"Урок доброты и милосердия" ( по произведению В.Г. Короленко "Среди серых камней")
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Шахназарова Надежда Петровна

Главной задачей данного урока является развитие читатльской грамотности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konpekt_uroka.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 6 классе А

27.01.2022г. по произведению В.Г.Короленко «Среди серых камней»

«Урок доброты и милосердия»

(развитие читательской грамотности).

1 часть урока

- Доброе утро, ребята. Я просила вас перечитать главу «Кукла» из произведения «Среди серых камней».

- Как думаете почему? (вникнуть в текст глубже, понять, разобраться).

Читая художественное произведение, мы стараемся понять то главное, что хотел донести до нас автор. Писатели вводят нас в мир человеческих отношений, пытаются пробудить в наших душах добрые и искренние чувства, интерес и уважение, бережное отношение к человеку.

- Эпиграфом к нашему уроку сегодня я предлагаю взять слова самого Владимира Галактионовича Короленко:«…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня».

- Как вы понимаете эти слова? Давайте найдем два противоположных понятия  в этом высказывании и построим ассоциации к ним.

«Серый камень»

Человеческое сердце

Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, черствость, равнодушие, жестокость, бесчувствие, несправедливость.

Доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность.

Символ жестоких, несправедливых законов общества

Закон совести

- На каких понятиях мы сегодня остановимся? – доброта и т.п.

- Я предлагаю тему урока «Урок доброты и милосердия» - морфемный разбор.

Доброта  -  это отзывчивость, стремление делать добро людям. 

Милосердие - существительное «милосердие» пришло в русский язык из старославянского. сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку

- Наша задача: посмотреть, какие нравственные уроки мы можем извлечь из произведения? Актуально ли оно сегодня?

- Итак, «злополучная кукла».  (Принесла красивую куклу, показала детям, посмотрела на их  реакцию, объяснили свои чувства). Причина Васиных тяжелых раздумий и Марусина радость. Давайте обратимся к тексту.

- Почему Вася решил принести куклу Марусе?

- Помогла ли кукла девочке?  (анализ текста) Сначала  - да, но она все равно умерла, но умерла счастливой.

- Вернемся к таблице. Наделен ли Вася данными качествами? –да. Прокомментировать с поступками.

- Сделаем вывод: Вася -  пример доброты и милосердия.

2 часть урока

- Есть еще одного произведение, в котором кукла играет большую роль в жизни девочки. Это притча Анны Кирьяновой «Тряпичная кукла»

Учитель читает (тексты на каждом столе у детей).

"Во время блокады эту маленькую девочку эвакуировали из Ленинграда. Леночка её звали. А фамилию свою она забыла, такая она была маленькая и измученная. Она потеряла всю семью; маму, бабушку, старшего братика…
        
А ее нашла специальная бригада истощенных девушек — тогда ходили по квартирам страшной блокадной зимой, искали детей, у которых погибли родители или при смерти были…
        
Вот Леночку нашли и смогли отправить в эвакуацию. Она не помнила, как детей везли в тряском грузовике по льду, не помнила, как попала в детский дом; она маленькая была. Как истощённый гномик с большой головой на тонкой шейке…
        
И она уже не хотела кушать. Такое бывает при дистрофии. Она лежала в постельке или сидела на стульчике у печки. Грелась. И молчала. Думали, что Леночка умрет. Много детей умерло уже в эвакуации; сильное истощение, и нет сил жить и кушать. И играть. И дышать…
        
И одноногий истопник, фронтовик дядя Коля лет двадцати от роду, свернул из старого полотенца куклу. Как-то подрезал, свернул, пришил, — получилась уродливая кукла. Он химическим карандашом нарисовал кукле глазки и ротик. И носик-закорючку.
        
