Рабочая программа элективного курса «Смысловое чтение» для обучающихся 7-х классов
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Данный курс ориентирован на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smyslovoe_chtenie.docx | 31.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Новосибирской области
Управление образования Кыштовского райна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кыштовская средняя общеобразовательная школа №1
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Руководитель ШМО | Заместитель директора | Директор |
учителей филологических наук | по УВР | _________________________ |
____________________________ | _______________________ | Кузнецова О.Г. |
Соколова Е.В. | Шурлакова М.Г. | Приказ № 325 от «31» 08 2023 г. |
Протокол №1 от «28» 08 2023 г. | ||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Смысловое чтение»
для обучающихся 7 «А,Б, В» классов
Составила: Бородина Евгения Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
с. Кыштовка 2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Смысловое чтение» в 7 классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от № 1644, от № 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Рабочая программа элективного курса «Смысловое чтение» является частью основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Кыштовской СОШ №1.
Данный курс ориентирован на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Программа элективного курса «Смысловое чтение» рассчитана на 34 часа в 7 классах (1час в неделю).
Рабочая программа имеет цель:
воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к познанию мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Программа способствует решению следующих задач на ступени основного общего образования:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее развитие школьника, глубокое понимание научных и художественных текстов различного уровня сложности.
3. Обеспечивать осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания.
4. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
5. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Ведущий принцип:
принцип межпредметной интеграции, предполагающий единство всех заинтересованных сторон в совместной учебной и внеурочной деятельности.
Работа с текстом в программе представлена в трёх разделах:
- поиск информации и понимание прочитанного;
- преобразование и интерпретация информации;
- оценка информации.
Как часть образовательной программы развития УУД «Смыслового чтения» тесно связана с учебными образовательными программами и способствует совершенствованию следующих умений:
1. Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).
2. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов.
3. Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.
#1054;пределение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).
5. Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.
6. Приобретение, систематизация и использование сведений по теории и истории текста.
Планируемые результаты освоения элективного курса
Данная программа обеспечивает достижение учениками седьмого класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами изучения элективного курса «Смысловое чтение» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательныйинтерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения элективного курса «Смысловое чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения элективного курса «Смысловое чтение» является сформированность следующих умений:
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
– по лексике: пользоваться разными видами словарей;
– по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор наречий и деепричастий; образовывать новые слова с помощью характерных для изученных частей речи способов словообразования;
– по морфологии: давать определения изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; различать омонимичные формы разных частей речи;
– по синтаксису: образовывать словосочетания с наречием и деепричастием в качестве одного из компонентов; выполнять разбор словосочетаний; составлять предложения с разными видами обстоятельств; составлять предложения с разными способами связи между частями;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 7-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
– по пунктуации: находить смысловые отрезки, пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки;
– по связной речи, чтению и работе с информаципей: составлять предложения с учётом текстообразующих свойств изученных групп слов; использовать синонимику предложений с деепричастными оборотами и сложноподчиненных предложений, стилистически обоснованно использовать предлоги, союзы; использовать частицы в стилистических целях; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; излагать подробно, сжато и выборочно текст публицистического стиля; осознанно и бегло читать тексты публицистического стиля; описывать внешность, состояние и действия человека; создавать тексты изученных типов речи, тексты, сочетающие в себе разные типы речи.
Содержание элективного курса
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Работа с содержащейся в литературных, учебных, научно-познавательных текстах, инструкциях информацией. Чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Представление информации в наглядно-символической форме. Работа с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы,
схемы.
Поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Использование полученной из разного вида текстов информации для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла: определение главной темы, общей цели или назначения текста. Выбор из текста или придумывание заголовка, соответствующего содержанию и общему смыслу текста. Формулировка тезиса, выражающего общий смысл текста. Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт. Объяснение порядка частей (инструкций), содержащихся в тексте. Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов. Установление соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом. Объяснение назначения карты, рисунка, пояснение части графика или таблицы. Нахождение в тексте требуемой информации: беглое чтение, определение его основных элементов, сопоставление формы выражения информации в запросе и в самом тексте, установление тождественности или синонимичности, нахождение необходимой единицы информации в тексте. Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих полного и критического понимания текста Определение назначения разных видов текстов. Постановка цели чтения, направленной на поиск полезной в данный момент информации. Различение темы и подтемы специального текста. Выделение главной и избыточной информации. Прогнозирование последовательности изложения идей текста. Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме. Выполнение смыслового свертывания выделенных фактов и мыслей. Формулирование на основе текста системы аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции. Понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживание им.
