Мастер-класс "Кооперативное обучение как основа формирования коммуникативных навыков"
учебно-методический материал на тему
Мастер-класс посвящён технологии кооперативного обучения, которое заключается в сотрудничестве учащихся в группе, в соединении всех форм урока и позволяет активизировать работу каждого ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass._kooperativnoe_obuchenie.docx | 24.1 КБ |
didakticheskie_materialy.docx | 31.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Три шага к успеху»
СЛАЙД 1 СЛАЙД 2 СЛАЙД 3 СЛАЙД 4 СЛАЙД 5 СЛАЙД 6 СЛАЙД 7 (музыка) СЛАЙД 8 СЛАЙД 9 (музыка) СЛАЙД 10 | 1. Представление Доброе утро, уважаемые коллеги. Меня зовут Закирова Алсу Рафкатовна. Работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ КСШ №4. Сегодня я хотела бы поговорить о проблеме, которая касается каждого класса и сидящего здесь учителя. На своих занятиях я замечала, что одни учащиеся работают на уроке активно, другие же – нет. И даже при выполнении групповой работы отдельные ученики выполняют всю работу, которая должна быть выполнена всеми участниками группы. Знакомая картина? Как вы считаете? (ответы) Проблема не только в отсутствии мотивации и интереса. Проблема - в организации урока. Расскажу, как я решаю эту проблему на своих занятиях. Тема моего мастер-класса «Кооперативное обучение как основа формирования коммуникативных навыков». 2. О технологии кооперативного обучения - Что такое кооператив? Это слово пришло в русский язык из немецкого ещё в 19 веке и означает «СОТРУДНИЧЕСТВО». Кооперативное обучение (КО) заключается в сотрудничестве учащихся в группе, в соединении всех форм урока с целью активизации работы каждого ученика. Покажу, как я применяю некоторые приёмы КО на своих уроках. Итак, самый простой приём КО: три шага. Первый шаг «Подумай»: у каждого ученика есть индивидуальное время для активизации мыслительной деятельности. Второй шаг «Поделись с товарищем»: это время для корректировки ошибок, для решения каких-то задач, а также для обсуждения результатов индивидуальной работы. И третий шаг - «Представь результат классу». 3. Распределение ролей Приглашаю 8 участников и предлагаю выбрать карточки (с ролями). Предлагаю сесть за столами, объединившись по 4 человека по цвету карточек (зелёные и розовые). Предлагаем правила работы в малых группах. 1) Быстро распределить роли в группе (прочитать участникам). Спикер организует порядок выполнения задания, поощряет группу к работе, подводит итоги работы. Секретарь ведет коротко и четко записи результатов работы своей группы, как член группы должен быть готов выразить мнение группы во время подведения итогов или помочь докладчику. Посредник следит за временем, поощряет группу к работе. Докладчик четко выражает мнение, к которому пришла группа, докладывает о результатах работы группы. 2) Правила ведения корпоративного собеседования:
4. Смоделируем ситуацию на уроке - Внимание – видеоролик. Догадайтесь, о чём пойдёт на уроке речь? (Просмотр Ералаша) (О культуре речи) 5. Задание 1. ХОРОШАЯ РЕЧЬ В течение 15 секунд подумайте, что входит в понятие «хорошая речь». А теперь поделитесь вашими соображениями с товарищами. Прошу вас заполнить кластер, определив признаки хорошей речи. Помните, что вы ограничены во времени – у вас 1 минута. Не забывайте о ваших ролях. Представьте ваш результат классу. Профессор Б.Головин, один из основоположников науки о культуре речи в отечественном языкознании, выделял следующие качества хорошей речи: точность, выразительность, чистоту, уместность, богатство, логичность. 6. Задание 2. УМЕСТНО-НЕУМЕСТНО В.А. Сухомлинский писал, что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду. Остановимся на одной из характеристик хорошей речи – уместности. Предлагаю вам обсудить текст С.Довлатова. - Подумайте, почему студент, совершивший отличный поступок, неловко чувствовал себя после «ПОХВАЛЫ» тренера? В чём ошибка тренера? Уместна ли речь тренера? «Десять лет назад я спас утопающего. Вытащил его на берег Черного моря. Жили мы тогда в университетском спортивном лагере. Ко мне подошел тренер и говорит: “Я о тебе, Довлатов, скажу на вечерней линейке”. Я обрадовался. Мне нравилась гимнастка по имени Люда. И не было повода с ней заговорить. Вдруг такая удача. Стоим мы на вечерней линейке. Тренер говорит: “Довлатов, шаг вперед!” Я выхожу. Все на меня смотрят. И Люда в том числе. А тренер продолжает: “Обратите внимание! Живот выпирает, шея неразвитая, плавает как утюг, а товарища спас!..” После этого я на Люду и смотреть боялся». - Подумайте, почему студент, совершивший отличный поступок, неловко чувствовал себя после «ПОХВАЛЫ» тренера? В чём ошибка тренера? Уместна ли речь тренера? Обсудите в группе и устно представьте свой вариант похвалы тренера. 7. Рефлексия Итак, что же даёт нам кооперативное обучение? Умение работать в группе, решать задачи – очень важно для каждого человека, и высокие школьные отметки, согласитесь, не являются гарантией успеха в жизни. Чтобы создать счастливую семью, иметь успешную карьеру или вести общественную жизнь, нужно обладать какими-то необходимыми социальными компетенциями. Я убеждена, что учителя, которые используют технологии кооперативного обучения, дают старт успешности своих учеников. А теперь в подарок отправляю всех участников «отдыхать на южный остров». На какой – выбираете сами. Оцените свои ощущения после сегодняшнего мастер-класса. |
Предварительный просмотр:
Спикер организует порядок выполнения задания, поощряет группу к работе, подводит итоги работы.
-------------------------------------------------
Секретарь ведет коротко и чётко записи результатов работы своей группы, как член группы должен быть готов выразить мнение группы во время подведения итогов или помочь докладчику.
-------------------------------------------------
Посредник следит за временем, поощряет группу к работе.
-------------------------------------------------
Докладчик четко выражает мнение, к которому пришла группа, докладывает о результатах работы группы.
------------------------------------------------------
Десять лет назад я спас утопающего. Вытащил его на берег Черного моря.
Жили мы тогда в университетском спортивном лагере. Ко мне подошел тренер и говорит: “Я о тебе, Довлатов, скажу на вечерней линейке”.
Я обрадовался. Мне нравилась гимнастка по имени Люда. И не было повода с ней заговорить. Вдруг такая удача.
Стоим мы на вечерней линейке. Тренер говорит: “Довлатов, шаг вперед!”
Я выхожу. Все на меня смотрят. И Люда в том числе. А тренер продолжает: “Обратите внимание! Живот выпирает, шея неразвитая, плавает как утюг, а товарища спас!..”
После этого я на Люду и смотреть боялся.
(С.Довлатов.)
Задание
- Подумайте, почему студент, совершивший отличный поступок, неловко чувствовал себя после «ПОХВАЛЫ» тренера?
В чём ошибка тренера? Уместна ли речь тренера?
Обсудите в группе и устно представьте свой вариант похвалы тренера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Час семьи «Формирование коммуникативных навыков у воспитанников».
Комплекс упражнений для развития речи у воспитанников детского - дома...
«Коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации для детей с нарушением интеллекта».
В данной статье рассматриваются принципы формирования коммуникативных навыков, которые имеют огромное значение при формированиии социальной адаптации детей с нарушением интелекта. На базе Запрудненско...
«Формирование коммуникативных навыков на уроках английского языка при помощи jazz chants»
Одним из основных факторов модернизации региональной системы образования является коммуникативная компетентность. Именно ее формированию помогает использование на уроках песенного и музыкального матер...
Метапредметный подход обучения в формировании коммуникативных навыков и развития аналитического мышления.
данный материал оказывает помощь в построении метапредметного урока с целью формирования у обучающихся целостной картины мира...
ДОКЛАД на тему «Формирование коммуникативных навыков на основе альтернативных средств общения у детей с РДА»
Доклад к выступлению на семинаре в форме круглого стола «Коррекционно – педагогическая помощь учащимся с РДА»...
Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы
Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы...
« Технология « рассказывание историй или сторителлинг » - как средство формирования коммуникативных навыков в обучении иностранному языку»
Аннотация к учебно-методическому пособию « Технология « рассказывание историй или сторителлинг » - как средство формирования коммуникативных навыков в обучении иностранному язы...