Конспект открытого урока по теме "Доброта и милосердие в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна"
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему
Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Доброта и милосердие в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна".
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФИО учителя: Дубкова Юлия Викторовна
Место работы: МБОУ Гобикская СОШ
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: литература
Класс: 6 класс
Тема: Доброта и милосердие в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»
Тип урока: урок-размышление
Метапредметная связь: русский язык (образование слова милосердие, подбор синонимов и однокоренных слов к слову «чудесный»), живопись (портреты И.Репина и Н.И. Пирогова), музыка (Бетховен «Лунная соната»)
Форма урока: групповая, работа в парах, индивидуальная
Цели урока: _
1.Дидактическая
- познакомить учащихся с рассказом А.И. Куприна «Чудесный доктор»,
- формировать навык учащихся более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки,
- закрепить умения учащихся по работе над глубоким анализом произведения.
2. Воспитательная
В ходе решения дидактических целей создать условия для воспитания:
- чувства милосердия, ответственности, сострадания, доброты,
- гуманного отношения ко всему живому,
- любви к ближнему.
3. Развивающая
В ходе условия решения дидактических целей создать условия для развития:
- критического мышления
- познавательной активности
- наблюдательности
- коммуникативной культуры (умение слушать и слышать)
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
- формируем умение извлекать информацию из текста;
- формируем умение представлять содержание через пересказ отдельных эпизодов текста;
- формируем умение на основе анализа текста делать выводы;
- формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.
Коммуникативные УУД:
- формируем умение слушать и понимать других;
- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
- формируем умение работать в паре, в группе.
Регулятивные УУД:
- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы по содержанию рассказа; прогнозировать дальнейшее развитие событий в произведении;
- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Метод: технология развития критического мышления, продуктивное чтение
Методические приёмы: исследование текста, обращение к личному опыту, чтение по ролям, пересказ отдельных эпизодов произведения, совместный поиск, цифровой диктант, приём устной рефлексии, подбор определений, ключевые слова.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал (текст)
Предварительная работа: знакомство с биографией автора, чтение текста, подготовка к чтению по ролям отдельных сцен рассказа, индивидуальное сообщение.
Сценарий урока.
I. Стадия вызова.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. | Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. |
На слайде презентации эпиграф к уроку:
«Добру человек у человека учится».
Ч.Айтматов
«Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.»
Конфуций
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. Актуализация знаний. (1 мин.) - Здравствуйте, ребята! Я смотрю на вас и вижу любознательные, умные и добрые глаза. Приложите руку к груди. Слышите, как бьется ваше маленькое сердечко. Я уверена, оно бьется от того, что наполнено добротой, вниманием и любовью. Садитесь. - Проверим готовность к уроку. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок. - Ребята, что значит быть добрым? Что такое доброта? 1-1,5 мин Перед вами листочки. Запишите в графе «до» свой ответ. Индивидуальное задание - Какие ответы вы записали?
На слайде портреты: Куприна, Пирогова, Репина. - Посмотрите внимательно на портреты, кто вам знаком? - Скажите, какая связь между словами «доброта», «милосердие» и А.И. Куприным? - Предлагаю вспомнить некоторые факты биографии А.И.Куприна:
8) Что писал литературовед О.Н. Михайлов о А.И. Куприне? - Прочтите высказывания Ч. Айтматова и Конфуция. Как эти эпиграфы соотносятся с рассказом «Чудесный доктор» А.И. Куприна. Исходя из этого, определите тему урока: Доброта и милосердие в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна «Добру человек у человека учится.» Ч. Айтматов «Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.» Конфуций - Запишите в тетрадь тему урока: Доброта и милосердие в рассказе А.И. Куприна "Чудесный доктор" (Пишу на доске) 2. Формулирование цели урока - Какие цели мы поставим перед собой на уроке? - понять авторский замысел; - раскрыть понятия "доброта" и «милосердие» на примере рассказа "Чудесный доктор" А.И.Куприна. -учиться давать оценку поступкам героев; - развивать устную речь; | Приветствуют. Прикладывают руку к груди. Проверяют готовность к уроку. Улыбаются . Учащиеся записывают на листах ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? 1.Доброта — ласковое, дружеское, заботливое отношение. 2.Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Индивидуальное задание: образуйте от слов «милое», «сердце» - слово путём сложения двух основ и запиши его: ____________________ Зачитывают + индивидуально. 1 мин.
