Итоговая контрольная работа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 7 класс»
методическая разработка по литературе (7 класс)
Данной контрольной работой проверяются знания о произведениях русских писателей, об их жизни, о теоретико-литературных понятиях, предусмотренных программой, а также читательские умения. Для проверки уровня сформированности читательской грамотности учащихся используются задания разного уровня сложности и различного формата. Применяются задания следующих типов: с кратким ответом, с развёрнутым ответом, сопоставительного характера, с выбором ответа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v2_kontr._rab._liter_7_kl.docx | 219.28 КБ |
v1_kontr._rab._liter_7_kl.docx | 105.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 7 класс» 2В
Ф.И. учащегося ______________________________________________________________
1. Какие основные жанры относятся к эпическому роду литературы (перечислить не менее 3-х)?
___________________________________________________________________________________________
2. К какому роду литературы относятся пьесы? _______________________________________________
3. Каким термином называют изречение, краткую цитату перед произведением, характеризующую основную идею произведения? _______________________________________________________________
4. В каком произведении А.С. Пушкин проявляет интерес к русской истории, прославляет мужество и отвагу русских людей?
А) поэма «Полтава» Б) «Песнь о вещем Олеге» В) повесть «Станционный смотритель»
5. Назовите жанр «Медного всадника» А.С. Пушкина _____________________________________
6. Какое художественное средство, представляющее собой преувеличение свойств предметов или явлений, использовано В.В. Маяковским в следующей строке: «В сто сорок солнц закат пылал»?
_______________________________________________________________________________________
7. Характеризуя Тараса Бульбу, Н.В. Гоголь описывает комнату, в которой тот жил:
«Светлица была убрана во вкусе того времени… На стенах — сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. На полках по углам стояли кувшины бутылки и фляжки зелёного и синего стекла резные серебряные кубки позолоченные чарки всякой работы: венецейской, турецкой, черкесской…».
Как называется описание внутреннего убранства помещения в художественном произведении?
_____________________________________________________________________________
8. Повесть – это…
А) средняя форма эпической прозы, литературное произведение, описывающее не одно, а ряд событий, лиц, проблем
Б) род литературы, в котором действительность отражается путём передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора
В) короткий рассказ с острым сюжетом и неожиданным финалом
9. Какие стихотворные размеры из перечисленных являются двусложными? Нарисуйте схемы этих стихотворных размеров.
Дактиль, ямб, анапест, хорей, амфибрахий, гекзаметр. ___________________________________________________________________________________________
10. Определите вид рифмовки в следующих строфах:
А) Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять. (В.А. Жуковский) ______________________________________
Б) Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор. (А.С. Пушкин) ________________________________________
11. Какое историческое событие послужило основой для создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины»?
А) отмена крепостного права Б) восстание декабристов 1825 г. В) война с Наполеоном 1812 г.
12. Кто из русских писателей (поэтов) написал стихотворение в прозе «Русский язык»?
А) Г.Р. Державин Б) Л.Н. Толстой В) И.С. Тургенев Г) Д.С. Лихачёв
13. Назовите сборник произведений, в состав которого входит повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». ___________________________________________________________________________________________
14. Напишите, кто изображён на рисунках.
А)____________ | Б)_______________ | В)______________ | Г) _____________ | Д) _____________ |
15. Напишите, из каких произведений строки и укажите авторов.
А) Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне на чай зашло бы!».
______________________________________________________________________________________
Б) И вдруг разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял её над головой.
_______________________________________________________________________________________
В) Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхой невод…
_________________________________________________________________________________________
Г) «Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не
всегда. С такими бранятся, требуют у них жалобную книгу, считают извергами человеческого
рода. Этим людям нет покоя ни днём, ни ночью». ____________________________________________
16. Напишите, о ком идёт речь в отрывках, укажите авторов и названия произведений.
А) «Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но, без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам».
__________________________________________________________________________________
Б) «Когда она улыбалась, как ни хорошо было её лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом всё как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе». __________________________________________________________________________________
В) «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы». __________________________________________________________________________
17. Установите соответствие.
| А. «Песнь про купца Калашникова» |
| Б. «Полтава» |
| В. «Кусака» |
| Г. «Хамелеон» |
| Д. «Детство» |
| Е. «Хорошее отношение к лошадям» |
| Ж. «Тарас Бульба» |
| З. «Старуха Изергиль» |
Ответ запишите в таблицу
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
18. Установите соответствие.
1) «Детство» | А) Рассказ |
2) «О чём плачут лошади» | Б) Повесть |
3) «Борис Годунов» | В) Драма |
4) «О Данко» | Г) Стихотворение |
5) «Хорошее отношение к лошадям» | Д) Легенда |
6) «Медный всадник» | Ж) Поэма |
7) «Садко» | З) Былина |
Ответ запишите в таблицу
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
19. Определите, о каком художественном средстве идёт речь:
А) Приём противопоставления понятий, образов, картин, явлений в художественном произведении – это ____________________________________________________________________________________
Б) Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным – это _____________________________________________________________________________________
В) Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы – это _______________________________
Г) Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит скрытое сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака – это __________________________________________________________________________________
20. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» сближает с басней
А) аллегория Б) сравнение В) метафора
21. К какому типу народных сказок близка сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
А) волшебные Б) о животных В) бытовые
22. Назовите приём, использованный автором в следующем отрывке:
«…Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил…».
А) антитеза Б) повтор В) аллитерация Г) гротеск
23. Какой писатель подписывал свои рассказы псевдонимом «Человек без селезёнки»?___________
24. Укажите правильное определение понятия «просторечие».
А) Особое свойство литературных произведений, в которых автор рисует жизнь народа, национальный характер и эпоху.
Б) Приёмы, используемые в устных выступлениях для придания речи выразительности: риторические вопросы, восклицания, обращения, паузы.
В) Часть лексики, слова и обороты, присущие разговорной речи, отклоняющиеся от литературной нормы.
25. Соотнесите средства художественной выразительности, используемые писателем для создания образа бабушки из повести М. Горького «Детство», с примерами из текста.
А) «явилась она» 1) сравнение Ответ запишите в таблицу
Б) «точно большая кошка»,
А | Б | В |
«мягкая такая же, как этот ласковый зверь» 2) инверсия
В) «бескорыстная любовь»
«белые крепкие зубы» 3) эпитеты
26. Вспомните рассказ Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади». Почему рассказчик считает, что у него с Рыжухой уже не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор?
1) Он считает себя виноватым в том, что прошли «счастливые времена» для лошадей.
2) Он не накормил Рыжуху.
3) Он не понял душевных переживаний лошади и обманул её.
27. Соотнесите термин и его определение.
1) Построение произведения, взаиморасположение его составных частей. __________________________
2) Событие, которое является началом действия.________________________________________________
3) Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. __________________________________
Для справок: антитеза, гипербола, композиция, завязка, пейзаж, сравнение, сюжет.
28. Что означают слова А.С. Пушкина, сказанные о М.В. Ломоносове: «Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»? ___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
29. Почему повесть А.М. Горького «Детство» названа автобиографической?
__________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 7 класс» 1В
Ф.И. учащегося ____________________________________________________________________________
1. Какие три рода литературы Вам известны?__________________________________________________
2. К какому роду литературы относятся былины?______________________________________________
3. Каким термином называют торжественную песню, написанную в честь какого-то исторического лица или события? _________________________________________________________________________
4. Какое из произведений явилось источником создания «Песни о вещем Олеге?»
А) «Повесть временных лет»
Б) «История государства Российского» Н.М. Карамзина
В) сказание «Сороки-ведьмы»
5. Назовите жанр «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина. _______________________________________
6. Какой художественный приём, основанный на сопоставлении предметов или явлений, использован во фрагменте из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»?
И перед младшею столицей
Померкла древняя Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова. _______________________________________________________________________
7. А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель» описывает главного героя Самсона Вырина в разные периоды его жизни:
«Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего, бодрого…» и «Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».
Как называется описание внешности человека в художественном произведении?
_____________________________________________________________________________
8. Лирика – это…
А) повествование о событиях, предполагаемых в прошлом
Б) род литературы, в котором действительность отражается путём передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора
В) стихотворение из нескольких строк
9. Какие стихотворные размеры из перечисленных являются трёхсложными? Нарисуйте схемы этих стихотворных размеров.
Дактиль, ямб, анапест, хорей, амфибрахий, гекзаметр.
___________________________________________________________________________________________
10. Определите вид рифмовки в следующих строфах:
1) Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна. (А.С. Пушкин) _________________________________________________
2) Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло. (С.А. Есенин) _____________________________________
11. Кто из русских писателей (поэтов) написал стихотворение в прозе «Русский язык»?
А) Г.Р. Державин Б) И.С. Тургенев В) Н.В. Гоголь Г) А.С. Пушкин
12. Какое историческое событие послужило основой для создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины»?
А) война с Наполеоном 1812 г. Б) восстание декабристов 1825 г. В) отмена крепостного права
13. Назовите сборник произведений, в состав которого входит рассказ И.С. Тургенева «Бирюк». ___________________________________________________________
14. Напишите, кто изображён на рисунках.
А) ____________ | Б)_______________ | В) _____________ | Г) _____________ | Д) _____________ |
15. Напишите, из каких произведений строки и укажите авторов.
