Рабочая программа по литературе для 11 класса
рабочая программа по литературе (11 класс)

Давыдова Светлана Максимовна

Данная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и опирается на программу по литературе 5-11 класс (авторы – составители: С.А. Зинин, В.А. Чалмаев) и учебника литературы для 11 класса общеобразовательных учреждений. Авторы учебника: Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века» - М.: «Русское слово», 2017.

Программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:

1.Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года).

2.Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).

3.Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд.5-е. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. М.: «Русское слово»,2009.

4. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений «Русская литература XX века». Авторы учебника: Зинин С.А., Чалмаев В.А. - М.: «Русское слово»,2017.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_11v.docx104.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 18  

г.о. Красногорск

Рассмотрено

на заседании ШМО учителей

«26»      августа____2020__г.

Протокол №__от__26.08.2020

Руководитель ШМО __________/ Н.Н.Чаруйская/

Согласовано

Зам.директора по УВР

__________/ Н.В.Долинцева /

« 26»   августа_____2020___г.

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 18

___________/Ю.М.Гончарова/

Приказ № ___________

от   «___»__________2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по __литературе__

(полное название курса)

_________11 В__________

(класс)

на 2020/2021 учебный год

(базовый уровень)

Составитель программы:

С.М.Давыдова

г.о. Красногорск

2020 год

Пояснительная записка

          Данная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и опирается на программу по литературе 5-11 класс (авторы – составители: С.А. Зинин, В.А. Чалмаев) и учебника литературы для 11 класса общеобразовательных учреждений. Авторы учебника: Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века» - М.: «Русское слово», 2017.

Программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:

1.Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года).

2.Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).

3.Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд.5-е. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. М.: «Русское слово»,2009.

4. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений «Русская литература XX века». Авторы учебника: Зинин С.А., Чалмаев В.А. - М.: «Русское слово»,2017.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных

характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура программы

Программа включает  разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников, критерии и нормы оценки ЗУН, содержание учебной дисциплины, практические занятия, контроль уровня обученности, источники информации и средства обучения.

           Изучение курса литературы в 11 классе завершает школьное литературное образование. На завершающем этапе усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.

Учебник «Русская литература XX века. 11 класс» (авторы В.А. Чалмаев, С.А. Зинин) базируются на программе для старших классов (авторы С.А. Зинин и В.А. Чалмаев).

        Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.  

Цели и задачи программы

   Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
  • формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления, эстетических способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных жанров; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

       Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

      Воспитательные задачи:

   - формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;

   - воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

      Образовательные задачи:

    - формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

   - формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.  

       С базовым курсом литературы соотнесен включенный в рабочую программу региональный компонент литературного образования, что позволяет синхронизировать его изучение на основе широкого применения сопоставительного анализа произведений с учетом их хронологической, жанрово-художественной близости, добиваясь при этом системного подхода, высокого уровня восприятия, осмысления и запоминания учебной информации при экономии времени и сил школьников.

          Главная цель региональной программы – приобщение  к  духовной культуре родного края и воспитание на ее основе молодых поколений, вступающих в жизнь.

     При отборе произведений регионального компонента определяющими явились такие критерии, как идейно-художественная значимость, сопоставимость с произведениями базового компонента курса литературы, соответствие возрастным особенностям и интересам школьников. Это позволяет решить такие учебно-воспитательные задачи:

- расширение и углубление знаний по литературе за счет введения регионального содержания;

- освоение содержания  литературы Дона и о Доне как феномена отечественной духовной культуры;

- использование регионального материала для формирования у школьников интереса к духовной культуре своей малой родины, уважения к ее людям;

- развитие интеллекта и творческих способностей детей.

Место предмета в базисном учебном плане:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит -34 недели 102 часа для обязательного изучения учебного предмета "Литература на этапе среднего (полного) общего образования.

Умения, навыки и способы деятельности

 Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица,

схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения:

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.  

           Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Содержание программы

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Введение Сложность и самобытность русской литературы XX века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории. Единство и целостность гуманистических традиций русской культуры на фоне трагедии «расколотой лиры» (разделение на советскую и эмигрантскую литературу). «Русская точка зрения» как глубинная основа внутреннего развития классики XX века, рождения «людей-эпох», переживших свое время.

Русская литература начала XX века (1ч.)

«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков.

Писатели-реалисты начала XX века (18.)

И.А. Бунин

Стихотворения «Венер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной...», «Христос воскрес! Опять с зарею...» и др. по выбору.

Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики. Органическая связь поэта с жизнью природы, точность и лаконизм детали.

 Рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».

Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». Мотивы ускользающей красоты, преодоления суетного в стихии вечности. Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.

Опорные понятия: лирическая проза, приемы словесной живописи.

Для самостоятельного чтения: повести «Деревня», «Суходол», рассказы «Косцы», «Книга», «Чаша жизни».

М.Горький

Рассказы «Старуха Изергиль» и др. по выбору.  Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в горьковских рассказах-легендах. Необычность героя-рассказчика и персонажей легенд. Романтическая ирония автора в   рассказах «босяцкого» цикла. Челкаш и Гаврила как два нравственных полюса «низовой» жизни России. Повесть   «Фома Гордеев».

Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования, «пустыря в душе». Противопоставление могучей красоты Волги алчной идеологии. Призыв к раскрепощению человеческой души как главная черта горьковского «нового реализма».

Пьеса  «На дне».

 Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна». Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.

Опорные понятия: романтизированная проза; принцип полилога и полифонии в драме.

Для самостоятельного чтения: рассказы «Мальва», «Проводник», «Бывшие люди», «Ледоход».

А.И. Куприн

Повести   «Олеся», «Поединок. Колорит повести.

Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества («Поединок»). Трагизм нравственного противостояния героя и среды. Развенчание «правды» Назанского и Шурочки Ивановой. Символичность названия повести.

Рассказ   «Гранатовый браслет».

Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций.

