Презентация. Анализ повествования в художественном тексте
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Чурсина Алевтина Александровна

Материал по литературе. 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_povestvovaniya_v_hudozhestvennom_tekste.pptx101.3 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ повествования в художественном тексте 11 класс

Слайд 2

ЧТО ТАКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ ? Повествование – понятие, которое мы применяем к эпическому произведении. (обычно прозаическому, если речь идет о стихотворном эпосе – скажем, о поэме, добавляют уточнение: «стихотворное повествование»). Повествование в эпическом произведении – это речь автора или персонифицированного рассказчика, обычно это весь текст произведения за исключением прямой речи его героев.

Слайд 3

Повествование изображает действия героев и происходящие с ними события, разворачивающиеся во времени; его составляют также описания обстоятельств действия (пейзажей, интерьеров, портреты героев), рассуждения, характеристика героев, « несобственно -прямая речь». Повествование – главный способ изображения героев и событий в произведении.

Слайд 4

• Повествование , в отличие от описания, представляет собой изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга. Самый, по- видимому, краткий в мировой литературе образец повествования – знаменитый рассказ Цезаря: «Пришёл, увидел, победил». Он ярко и точно передаёт суть повествования – это рассказ о том, что произошло, случилось.

Слайд 5

Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия как объективно происходившие в прошлом. Именно поэтому главное средство такого рассказа – сменяющие друг друга и называющие действия глаголы прошедшего времени совершенного вида. Предложения повествовательных контекстов не описывают действия, а повествуют о них, то есть передают самое событие, действие .

Слайд 6

Повествование теснейшим образом связано с пространством и временем. Обозначение места, действия, название лиц и не лиц, производящих действия, и обозначение самих действий – это языковые средства, с помощью которых ведётся повествование.

Слайд 7

Стилистические функции повествования разнообразны, связаны с индивидуальным стилем, жанром, предметом изображения. Повествование может быть более или менее объективированным, нейтральным, или, напротив, субъективным, пронизанным авторскими эмоциями.

Слайд 8

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕСТВОВАНИЯ Вести повествование о героях и событиях произведения возможно двумя разными способами: о т первого лица и от третьего лица.

Слайд 9

Композиционный анализ предполагает интерес к тому, как организовано рассказывание. Для понимания художественного текста важно учитывать, кто и как ведет рассказ. Прежде всего, повествование может быть формально организовано как монолог (речь одного), диалог (речь двоих) или полилог (речь многих). Например, лирическое стихотворение, как правило, монологично , а драма или современный роман тяготеют к диалогу и полилогу .

Слайд 10

• Сложности начинаются там, где теряются ясные границы. Например, выдающийся русский лингвист В. В. Виноградов заметил, что в жанре сказа (вспомним, например, «Хозяйку медной горы» Бажова) речь любого героя деформируется, фактически сливаясь со стилистикой речи повествователя. Иными словами, все начинают говорить одинаково. Поэтому все диалоги органично вливаются в единый авторский монолог.

Слайд 11

Весьма актуальна проблема своего и чужого слова, когда чужие голоса вплетаются в монологическую речь повествователя. В наиболее простой форме это приводит к приему так называемой несобственно -авторской речи. Например, в «Метели» А. С. Пушкина мы читаем: «Но все должны были отступить, когда явился в ее замке раненый гусарский полковник Бурмин , с Георгием в петлице и с интересной бледностию (курсив А. С. Пушкина – А. Н.), как говорили тамошние барышни».

Слайд 12

Слова «с интересной бледностию » Пушкин не случайно выделяет курсивом. Ни лексически, ни грамматически для Пушкина они невозможны. Это речь провинциальных барышень, вызывающая мягкую иронию автора. Но вставлено это выражение в контекст речи повествователя.

Слайд 13

В русской традиции наиболее актуальным признается вопрос о том, кто является повествователем и насколько он близок или далек реальному автору. Например, ведется ли повествование от Я и кто скрывается за этим Я. За основу берутся отношения между повествователем и реальным автором. При этом обычно выделяются четыре основных варианта с многочисленными промежуточными формами .