А) И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса
___________________________________________________________________________
Б) «Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не
всегда. С такими бранятся, требуют у них жалобную книгу, считают извергами человеческого
рода. Этим людям нет покоя ни днём, ни ночью».
_____________________________________________________________________________________
В) Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить -
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой -
и солнца!
_______________________________________________________________________________________
Г) И вдруг разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял её над головой.
_____________________________________________________________________________
16. Напишите, о ком идёт речь в отрывках, укажите авторов и названия произведений.
А) «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы».
__________________________________________________________________________________
Б) «Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым. Она нюхала табак из чёрной табакерки, украшенной серебром. Вся она тёмная, но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, весёлым и тёплым светом».
__________________________________________________________________________________
В) «Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но, без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам».
__________________________________________________________________________________
17. Установите соответствие.
| А. «Песнь про купца Калашникова» |
| Б. «Медный всадник» |
| В. «Кусака» |
| Г. «Хамелеон» |
| Д. «Старуха Изергиль» |
| Е. «Хорошее отношение к лошадям» |
| Ж. «Тарас Бульба» |
| З. «Детство» |
Ответ запишите в таблицу
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
18. Установите соответствие.
1) «Тарас Бульба» | А) Драма |
2) «Кусака» | Б) Повесть |
3) «Борис Годунов» | В) Рассказ |
4) «О Данко» | Г) Стихотворение |
5) «Хорошее отношение к лошадям» | Д) Легенда |
6) «Медный всадник» | Ж) Былина |
7) «Садко» | З) Поэма |
Ответ запишите в таблицу
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
19. Определите, о каком художественном средстве идёт речь:
А) Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета – это _______________________________
Б) Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит скрытое сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака – это __________________________________________________________________________________
В) Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы – это _____________________________
Г) Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным – это _____________________________________________________________________________________
20. К какому типу народных сказок близка сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
А) волшебные Б) о животных В) бытовые
21. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» сближает с басней
А) олицетворение Б) аллегория В) метафора
22. Назовите приём, использованный автором в следующем отрывке:
«…Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил…».
А) антитеза Б) гротеск В) повтор Г) сравнение
23. Какой писатель подписывал свои рассказы псевдонимом «Человек без селезёнки»?
_____________________________________________________________________________________
24. Укажите правильное определение понятия «просторечие».
А) Часть лексики, слова и обороты, присущие разговорной речи, отклоняющиеся от литературной нормы.
Б) Особое свойство литературных произведений, в которых автор рисует жизнь народа, национальный характер и эпоху.
В) Приёмы, используемые в устных выступлениях для придания речи выразительности: риторические вопросы, восклицания, обращения, паузы.
25. Соотнесите средства художественной выразительности, используемые писателем для создания образа бабушки из повести М. Горького «Детство», с примерами из текста.
А) «Говорила она» 1) сравнение Ответ запишите в таблицу
А | Б | В |
Б) «Слова, похожие на цветы»
«Тёмные, как вишни, зрачки» 2) инверсия
В) «Ласковые, яркие, сочные слова»
«..молодое и светлое лицо» 3) эпитеты
26. Вспомните рассказ Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади». Почему рассказчик считает, что у него с Рыжухой уже не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор?
1) Он считает себя виноватым в том, что прошли «счастливые времена» для лошадей.
2) Он не накормил Рыжуху.
3) Он не понял душевных переживаний лошади и обманул её.
27. Соотнесите термин и его определение.
1) Построение произведения, взаиморасположение его составных частей. __________________________
2) Противопоставление образов, картин, явлений, понятий. ______________________________________
3) Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. __________________________________
Для справок: антитеза, гипербола, композиция, завязка, пейзаж, сравнение, сюжет.
28. Что означают слова А.С. Пушкина, сказанные о М.В. Ломоносове: «Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»? ___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
29. Почему повесть Л.Н. Толстого «Детство» названа автобиографической?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая контрольная работа по математике по учебнику Г.В.Дорофеева (6 класс)
Итоговая контрольная работа по математике по учебнику Г.В.Дорофеева (6 класс)...
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 6 класс
Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 8 класс
Рабочая программа к учебнику Коровиной. Она содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-мет...
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 7 класс
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 7 класс...
Календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику В.Я Коровиной 6 класс
Календарно-тематическое планирование рассчитано на 102 часа...
Поурочные разработки по литературе к учебнику В.Я.Коровиной. 5 класс.
Литература. 5 класс: система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт.-сост. И. В. Карасева, В. Н. Пташкина. — Волгоград: Учитель, 2013....
Тесты по литературе к учебнику под редакцией Коровиной 5 класс
Тесты по литературе к учебнику под редакцией Коровиной 5 класс...