Опорные понятия: очерковая проза; символическая деталь.

Внутрипредметные связи: толстовские мотивы в повести А.И. Куприна «Олеся»; повесть «Поединок» и мотив дуэли в русской классике.

Межпредметные связи: Л.В. Бетховен. Соната 2 (ор. 2. №2).

Для самостоятельного чтения: повесть «Молох», рассказы «А Пег!», «Гамбринус», «Штабс-капитан Рыбников».

Л.Н. Андреев

Рассказы «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского».

«Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве Л.Н. Андреева. Переосмысление евангельских сюжетов в философской прозе писателя. Устремленность героев Л.Н. Андреева к вечным вопросам человеческого бытия. Своеобразие андреевского стиля, выразительность и экспрессивность художественной детали.

Опорные понятия: неореализм; евангельский мотив.

Внутрипредметные связи: М. Горький и А.А. Блок о творчестве Л.Н. Андреева; традиции житийной литературы в «Жизни Василия Фивейского».

Межпредметные связи: творческие связи Л.Н. Андреева и И.Е. Репина; рисунки Л.Н. Андреева.

Для самостоятельного чтения: рассказы «Вор», «Первый гонорар», «Ангелочек», «Стена».

У  литературной карты России

Обзор творчества В.Я. Шишкова, А.П. Чапыгина, С.Н. Сергеева-Ценского по выбору. Объединение малой и большой родины в творческой биографии писателей («сибирская» проза В.Я.Шишкова, мастерство «слушания земли» в произведениях А.П. Чапыгина и С.Н. Сергеева-Ценского).

«Серебряный век» русской поэзии(19ч.)

Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные направления в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм).

Символизм и  русские поэты-символисты

Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Надсона, К. Фофанова, К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов и др.).

  В.Я. Брюсов

Стихотворения «Каменщик», «Дедал и Икар», «Юному поэту», «Кинжал», «Грядущие гунны» и др. по выбору.

В.Я. Брюсов как идеолог русского символизма. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики В.Я. Брюсова. Феномен «обрусения» античных мифов в художественной системе поэта. Отражение в творчестве художника «разрушительной свободы» революции.

К.Д. Бальмонт

Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Челн томленья», «Придорожные травы», «Сонеты солнца» и др. по выбору.

«Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи. Благозвучие, музыкальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэта. Звучащий русский язык как «главный герой » стихотворений К.Д. Бальмонта. И.Ф. Анненский Стихотворения «Среди миров»,  «Маки»,  «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Стальная цикада», «Старые эстонки» и др. по выбору.

Поэзия И.Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики И.Ф. Анненского. Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И.Ф. Анненского.

Ко всей теме «Символизм и русские поэты-имволисты»

Опорные понятия: звукообраз; принцип символизации в поэзии; музыкальность стиха.

Внутрипредметные связи: традиции романтизма в лирике поэтов-символистов. Поэтические открытия А.А. Фета, их значение для русского символизма.

Межпредметные связи: символизм в русской живописи (В.Э. Борисов-Мусатов, М.А. Врубель, К.С. Петров-Водкин и др.); символизм в музыке (А.Н. Скрябин).

А.А. Блок

Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы...», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить...», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору.

Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.

Поэма «Двенадцать».

Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий » в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати».

Опорные понятия: циклизация лирики, реминисценция, аллюзия.

Внутрипредметные связи: черты философии и поэтики В. Соловьева в лирике А. Блока; творческие связи А. Блока и А. Белого.

Межпредметные связи: лирика А. Блока и живопись М. Врубеля; Блок и Ю. Анненков — первый иллюстратор поэмы «Двенадцать».

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Девушка пела в церковном хоре...», «Фабрика», «В ресторане», «Коршун», цикл «Кармен», поэма «Соловьиный сад».

Преодолевшиесимволизм Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В. Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов. Вклад Н. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии XX века. Взаимовлияние символизма и реализма.

Н.С.Гумилев

Стихотворения «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство» и др. по выбору.

Герой-маска в ранней поэзии Н.С. Гумилева. «Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилевского неоромантизма.  Экзотический колорит   «лирического  эпоса» 127Н.С. Гумилева. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.

Опорные понятия: неоромантизм в поэзии; лирический герой-маска.

Внутрипредметные связи: полемика Н.С. Гумилева и А.А. Блока о сущности поэзии; пушкинские реминисценции в лирике Н.С. Гумилева («Заблудившийся трамвай»).

Межпредметные связи: лирика Н.С. Гумилева и живопись П. Гогена; рисунки Н.С. Гумилева.

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Как конквистадор в панцире  железном...», «Восьмистишие», «Память», «Рабочий», рассказ «Скрипка Страдивариуса».

А.А. Ахматова

Стихотворения «Мне голос был... Он звал утешно...», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась просто, мудро жить...», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства...», «Высокомерьем дух твой помрачен...», «Мужество», «Родная земля» и др. по выбору.

Психологическая глубина и яркость любовной лирики А.А. Ахматовой. Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике А.А. Ахматовой. Гражданский пафос стихотворений военного времени. Поэма «Реквием».

Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема». Единство «личной» темы и образа страдающего народа. Библейские мотивы и их идейно-образная функция в поэме. Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы.

Опорные понятия: исповедальность лирического произведения; микроцикл.

Внутрипредметные связи: А. Ахматова и Н. Гумилев; творческий диалог А. Ахматовой и М. Цветаевой; стихи А. Ахматовой об А.С. Пушкине.

Межпредметные связи: образ А. Ахматовой в живописи (К. Петров-Водкин, Ю. Анненков, А. Модильяни, Н. Альтман и др.); «Реквием» А. Ахматовой и Кецшет В.А. Моцарта.

Для самостоятельного чтения: «Сероглазый король», «Приморский сонет», «Родная земля», «Поэма без героя».

