Что такое доброта, или Уроки доброты и милосердия по фильму М.Можар "За имя моё"
план-конспект урока по литературе (7, 8, 9 класс) на тему
Урок по анализу кинопроизведения на морально-нравственную тему рассчитан на 2 часа. Рекомендуется провести в 7, 8, 9 классах. Поможет научиться анализировать фильм и отбирать материал для характеристики героев фильма, понять и раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои фильма М.Можар "За имя моё"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_dobrota.docx | 40.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое доброта, или Уроки доброты и милосердия
по фильму М.Можар «За имя моё»
( рассчитан на 2 часа, можно провести в 7, 8, 9 классах)
Цель для учителя: создать условия для анализа кинопроизведения на морально – нравственную тему.
Цель для учащихся: учиться анализировать фильм и отбирать материал для характеристики главных героев фильма, то есть понять и раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои фильма М.Можар «За имя моё».
Задачи:
Личностные УУД:
- развивать эмоциональную сферу учащихся через отношение к персонажам фильма: к отцу Александру и к девочке-сиротке,
- воспитывать доброту, милосердие, чувство взаимопомощи и потребности к душевной красоте и самосовершенствованию,
- создавать внутреннюю мотивацию к учению.
Познавательные УУД:
- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их материально-творческих способностей,
- формировать умение строить речевое высказывание,
- формировать умение на основе увиденного осмысленно определить тему, проблему и идею,
- формировать умение анализировать и критически оценивать героев и фильм.
Метапредметные УУД:
- искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,
- формирование информационной компетенции работы с фильмом,
- умение работать со словарём.
Коммуникативные УУД:
- формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Регулятивные УУД:
- учить постановке цели работы,
- учить самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Оборудование: раздаточный материал – тексты для чтения и обсуждения, словари, презентация мультимедийный проектор, фильм М.Можар «За имя моё».
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Эпиграф урока: 1. «Добрый человек придёт, словно свету принесёт.» Пословица
2. «Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях.» Л.Н.Толстой.
Ход урока
I. Организационный момент. Вызов. (Создание ситуации общения. Мотивация)
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть вас на уроке. Сегодня мы…( вдруг стук в дверь, и заходит школьный библиотекарь, с которым заранее договаривается учитель ).
Библиотекарь:
- Здравствуйте, Лариса Владимировна! Ребята, здравствуйте! Извините, ради бога, что я вот так врываюсь к вам на урок, но мне нужна ваша помощь. Очень надеюсь, что вы не откажете в помощи.
Учитель:
- Разумеется, Венера Николаевна, всегда рады Вам помочь.
- Правда, ребята?!
- А что всё-таки у Вас случилось?
Библиотекарь:
- Директор попросил найти ему книгу В.А.Сухомлинского. Открываю её… О боже, на первой же странице кляксы, местами даже не разберёшь, что за слово скрывается. Вот я и подумала, может, вы мне поможете разложить всё по полочкам? Я и текст отксерокопировала.
Задание 1
- Ну, ребята, поможем Венере Николаевне? (Библиотекарь раздаёт заранее подготовленные тексты.)
- Тогда дружно примемся за работу. Текст состоит из 3 абзацев. А давайте, чтоб быстрее справиться, разделимся на 3 группы: 1 группа работает над первым абзацем, 2 группа – над вторым, и 3 группа – над третьим.
- Скажите, какую работу нам предстоит сделать?
( Условие работы: вставить, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.)
- Итак, готовы, ребята? Начали, успехов вам.
ТЕКСТ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 1
Без д…броты - подли…ой т…плоты сер…ца - невозможна душевная крас…та человека. Добрые чу..ства должны ух…дить св…ими к…рнями в детство и если упустить время то их н…когда н… во…питаеш… потому что они усваивают…ся одновременно с познанием первых и важнейших истин.
Учить чу…ствовать и сочу…ствовать это самое трудное, что есть в во…питании. Человечность, д…брота, д…брожелательность р…ждаются в заботах волнениях радостях и печалях. Если ребёнку бе…различно что прои…ходит с его родными и бли…кими что прои…ходит с б…льными и бедными с одинокими и обманутыми, - он н…когда н.. станет настоящим человеком.
