"Урок доброты и милосердия" ( по произведению В.Г. Короленко "Среди серых камней")
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Главной задачей данного урока является развитие читатльской грамотности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konpekt_uroka.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 6 классе А
27.01.2022г. по произведению В.Г.Короленко «Среди серых камней»
«Урок доброты и милосердия»
(развитие читательской грамотности).
1 часть урока
- Доброе утро, ребята. Я просила вас перечитать главу «Кукла» из произведения «Среди серых камней».
- Как думаете почему? (вникнуть в текст глубже, понять, разобраться).
Читая художественное произведение, мы стараемся понять то главное, что хотел донести до нас автор. Писатели вводят нас в мир человеческих отношений, пытаются пробудить в наших душах добрые и искренние чувства, интерес и уважение, бережное отношение к человеку.
- Эпиграфом к нашему уроку сегодня я предлагаю взять слова самого Владимира Галактионовича Короленко:«…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня».
- Как вы понимаете эти слова? Давайте найдем два противоположных понятия в этом высказывании и построим ассоциации к ним.
«Серый камень» | Человеческое сердце |
Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, черствость, равнодушие, жестокость, бесчувствие, несправедливость. | Доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность. |
Символ жестоких, несправедливых законов общества | Закон совести |
- На каких понятиях мы сегодня остановимся? – доброта и т.п.
- Я предлагаю тему урока «Урок доброты и милосердия» - морфемный разбор.
Доброта - это отзывчивость, стремление делать добро людям.
Милосердие - существительное «милосердие» пришло в русский язык из старославянского. сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку
- Наша задача: посмотреть, какие нравственные уроки мы можем извлечь из произведения? Актуально ли оно сегодня?
- Итак, «злополучная кукла». (Принесла красивую куклу, показала детям, посмотрела на их реакцию, объяснили свои чувства). Причина Васиных тяжелых раздумий и Марусина радость. Давайте обратимся к тексту.
- Почему Вася решил принести куклу Марусе?
- Помогла ли кукла девочке? (анализ текста) Сначала - да, но она все равно умерла, но умерла счастливой.
- Вернемся к таблице. Наделен ли Вася данными качествами? –да. Прокомментировать с поступками.
- Сделаем вывод: Вася - пример доброты и милосердия.
2 часть урока
- Есть еще одного произведение, в котором кукла играет большую роль в жизни девочки. Это притча Анны Кирьяновой «Тряпичная кукла»
Учитель читает (тексты на каждом столе у детей).
"Во время блокады эту маленькую девочку эвакуировали из Ленинграда. Леночка её звали. А фамилию свою она забыла, такая она была маленькая и измученная. Она потеряла всю семью; маму, бабушку, старшего братика…
А ее нашла специальная бригада истощенных девушек — тогда ходили по квартирам страшной блокадной зимой, искали детей, у которых погибли родители или при смерти были…
Вот Леночку нашли и смогли отправить в эвакуацию. Она не помнила, как детей везли в тряском грузовике по льду, не помнила, как попала в детский дом; она маленькая была. Как истощённый гномик с большой головой на тонкой шейке…
И она уже не хотела кушать. Такое бывает при дистрофии. Она лежала в постельке или сидела на стульчике у печки. Грелась. И молчала. Думали, что Леночка умрет. Много детей умерло уже в эвакуации; сильное истощение, и нет сил жить и кушать. И играть. И дышать…
И одноногий истопник, фронтовик дядя Коля лет двадцати от роду, свернул из старого полотенца куклу. Как-то подрезал, свернул, пришил, — получилась уродливая кукла. Он химическим карандашом нарисовал кукле глазки и ротик. И носик-закорючку.
Дал куклу Леночке и сказал серьезно: «Ты, Леночка, баюкай куклу. И учи ее кушать хорошо! Ты теперь кукле мама. И уж позаботься о ней получше. А то она болеет и слабая такая. Даже не плачет!»