М.И. Цветаева

Стихотворения «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано...», «Кто создан из камня, кто создан и.! глины...», «Мне нравится, что Вы больны не мной...», «Молитва», «Тоска по родине! Давно...», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог», «Стихи к Блоку» ( «Имя твое птица в руке...») и др. по выбору.

Уникальность поэтического голоса М. Цветаевой, ее поэтического темперамента. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты цветаевской лирики. Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет. Поэт и мир в творческой концепции   Цветаевой,   образно-стилистическое  своеобразие  ее поэзии.

Опорные понятия: поэтический темперамент; дискретность, (прерывистость) стиха.

Внутрипредметные связи: пушкинская тема в творчестве М. Цветаевой; посвящение поэтам-современникам в цветаевской лирике («Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой», «Маяковскому» и др.).

Межпредметныесвязи: поэзия и музыка в творческой судьбе М. Цветаевой (автобиографический очерк «Мать и музыка»).

Для самостоятельного чтения: «Поэма Горы», циклы «Пригвождена», «Стихи к Блоку», «Ученик».

А. Аверченко и  группа журнала «Сатирикон»

Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Аверченко, Н. Тэффи, Саши Черного, Дон Аминадо. Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в спину революции»). Мастерство писателя в выборе приемов комического.

   У  литературной карты России

Обзор творчества М.М. Пришвина, М.А. Волошина — По выбору учителя и учащихся. Феномен «сгущения добра», идея жизнетворчества в прозе М. Пришвина. Отражение «узла мировых драм» в поэтическом творчестве М. Волошина.

Октябрьская революция и  литературный процесс 20-х годов(12ч.)

Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис нашего времени» В.В. Розанова, «Окаянные дни» И.А. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Молитва о России» И. Эрен-бурга, «Плачи» А.М. Ремизова, «Голый год» Б. Пильняка и др.). Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.).

Возникновение «гнездрассеяния» эмигрантской части «расколотой лиры » (отъезд за границу И. Бунина, И. Шмелева, А. Ремизова, Г. Иванова, Б. Зайцева, М. Цветаевой, А. Аверченко и др.).

Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны» («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А.Фадеева, «Конармия» И.Бабеля, «Донские рассказы» М.Шолохова, «Сорок первый» Б. Лавренева и др.).

Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы». Развенчание идеи «социального рая на земле », утверждение ценности человеческой «единицы ». Юмористическая проза 20-х годов. Стилистическая яркость и сатирическая заостренность новеллистического сказа М. Зощенко (рассказы 20-х гг.). Сатира с философским подтекстом в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

В.В. Маяковский

Стихотворения  «А вы могли бы?..»,   «Ночь»,   «Нате!», «Послушайте!»,  «Скрипка и немножко нервно...»,  «О дря ни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Лиличка», «Юбилейное» и др. по выбору.

Тема поэта и толпы в ранней лирике В.В. Маяковского. Город как «цивилизация одиночества» в лирике поэта. Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского. Новаторство поэта в области художественной формы.

Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление).

Бунтарский пафос «Облака в штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы. Соединение любовной темы с социально-философской проблематикой эпохи. Влюбленный поэт в «безлюбом» мире, несовместимость понятий «любовь» и «быт» («Про это»). Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта-гражданина.

Опорные понятия: образная гиперболизация; декламационный стих; поэтические неологизмы.

Внутрипредметные связи: библейские мотивы в поэзии В. Маяковского; цикл стихов М. Цветаевой, посвященный В. Маяковскому; литературные пародии на лирику В. Маяковского (А. Архангельский, М. Вольпин и др.).

Межпредметные связи: поэзия В. Маяковского и творчество художников-кубистов (К. Малевич, М. Ларионов, И. Машков и др.); В. Маяковский и театр.

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Ода революции», «Левый марш», «Приказ по армии искусств», «Письмо Татьяне Яковлевой», поэмы «Люблю», «Хорошо!», пьесы «Клоп», «Баня».

С.А. Есенин

Стихотворения «Той ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Спит ковыль...», «Чую радуницу божью...», «Над темной прядью ...», «В том краю, где желтая крапива...»,   «Собаке Качалова»,   «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская» и др. по выбору.

Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А. Есенина. Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.

Поэмы  «Пугачев», «Анна Онегина».

Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драматической поэме «Пугачев». Созвучность проблематики поэмы революционной эпохе.

Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С.А. Есенина.

Опорные понятия: имажинизм как поэтическое течение; лироэпическая поэма.

Внутрипредметные связи: С. Есенин и А. Блок; творческая полемика С. Есенина и В. Маяковского; пушкинские традиции в лирике Есенина.

Межпредметные связи: С. Есенин в музыке (лирические циклы и романсы Г. Свиридова, 3.Левиной, В. Липатова, В. Веселова и др.).

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Письмо к матери», «Инония», «Кобыльи корабли», «Цветы», поэмы «Черный человек», «Страна негодяев».

Литературный процесс  30-х  — начала 40-хгодов(27ч.)

Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизации власти.

Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Васильева и М. Исаковского (символический образ России — Родины). Лирика Б. Корнилова, Дм. Кедрина, М. Светлова, А. Жарова и др.

Литература на стройке: произведения 30-х годов о людях труда («Энергия» Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!»     В. Катаева, «Люди из захолустья» А. Малышкина и др.).

Человеческий и творческий подвиг Н. Островского. Уникальность и полемическая заостренность образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь».

Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. Клюева и поэтов «крестьянскойкупницы». Поэма А. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. Шолохова «Поднятая целина».

Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.

Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы. Ностальгический реализм И. Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелева. «Парижская нота» русской поэзии 30-х годов. Лирика Г. Иванова, Б. Поплавского, Н. Оцупа, Д. Кнута, Л. Червинской и др.

А.Н. Толстой

 Попытки художественно осмыслить личность царя-реформатора в ранней прозе А. Рассказ   «Лень Петра», роман   «Петр Первый».

Толстого («День Петра»). Углубление образа Петра в «романном» освоении темы. Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и противников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа.