Добрые чу…ства эмоциональная культура это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми внимательными и добрыми по отношению дру… к другу по отношению к окружающ… жив… миру и совершать самые смелые п…ступки во имя добра. Следование путём добра путь самый приемлемый и единстве…ый для человека. Он и…пытан он верен он п…лезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
( По В.А.Сухомлинскому )
Защита и оценивание работ (после выполнения задания каждая группа объясняет выбор орфограмм и пунктограмм, затем группы оценивают работу друг друга. Библиотекарь благодарит учащихся за помощь и уходит).
Работа по анализу текста В.А.Сухомлинского, который поможет определить ребятам тему урока.
- Ребята, вам понравился текст? А давайте прочитаем его ещё раз и попробуем определить тему и основную мысль текста. В ходе чтения я попрошу выделить ключевые слова и сочетания, подчеркнуть их простым карандашом.
- Какова тема текста? ( О доброте и ёё роли в нашей жизни)
- В чём заключается основная мысль? Найдите в тексте предложения, подтверждающие вашу точку зрения.
(«Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра - путь самый приемлемый и единственный для человека.»)
- А как бы вы озаглавили данный текст? («Доброта – средоточие человечности», «Доброта – подлинная теплота сердца»…)
Учитель:
- Теперь обратите внимание на эпиграфы к нашему уроку.
- Как они отражают смысл текста?
- Какие слова в нём являются ключевыми, самыми важными?
- Значит, о каких качествах человека мы будем говорить?
(о доброте, милосердии….)
Определение темы урока и постановка учебной задачи.
- О чём мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. (Что такое доброта, или Уроки доброты и милосердия, человечности… ).
- Откройте тетради, запишите дату, тему урока и эпиграфы к занятию.
- А можете ли вы вспомнить произведения, где говорится о доброте, человечности?
(В.Распутин «Уроки французского», Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пёс», Л.Андреев «Кусака», В.Тендряков «Хлеб для собаки»…)
- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданиями. А сейчас я предлагаю вашему вниманию фильм Марии Снежной (Можар) «За имя моё».
II. Основная часть урока - «Осмысление»
А) Установка на восприятие фильма
- В основу фильма положена реальная история, положены реальные события в послевоенные голодные годы. Грустная, душераздирающая история о маленькой девочке-сиротке, о её нелёгком детстве, об отце Александре, который приютил сиротку и дал ей ИМЯ. Когда на пути затравленного ребёнка появляется отец Александр, старый сельский священник, начинается новая история – история приручения и любви…
Фильм раскрывает внутренний мир героев в непростых условиях выживания и нищеты. Несмотря на «нечеловеческие условия», люди старались сохранить в себе человечность, доброту…. Режиссёр предупреждает зрителя о том, что жизнь человека хрупка и …
- Да что же это я говорю и говорю. Давайте лучше внимательно посмотрим кинокартину, проследим за поведением героев и попробуем ответить на вопрос «Чему же учит этот фильм?».
Б) Просмотр фильма «За имя моё».
В) Последующее осмысление фильма ( работа над анализом фильма).
(Рекомендуем следующий план анализа фильма:
1. Сюжет (Про что фильм?)
2. Как сделан фильм:
А) Анализ актёрской игры;
Б) Анализ элементов ( художественное оформление, декорации, место действия; оценить костюмы и реквизиты; насколько хорошо вписывается музыка в фильм));
В) Темп и структура;
3. Психология и характер действующих лиц
4. Идея фильма (С какой целью сделан фильм? Переход от фильма к самим себе, к жизненным вопросам.)
Вопросы для анализа текста.
- Сюжет
- Заинтересовал ли фильм вас?
- Был ли он правдоподобен?
- Получили ли вы всю информацию, чтобы проследить за содержанием фильма?
- Является ли диалог правдоподобным?
- Наблюдается ли у персонажей эволюция художественного образа?
2. А. Анализ актёрской игры:
- Поверили ли вы персонажам, то есть помогла ли актёрская игра поверить в реальность героев фильма? Казались ли они реальными людьми?
- Хорошо ли были сыграны персонажи фильма? Кто больше всего вам запомнился? Почему?
- Пришлось ли актёрам кардинально изменить свою внешность?
Б. Анализ элементов:
Задания для 1 группы даются перед просмотром фильма (художественное оформление, декорации и место действия)
- Где происходят события, описанные в фильме?
- Соответствует ли художественный фильм месту, где разворачиваются события?
