Уроки доброты и милосердия по рассказу Т. Кудрявцевой «Детский дом. Лёка»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Николаева Елена Васильевна

Урок внеклассного чтения. Знакомство с книгой Т.Кудрявцевой "Маленьких у  войны не бывает". Занятие можно приурочить ко Дню освобождения Ленинграда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Калужская область, с. Перемышль

МКОУ «Перемышльская средняя общеобразовательная школа»

Учитель русского языка и литературы  Николаева Елена Васильевна

Урок проведён в 6 классе

Уроки доброты и милосердия по рассказу Т. Кудрявцевой «Детский дом. Лёка»

Цель: познакомить с книгой Т.Кудрявцевой «Маленьких у войны не бывает;

раскрыть глубокий смысл понятий милосердие, доброта, сочувствие.

Оборудование: книга, интерактивная доска, песня Т.Гвердцители «Дети войны», 14-ая соната Бетховена, толковый словарь.

Урок сопровождается презентацией.

Ход урока

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня урок В/Ч я хотела бы начать со стихотворения нашего земляка Анатолия Золотина «Война»

Нет, не по фильмам,

 Не по книжкам,

 Не по рассказам или снам

 Война запомнилась мальчишкам,

 А говоря конкретней, — нам.

 Война запомнилась нам долгой

 Зимой —

 Без санок и проказ,

 И полусгнившею картохой —

 Великим лакомством для нас.

 Она пугала — не спросонок -

 Не только громом батарей, —

 И тихим

 Громом

 Похоронок,

 Рыданьем наших матерей.

 Мы с ней встречались днём и ночью,

 И встречи были, ох, страшны.

 Война нам виделась воочью —

 И лишь потом входила в сны…

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Когда началась Великая Отечественная война?

Война! Страшной полосой перечеркнула эта дата жизнь миллионов людей. На территории многих сёл, городов хозяйничали враги. Фашисты везде встречали ожесточенное сопротивление.

17 сентября 1943 г. – дата освобождения Калужской области от фашистских захватчиков. (651 день)

24 декабря 1941 г – день освобождения Перемышля, который находился в оккупации 75 дней.

С 9 сентября 1941 года по 27 января 1944 г. ещё один город находился в оккупации. Почти 900 дней и ночей жители боролись за жизнь.

- О каком городе я говорю?

- Что такое блокада?(Город оказался захваченным немцами в кольцо)

А.П.Золотин писал:

А что я помню о войне?

 От бомб в деревне две воронки

 И приговором — похоронки

 И нам с маманей, и родне.

Проблемный вопрос:

- Можно ли, пережив ужасы войны, сохранить живую душу, остаться добрым, милосердным и гуманным человеком?

- Что такое милосердие? (Словарь стр.   ) Дети пишут в тетради своё определение понятия.

Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия; одно из неоспоримых и бесценных духовных богатств человека

Рассказ, с которым мы будем знакомиться, написан замечательной писательницей Татьяной Кудрявцевой.

Родители  Т.Кудрявцевой пережили блокаду: отец – военный моряк, защищал Дорогу Жизни; мать работала во время блокады на заводе. («книга — не про войну, она — про жизнь тех, чьё детство опалила война».)

Называется «Детский дом. Лека…»

- О чем может быть рассказ с таким названием? Подумайте в парах. (Методика кластера.)

о детях без родителей о девочке и ее жизни в детдоме

о детской дружбе о милосердии

Чтение первого отрывка. Стадия получения информации.

В детском доме было хорошо. Во-первых, там давали есть. Во-вторых, там у каждого была мама Кира из самого старшего 7-го класса. Мама Кира помогала делать уроки и даже мыла Лёку в бане. А когда кто-то из детей заболевал, сама Мария Константиновна, директор, подходила вечером и гладила по голове.

Стадия осмысления.

- Какое настроение возникло у вас при слушании текста?

- Что вы узнали? (рассказ о жизни детей в детдоме).