Опорные понятия: историко-биографическое повествование; собирательный образ эпохи.

Внутрипредметные связи: «петровская» тема в произведениях М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, А.К. Толстого, А.А. Блока.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Петр Первый» (труды Н. Устрялова, С. Соловьева и др.).

Для самостоятельного чтения: трилогия «Хождение по мукам».

М.А. Шолохов

Роман-эпопея «Тихий Дон».

Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность, противоречивость пути  «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства. Художественно-стилистическое своеобразие  «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи.

Опорные понятия: хронотоп романа-эпопеи; гуманистическая концепция истории в литературе.

Внутрипредметные связи: продолжение традиций толстовского эпоса в «Тихом Доне» («мысль народная» и «мысль семейная»); шолоховский эпос в контексте произведений о Гражданской войне (А. Фадеев, И. Бабель, М. Булгаков).

Межпредметные связи: исторические источники романа «Тихий Дон» (труды В. Владимировой, А. Френкеля, М. Корчина и др.); «Тихий Дон» в иллюстрациях художников (С. Корольков, О. Верейский, Ю. Ребров) и киноверсиях (к/ф реж. И. Правова и О. Преображенской (1931), С. Герасимова (1958). Для самостоятельного чтения: рассказы «Лазоревая степь», «Шибалково семя», «Родинка».

У  литературной карты России

Обзор творчества Б.В. Шергина, А.А. Прокофьева, С.Н. Маркова — по выбору. Мастерство воссоздания характеров русских землепроходцев в творчестве С. Маркова. Духовное наследие русского песенного Севера в произведениях Б. Шергина. Поэтический облик России в лирике А. Прокофьева.

М.А. Булгаков

Романы     «Белая гвардия»,   «Мастер и Маргарита» — по выбору.

Многослойность исторического пространства в «Белой гвардии». Проблема нравственного самоопределения личности в эпоху смуты. Дом Турбиных как островок любви и добра в бурном море Истории. Сатирическое изображение политических временщиков, приспособленцев, обывателей (гетман, Тальберг, Лисович). Трагедия русской интеллигенции как основной пафос романа.

«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» М.А. Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.

Опорные понятия: «исторический пейзаж»; карнавальный смех; очерк нравов.

Внутрипредметные связи: евангельские мотивы в прозе М. Булгакова; традиции мировой литературы в «Мастере и Маргарите» (И.В. Гёте, Э.Т.А. Гофман, Н.В. Гоголь).

Межпредметные связи: М. Булгаков и театр; сценические и киноинтерпретации произведений М. Булгакова; музыкальные реминисценции в булгаковской прозе.

Для самостоятельного чтения: рассказ «Красная корона», повесть «Собачье сердце», пьесы «Бег», «Дни Турбиных».

Б.Л. Пастернак

Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору.

Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л. Пастернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта. Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б.Л. Пастернака.

Роман  «Доктор Живаго ».

Черты нового лирико-религиозного повествования в романе Б.Л. Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки жизни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лирический аккорд повествования.

Опорные понятия: метафорический ряд; лирико-религиозная проза.

Внутрипредметные связи: Б. Пастернак и поэзия русского футуризма; евангельская и шекспировская темы в лирике и прозе поэта; Б. Пастернак и В. Маяковский.

Межпредметные связи: рисунки Л.О. Пастернака; музыкальные образы Ф. Шопена в лирике Б. Пастернака.

Для самостоятельного чтения: циклы «Сестра моя — жизнь », «Когда разгуляется», поэма «Девятьсот пятый год».

А.П. Платонов

Рассказы «Возвращение», «Июльская гроза», «Фро», повести  «Сокровенный человек», «Котлован» — по выбору.

Оригинальность, самобытность художественного мира А.П. Платонова. Тип платоновского героя — мечтателя, романтика, правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, тема детства в прозе А.П. Платонова. Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл трагического финала повести «Котлован», философская многозначность ее названия. Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя.

Опорные понятия: индивидуализированный стиль писателя; литературная антиутопия.

Внутрипредметные связи: жанр антиутопии в творчестве А. Платонова и Е. Замятина. Шариков А.П. Платонова и Шариков М.А. Булгакова («Сокровенный человек» — «Собачье сердце»).

Межпредметные связи: проза А. Платонова и живопись П. Филонова.

Для самостоятельного чтения: рассказы «Родина электричества », «Старый механик », повесть «Джан ».

В.В. Набоков

Роман «Машенька».

Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки». Образ Ганина и тип «героя компромисса». Своеобразие сюжетно-временной организации повествования. Черты чеховских «недотеп» в обывателях пансиона фрау Дорн. Словесная пластика Набокова в раскрытии внутренней жизни героев и описании «вещного» быта. Горько-ироническое звучание финала романа.

Опорные понятия: элитарная проза; литературное двуязычие.

Внутрипредметные связи: пушкинские реминисценции и романе «Машенька»;     В. Набоков и И. Бунин.

Межпредметные связи: литературное двуязычие в творчестве В. Набокова; размышления писателя о художественном значении русского языка.

Для самостоятельного чтения: рассказ «Облако, озеро, башня », роман «Защита Лужина»

Литература периода Великой Отечественной войны(3ч.)

Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен войны (А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, Ю. Гроссман и др.).

Лирика военных лет. Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, Л. Ошанина, Е. Долматовского, А. Суркова, А. Фатьянова.

Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова и др.). Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» как вершинное произведение времен войны. Прославление подвига народа и русского солдата в «Книге про бойца».

Проза о войне. «Дни и ночи» К. Симонова, «Звезда» Э. Казакевича, «Спутники» В. Пановой, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова и др.

А.Т. Твардовский

Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете...», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Я знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь...», «В чем хочешь человечество вини.. и др. по выбору.

Доверительность и теплота лирической интонации А. Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.

     Поэма   «По праву памяти».

«По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора.

Опорные понятия: лирико-патриотический пафос; лирический эпос.

Внутрипредметные связи: И.А. Бунин о поэме «Василий Теркин»; некрасовские традиции в лирике А. Твардовского.

Межпредметные связи: литературная деятельность А. Твардовского в журнале «Новый мир»: документы, свидетельства, воспоминания.

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Жестокая память», «Как после мартовских метелей...», «Полночь в мое городское окно...», поэмы «Дом у дороги», «За далью — даль».

Литературный процесс 50 — 80-х  годов (20ч.)

Осмысление Великой Победы 1945 года в 40—50-е годы XX века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С. Орлова, А. Межирова.

Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский лес», очерки «Районные будни» В. Овечкина и др.).

«Оттепель» 19531964 годов — рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендрякова, В. Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др.

Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова и др.

«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 6070-хгодов. Проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, А. Ананьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева.

«Деревенская проза» 5080-х годов. Произведения С. Залыгина, Б. Можаева, В. Солоухина, Ю. Казакова, В. Белова и др. Рождение мифо-фольклорного реализма (повести В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др.). Нравственно-философская проблематика пьес А. Вампилова, прозы В.Астафьева, Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю. Домбровского, В. Крупина.

Историческая романистика 6080-х годов. Романы В. Пикуля, Д. Балашова, В. Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В. Шаламова, Е. Гинзбург, О. Волкова, А. Жигулина.

Авторская песня как песенный монотеатр 7080-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Башлачева.

Н.А. Заболоцкий

Стихотворения «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться...», «Лебедь в зоопарке», «Я воспитан природой суровой...» и др. по выбору.

Н. Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. Жанр совета, размышления-предписания в художественной концепции Н. Заболоцкого. Интонационно-ритмическое и образное своеобразие лирики Заболоцкого.

Опорные понятия: поэзия ОБЭРИУ; натурфилософская лирика.

Внутрипредметные связи: опыт переложения «Слова о полку Игореве» в творчестве Н. Заболоцкого; влияние поэзии Ф.И. Тютчева, А. Блока, Б. Пастернака на лирику Заболоцкого.

Межпредметные связи: лирика Н. Заболоцкого и живопись Б. Кустодиева, П. Филонова, М. Шагала, П. Пикассо.

Для самостоятельного чтения: сборник «Столбцы», поэма «Торжество земледелия».

В.М. Шукшин

Рассказы «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал».

Колоритность и яркость шукшинских героев - «чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.

Опорные понятия: герой-«чудик»; пародийность художественного языка.

Внутрипредметные связи: творчество В. Шукшина и произведения «деревенской» прозы (В. Распутин, В. Белов, Ф. Абрамов, Б. Можаев и др.).

Межпредметные связи: кинодраматургия В. Шукшина (к/ф «Живет такой парень», «Странные люди», «Калина красная» и др.).

Для самостоятельного чтения: рассказ «Выбираю деревню на жительство», повесть-сказка «До третьих петухов», киноповесть «Калина красная».

А.И. Солженицын

Повесть  «Один день Ивана Денисовича ».

Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича». «Лагерь с точки зрения мужика, очень народная вещь» (А.Твардовский). Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя. Смешение языковых пластов в стилистике повести.

Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Черты «нутряной» России в облике Матрены. Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия.

Опорные понятия: двуединство героя и автора в эпосе; тип героя-праведника.

Внутрипредметные связи: тема народного праведничества в творчестве А. Солженицына и его литературных предшественников (Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, И.С. Тургенев и др.).

Межпредметные связи: нравственно-философская позиция Солженицына-историка; язык «нутряной» России в прозе писателя.

Для самостоятельного чтения: рассказ «Захар Калита», цикл «Крохотки».

У  литературной карты России

Обзор творчества Е.И. Носова, В.Т. Шаламова, В.Д. Федорова, В.А. Солоухина по выбору учителя и учащихся. Художественное звучание «негромкого» военного эпоса Е. Носова. Нравственная проблематика «лагерной» прозы В. Шаламова. Традиции русской гражданской поэзии в лирике В. Федорова. Восхождение к духовным ценностям России в творчестве В. Солоухина.

Новейшая русская проза и  поэзия    80 — 90-х годов(2ч.)

Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.).

Проза с реалистической доминантой. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в ее лучших проявлениях в прозе Б. Екимова, Е. Носова, Ю. Бондарева, П. Проскурина, Ю. Полякова и др. Новейшая проза Л. Петрушевской, С. Каледина, В. Аксенова, А. Проханова. «Людочка» В. Астафьева и «Нежданно-негаданно» В. Распутина как рассказы-предостережения, «пробы» из мутного потока времени. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. Маканина, Л. Улицкой, Т. Толстой, В. Токаревой и др. Противоречивость, многосоставность романа В. Астафьева «Прокляты и убиты».

Эволюция прозы и поэзии с модернистской и постмодернистской доминантой. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соц-арт», «новая волна» и т.п.).

Поэма в прозе «Москва—Петушки» В.Ерофеева как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. Пелевина, ее «игровой» характер.

Ироническая поэзия 8090-х годов. И. Губерман, Д. Пригов, Т. Кибиров и др.

Поэзия и судьба И. Бродского. Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.

Обзор литературы последнего десятилетия  

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО - ЛИТЕРАТУРНЫЕ  ПОНЯТИЯ

  • Художественная литература как искусство слова.
  • Художественный образ.
  • Содержание и форма.
  • Художественный вымысел. Фантастика.
  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ  веков.
  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
  • Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление.
  • Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
  • Деталь. Символ.
  • Психологизм. Народность. Историзм.
  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.
  • Стиль.
  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
  • Литературная критика.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков

XIX-XX вв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и

черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять роди жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты),

соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному

произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Учебно-тематическое планирование по литературе для 11В класса

Раздел

Количество часов

2.

Русская литература начала XX века

1

3.

Писатели-реалисты начала XX века

18

4.

«Серебряный век» русской поэзии

19

5.

Октябрьская революция и  литературный процесс 20-х годов

12

6.

Литературный процесс  30-х  — начала 40-х годов

27

7.

Литература периода Великой Отечественной войны

3

8.

Литературный процесс 50 — 80-х  годов

20

9.

Новейшая русская проза и  поэзия    80 — 90-х годов

2

Итого в год

102

Календарно-тематическое планирование по литературе для 11В класса

(по учебнику литературы для 11 класса общеобразовательных учреждений. Авторы учебника: Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века» - М.: «Русское слово», 2017г.).

урока

Тема урока

Кол-во.ч.

Дата проведения

Домашнее задание

План.

Факт.

Русская литература начала XX века (1ч)

Сложность и самобытность русской литературы XX века. Обзор русской литературы начала XX века.

1

09.

Прочитать стр.3-28 конспект.

Писатели-реалисты начала XX века (18ч)

И.А.Бунин. Жизненный и творческий путь.

1

09.

Стр. 29-41. Прочитать рассказ «Антоновские яблоки».

Анализ пейзажа в начале рассказа. Выучить наизусть стихотворения  «Вечер», «Седьмое небо надо мною…»

«Антоновские яблоки». Чудная власть прошлого в рассказах Бунина.

1

09.

Прочитать с. 41-45. Написать мини-сочинение «Усадебная Русь И. Бунина».

Прочитать рассказы «Господин из Сан-Франциско» и «Чистый понедельник».

 «Господин из Сан - Франциско». Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе.

1

09.

Вопросы, прочитать рассказы Бунина «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».

Рассказы И.А. Бунина о любви. «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».

1

09.

Стр.45 – 59.

И.А.Бунин «Грамматика любви».

1

09.

Вопросы, анализ произведения, знать  содержание произведений «Макар Чудра», «Старуха Изергиль».

Жизнь  и творчество М.Горького. Романтизм раннего творчества М. Горького. Рассказы «Макар Чудра», "Старуха Изергиль".  Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы.

1

09.

Повторить сведения о романтизме, биография по дополнительным источникам, стр.60-72.

«Босяцкая» проза М. Горького. Рассказ «Челкаш».

1

09.

Вопросы.

Воспевание красоты и  духовной мощи свободного человека в рассказах - легендах М.Горького.

1

09.

Вопросы, характеристика героев.

Пьеса М.Горького «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы.

1

09.

Стр. учебника 72-86, жизненный путь Сатина, Бубнова, Луки.

Спор героев о правде и мечте как образно - тематический стержень пьесы «На дне».

1

09.

Вопросы, наизусть монолог Сатина о Человеке.

Роман «Мать». История создания. Проблематика и система образов произведения.

1

09.

Вопросы, характеристика героев.

Сочинение по творчеству М.Горького.

1

10.

Дописать сочинение.

Жизнь и творчество А.И. Куприна.

1

10.

Биография по дополнительным источникам, стр.87-90,   содержание повести «Олеся».

Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести А.И.Куприна «Олеся».

1

10.

Вопросы, знать содержание повести «Поединок» А.И. Куприна.

Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса в повести «Поединок» Куприна.

1

10.

Вопросы, письменный анализ эпизода.

Рассказ «Гранатовый браслет» нравственно - философский смысл истории о «невозможной» любви.

1

10.

Стр. 91-95, письменный ответ на вопрос «Какова роль музыки в раскрытии темы рассказа?»

Сочинению по  творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна.

1

10.

Биография М.Горького, стр. 57-71.                                                                                                                                                                                                                        

У литературной карты России.

1

10.

Стр.96-104 конспект.

«Серебряный век» русской поэзии (19ч)

Серебряный век русской поэзии. Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.

1

10.

Стр.105-122 конспект.

Основные черты символизма как философско - художественного течения: его открытия и кризис 1910-х годов.

1

10.

Стр.123-133 вопросы.

 Жизнь и творчество А.А.Блока. «Страшный мир в поэзии Блока».

1

10.

Стр.134-144. Подготовить рассказ о поэте.

Романтический образ «влюбленной души» в «стихах о  Прекрасной Даме» А. Блока.

1

10.

Записи, вопросы, стр. 144-153, выучить наизусть стихотворение «Незнакомка».

Стихи Блока о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных» перемен.

1

10.

Стр. 154-160, вопросы, выучить стихотворение, посвященное теме России.

Сообщение «Эволюция темы Родины в лирике А. Блока».

Прочитать поэму «Двенадцать».

Поэма А.Блока «Двенадцать»

1

11.

Записи, прочитать поэму, вопросы.

Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме А.Блока «Двенадцать».

1

11.

Стр.161-173, записи, вопросы.

Образ Христа и христианские мотивы в поэме Блока «Двенадцать».

1

11.

Отрывок из поэмы Блока наизусть.

Поэтический мир И. Ф. Анненского.

1

11.

Стр.187-197

Биография  В.В. Хлебникова, анализ стихотворения.

Образно-стилистическое богатство поэзии 20 века.

11.

Стр. 198-219.

Трагическая судьба Н. С. Гумилёва. Своеобразие поэтического мира Н. С. Гумилёва.

1

11.

Биография  по дополнительным источникам, стр.220-235, выучить наизусть стихотворения «Жираф», «Кенгуру».

 Жизненный и творческий  путь А.Ахматовой. Тема поэта и поэзии. Тема Пушкина в творчестве А. А. Ахматовой.

1

11.

Стр. 227-252. Подготовить сообщение «Тема любви и страдания в лирике А.Ахматовой». Составить конспект статьи учебника.

История создания поэмы «Реквием». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме.

1

11.

Стр.253-263,биография М.Цветаевой. Групповые задания.

Учебник, с. 244-251.

М.Цветаева. « Если душа родилась крылатой».

1

11.

Стр.264-278, составить конспект статьи,

Выучить стихотворение наизусть  «Моим стихам, написанным так рано…»

Тема России в поэзии Цветаевой.

1

11.

Стр.278-285, анализ стихотворения М.Цветаевой (выбор учащихся).

Основные мотивы лирики Цветаевой.

1

11.

Выучить наизусть: Стихи к Блоку («Имя твоё - птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…».

Сочинение по творчеству А.Блока, А.Ахматовой, М.Цветаевой.

1

11.

Стр. 318 – 327 конспект.

«Короли смеха» из журнала «Сатирикон».

1

12.

Стр. 286-296,  конспект.

У литературной карты России.

12.

Стр. 297-309 конспект.

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (12ч)

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов.

1

12.

Стр. 310-322 конспект.

Литературные группировки, возникшие после Октября1917 года, их манифесты, декларации. Программы.

1

12.

Стр. 323-338 конспект.

Новые голоса: тема Родины и революции в произведениях Д. Фурманова, А.Фадеева, И. Бабеля.

1

12.

Стр. 339-348,биогр. А. Платонова, знать содержание  романа «Чевенгур» А. Платонова.

Развитие жанра антиутопии:  «Чевенгур» А. Платонова.

1

12.

Стр. 349-352, биография по дополнительным источникам  Е.Замятина, знать содержание  романа «Мы».

Антиутопия Е.Замятина в романе «Мы».

1

12

Задание по роману «Мы» (по группам)

1 – Как устроено счастливое общество будущего? О чем предупреждает писатель своим романом?

2 – Выделить эпизоды: «Формула .счастья»; «Лекция о «музыке других», «Три изображения Благодетеля»

3 – сопоставить с «Историей одного города»

Юмор и сатира.

1

12.

Стр.353-361

Жизнь и творчество В. Маяковского. Футуристическое начало в поэзии В. В. Маяковского. Образ лирического героя в ранних произведениях поэта. Новаторство Маяковского.

1

12.

Стр.362-379,биография  по дополнительным источникам, записи.

Основные мотивы в лирике Маяковского. Поэт и революция. Образ Родины в поэзии В. В. Маяковского.

1

12.

Стр. 380-396, анализ стихотворений  «О дряни», «Прозаседавшиеся» (по выбору).

Поэма В. Маяковского «Облако в штанах».

1

12.

Письменный анализ стихотворения  «Письмо Татьяне  Яковлевой»,

 прочитать поэму «Про это».

С. Есенин: поэзия и судьба. «Поющее сердце России…»

1

12.

Биография С. Есенина по дополнительным  источникам, стр.397-410, выучить наизусть стих. «Гой ты, Русь моя родная…»

Образ Руси и природа родного края в лирике Есенина. Тема революции в поэзии С.Есенина.

1

01.

Выучить наизусть стихотворение о природе, о Родине (по выбору учащихся), стр.411-413, прочитать поэму «Анна Снегина».

Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина». Проблематика поэмы. Своеобразие композиции и системы образов.

1

01.

Стр.413-421, записи, вопросы.

Литературный процесс 30-40-х годов. Лирика 30-х годов. (27ч)

Литературный процесс 30-40-х годов. Лирика 30-х годов.

1

01.

Стр.3-28 , записи.

О. Мандельштам. Эмигрантская «ветвь» русской литературы.

1

01.

Стр.28-36.

Ностальгический реализм Б.Зайцева и И. Шмелева.

1

01.

Стр. 36-46, перечитать из романа Толстого следующие сцены: «Народ у Кремля» (кн.1,гл.1,сц.16;), «Казнь Кульмана» (кн.1, гл.5, сц.9), «Кабак на Варварке» (кн.2, гл.1, сц.2). Как представлен народ в этих сценах?

Выбрать из романа главы, посвященные деятельности царя-реформатора.

А.Н.Толстой. Историческая проза. Личность царя - реформатора в романе «Петр I».

1

01.

Стр. 46-56. Люди из народа: Меньшиков, Лефорт, Бровкин

(характеристика героев).

М.А.Шолохов.  История создания, художественное своеобразие и проблематика романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».

1

01.

С. 57-78. Прочитать 1-2 части «Тихого Дона».

Письменный анализ рассказа «Лазоревая степь», сообщение «Значение пейзажа в романе М.Шолохова «Тихий Дон».

Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон».

1

01.

Прочитать главы 5,7,8,10,12 третьей части; гл.3,4 четвертой части «Тихого Дона»; ответить на вопросы.

Дом и святость семейного очага в романе "Тихий Дон".

1

01.

Вопросы, характеристика героев, стр. 78-83.

Женские образы в романе.

1

01.

Стр. 83- 91, прочитать главы 11,12,13,28 пятой части. Ответить на вопросы.

Письменный анализ эпизода расстрела заложников на хуторе Татарском (гл.24, ч.6).

Подобрать эпизоды на тему «Гражданская война как трагедия народов».

Гуманизм М.Шолохова в изображении противоборствующих сторон на Дону. Нравственная позиция автора.

1

01.

Стр. 91-99, прочитать гл.63 шестой части; гл.29 седьмой части. В чем «преступление и наказание» Григория Мелехова?

Закончить сюжетный план «Судьба Григория Мелехова».

Григорий Мелехов и его путь исканий.

1

01.

Письменно ответить на вопрос «В чем трагедия Григория Мелехова?»

Подготовиться к сочинению.

РР. Сочинение по творчеству М.Шолохова.

1

02.

Дописать сочинение.

Чтение романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Анализ 1 главы романа.

У литературной карты России.

1

02.

Стр.100-104 вопросы.

М.А.Булгаков.  История создания, жанровое и композиционное своеобразие романа.

1

02.

Стр. 105-119,

таблица «Этапы биографии М.Булгакова и их отражение в его творчестве», записи.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».  Система образов.

02.

Вопросы, записи.

Роман «Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт».

1

02.

Стр. 119-126, Гл.2,16,25,26,31,32, эпилог.

Сопоставить «ершалаимские» главы с библейским первоисточником. Найти расхождения.

Пилат и Иешуа.

Нравственно-философское звучание «ершалаимских»

глав романа.

1

02.

Статья учебника «Карнавальный смех сатаны».  Составить тезисы, характеристика сатирических персонажей (Степа Лиходеев, Варенуха, Моков, Аннушка, Алоизий Могарыч и

др.)

Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в романе «Мастер и Маргарита».

1

02.

Подготовить рассказ о судьбе Мастера и Маргариты.

Выписать цитаты с упоминанием символических деталей, связанных с историей любви в романе.

Тема любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита».

1

02.

Стр.129-137.

Тема любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита».

1

02.

Вопросы.

РР. Сочинение по творчеству М.Булгакова.

1

02.

Стр. 139-157, подготовить доклады, связанные с разными периодами жизни Пастернака.

Б.Л.Пастернак. Жизненный и творческий путь. Лирика.

1

02.

Анализ стихотворений Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Снег идет», «Плачущий сад».

Б. Пастернака. История создания и идейно-художественное своеобразие романа «Доктор Живаго».

1

02.

Выучить наизусть стихотворение по выбору, записи, вопросы.

Роман «Доктор Живаго». Духовные искания героев.

1

02.

Записи, вопросы.

Роман «Доктор Живаго». Духовные искания героев.

1

03.

Записи, вопросы.

Юрий Живаго. «Гамлетизм» Гамлета и жертвенность.

1

03.

Стр.160-169, прочитать повесть «Котлован».

А.П.Платонов. Очерк жизни и творчества с включением анализа рассказов по выбору.

1

03.

Записи, вопросы.

Идейно-художественное своеобразие повести А. П. Платонова «Котлован». Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести.

1

03.

Вопросы, характеристика героев, стр. 170-179

Литература периода Великой Отечественной войны (3ч)

Проза и публицистика военных лет.

1

03.

Стр.193-219, вопросы.

А.Т.Твардовский. Жизненный и творческий путь.

1

03.

С.220-230.

Выучить наизусть стихотворение А.Твардовского о войне, о памяти.

Поэма «По праву памяти». Проблема субъективной боли лирического героя за судьбы своей страны и своего народа. Историзм и публицистичность поэмы.

1

03.

Стр.230-234, записи, вопросы.

Литературный процесс 50-80-х годов (20ч)

Литературный процесс 50-80-х годов.

1

03.

Стр. 235-240, конспект.

Литературный процесс 50-80-х годов.

1

03.

Стр. 240-260, конспект.

«Окопный реализм» писателей – фронтовиков 60-70-х годов.

1

03.

Стр. 260-263, записи, индивидуальные сообщения.

«Окопный реализм» писателей – фронтовиков 60-70-х годов.

1

03.

Стр.264-265,записи, индивидуальные сообщения.

«Деревенская  проза».

1

03.

Стр. 266- 279 конспект, индивидуальные сообщения.

«Городская  проза».

1

04.

Стр. 279- 301 конспект, индивидуальные сообщения.

Историческая романистика 60-80-х годов. Исторический роман как древо памяти. Авторская песня 60-80-х годов.

1

04.

Стр.286-301, конспект, записи.

В.М.Шукшин. Жизнь и творчество. Тип героя-чудика в рассказах Шукшина («Чудик», «Миль пардон, мадам»).

1

04.

Стр. 302-313. Биография по дополнительным  источникам.

Проза В.М.Шукшина. Тема города и деревни. Рассказы «Срезал» и «выбираю деревню на жительство».

1

04.

Вопросы, прочитать повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Сочинение по творчеству В.М.Шукшина.

1

04.

Биография  Н.М. Рубцова по дополнительным  источникам.

Н.М.Рубцов. «Изранена судьба, очаг испепелён».

1

04.

Стр. 314-327.

Художественный мир В.П. Астафьева.

1

04.

Стр.328-353, вопросы.

В. П.Астафьев. «Царь - рыба».

04.

Прочитать повесть «Последний срок».

Творчество В.Распутина. Повесть «Последний срок».

1

04.

Стр. 354-379.

В.Распутин. Повесть «Живи и помни».

1

04.

Записи, вопросы, биография  А.И. Солженицына.

А.И. Солженицын. Жизнь и судьба.

1

04.

Стр. 381- 395, написать письмо Ивану Денисовичу.

А.И.Солженицын. Своеобразие звучания «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича».

1

04.

Вопросы.

Обзор творчества В.Шаламова. «Колымские рассказы».

1

05.

Стр.397-398, вопросы.

Обзор творчества  Е. Носова.

1

05.

Стр. 398-400.

Обзор творчества В.Солоухина.

1

05.

Стр.400-405,  вопросы.

Новейшая русская проза и  поэзия  80 — 90-х годов (2ч)

Новейшая русская проза и поэзия. Общая характеристика.

1

05.

Стр.407-420,  вопросы.

Новейшая русская проза и поэзия. Общая характеристика.

1

05.

Стр.421-451,  вопросы.

Итого  в  год - 102 ч.

Список  учебно-методической литературы

1.С.АЗинин, В.А.Чалмаев. Литература 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. 12-е издание. - М, «Русское слово», 2013.

2.Л.И.Викулов. Современная проза в выпускном классе. - М,  «Просвещение», 2002.

3.Е.В.Иванова, М.Г.Павловец, В.Б.Семенов. Русская поэзия  второй половины 20 века (под редакцией В.В.Агеносова) – М, Аст-Астрель, 2002.

4. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русской литературе 20 век. Издание 4.- М,  «Вако», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии для11 класса (базовый уровень.)

    Рабочая программа составлена на основе:- Закон РФ «Об образовании»;- Учебного плана МБОУ Волченковской СОШ на 2013-2014 учебный год;-Авторской программы по геометрии издательство ...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...