"Урок доброты и милосердия" (по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор")
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Конспект урока литературы для учащихся 6 класса "Урок доброты и милосердия" по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuprin_-_chudesnyy_doktor.docx | 27.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу
А. И. Куприна "Чудесный доктор"
Тема: «Урок добра и милосердия»
«Каждый человек может быть добрым,
сострадательным и красивым душой»
(А. Куприн)
- Ребята! Сегодня мы продолжаем с вами работать над произведением, с которым познакомились на прошлом уроке. Рассказ Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор».
«Урок добра и милосердия». Так я обозначила тему сегодняшнего занятия, поэтому ключевыми понятиями на нашем уроке будут… Помогайте мне!
- Доброта, милосердие, любовь, сочувствие, сострадание.
- А эпиграфом к уроку станут слова А. И. Куприна (учитель зачитывает эпиграф: «Каждый человек может быть добрым, сострадательным и красивым душой»).
Жизнь людей на Земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни. Будь то безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям… Эти испытания могут быть такими тяжёлыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние… И поэтому помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как ЧУДО. Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду. Об одной из таких историй мы сегодня и поговорим.
- Итак, рассказ «Чудесный доктор».
- Как вы понимаете значение слова «чудесный?
Чудесный - являющийся чудом, сверхъестественный, волшебный.
Многие люди верят, что волшебство и чудеса происходят именно в Новый год, в ночь накануне Рождества (Святки).
Мы с вами знаем, что существует такое понятие – рождественский рассказ, святочный рассказ.
- Является ли таким рассказ Куприна? Давайте вспомним признаки святочного рассказа.
1) События, описанные в рассказе, происходят в канун Рождества, во время Святок.
2) Герои рассказа – дети, нуждающиеся в помощи.
3) Появление чуда, счастливый финал.
Цель таких рассказов – помочь забыть житейские заботы и поверить в чудо, почувствовать атмосферу семейного праздника, пробудить в сердцах любовь и милосердие. Поэтому выстраивается рассказ таким образом: в определённой жизненной ситуации в результате чуда обиженный обстоятельствами герой забывает о несчастье, и всё кончается удачно, как в сказке. Непременно в таком рассказе есть мораль, урок, который выносится из пережитой ситуации.
Когда-то в России готовили к Рождеству специальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочных рассказов.
«Чудесный доктор» относится именно к таким произведениям. События, описываемые автором в рассказе, произошли перед Рождеством.
- Но почему Куприн опубликовал свой рассказ с подзаголовком «Истинное происшествие»? (В своем рассказе автор подчеркивает реальность случая. Говорит о том, когда и где это произошло.)
- Прочитайте самое начало рассказа. («В Киеве лет около 30 тому назад…»)
Мы видим, что композиция произведения необычна. Это рассказ в рассказе. Куприн услышал эту историю от преуспевающего банкира, благополучного, богатого человека, который слыл образцом порядочности и благодетельности. Но только жизнь этого человека в юности была трудной, безрадостной, тоскливой. Трагедия в их семье была настолько сильна, что сам хозяин чуть не покончил жизнь самоубийством.
- Новый год и Рождество – самые любимые праздники взрослых и детей. В это время всем хочется верить в чудеса, в изменения к лучшему. Вспомните о своём настроении перед праздниками.
- Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в реальной жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество. В начале рассказа герои, несмотря на приближающийся праздник, в отчаянии.
– Что мы узнаем о мальчиках из первого эпизода? Давайте прочитаем эту сцену у витрины магазина. (чтение с начала до слов «Старший мальчик первый оторвался от созерцания очаровательного зрелища»).
– Куда спешили Гриша и Володя? (Они спешили домой, стараясь не обращать внимание на предпраздничную суету, которая царила в городе. Освещённые окна домов, сияющие ёлки мелькали перед глазами бегущих детей.)
–Итак, что же ожидало мальчиков дома? В каких условиях они жили? (Они жили в подземелье с мокрыми стенами и т.д.)
- Могли ли они надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? (Нет. В их семье не было денег даже на еду.)