- Какая атмосфера царила в детском доме?( добродушная, теплая, старшие помогают младшим, директор по-матерински относится к ребятам ).

-  Почему было хорошо в детдоме?(была еда).

- Как называли маленькие старших?(мама Кира).

Однако детский дом-плохо, ведь нет рядом мамы, а значит, счастья и дома.

-Как вы думаете, в какое время происходят события в рассказе? (голодное время).

Чтение второго отрывка.

Еще у детского дома были грядки, на которых росла еда! Репка, лук, морковинки, а главное — огурцы. Лёка все бегала и смотрела, не появились ли огурчики из желтеньких, как бабочки, цветов. Лёка никогда не видела огурцов, просто не успела: сначала она маленькая была, а потом война началась. В блокаду не было еды никакой, даже воды. Последний кипяток вместе с горбушкой мама отдала Лёке и умерла. Лёка тогда несмышленая была, не понимала, что нельзя мамин хлеб есть, она ела. Есть хотелось каждую минуту. Но потом, когда город сковали большие холода, у Лёки уже не осталось сил — есть.Тогда мама сходила за снегом, растопила его на керосинке и Лёке в рот влила. Лёка согрелась и уснула. А проснулась уже в детском доме. Ей сказали, что мамы больше нет. Но Лёка не поверила, она долго еще не верила, вставала на окно на коленки и смотрела на улицу, вдруг мама придет.

О чем рассказывает автор? ( о блокаде Ленинграда, война).

Какая Лека? (маленькая,несмышленая).

А мама девочки? ( отдает Леке свой хлеб,идет на самопожертвование).

-Что нового узнали о Леке?(Лека испытала на себе ужас блокады)

- Хотите узнать, что будет с Лекой дальше?

Чтение третьего отрывка.

А потом зима прошла, и в город вернулось солнышко. Как оно землю пригрело, так сразу Мария Константиновна им семена дала. Некоторые семечки сами взошли, а огурцы — из рассады. Лёка все думала: огурец — какой? Круглый или длинный? И вот Лёка одним ранним утром прибегает в огород , смотрит, а огурец высунулся из листьев, зеленый, как маленький карандаш. Лёка сразу вспомнила, какой он на вкус, она, оказывается, просто забыла! Он на вкус — хрустящий, летом пахнет. Лёка не понимает, как это случилось, что огурец вот только что был на грядке, и вдруг раз — у нее во рту. И — нет огурца! Это было очень стыдно, а может, даже и воровство, огурец-то общий! Лёка стала красная от ужаса.

-Какая Лека?

Составление кластера (любознательная, веселая, жизнерадостная, совестливая, честная). Девочка осознает, что плохо поступила ?(Да, ей стыдно)

-Как вы думаете, что будет дальше? (Леку накажут, отругают, а может, простят)

Чтение четвёртого отрывка.

На линейке Мария Константиновна спросила строго: «Куда девался огурец?» Никто ничего не сообразил, огурец-то одна Лёка видела, а Лёка поняла и опустила голову.

Мария Константиновна к ней подошла, и все смотрели на Лёку и молчали. И тут мама Кира говорит:

— Мария Константиновна, это я сорвала огурец для Лёки, потому что у нее день рождения.

— Я так и поняла, — произнесла Мария Константиновна. — Но все-таки лучше было спросить.

И ничего больше говорить не стала. И никто не стал, хотя старшие все знали, что Лёкин день рождения — не известен. Лёка попала в детский дом без документов, в мамином ватнике и с бантом.

У Лёки слезинка выкатилась из глаза и остановилась на щеке, от стыда. Она решила, что, когда вырастет взрослая, обязательно отдаст Кире огурец, а Марии Константиновне целую корзинку огурцов!.. Случай этот в прошлом году приключился, но Лёке кажется, что вчера. Стыд хуже дыма, от него в душе щиплет.

-Почему Кира так поступила?( Кира поняла, что огурец сорвала Лёка, но хотела защитить девочку, оградить её от стыда и позора, поэтому взяла её вину на себя).

