать новые  города?

Учащиеся: на перекрестках торговых путей, у мостов, у монастырей, у портов, у замков и т.д.

Учитель:  на чьей земле возникали города?

Учащиеся: на земле феодала.

Рассказ учителя о борьбе городов против сеньора. Запись новых терминов в тетрадь(патрициат,  магистрат и др.)

Учитель: Почему город становился центром притяжения для крестьян? ( город- это центр торговли и ремесла, здесь можно было найти работу).

Детям  самостоятельно дается возможность реконструировать состав городского общества и записать в тетрадь. ( рыцари, крестьяне, священники, торговцы, ремесленники и т.д.)

Рассматривается схема городского управления

5.

При работе над 4 пунктом плана учащиеся на основании учебного материала и того, что они уже узнали о городе, самостоятельно рассказывают о его облике, опираясь на презентацию.

                                                                     6. 

Выполняется задание в рабочее тетради стр. 44,  зад.7.

Учащиеся с помощью  учителя делают  вывод и записывают в тетрадь: Города были не просто большими поселениями. В них рождался новый образ жизни, новое ощущение мира, новый тип людей. Именно города в значительной степени изменили облик средневековой Европы.

             7.

 Инструктаж по домашнему заданию:  § 12 читать. Написать мини-сочинение «Во сне я побывал в средневековом городе».

8.

 Подведение  итогов урока, выставление оценок в журнал.

.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Образование средневековых городов"

Вариант построения урока с использованием ЭУ   и программы PowerPoint.Урок - заочное путешествие."Похвальное слово средневековому гopoдy"...

Конспект урока "Возникновение средневековых городов".

Цель урока заключается в:создании условий для понимания причин возникновения средневековых городов;представлении о ремесленном производстве;создании условий для обучения приёмам работы с исторической ...

Конспект урока "Путешествие в средневековый город"

Урок-путешествие  по истории в 6 классе "Путешествие в средневековый город"...

Конспект урока истории Класс 6 Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).

Урок историяКласс 6Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).Тип урока: сообщение новых знанийЦели:  Формирование и развитие у ребят ...

План-конспект урока всеобщей истории в 6 классе с использованием Метода проектов «Формирование средневековых городов. Городское ремесло»

План-конспект урока всеобщей истории в 6 классе с использованием Метода проектовПредмет: Всеобщая историяКласс: 6Тема: «Формирование средневековых городов. Городское ремесло»Цель урока: сф...

Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».

Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения  и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о...