Слайд 14

Первый вариант – нейтральный повествователь (его еще называют собственно повествователь, а такую форму часто не очень точно называют повествование от третьего лица. Термин не очень хороший, потому что никакого третьего лица здесь нет, но он прижился, и нет смысла от него отказываться). Речь идет о тех произведениях, где рассказчик никак не обозначен: у него нет имени, он не принимает участия в описываемых событиях. Примеров такой организации повествования огромное множество: от поэм Гомера до романов Л . Н. Толстого и многих современных повестей и рассказов.

Слайд 15

Второй вариант – автор-повествователь. Повествование ведется от первого лица (такое повествование называют Я-форма), повествователь либо никак не назван, но подразумевается его близость реальному автору, либо он носит то же имя, что и реальный автор. Автор-повествователь не принимает участия в описываемых событиях, он лишь рассказывает о них и комментирует. Такая организация использована, например, М. Ю. Лермонтовым в повести «Максим Максимыч » и в ряде других фрагментов «Героя нашего времени».

Слайд 16

Третий вариант – герой- повествователь. Очень часто используемая форма, когда о событиях рассказывает их непосредственный участник. Герой, как правило, имеет имя и подчеркнуто отделен от автора. Так построены «печоринские» главы «Героя нашего времени» («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»), в «Бэле» право повествования переходит от автора-повествователя к герою (напомним, что вся история рассказана Максимом Максимовичем).

Слайд 17

Смена повествователей нужна Лермонтову для создания объемного портрета главного героя: ведь каждый видит Печорина по- своему, оценки не совпадают. С героем- повествователем мы сталкиваемся в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина (почти все рассказано Гриневым). Словом, герой- повествователь весьма популярен в литературе новейшего времени.

Слайд 18

Четвертый вариант – автор-персонаж . Этот вариант очень популярен в литературе и весьма коварен для читателя. В русской литературе он со всей отчетливостью проявился уже в «Житии протопопа Аввакума», а литература ХIХ и особенно ХХ веков использует этот вариант очень часто. Автор-персонаж носит то же имя, что и реальный автор, как правило, близок ему биографически и при этом является героем описываемых событий.

Слайд 19

У читателя возникает естественное желание «поверить» тексту, поставить знак равенства между автором-персонажем и реальным автором. Но между автором-персонажем и реальным автором всегда есть разница, порой колоссальная.

Слайд 20

Схожесть имен и близость биографий сами по себе ничего не значат: все события вполне могут быть вымышленными, а суждения автора-персонажа вовсе не обязаны совпадать с мнением реального автора. Создавая автора-персонажа, писатель в какой-то степени играет и с читателем, и с самим собой, об этом необходимо помнить.

Слайд 21

ПОВЕСТВОВАНИЕ «ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА»: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, КРАТКАЯ ИСТОРИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ Когда рассказ ведется «от третьего лица», он более объективен, что называется, эпически спокоен; рассказ же от первого лица более субъективен, лиричен, эмоционален; рассказчик в нем – и создатель «картины мира» в тексте, и действующее лицо, и тот, кто формирует оценки и выводы.

Слайд 22

ПОВЕСТВОВАНИЕ «ОТ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА»: ЕГО СПЕЦИФИКА И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ Повествование «от третьего лица» - самая распространенная форма повествования, она же – самая древняя, поскольку в далекие времена, когда только возникало искусство слова – сказки, легенды, предания – автор как конкретная личность еще не осознавал себя, повествование велось как бы с обобщенной точки зрения «человеческой правды», всего рода человеческого…

Слайд 23

• Структура повествования прозаического текста, повествуемого «от третьего лица», отражает такие его свойства, как диалогичность и множественность точек зрения и «голосов», в нем представленных.