- А как помогает нам писатель сильнее ощутить трагедию обездоленных людей?
(Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных людей, которые заняты подготовкой к предстоящим праздникам и ни на кого не обращают внимание).
Это называется приемом контраста, т.е. противопоставления (антитеза).
Давайте прочитаем, какой разговор состоялся между матерью и детьми дома. (Чтение по ролям от слов: «Когда мальчики вошли» до слов; «… разогреть – то нечем…»)
- А сейчас давайте послушаем рассказ о главе семьи Мерцаловых, и о том, какие ещё предпринимались попытки исправить сложившуюся трудную ситуацию? (Пересказ ученика)
– Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация, и глава семейства не видит выхода из неё. И что же он делает?
Самоубийство – это страшный грех. Почему эта мысль приходит в голову главе семейства? (Он чувствует свое бессилие)
– Как вы думаете, зачем писатель ведет своего измученного, голодного героя в городской сад?
Все это, во-первых, служит контрастом: царственная, спокойная, роскошная природа (красота пейзажа создается с помощью эпитетов и метафор) и нищенское существование семьи Мерцаловых, во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, которую он ощутил в городском саду, и он уже был готов исполнить свое намерение.
– Что же остановило героя от страшного поступка? (Встреча с доктором).
- Эта судьбоносная встреча стала настоящим чудом, как вспоминал о ней со слезами на глазах повзрослевший Григорий Мерцалов. «Точно благодетельный ангел снизошёл в нашу семью».
- Ангел – всегда считался символом добра и милосердия. Для семьи Мерцаловых таким «ангелом» стал доктор.
- Как создается портрет «чудесного доктора» в рассказе? (Постепенно)
- Давайте найдём в тексте определения, которые подбирает Куприн для характеристики доктора? (Мягкий, ласковый, умное, серьёзное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие).
- Если бы вы попали в беду, что бы вы хотели получить от окружающих вас людей? (Чтобы пожалели, сказали ласковые слова, помогли изменить трудную ситуацию к лучшему)
- Давайте вспомним, как повёл себя при встрече с Мерцаловым доктор. (Внимательно выслушал собеседника, желая «проникнуть в самую глубь души», и сразу же проявил готовность помочь незнакомцу и его семье. Доктор проявил сочувствие.)
- Что последовало за этим? (Не мешкая, старик начинает действовать: “Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал”).
Вот оно, настоящее чудо, чудо случайной встречи! Рукотворное чудо, имя которому – деятельное сострадание и участие.
- Дома вы должны были найти в толковом словаре слова: сочувствие и сострадание и подумать, какое значение приставки со- в этих словах.
Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
Сострадание – жалость, вызываемая чьим–нибудь несчастьем, горем.
Приставка со- имеет значение «соединение», «совместное действие»
Сочувствовать, сострадать - значит чувствовать вместе, переживать вместе, страдать.
- Верно. Раскрытие в человеке таких качеств как Доброта, Любовь, Сострадание и Сочувствие включает в себя понятие Милосердие. Вдумайтесь в смысл этого слова. Милосердие – милое (доброе, любящее) сердце.
- Какую картину увидел доктор, когда вошёл в подвал, где жили Мерцаловы? (Испуганных долгим отсутствием отца и неподвижностью матери детей, больную девочку, плачущего голодного грудного ребёнка)
- Что сразу же предпринял доктор? ( Послал мальчиков к соседям за дровами, а Мерцалова за горячей пищей в трактир; осмотрев больную, выписал рецепт.)
- Под руководством «чудесного доктора» все меняется как в сказке, семья возвращается к жизни. А доктор действует так быстро, что Мерцаловы опомниться не успевают, как он быстро одевается и исчезает.
- Прочитайте, какой совет даёт доктор на прощанье семье Мерцаловых. ( На экране текст: «Дай бог, чтобы наступающий год немногим снисходительнее отнесся к вам, чем этот, главное - не падайте никогда духом»)
- Согласны ли вы с этим высказыванием? (Да. Из любой трудной ситуации всегда можно найти выход)
– Какой сюрприз ждал Мерцаловых после исчезновения доктора? (Под чайным блюдцем вместе с рецептом лежали деньги)
– Назвал ли доктор свою фамилию? (Нет, хотя Мерцалов просил доктора назвать своё имя.)
- Как Мерцаловы узнают имя «чудесного доктора»? (На аптечном ярлычке, прикреплённом к лекарству)
– А как вы думаете, почему доктор сам не назвал себя? (Он был скромным, оказал помощь нуждающимся людям от души, а не за благодарность)
- А это, ребята, и есть ещё одна характерная черта проявления милосердия. Истинное милосердие – это желание приносить пользу людям, не думая о вознаграждении.
Давайте послушаем сообщение о Николае Ивановиче Пирогове.
Николай Иванович Пирогов, профессор медицины, основоположник военной хирургии, родился в 1810 году в Москве. Он участвовал в обороне Севастополя во время Крымской войны. Способность к состраданию помогала ему находить новые способы лечения раненых. Пирогов первым применил наркоз во время операции на поле боя, изобрёл гипсовые повязки. Его операции сравнивали с гениальными музыкальными произведениями. При участии Пирогова была создана община сестёр милосердия. Он лечил всех: от императора Александра до простых людей. Бедные люди шли к нему толпами. Он помогал им как мог. Выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство, было нелепо. И он попросту раздавал деньги беднякам. Часто фамилию своего благодетеля больные узнавали по надписи на аптечном ярлыке. В народе Николая Ивановича Пирогова часто называли «Чудесным доктором»
–Итак, какую же роль сыграл Н.И.Пирогов в жизни семьи Мерцаловых, и как в дальнейшем сложилась судьба каждого члена семьи? (Доктор помог семье в трудную минуту. Страшно подумать, что произошло бы с семьёй, если бы он не встретился с Мерцаловым.) Зачитывается последний абзац рассказа о судьбе героев.
- Как вы думаете, почему рассказ получил название «Чудесный доктор»? (Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил ее судьбу, избавил от неминуемой гибели, подарил возможность встать на ноги).
– Какова, на ваш взгляд, главная мысль рассказа? О чем заставляет нас задуматься автор? (В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, сочувствии и равнодушии. После прочтения этого рассказа, понимаешь, что надо быть внимательным к окружающим людям и помогать им по мере возможности. Никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами, надо верить в чудеса)
– Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален в наши дни? (Да, потому что доброта, любовь, сострадание, милосердие – это вечные ценности. Такие люди, как доктор Пирогов, есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих)
- Ребята! Вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. Вы - молодцы! (Выставляются оценки)
Домашнее задание: Написать мини-сочинение на тему: «Проявление доброты и милосердия в наши дни»
- Ребята! И в завершение урока я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, всегда старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим. Радуйтесь своими добрыми делами сами и радуйте других, ведь отдавая частичку своего сердца, проявляя милосердие к людям, вы становитесь богаче духовно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Уроки доброты и милосердия…(По повести В.К. Железникова «Чучело»)»
Урок-беседа с элементами групповой, творческой работы....
УРОКИ ДОБРА И МИЛОСЕРДИЯ ПО РАССКАЗУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»
Анализ рождественского рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"....
Что такое доброта, или Уроки доброты и милосердия по фильму М.Можар "За имя моё"
Урок по анализу кинопроизведения на морально-нравственную тему рассчитан на 2 часа. Рекомендуется провести в 7, 8, 9 классах. Поможет научиться анализировать фильм и отбирать материал для характеристи...
Конспект открытого урока по теме "Доброта и милосердие в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна"
Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Доброта и милосердие в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна"....
Урок доброты и милосердия
Классный час...
Уроки доброты и милосердия по рассказу Т. Кудрявцевой «Детский дом. Лёка»
Урок внеклассного чтения. Знакомство с книгой Т.Кудрявцевой "Маленьких у войны не бывает". Занятие можно приурочить ко Дню освобождения Ленинграда....
"Урок доброты и милосердия" ( по произведению В.Г. Короленко "Среди серых камней")
Главной задачей данного урока является развитие читатльской грамотности учащихся....