И эта Леночка вдруг вцепилась в куклу и прижала ее к себе. И стала баюкать и гладить тонкими ручками. А за обедом кормила куклу кашей, что-то шептала ей ласковое. И сама поела кашу и кусочек хлебца, — кормили не разносолами в эвакуации…
Ну вот, Леночка и спала с куклой, и у печки ее грела, обнимала ее и хлопотала о кукле. Об уродливой кукле из старого полотенца с нарисованными глазами…
…Девочка выжила. Потому что ей нельзя было умереть; надо заботиться о кукле, понимаете?
КОГДА НАДО О КОМ-ТО ЗАБОТИТЬСЯ, — ЭТО ОГРОМНАЯ СИЛА ЖИЗНИ ДЛЯ НЕКОТОРЫХ ЛЮДЕЙ.
Для таких, как эта девочка, которая стала медсестрой потом и прожила долгую жизнь. И руки ее были всегда заняты. А сердце — наполнено…"
- Ребята, я не случайно взяла именно этот текст. Сегодня день полного снятия блокады Ленинграда (короткий комментарий учителя о блокаде).
- Чем похожи тексты? (тема – сюжет) Чем похожи Маруся и Леночка? (маленькие, слабые, голодные, жизнь угасает) Что спасло маленькую девочку Леночку? (кукла) Почему? (забота и т.п.). А еще что спасло? (доброта солдата)
- Посмотрите на последнее предложение … Чем, как вы думаете, наполнено сердце медсестры Леночки? (добротой и милосердием).
- Сделаем вывод основании это рассказа: доброта и милосердие способны сохранить жизнь человеку.
3 часть урока
- Мы сегодня много раз употребляли слово милосердие. Ребята я предлагаю познакомиться вам с текстом писательницы Мариэтты Чудаковой.
Тексты у каждого ученика.
Читаем текст сначала «про себя», готовимся читать вслух, подчеркиваем ключевые слова. Читаем вслух, называем непонятные слова, анализируем, ключевые слова. Отвечаем на вопросы.
Сделаем вывод: к милосердию способен каждый человек, важно уметь чувствовать боль другого как свою.
Обратимся ещё раз к эпиграфу: Почему же, лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца, чем холодный камень?
- Чему учат нас такие произведения? О чем заставляют задуматься?
- Важны ли такие произведения сегодня? Почему?
Да, добрый человек отдает добро, любовь, и чем больше он отдает, тем больше он приобретает.
Домашнее задание.
Оценки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Уроки доброты и милосердия…(По повести В.К. Железникова «Чучело»)»
Урок-беседа с элементами групповой, творческой работы....
урок развития речи в 6 классе. Выборочное изложение "Среди серых камней." (По повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"
Целью данного урока является повторение сведений о структуре и языковых особенностях описания помещения, так как одна из задач уроков развития речи в 6 классе – научиться описывать помещен...
Что такое доброта, или Уроки доброты и милосердия по фильму М.Можар "За имя моё"
Урок по анализу кинопроизведения на морально-нравственную тему рассчитан на 2 часа. Рекомендуется провести в 7, 8, 9 классах. Поможет научиться анализировать фильм и отбирать материал для характеристи...
Урок доброты по литературе (7 класс). «Доброта лучше красоты» - по произведениям Л. Андреева «Кусака», А. Платонова «Юшка», Ф. Абрамова «О чем плачут лошади».
воспитание чуткого, доброго отношения людей к животным, друг к другу, ответственности человека за свои поступки, осознания необходимости сострадания и милосердия ко всему живому....
Урок доброты и милосердия
Классный час...
Уроки доброты и милосердия по рассказу Т. Кудрявцевой «Детский дом. Лёка»
Урок внеклассного чтения. Знакомство с книгой Т.Кудрявцевой "Маленьких у войны не бывает". Занятие можно приурочить ко Дню освобождения Ленинграда....
"Урок доброты и милосердия" (по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор")
Конспект урока литературы для учащихся 6 класса "Урок доброты и милосердия" по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор"...