-Как отнеслась Кира к Леке? ( милосердно, потому что девочка пережила блокаду Ленинграда)

-Переживала Лека? (Да, прошел год, а для нее как будто все вчера было).

-Какой жизненный урок получила?(воровать и врать плохо).

-Какая, ребята, Лека?(совестливая, честная)

Чтение пятого отрывка.

Лёка любила гулять одна у забора, где стоял маленький деревянный особняк. Лёка забиралась на крылечко и играла в дом, как будто он опять у нее есть, и все живы: и папа, и мама, и бабушка, и кот Зайка. Лёка говорила: «Трик-трак». И делала вид, что поворачивает ключ в замке.

-Что испытывает Лека, играя? (тоска по дому).

-Но ведь в начале рассказа говорится, что в детском доме хорошо? (Без семьи плохо)

Чтение шестого отрывка.

Однажды она играла и грызла сухарь. Вернее, половинку сухарика, что от полдника осталась. Хоть блокаду уже и сняли, но Лёка теперь никогда ничего не съедала сразу, оставляла на черный день. Хоть крошечку. И вдруг в заборе Лёка увидела чье-то лицо. Совершенно взрослое, даже старое, потому что небритое. Этот кто-то глаз не сводил с ее сухаря. Лёка точно поняла, что именно с сухаря. Сначала она спрятала сухарь за спину. Потом и сама повернулась к забору спиной. Но даже спиной Лёка чувствовала этот взгляд. Она поняла, что там кто-то голодный. Лёка вздохнула, но все-таки подошла к забору, отломила половинку половинки и протянула…

-Что мы узнали о девочке из прочитанного отрывка?(жалостливая) .

-Кого пожалела? (врага).

-Как она поступила? (милосердно, проявила человечность)

Чтение седьмого отрывка.

А Колька Безымянный, из старшей группы, подглядел. Безымянный — это была его фамилия, потому что он ничего не помнил, был старше Лёки, а даже фамилии не помнил. От голода, наверное. У Кольки внутри не осталось памяти, а осталась только ненависть.

— Что ты делаешь? — закричал Колька. — Это же вражина, фашист! Немец пленный, чтоб он сдох! Немцы у нас всех убили, а ты ему сухарь! Забери назад!

-Понятно ли вам поведение Кольки? (Да,ведь пленный немец-враг,фашист)

Чтение восьмого отрывка.

Лёка заплакала. Но назад забрать она не могла. Не потому что боялась, а — не могла. И объяснить Кольке тоже ничего не умела. В свои восемь лет Лёка хорошо знала, кто такие фашисты. Но ведь и у фашистов животы есть, а живот есть просит.

-Почему Лека так поступила?(она знала, что такое голод).

-Сколько лет Леке?(8).

-Какой Колька?(жестокий, озлобленный, не помнит семью)Составление кластера.

-Что вас удивило в поступке Леки? (Ребенок размышляет по-взрослому(на войне дети рано взрослели),она сумела сохранить жалость, несмотря на пережитый ужас в блокаду Ленинграда ,потерю семьи, в отличие от Кольки).

-Как называется это чувство?(сострадание, милосердие).

- Что такое сострадание?( Сострадание –жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека;это внешнее выражение деятельной внутренней любви к ближнему.)

-Что будет дальше?(ребятам запретят ходить на пустырь).

Чтение девятого отрывка.

А вечером Мария Константиновна собрала всех и велела:

— К забору ходить не нужно. Гуляйте в другой стороне.

Лицо у неё было грустное-грустное. А потом Лека нечаянно услышала, как Мария Константиновна сказала нянечке Шуре:

— Откуда у нее,птахи, только сила взялась на жалость?

И Лёка поняла, что Мария Константиновна на неё не сердится. И что жалеть — не стыдно. А это было самое главное.

-Что поняла Лека?(Надо быть доброй,жалостливой к людям,то есть милосердной).

Чтение десятого отрывка

С тех пор тайком Лека и другие девочки прокрадывались к забору и кормили пленных немцев. У них была такая банка от тушенки, они в банку сливали суп, кто сколько мог, и кормили.

А к лету уже и Колька стал с ними ходить. Девочки ничего ему не говорили, и он девочкам — тоже ничего. Да и что тут скажешь!

-Как изменился Колька? (подобрел).

-Значит, доброта может распространяться и на других, становиься шире,ведь даже Колька подобрел.

Чтение одиннадцатого отрывка.

Немец, тот, которому Лёка первому полсухаря дала, вырезал для Лёки маленькую куколку. Из губной гармошки. Лёка не знала, можно ли взять у фашиста. Но он протягивал и улыбался. И Лёка опять подумала: «Хоть и фашист, а живой ведь. Не взять, все равно что ударить».И взяла.

-Что поняла Лека в свои 8 лет? (надо оставаться доброй, милосердной ко всем)

-Какой мы увидели Леку в рассказе?

Восьмилетняя девочка, потерявшая семью в годы блокады Ленинграда,

рано повзрослевшая, не по годам мудрая, понимавшая, что такое плохо и хорошо. Совестливая, милосердная, умеет радоваться жизни, любознательная.

-Какая черта главная в характере Леки? (милосердие)

-Как вы думаете, кем станет Лека, когда вырастет?

Чтение двенадцатого отрывка.

Девочка, которую в детском доме все называли Лёкой, став взрослой — Ольгой Ивановной Громовой, — выбрала себе профессию врача.

У этого доктора был счастливый дар: она не только прекрасно оперировала, но и умела выхаживать больных. Ольга Ивановна обладала способностью — жалеть так, что это было ничуть не обидно. Многие люди до сих пор говорят ей спасибо.

Я читаю: «Ольги Ивановны нет теперь на свете. Но в День Победы я всегда вспоминаю её, светлая ей память…»

- Что помогло людям выжить? (доброта, милосердие, любовь, взаимовыручка, сострадание)

- Так можно ли, пережив ужасы войны, сохранить живую душу, остаться добрым, милосердным и гуманным человеком?

Жизнь –это…..допишите (милосердие, жалость, любовь, доброта, взаимовыручка, дружба, совесть, умение радоваться жизни).На слайде.

Рефлексия

О чем хотел сказать нам писатель своим произведением?

Чему учит рассказ?

 Какие чувства вы испытали за время слушания рассказа?

Домашнее задание:

1.Напиши письмо другу о том, почему надо прочитать рассказ «Детский дом. Лека…»(по желанию).

2. Прочитать рассказ Олега Шестинского  «Учитель математики» .

- Почему учитель предложил мальчику заниматься с ним математикой?

Творческая работа (на уроке)

  1. Составьте синквейн к слову «Лёка»
  2. Ответьте на вопрос:

Можно ли, пережив ужасы войны, сохранить живую душу, остаться добрым, милосердным и гуманным человеком?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Уроки доброты и милосердия по рассказу Татьяны Кудрявцевой «Детский дом. Лёка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки доброты и милосердия…(По повести В.К. Железникова «Чучело»)»

Урок-беседа с элементами групповой, творческой работы....

УРОКИ ДОБРА И МИЛОСЕРДИЯ ПО РАССКАЗУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

Анализ рождественского рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"....

Что такое доброта, или Уроки доброты и милосердия по фильму М.Можар "За имя моё"

Урок по анализу кинопроизведения на морально-нравственную тему рассчитан на 2 часа. Рекомендуется провести в 7, 8, 9 классах. Поможет научиться анализировать фильм и отбирать материал для характеристи...

Конспект открытого урока по теме "Доброта и милосердие в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна"

Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Доброта и милосердие в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна"....

"Урок доброты и милосердия" ( по произведению В.Г. Короленко "Среди серых камней")

Главной задачей данного урока является развитие читатльской грамотности учащихся....

"Урок доброты и милосердия" (по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор")

Конспект урока литературы для учащихся 6 класса "Урок доброты и милосердия" по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор"...