- Действия на заднем плане отвлекают или наоборот, постепенно овладевают вашим вниманием?
- Правдоподобны они или слишком наиграны?
Задания для 2 группы – оценить костюмы и реквизиты
- Во что одеты персонажи?
- Как их одежда соответствует настроению?
- Является ли смена костюмов важной и заметной?
- Насколько хорошо вписался реквизит? Он был полезен или слишком навязчив?
- Правдоподобны ли костюмы героев? Отвлекают ли они на себя внимание?
Задания для 3 группы – музыка, темп и структура
- Рассмотрите, насколько хорошо музыка вписывается в фильм? Она отвлекает внимание, или наоборот, слишком тихая?
- Помогает ли она понять суть фильма на протяжении всего кинопроизведения?
- Плавно идёт фильм или рывками? Быстро? Медленно? Он идёт в определённом порядке или беспорядочно?
3. Психология и характер действующих лиц
( Работа в этой части тоже организовывается в двух группах. Во время ответов дети записывают ключевые слова на доске для подведения итога.)
- Кого бы вы назвали главным действующим лицом в фильме?
( Конечно же, главными действующими лицами являются отец Александр и Аннушка, девочка-сиротка.)
Характеризуем персонажей по плану:
А) Внешность.
Б) Чувства, переживания.
В) Речь.
Г) Поступки, поведение, отношение с другими персонажами.
Задания для 1 группы (группа работает над образом Аннушки):
1. Опишите внешность девочки-сиротки. Как вы думаете, какая основная мысль, идея подмечена во внешнем облике девочки?
( Маленькая оборванка: личико грязное, покрытое пылью; грязные, нечёсаные и взлохмаченные волосы не убраны. А глаза как звёздочки ясные. Таким образом, режиссёр хотел передать во внешнем облике девочки трепетность, уязвимость, её беззащитность. Девочка брошена на волю судьбы. О ней некому позаботиться.)
2. Вернитесь к первым кадрам фильма. Что вы узнали о девочке из них? Как вы думаете, через что она прошла, что довелось пережить ей до встречи с отцом Александром?
( Девочка осталась круглой сиротой, у неё нет дома, нет семьи: мать умерла, а отца, бывшего полицая, наверняка, расстреляли. Из-за отца-полицая и рождается ненависть жителей к маленькой девочке. Как часто на человека вешают ярлык, даже если это ребёнок: у неё даже нет имени, все зовут её «эта» или (что ещё страшнее) «фашистской». Девочка одинока, беззащитна, её унижают, оскорбляют, относятся к ней не как к живому существу, а как к вещи. Дети не принимают в свою компанию, никто с ней не играет…
Как видим, режиссёр подчёркивает незащищённость, уязвимость девочки.)
3. Что ещё может узнать зритель об Аннушке по тому, как она отвечает на оскорбления и унижения? Как она отвечает, когда спросили, как её зовут? О чём это свидетельствует?
( Она убегает от детей, хотя ей хочется, как и им, играть, дружить. Запыхавшись, прячется. Но в то же время она тянется к людям. Она больше молчит, чем говорит.
Всё это говорит о том, что, видимо, бедняжка не первый раз терпит эти оскорбления, унижения, гонения… Её молчание, её попытки сблизиться людьми усиливают ощущения боли, тяжести, горечи того, что перенесла эта маленькая девочка.
Когда спрашивали, как её зовут, она отвечает: «Фашистка». На неё выплёскивается вся боль людей, которую причинила им война… Девочка же несёт на себе теперь этот крест.)
4. Как вы думаете, почему девочка так стремительно поверила отцу Александру, привязалась к нему?
( Девочка-сиротка быстро привязалась к отцу Александру, так как почувствовала доброту отца Александра, его чистое и искреннее желание помочь. Это говорит о том, что девочка истосковалась по теплу, любви и заботе. Несмотря на злость людей, у этой маленькой девочки сердце не окаменело, оно не ожесточилось, в её душе ещё теплится огонёчек любви и надежды на добро, свет.)
5. Вспомните, как она выражает свою признательность, любовь и благодарность отцу Александру?
Подведение итога после выступления 1 группы об Аннушке.
- Какие черты Аннушки раскрывают её внешность, переживания, речь, поведение и поступки?