Самостоятельная организация поиска информации. Критическое отношение к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Анализ изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получение и переработка полученной информации и ее осмысление.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления. Проверка правописания. Использование в тексте таблиц, изображений. Преобразование текста с использованием новых форм представления информации. Формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах). Переход от одного представления данных к другому. Интерпретация текста: сравнение и противопоставление заключенной в тексте информации разного характера. Нахождение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов. Формулировка выводов из предъявленных посылок. Формулировка заключения о намерении автора или главной мысли текста.
Выявление имплицитной (скрытой, присутствующей неявно) информации текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Отзыв на содержание текста: связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников. Оценка утверждения, сделанного в тексте, исходя из своих представлений о мире. Нахождение доводов в защиту своей точки зрения. Отзыв на форму текста, оценка не только содержания текста, но и его формы, а в целом – мастерства его исполнения. На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации. Нахождение недостоверности получаемой информации. Пробелы в информации и нахождение пути восполнения этих пробелов. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление содержащейся в них противоречивой, конфликтной информации. Использование полученного опыта восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта. Высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Критическое отношение к рекламной информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Определение достоверности информации в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.
Тематическое планирование, 7 класс
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
1 | Текст: поиск информации | 9 | Находить в тексте требуемую информацию: пробегать текст глазами, определять его основные элементы. Определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте, откликаться на содержание текста различать темы и подтемы специального текста. Выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста. |
2 | Текст: преобразование и интерпретация | 9 | Находить в тексте требуемую информацию: (пробегать текст глазами, определять его основные элементы). Научиться работать с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. Научиться объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы. Формулировать тезис, выражающий общий смысл текст. Интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов. |
3 | Текст: оценка информации | 16 | Сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте. Откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения. |
34 |
Поурочное планирование, 7 класс
Номер урока | Тема урока |
Текст: преобразование и интерпретация | |
1. | Специальные тексты |
2. | Конспект |
3. | Конспект: Анализ текста |
4. | Тезис |
5. | Тезис: Анализ текста |
6. | Выписки |
7. | Выписки: Анализ текста |
8. | Различение темы и подтемы специального текста |
9. | Различение темы и подтемы специального текста. Работа с текстом. |
Текст: поиск информации | |
10. | Выделение главной и избыточной информации |
11. | Выделение главной и избыточной информации. Работа с текстом |
12. | Прогнозирование последовательности изложения идей текста. |
13. | Прогнозирование последовательности изложения идей текста. Работа с текстом |
14. | Разные источники информации по заданной теме. |
15. | Разные источники информации по заданной теме: Интерпретация и Анализ текста |
16. | Разные источники информации по заданной теме: Интерпретация и Анализ текста |
17. | Самостоятельная организация поиска информации |
18. | Самостоятельная организация поиска информации: Интерпретация и Анализ текста |
Текст: оценка информации | |
19. | Разные точки зрения. |
20. | Разные точки зрения: Создание текста-схемы |
21. | Информация из разных источников и жизненный опыт. |
22. | Анализ разных источников информации. |
23. | Информация из разных источников и жизненный опыт: Интерпретация и Анализ текста |
24. | Информация из разных источников и жизненный опыт: Интерпретация и Анализ текста |
25. | Сопоставление информации |
26. | Смыслового свертывания выделенных фактов и мыслей. |
27. | Смыслового свертывания выделенных фактов и мыслей. Работа с текстом |
28. | Система аргументов для обоснования определенной позиции. |
29. | Система аргументов для обоснования определенной позиции. Анализ текста |
30. | Формулирование на основе текста системы аргументов (доводов). |
31. | Формулирование на основе текста системы аргументов (доводов). Анализ текста |
32. | Понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживание им. |
33. | Понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживание им: Анализ текста |
34. | Собственная точка зрения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Смысловое чтение»
Программа элективного курса «Смысловое чтение» «Военная история в русской литературе» на материале произведений об Отечественной войне 1812 г.Для суворовцев 6-го класса...
Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки для обучающихся 9 класса "Введение в экономику"
Файл содержит рабочую программу элективного курса предпрофильной подготовки для обучающихся 9 класса общеобразовательной школы "Введение в экономику", составленную на основе авторской программы ...
Рабочая программа элективного курса "Смысловое чтение"
Планирование деятельности для формирования навыков смыслового чтения...
Рабочая программа междисциплинарного курса "Смысловое чтение"
Программа «Смысловое чтение» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образоват...
Рецензия на рабочую программу междисциплинарного курса "Смысловое чтение"
Рабочая программа предусмотрена для ведения междисциплинарного курса "Смысловое чтение" в 6 классе. Главная цель курса - изучить приёмы и методы осмысленного чтения. Реализация курса идёт в ...
Рабочая программа учебного курса " Смысловое чтение и работа с текстом"(5 кл)
Рабочая программа по Учебному предмету «Смысловое чтение и работа с текстом» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного...