Урок литературы в 9 классе на тему: "Образ русской земли в "Слове о полку Игореве"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9-м классе по теме:
"Образ Русской земли в "Слове о полку Игореве"
Подготовила и провела учитель русского языка и
литературы высшей категории МОУ «ССОШ№2»
Гомзякова Вера Ивановна
Цели и задачи урока:
• актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;
• развивать умение работать с текстом самостоятельно и в группе;
• обучение анализу литературного произведения;
• подготовить учащихся к написанию сочинения;
• воспитывать чувство патриотизма, наблюдательность, трудолюбие.
Оборудование:
• компьютер, диск со слайдами; :
• раздаточный материал (фрагменты статьи Д.С.Лихачева “Золотое слово русской литературы”);
• иллюстрации: гравюры В.А.Фаворского
Эпиграфы:
Д.С.Лихачев
“Слово о полку Игореве”, продолжающее жить в сотнях произведений русской литературы XIX и XX вв., мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает своей поэтической энергией и воспитывает идейно, учит литературному мастерству и любви к Родине.
Д.С.Лихачев
Русская земля, в описании которой объединились лирика и публицистика, – основной художественный образ “Слова…”
Д.С.Лихачев
Ход урока
I стадия – стадия вызова
Цель ее – актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме, пробудить учащихся к активной деятельности на уроке.
1. Постановка цели:
– Назовите главные образы поэмы.
– “Слово…” посвящено военному походу князя Игоря, но кто же главный герой поэмы?
– Из чего складывается образ Русской земли?
2. Самостоятельное чтение фрагмента “Образ Русской земли в “Слове...” из статьи Д.С.Лихачева “Золотое слово русской литературы” (см. Приложение 1).
Читая текст, учащиеся делают пометки:
“P ” – уже знал;
“+” – новое;
“-” – думал иначе;
“?” – есть вопросы.
II стадия – осмысление
Цель её– аналитическое чтение текста, получение новой информации.
1. Беседа по прочитанному:
– Что вы уже знали, о чем говорилось на уроках?
– Что показалось непонятным?
– Что удивило, взволновало?
– Что бы выделили как главное?
2. В процессе беседы составляется кластер (рис. 1)
Рис. 1
3. Класс делится на три группы, каждая из которых работает над одной из тем:
– Природа в “Слове…”;
– Люди Древней Руси в “Слове…”;
– История Руси в “Слове…”.
Группы составляют свой кластер по теме (рис. 2, 3, 4) и иллюстрируют его фрагментами поэмы, а также называют средства создания образа.
Рис. 2.
Рис. 3
Рис. 4
4. Выступление представителя каждой группы перед классом.
5. В процессе их выступления класс продолжает составление кластера:
Рис. 5
III стадия – стадия рефлексии.
Цель ее – анализ всего процесса изучения материала, обобщение полученной информации.
1.Подведение итогов работы на уроке с опорой на составленный кластер:
– Было ли вам интересно на уроке?
– Сумели ли вы получить новые знания?
– Как же создается образ Русской земли в поэме?
– Какие средства художественного изображения участвуют в создании образа?
2. Что вы можете использовать в своем сочинении по теме “Образ Русской земли в “Слове о полку Игореве”?
Домашнее задание: написать сочинение “Образ Русской земли в “Слове…”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 3 классе по теме "Образы зимы в различных видах искусства"
Конспект урока в 3 классе по теме " Образы зимы в различных видах искусства"....
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Разработка урока в 5 классе по теме "Образы народной песни в искусстве"
Данный урок расширяет представление детей о связи музыки и изобразительного искусства . Здесь представлены элементы технологии интерактивного обучения: "займи позицию", работа в мини-группах, те...
Краткий конспект урока для 9 класса по теме "Образ Наполеона".
Материал содержит краткую запись основных этапов урока "Образ наполеона в зеркале физиогномики", а также презентацию по данному уроку.Основная используемая технология работы: технология критического м...
Открытый урок в 5 классе по теме: «ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ»
Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству. С древних времен человеку свойст...
Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Данный материал является методической разработкой урока , который проводится с использованием презентации....
Урок в 5 классе на тему: Образы живописи в музыке. Живописность искусства.
Музыка является важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира....