"Урок доброты и милосердия" (по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор")
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Сергеева Надежда Владимировна

Конспект урока литературы для учащихся 6 класса "Урок доброты и милосердия" по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuprin_-_chudesnyy_doktor.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу

А. И. Куприна "Чудесный доктор"

Тема: «Урок добра и милосердия»

«Каждый человек может быть добрым,

сострадательным и красивым душой»

(А. Куприн)

- Ребята! Сегодня мы продолжаем с вами работать над произведением, с которым познакомились на прошлом уроке. Рассказ Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор».

«Урок добра и милосердия». Так я обозначила тему сегодняшнего занятия, поэтому ключевыми понятиями на нашем уроке будут… Помогайте мне!

- Доброта, милосердие, любовь, сочувствие, сострадание.

- А эпиграфом к уроку станут слова  А. И. Куприна (учитель зачитывает эпиграф: «Каждый человек может быть добрым, сострадательным и красивым душой»).

Жизнь людей на Земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни. Будь то безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям… Эти испытания могут быть такими тяжёлыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние… И поэтому помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как ЧУДО. Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду. Об одной из таких историй мы сегодня и поговорим.

- Итак, рассказ «Чудесный доктор».

- Как вы понимаете значение слова «чудесный?

Чудесный - являющийся чудом, сверхъестественный, волшебный.

Многие люди верят, что волшебство и чудеса происходят именно в Новый год, в ночь накануне Рождества (Святки).

Мы с вами знаем, что существует такое понятие – рождественский рассказ, святочный рассказ.

- Является ли таким рассказ Куприна? Давайте вспомним признаки святочного рассказа.

1) События, описанные в рассказе, происходят в канун Рождества, во время Святок.

2) Герои рассказа – дети, нуждающиеся в помощи.

3) Появление чуда, счастливый финал.

Цель таких рассказов – помочь забыть житейские заботы и поверить в чудо, почувствовать атмосферу семейного праздника, пробудить в сердцах любовь и милосердие. Поэтому выстраивается рассказ таким образом: в определённой жизненной ситуации в результате чуда обиженный обстоятельствами герой забывает о несчастье, и всё кончается удачно, как в сказке. Непременно в таком рассказе есть мораль, урок, который выносится из пережитой ситуации.

Когда-то в России готовили к Рождеству специальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочных рассказов.

«Чудесный доктор» относится именно к таким произведениям. События, описываемые автором в рассказе, произошли перед Рождеством.

- Но почему Куприн опубликовал свой рассказ с подзаголовком «Истинное происшествие»?  (В своем рассказе автор подчеркивает реальность случая. Говорит о том, когда и где это произошло.)

- Прочитайте самое начало рассказа. («В Киеве лет около 30 тому назад…»)

Мы видим, что композиция произведения необычна. Это рассказ в рассказе. Куприн услышал эту историю от преуспевающего банкира, благополучного, богатого человека, который слыл образцом порядочности и благодетельности. Но только жизнь  этого человека в юности была трудной, безрадостной, тоскливой. Трагедия в их семье была настолько сильна, что сам  хозяин чуть не покончил жизнь самоубийством.

- Новый год и Рождество – самые любимые праздники взрослых и детей.  В это время всем хочется верить в чудеса, в изменения к лучшему. Вспомните о своём настроении перед праздниками.

-  Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в реальной жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество. В начале рассказа герои, несмотря на приближающийся праздник, в отчаянии.

– Что  мы узнаем о мальчиках из первого эпизода? Давайте прочитаем эту сцену у витрины магазина. (чтение с начала до слов «Старший мальчик первый оторвался от созерцания очаровательного зрелища»).

– Куда спешили Гриша и Володя? (Они спешили домой, стараясь не обращать внимание на предпраздничную суету, которая царила в городе. Освещённые окна домов, сияющие ёлки мелькали перед глазами бегущих детей.)

–Итак, что же ожидало мальчиков дома? В каких условиях они жили? (Они жили в подземелье с мокрыми стенами и т.д.)

- Могли ли они надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни?  (Нет. В их семье не было денег даже на еду.)   

- А как помогает нам писатель сильнее ощутить трагедию обездоленных людей?

(Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных людей, которые заняты подготовкой к предстоящим праздникам и ни на кого не обращают внимание).

Это называется приемом контраста, т.е. противопоставления (антитеза).

         Давайте прочитаем, какой разговор состоялся между матерью и детьми дома. (Чтение по ролям от слов: «Когда мальчики вошли» до слов; «… разогреть – то нечем…»)

- А сейчас давайте послушаем рассказ о главе семьи Мерцаловых, и о том, какие ещё предпринимались попытки исправить сложившуюся трудную ситуацию?  (Пересказ ученика)

 – Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация, и глава семейства не видит выхода из неё. И что же он делает?

Самоубийство – это страшный грех. Почему эта мысль приходит в голову главе семейства? (Он чувствует свое бессилие)

 – Как вы думаете, зачем  писатель ведет своего измученного, голодного героя в городской сад?

Все это, во-первых, служит контрастом: царственная, спокойная, роскошная природа (красота пейзажа создается с помощью эпитетов и метафор) и нищенское существование семьи Мерцаловых, во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, которую он ощутил в городском саду, и он уже был готов исполнить свое намерение.

 – Что  же остановило героя от страшного поступка? (Встреча с доктором).

- Эта судьбоносная встреча стала настоящим чудом, как вспоминал о ней со слезами на глазах повзрослевший Григорий Мерцалов. «Точно благодетельный ангел снизошёл в нашу семью».

- Ангел – всегда считался символом добра и милосердия. Для семьи Мерцаловых таким «ангелом» стал доктор.

- Как создается портрет «чудесного доктора» в рассказе? (Постепенно)

- Давайте найдём в тексте определения, которые подбирает Куприн для характеристики доктора? (Мягкий, ласковый, умное, серьёзное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие).

- Если бы вы попали в беду, что бы вы хотели получить от окружающих вас людей? (Чтобы пожалели, сказали ласковые слова, помогли изменить трудную ситуацию к лучшему)

- Давайте вспомним, как повёл себя при встрече с Мерцаловым доктор. (Внимательно выслушал собеседника, желая «проникнуть в самую глубь души», и сразу же проявил готовность помочь незнакомцу и его семье. Доктор проявил сочувствие.)

- Что последовало за этим? (Не мешкая, старик начинает действовать: “Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал”).

Вот оно, настоящее чудо, чудо случайной встречи! Рукотворное чудо, имя которому – деятельное сострадание и участие.

- Дома вы должны были найти в толковом словаре слова: сочувствие и сострадание и подумать, какое значение приставки со- в этих словах.

Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Сострадание – жалость, вызываемая чьим–нибудь несчастьем, горем.

Приставка со- имеет значение «соединение», «совместное действие» 

Сочувствовать, сострадать - значит чувствовать вместе, переживать вместе, страдать.

- Верно. Раскрытие в человеке таких качеств как Доброта, Любовь, Сострадание и Сочувствие включает в себя понятие Милосердие. Вдумайтесь в смысл этого слова. Милосердие – милое (доброе, любящее) сердце.

- Какую картину увидел доктор, когда вошёл в подвал, где жили Мерцаловы? (Испуганных долгим отсутствием отца и неподвижностью матери детей, больную девочку, плачущего голодного грудного ребёнка)

- Что сразу же предпринял доктор? ( Послал мальчиков к соседям за дровами, а Мерцалова за горячей пищей в трактир; осмотрев больную, выписал рецепт.)


- Под руководством «чудесного доктора» все меняется как в сказке, семья возвращается к жизни. А доктор действует так быстро, что Мерцаловы опомниться не успевают, как он быстро одевается и исчезает.

- Прочитайте, какой совет даёт доктор на прощанье семье Мерцаловых. ( На экране текст: «Дай бог, чтобы наступающий год немногим снисходительнее отнесся к вам, чем этот, главное - не падайте никогда духом»)

- Согласны ли вы с этим высказыванием? (Да. Из любой трудной ситуации всегда можно найти выход)

 – Какой  сюрприз ждал Мерцаловых после исчезновения доктора? (Под чайным блюдцем вместе с рецептом лежали деньги)  

– Назвал ли доктор свою фамилию? (Нет, хотя Мерцалов просил доктора назвать своё имя.)

- Как  Мерцаловы узнают имя «чудесного доктора»? (На аптечном ярлычке, прикреплённом к лекарству)

   – А как вы думаете, почему доктор сам не назвал себя? (Он был скромным, оказал помощь нуждающимся людям от души, а не за благодарность)

- А это, ребята, и есть ещё одна характерная черта проявления милосердия. Истинное милосердие – это желание приносить пользу людям, не думая о вознаграждении. 

Давайте послушаем сообщение о Николае Ивановиче Пирогове.

 Николай Иванович Пирогов, профессор медицины, основоположник военной хирургии, родился в 1810 году в Москве. Он участвовал в обороне Севастополя во время Крымской войны. Способность к состраданию помогала ему находить новые способы лечения раненых. Пирогов первым применил наркоз во время операции на поле боя, изобрёл гипсовые повязки. Его операции сравнивали с гениальными музыкальными произведениями. При участии Пирогова была создана община сестёр милосердия. Он лечил всех: от императора Александра до простых людей. Бедные люди шли к нему толпами. Он помогал им как мог. Выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство, было нелепо. И он попросту раздавал деньги беднякам. Часто фамилию своего благодетеля больные узнавали по надписи на аптечном ярлыке. В народе Николая Ивановича Пирогова часто называли «Чудесным доктором»


 –Итак, какую же роль сыграл Н.И.Пирогов в жизни семьи Мерцаловых, и как в дальнейшем сложилась судьба каждого члена семьи?
(Доктор помог семье в трудную минуту. Страшно подумать, что произошло бы с семьёй, если бы он не встретился с Мерцаловым.) Зачитывается последний абзац рассказа о судьбе героев.

- Как вы думаете, почему рассказ получил название «Чудесный доктор»? (Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил ее судьбу, избавил от неминуемой гибели, подарил возможность встать на ноги).

– Какова,  на ваш взгляд, главная мысль рассказа? О чем заставляет нас задуматься автор? (В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, сочувствии и равнодушии. После прочтения этого рассказа, понимаешь, что надо быть внимательным к окружающим людям и помогать им по мере возможности. Никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами, надо верить в чудеса)

 – Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален в наши дни? (Да, потому что доброта, любовь, сострадание, милосердие – это вечные ценности. Такие люди, как доктор Пирогов, есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих)

- Ребята!  Вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. Вы - молодцы! (Выставляются оценки)

Домашнее задание: Написать мини-сочинение на тему: «Проявление доброты и милосердия в наши дни»

- Ребята! И в завершение урока я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, всегда старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим. Радуйтесь своими добрыми делами сами и радуйте других, ведь отдавая частичку своего сердца, проявляя милосердие к людям, вы становитесь богаче духовно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки доброты и милосердия…(По повести В.К. Железникова «Чучело»)»

Урок-беседа с элементами групповой, творческой работы....

УРОКИ ДОБРА И МИЛОСЕРДИЯ ПО РАССКАЗУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

Анализ рождественского рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"....

Что такое доброта, или Уроки доброты и милосердия по фильму М.Можар "За имя моё"

Урок по анализу кинопроизведения на морально-нравственную тему рассчитан на 2 часа. Рекомендуется провести в 7, 8, 9 классах. Поможет научиться анализировать фильм и отбирать материал для характеристи...

Конспект открытого урока по теме "Доброта и милосердие в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна"

Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Доброта и милосердие в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна"....

Уроки доброты и милосердия по рассказу Т. Кудрявцевой «Детский дом. Лёка»

Урок внеклассного чтения. Знакомство с книгой Т.Кудрявцевой "Маленьких у  войны не бывает". Занятие можно приурочить ко Дню освобождения Ленинграда....

"Урок доброты и милосердия" ( по произведению В.Г. Короленко "Среди серых камней")

Главной задачей данного урока является развитие читатльской грамотности учащихся....