Дал куклу Леночке и сказал серьезно: «Ты, Леночка, баюкай куклу. И учи ее кушать хорошо! Ты теперь кукле мама. И уж позаботься о ней получше. А то она болеет и слабая такая. Даже не плачет!»
И эта Леночка вдруг вцепилась в куклу и прижала ее к себе. И стала баюкать и гладить тонкими ручками. А за обедом кормила куклу кашей, что-то шептала ей ласковое. И сама поела кашу и кусочек хлебца, — кормили не разносолами в эвакуации…

        
Ну вот, Леночка и спала с куклой, и у печки ее грела, обнимала ее и хлопотала о кукле. Об уродливой кукле из старого полотенца с нарисованными глазами…

…Девочка выжила. Потому что ей нельзя было умереть; надо заботиться о кукле, понимаете?
КОГДА НАДО О КОМ-ТО ЗАБОТИТЬСЯ, — ЭТО ОГРОМНАЯ СИЛА ЖИЗНИ ДЛЯ НЕКОТОРЫХ ЛЮДЕЙ.
Для таких, как эта девочка, которая стала медсестрой потом и прожила долгую жизнь. И руки ее были всегда заняты. А сердце — наполнено…"

- Ребята, я не случайно взяла именно этот текст. Сегодня день полного снятия блокады Ленинграда  (короткий комментарий учителя о блокаде).

- Чем похожи тексты? (тема – сюжет) Чем похожи Маруся и Леночка? (маленькие, слабые, голодные, жизнь угасает) Что спасло маленькую девочку Леночку? (кукла) Почему? (забота и т.п.). А еще что спасло? (доброта солдата)

- Посмотрите на последнее предложение … Чем, как вы думаете, наполнено сердце медсестры Леночки? (добротой и милосердием).

- Сделаем вывод основании это рассказа: доброта и милосердие способны сохранить жизнь человеку.

3 часть урока

- Мы сегодня много раз употребляли слово милосердие. Ребята я предлагаю познакомиться вам с текстом писательницы Мариэтты Чудаковой.

Тексты у каждого ученика.

Читаем текст сначала «про себя», готовимся читать вслух, подчеркиваем ключевые слова. Читаем вслух, называем непонятные слова, анализируем, ключевые слова. Отвечаем на вопросы.

Сделаем вывод: к милосердию способен каждый человек, важно уметь чувствовать боль другого как свою.

Обратимся ещё раз к эпиграфу: Почему же, лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, чем холодный камень?

- Чему учат нас такие произведения? О чем заставляют задуматься?

- Важны ли такие произведения сегодня? Почему?

Да, добрый человек отдает добро, любовь, и чем больше он отдает, тем больше он приобретает.

Домашнее задание.

Оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки доброты и милосердия…(По повести В.К. Железникова «Чучело»)»

Урок-беседа с элементами групповой, творческой работы....

урок развития речи в 6 классе. Выборочное изложение "Среди серых камней." (По повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"

Целью данного урока является повторение  сведений о структуре и языковых особенностях описания помещения, так как одна из задач уроков развития речи в 6 классе – научиться описывать помещен...

Что такое доброта, или Уроки доброты и милосердия по фильму М.Можар "За имя моё"

Урок по анализу кинопроизведения на морально-нравственную тему рассчитан на 2 часа. Рекомендуется провести в 7, 8, 9 классах. Поможет научиться анализировать фильм и отбирать материал для характеристи...

Урок доброты по литературе (7 класс). «Доброта лучше красоты» - по произведениям Л. Андреева «Кусака», А. Платонова «Юшка», Ф. Абрамова «О чем плачут лошади».

воспитание чуткого, доброго отношения людей к животным, друг к другу, ответственности человека за свои поступки, осознания необходимости сострадания и милосердия ко всему живому....

Уроки доброты и милосердия по рассказу Т. Кудрявцевой «Детский дом. Лёка»

Урок внеклассного чтения. Знакомство с книгой Т.Кудрявцевой "Маленьких у  войны не бывает". Занятие можно приурочить ко Дню освобождения Ленинграда....

"Урок доброты и милосердия" (по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор")

Конспект урока литературы для учащихся 6 класса "Урок доброты и милосердия" по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор"...