Смотрят на портреты и высказывают предположения. Куприн, Пирогов… Ответ: В творчестве Куприна имеются произведения о доброте и милосердии Ученики отвечают. Читают эпиграфы, высказывают мнение о том, как этот эпиграф соотносится с рассказом, сами определяют и формулируют тему урока: «Доброта и милосердие в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна» Записывают в тетрадь Формулируют цели урока |
На слайде презентации цели урока. | |
- Чтобы достичь поставленных целей, мы посмотри, как интерпретируется тема доброты и милосердия в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор». |
II. Стадия осмысления.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к «новому». | Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные методы развития критического мышления. Форма организации деятельности – групповая (активный поиск знаний через сотрудничество и взаимодействие в группе). |
- Но прежде чем начать разговор о «доброте» и «милосердии» в рассказе, проверим, насколько хорошо вы знаете текст: Напишем «Цифровой диктант» с последующей самопроверкой Если утверждение верно, вы ставите цифру “1”, если нет – “0”.
На слайд вывожу КЛЮЧ Самооценка 0-5 1-4 2-3 - Вижу: вы отлично знаете текст рассказа, но я также уверена, что во время прочтения вам встретились непонятные слова. Разберёмся в их толковании: На слайде: Досужий (вымысел) - появившийся от безделья (от слова «досуг» - свободное время или развлечение). Отрёпки – рваная, изношенная одежда, тряпки Промозглый- сырой, холодный Залог – отдача какой-нибудь вещи на время за плату. Клянчить – просить Риза – одежда священника, расшитая золотыми и серебряными нитями. Кредитный билет – здесь: деньги | Дети работают в тетрадях, отмечают цифрами ответы. Ставят оценки Дети объясняют значения слов |
- Вспомнив содержание рассказа и объяснив значение непонятных слов, предположите: почему рассказ получил название «Чудесный доктор»? - Какие синонимы вы можете подобрать к слову «ЧУДЕСНЫЙ»?
откройте учебник на странице… |
Дети высказывают предположения, подбирают синонимы. |
Домашнее задание (по выбору) (1 мин) ТВОЙ ИНСТРУКТАЖ Разгадать кроссворд в рабочей тетради стр. 29 Творческое задание: Напишите сочинение на одну из тем:
Прочитать биографию А. Грина | |
Ребята, вы все сегодня хорошо работали, были активными, все заслуживают высоких оценок. А сейчас сожмите руку в кулак. Отогните большой палец те, кому было на уроке интересно. Указательный разогните те, кто помогал товарищу при работе в парах. Средний те, кто узнал новое на уроке. Безымянный те, кто считает, что эти знания ему пригодятся в жизни. И мизинчик отогните те, кому захотелось узнать ещё больше. У кого-нибудь остались кулачки? У кого раскрылись ладошки? Я желаю, чтобы вы протягивали друг другу не сжатые кулаки, а добрые, открытые, готовые прийти на помощи руки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение Презентация "Чудесный доктор" А.И.Куприна как рождественский рассказ" для 6 класса Г
Материал, содержащийя в презентации. предназначен для самостоятельного изучения учениками 6Г в условиях карантина....
конспект урока по литературе в 5 классе Чудесный доктор Куприн И.А.+презентация
Урок усвоения новых знаний. И.А.Куприн Чудесный доктор. Тувинский обычай взаимопомощи...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМА: «ТЕМА ЛЮБВИ В РАССКАЗЕ А.И.КУПРИНА «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»
Тема любви была главной темой творчества Куприна. Свой знаменитый рассказ «Гранатовый браслет» Куприн написал в 1910 году. В основе произведения лежит реальный факт – история любви скромного человека ...
Технологическая карта урока литературы по теме «Чудесный доктор» А.И. Куприна как рождественский рассказ». 6 класс
Урок-иследование по рождественскому рассказу Куприна "Чудесный доктор" составлен в соответсвии с требованиями ФГОС. Деятельность учащихся направлена на формирование метапредметных, предметны...
Чудесный доктор А.И. Куприн
Урок- размышление по рассказу А.И. Куприна...
Чудесный доктор А.И.Куприн
вопросы для проверки знаний прочитанного...