Слайд 24

«Точка зрения» и «голос» — не синонимы: «Решающее различие между "точкой зрения" и повествовательным голосом в следующем: точка зрения является "физическим местом", идеологической ситуацией или практической жизненной ориентацией, с которой связаны описываемые события. Голос, напротив, относится к речи или другим явным средствам, через которые персонажи и события представляются аудитории. Например, говорить о «голосе» персонажа уместно тогда, когда автор прибегает к форме сказа, имитируя речь героя, непохожую на авторскую.

Слайд 25

Есть ли разница между понятиями «автор», «повествователь» и «рассказчик»? В науке не сложилось единой точки зрения на этот вопрос. Часто эти термины используют как абсолютные синонимы. Однако можно выделить и некоторые нюансы их значения : - когда мы говорим об «авторе», то обычно представляется повествование «от третьего лица», которое ведется подчеркнуто объективно, как бы с точки зрения «всевидящего автора», его собственная биография, личность не ощутимы в таком повествовании;

Слайд 26

- понятия «повествователь» и «рассказчик» скорее относятся к так называемому «персонифицированному» автору (то есть такому, личность которого мы можем себе представить). Это может быть уместно по отношению к сказу (например, к произведению Н.С.Лескова «Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе») или произведению, в котором позиция повествователя подчеркнуто индивидуальна, лирична (см., например, рассказы И.А.Бунина «Холодная осень», «В одной знакомой улице», А.П.Чехова «Скучная история» и т.п.).

Слайд 27

ПОНЯТИЕ «ТОЧКА ЗРЕНИЯ» И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЕСТВОВАНИЯ Филологический анализ текста невозможен без рассмотрения композиционно-речевой системы произведения и, соответственно, структуры его повествования. Понятие «структура повествования» связано с такими категориями текста, как повествовательная точка зрения, субъект речи, тип повествования. Повествование может вестись с разных точек зрения, причем в прозе XIX — XX вв. все возрастающую роль в художественном тексте играет точка зрения персонажа. Часто в произведении описание строится как бы «увиденным глазами» героя, с его пространственно-временной позиции .

Слайд 28

Установка на передачу субъектно-речевого плана героя, его точки зрения приводит к субъективизации авторского повествования, которая может проявляться в разной степени. В тексте прозаического произведения в результате могут быть представлены три типа контекстов: 1) контексты, содержащие собственно авторское повествование ( одноплановое и объективное), 2) контексты, включающие разные формы речи персонажей, 3) контексты, совмещающие план автора и план персонажа.

Слайд 29

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ Повествование составляет основу художественного космоса произведения. Интонация повествования, его темп, ритм, и главное – особенности его субъектной организации определяют особенности произведения как органического целого.

Слайд 30

анализ структуры повествования прозаического текста предполагает: 1 ) определение типа повествования; 2 ) выявление в тексте субъектно-речевых планов повествователя и героя (персонажей); 3 ) выделение точек зрения, организующих повествование; 4 ) установление способов их передачи; 5 ) описание соотношения субъектных планов повествователя и героя (персонажей) и рассмотрение их роли в композиции целого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса по литературе «Анализ и интерпретация художественного текста»

Элективный    курс   «Анализ и интерпретация художественного текста» предназначен для учащихся 10-11 классов социально-гуманитарного и гум...

Презентация "Анализ и информационная переработка текста"

Презентация "Анализ и ннформационная переработка текста" межет быть использована на уроках русского языка или факультативах при подготовке к ЕГЭ. На слайдах представлены такие понятия, как тема, идея,...

Формирование навыков анализа и интерпретации художественного текста на уроках литературы

Художественный текст – предмет исследования учителя и учащихся на уроках литературы, это путь к познанию мировоззрения писателя, особенностей той или иной эпохи, общечеловеческих нравственных за...

4 класс Текст - повествование. Характерные признаки текста - повествования. Схема построения повествовательного текста.

Формировать умения определять  особенности текста - повествования, последовательность частей в тексте; формировать умения пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам; развиват...