Ответить на вопрос детям поможет запись на доске, сделанная во время ответов групп: Беззащитность
Незащищённость
Ранимость
Уязвимость
Надежда
Вера в людей, в добро…
Задания для 2 группы (группа работает над образом отца Александра):
1. Кто появляется на пути затравленного ребёнка? Кто же заступается за девочку-сиротку? Опишите внешность отца Александра. Каким вы видите священника?
( За девочку-сироту заступился местный батюшка и забрал её к себе, дал ей имя – Аннушка. Православное имя, которое девочка потом защищала, не позволяла называть себя прозвищем. Жизнь девочки благодаря батюшке стала налаживаться.
Священник представлен в пожилом возрасте, борода седая, волосы седые, белёсые. Ходит в рясе, за поясом верёвка. )
2. Осуждает ли отец Александр детей за жестокое отношение к девочке? Понимает ли он их? Как он поступает в сложившейся ситуации? Что его отличает от других людей?
(Отец Александр не осуждает детей. Он понимает, что в трудное время детям с их неокрепшими юными душами легко ошибиться. Ненависть к врагам делает героев фильма слепыми и глухими к страданиям маленькой сиротки, которая так нуждалась в их помощи. Высокодуховный, нравственный священник осознаёт, что на жестокости, чёрствости и на осуждении не разжечь в сердцах сострадание, милосердие и душевную щедрость. Он, как учитель, как строитель душ, может по-настоящему понять любого и найти к нему подход…)
3. Как отец Александр обращается к прихожанам? Какие слова он подбирает для девочки-сироты?
(Отец Александр – прекрасный, добродушный собеседник. К нему приходят даже из соседних дервень. Никому плохого слова не скажет, а наоборот, в его речи мы слышим слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дочка, матушка, Аннушка… Голос его спокойный, певучий. Знает каждого по имени.
Он частенько поёт «Господи, помилуй»: колет ли дрова, идёт ли косить, отдыхает ли – поёт и поёт…Каждым своим словом, поступком он показывает пример человечности, духовности, милосердия и сострадания… )
4. Что делает отец Александр, чтобы найти путь к сердцу девочки? Вспомните его действия? О чём говорят его действия?
( В священнослужителе главное – это совесть и ответственность. Он живёт честно, не отвлекаясь на мелочи жизни: вроде доносов и жалоб прихожан. По его поступкам можно сказать, что он наставник и нравственный пример для своих прихожан.
Отец Александр становится родным для малышки. Зрителя поражает мудрость батюшки: как мягко он ищет подход к затравленному ребёнку; как без упрёков, без назидательных речей меняет отношение детей и взрослых к девочке Анне., зарождает в душах людей милосердие, сострадание, доброту.)
5. Вспомните финал фильма. Чем заканчивается фильм? Что хотел показать режиссёр в финале?
( В финале отца Александра увозят из деревни, скорее всего на расстрел. Казалось бы, вместе с ним должна умереть надежда на добро, на человечность … Но это не так, потому что Анну-Аннушку жители деревни приняли в свой круг. Недаром имя Александр означает «защитник людей», «победитель», а имя Анна – «благодать», «милость божья», «миловидная», «симпатичная».)
Подведение итога после выступления 2 группы об отце Александре.
- Удалось ли режиссёру показать отца Александра необыкновенным человеком?
Таким образом, в фильме показывается образ идеального священника: образованного человека, честного, ответственного, думающего…Такой священник действительно способен быть нравственным ориентиром для потерявшихся людей. Отец Александр – это источник человечности, доброты и милосердия…
- В подтверждении вашей мысли, прочитаем эпиграфы к уроку:
1. «Добрый человек придёт, словно свету принесёт.»
Пословица
2. «Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях.» Л.Н.Толстой.
- К кому можно отнести эти слова? (Конечно же, эти высказывания помогают охарактеризовать отца Александра)
В) Подведение итогов урока
- Какова идея фильма М.Можар? Как вы думаете, нужно ли быть отзывчивым, добросердечным в наше время? Почему?
( Задача режиссёра в этом фильме – не осуждать героев, а на примере этой истории научить зрителя воспринимать боль другого как свою собственную, пробудить души к милосердию и состраданию.
А на вопрос «Нужно ли быть отзывчивым, добросердечным в наше время?» ответ очевиден – необходимо. Хочется верить, что сострадание знакомо и сегодняшней молодёжи. Мы уже начинаем понимать, что без милосердия прожить невозможно. Оно необходимо всем: и тем, кому помогают, и тем, кто творит добро.)
III. Рефлексия
- Захотелось ли вам задать вопросы Марии Можар? Какие?
- Можно ли считать режиссёра фильма интересным и добрым человеком?
- Приведите веские аргументы для того, чтобы заинтересовать других посмотреть фильм Марии Можар.
Учитель:
- Ребята, не бойтесь и не стесняйтесь делать добро – вам станет от этого радостно и мирно. Как бы вам ни было тяжело от своих внутренних переживаний, найдите в себе силы отозваться и помочь тому, кто страдает больше вас. Пропустив через себя боль другого, вы почувствуете, что ваше несчастье не такое и страшное. Старайтесь воспитывать в себе отзывчивость не только к близким, но и к чужим людям.
IV. Домашнее задание:
- Прочитать текст А.Приставкина и письменно ответить на вопросы (тексты заранее распечатаны на листочках):
1. Определите тему текста.
2. Определите основную мысль текста.
3. Обратите внимание на употребление автором слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какое значение эти суффиксы имеют для понимания идеи текста, авторской позиции?
4. Как вы определите авторскую позицию в этом тексте?
Приложение 1
Без доброты - подлинной теплоты сердца - невозможна душевная красота человека. Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, и если упустить время, то их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин.
Учить чувствовать и сочувствовать - это самое трудное, что есть в воспитании. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. Если ребёнку безразлично, что происходит с его родными и близкими, что происходит с больными и бедными, с одинокими и обманутыми, - он никогда не станет настоящим человеком.
Добрые чувства, эмоциональная культура - это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра - путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
( По В.А.Сухомлинскому )
Приложение 2
(1)Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.
(2)Рыбок было десять. (З)Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (4)Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.
(б)Девочек тоже было десять. (б)Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. (7)Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8)А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9)Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зелёное стекло. (10)Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.
(11)Никто не спрашивал, что она кушает, когда ложится спать. (12)Для этого были воспитатели.
(13)И вдруг золотые рыбки стали исчезать. (14)Их оказалось сперва девять, потом восемь. (15)В углу обнаружились обглоданные головы. (16)Девочки изумлённо разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить; они только подплывали к стеклу, шевелили задумчиво радужными плавниками.
(17)И девочки решили поймать вора. (18)Они не спали всю ночь и тихо лежали. (19)Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. (20)Перед ними стояла маленькая Люсенька. (21)Она прижимала к животу мокрую рыбку.
(22)— Ага, попалась, рыбка! — крикнула громко одна из девочек.
(23)И маленькая Люсенька ещё сильней прижала рыбку. (24)Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, поражённые странным сходством. (25)Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. (26)Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. (27)Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками. (28)Смотреть на неё было страшно.
(29)Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:
(30)— Полуночники! (31)Опять, что ли, золотая рыбка пропала?
(32)И Инна ответила:
(33)— Нет, нянечка, не пропала. (34)Теперь не пропадёт... (35)Теперь мы уследим.
(По А. Приставкину)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Уроки доброты и милосердия…(По повести В.К. Железникова «Чучело»)»
Урок-беседа с элементами групповой, творческой работы....
УРОК ДОБРОТЫ. КТО ТАКИЕ ИНВАЛИДЫ.
Главная → Органы власти → Муниципальные учреждения → Управление образования →"Самый Большой Урок в Мире" о ценности и доступности образ...
Урок литературы по теме: "«Он доброту черпал из Ангары..» (литературный портрет В.Г. Распутина. «Уроки доброты».)"
Цели:· Познакомить учеников с писателем-земляком В.Г. Распутиным;· П...
Урок доброты и милосердия
Классный час...
Уроки доброты и милосердия по рассказу Т. Кудрявцевой «Детский дом. Лёка»
Урок внеклассного чтения. Знакомство с книгой Т.Кудрявцевой "Маленьких у войны не бывает". Занятие можно приурочить ко Дню освобождения Ленинграда....
"Урок доброты и милосердия" ( по произведению В.Г. Короленко "Среди серых камней")
Главной задачей данного урока является развитие читатльской грамотности учащихся....
"Урок доброты и милосердия" (по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор")
Конспект урока литературы для учащихся 6 класса "Урок доброты и милосердия" по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор"...