Презентация "Анализ и информационная переработка текста"
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) по теме
Презентация "Анализ и ннформационная переработка текста" межет быть использована на уроках русского языка или факультативах при подготовке к ЕГЭ. На слайдах представлены такие понятия, как тема, идея, проблема текста, авторская позиция, комментарий, аргументация, др. Эти понятия необходимы школьникам для работы над сочинением-рассуждением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_i_informatsionnaya_pererabotka_teksta.pptx | 79.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Главные задачи анализа текста– это осмысление и формулирование его основных содержательных категорий: Темы текста Идейного содержания текста Проблематики текста Позиции автора
I Тема текста (т.е. предметное содержание) Это не просто предмет изображения (то, о чём пишет автор), а определённые стороны того или иного понятия, явления, которые по-своему передаёт и оценивает автор
II Идея текста (идейный смысл текста) Это главная мысль текста, его главный вывод. Идейный смысл текста всегда чётко соотносится с его основной проблематикой.
III Проблема текста Это сложный вопрос, задача, требующие решения, серьёзного размышления, исследования. Проблема предполагает наличие конфликта во взглядах, разных точек зрения в понимании поставленного вопроса.
Проблема может быть сформулирована как в виде повествовательного предложения, так и в виде вопроса: * Проблема истинного патриотизма (Что такое истинный патриотизм?) *Проблема взаимоотношения человека и природы (Какими должны быть отношения человека и природы?) При наличии нескольких проблем в тексте говорят о его проблематике
IV Комментарий Это разъяснение проблемы, показывающее, в чём она заключается, между какими явлениями жизни есть противоречия, в чём они выражаются
Комментарий должен быть связан с исходным текстом, но не является его простым пересказом. Необходимо своими словами, избегая излишнего цитирования, пояснить суть проблемы, написать, о чём говорит автор и над чем он задумывается.
*Комментарий включает в себя характеристику значимости и актуальности проблемы. *Прокомментировать проблему – значит показать понимание текста, умение видеть его важнейшие аспекты и уловить ход авторской мысли
V Авторская позиция Это точка зрения автора , его отношение к проблеме. В текстах научного или публицистического стилей такая позиция выражается прямо , открыто ; в художественных и художественно-публицистических текстах – скрыто, через подтекст .
VI Аргументы Это логические доводы, доказательства какого-либо положения или утверждения. В сочинении аргумент – это пример из художественной литературы, подтверждающий высказанную мысль, а также пример из реальной жизни, утверждающий истинность высказывания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста".
Урок русского языка.Развитие речи. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста"....
Методический материал с презентацией на тему "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при формировании умений информационной переработки текста"
Данная тема актуальна в связи с введением ФГОС ООО. Современная образовательная технология РКМЧП способствует формированию и развитию умений работать с информацией, текстом...
Методическая разработка по теме"Информационная переработка текста "
Здесь можно найти основные упражнения при подготовке к сжатому изложению в 9 классе....
Развитие речи. Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста (2 часа).
Цель: систематизировать и обобщить сведения учащихся о тексте; ознакомить со способами сжатия текста; развивать и совершенствовать умения передавать содержание текста сжато; выражать своё мнение по по...
Конспект урока "Виды информационной переработки текста"
Урок построен в соответствии с ФГОС и рассчитан на учеников 10 класса....
Презентация по русскому языку. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. 5 класс
Презентация по русскому языку. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. 5 класс...
Информационная переработка текста. Способы сокращения текста. (Урок русского языка в 6 классе)
Тема: Информационная переработка текста. Способы сокращения текста.Планируемые результаты: Личностные:– выражать положительное отношение к процессу познания:– оценивать собственную у...